Цифровизация в ТЭК: текущее состояние и перспективы

Прежде всего имеет смысл определить само понятие «цифровизации». На мой взгляд, это современное и модное название процесса автоматизации бизнеса: внедрение программных продуктов, позволяющих автоматизировать бизнес-процессы предприятия, и перевести их в более управляемое состояние с целью повышения эффективности.

Преимущества для ТЭК

Тренды современной ИТ-индустрии таковы, что, если раньше в компаниях ТЭК оцифровывались, в первую очередь, бэк-энд-процессы: финансовые, кадровые и другие корпоративные функции, то сейчас, на первое место в приоритете выходят «основные», те базовые/центральные процессы предприятия, вокруг которых и строится бизнес.

В качестве примера могу привести проект, который мы реализовывали в одном из нефтяных холдингов. Перед нами была поставлена задача автоматизировать процесс добычи сырья непосредственно на месторождениях. При этом необходимо понимать, что одинаковых месторождений не существует, каждое отличается своими параметрами и характеристиками, поэтому создать единый шаблон, который бы подошел для всех разнообразных вариантов либо невозможно, либо он будет слишком громоздким и неповоротливым.

На помощь нам пришло довольно современное понятие в ИТ-индустрии «цифровой двойник». По сути это виртуальный слепок предприятия, на котором можно эмулировать деятельность промысла в различных режимах нагрузки и в любых других внешних обстоятельствах с учетом внутренних целей. Как и оборудование месторождения, состоящее из компонентов с различными характеристиками, так и цифровой двойник, связывающий в одну модель множество отдельных блоков, меняющихся от промысла к промыслу, позволили заказчику проигрывать различные сценарии эксплуатации каждого месторождения, и отвечать на вопросы «что если?»:

  • что произойдет в той или иной ситуации;
  • какие компоненты необходимо усилить при увеличении нагрузки;
  • насколько уменьшится межремонтный интервал, заранее заказать все необходимые для ремонта запчасти.

Тем самым снизить время простоя, как следствие, уменьшить издержки, повысить эффективность эксплуатации месторождения, добавить управляемость в планировании объемов добычи всего предприятия.

Как цифровизация влияет на потребителя энергии

Влияние цифровизации на конечного потребителя в идеальном мире всегда происходит в сторону снижения стоимости конечной продукции за счет повышения эффективности всех процессов, сокращения времени принятия решений, регулярной оптимизации этих оцифрованных процессов и снижения издержек на всех этапах. Также автоматизация всех шагов в цепочке добавленной стоимости позволяет принимать эффективные и своевременные решения, повышая доступность конечного продукта.

В качестве примера можно привести наметившуюся тенденцию к увеличению интереса к использованию электромобилей, как следствие, росту их количества. Владельцы ставят их на зарядку ночью, что вызвало необходимость создания специальных тарифов для «ночных» и «дневных» зарядок автомобилей, что было бы невозможно, если бы весь процесс не был оцифрован.

Уровень цифровизации ТЭК в России

При всем желании представить ситуацию в более радужном свете, необходимо признать, что текущая степень автоматизации предприятий ТЭК – крайне низкая. Это является следствием многих причин, основными из которых являются:

  • Общее запаздывание за современными мировыми трендами.
  • Советское наследие как в ментальной части, так и в устаревшем оборудовании.
  • Безусловно ощущается влияние санкций и вследствие этого ограничения доступности современных мировых технологий.
  • Также большое влияние оказывает фактическое отсутствие отечественной базы информационных технологий как в аппаратной, так и в программной частях. Ведь не секрет, что, несмотря на директиву об импортозамещении, зачастую попросту нечем замещать зарубежные системы.
  • Уровень цифровизации низок по причине неэффективного управления как внедрением, так и последующим развитием и адаптацией под нужды бизнеса, внедренных решений (подробнее об этом дальше).

Проблемы в цифровизации энергетического комплекса в России

Продолжу: можно и нужно значительно более эффективно использовать имеющиеся интеллектуальные и финансовые ресурсы. Довольно болезненно наблюдать, насколько зачастую бестолково и неэффективно тратится время, деньги и человеческие ресурсы.

Например, при внедрении большого продолжительного проекта, один из заказчиков не заложил в проект необходимость детального документирования всех шагов и настроек. В итоге после сдачи проекта была утеряна возможность его развития. После его непродолжительного функционирования в промышленной эксплуатации возникла необходимость автоматизировать функцию заново, а это снова повлекло за собой отвлечение персонала, финансовые и самое главное временные издержки. Ведь именно время является в современном мире самым ценным ресурсом. Зачастую, автоматизировав одну функцию, можно приниматься за следующую, используя наработки предыдущей, а раз за разом, буксуя на первом, о последующих этапах говорить даже не приходиться.

Еще одной проблемой является, (и это касается именно ТЭК), крайне медленная адаптация внедренных систем под изменяющиеся требования бизнеса. Не секрет, что в современном мире технологическое развитие происходит с каждым десятилетием все быстрее и быстрее, и способность оперативно меняться под изменяющиеся требования, является главенствующим трендом цифровизации.

В современную эпоху уже нет возможности позволить внедряться решению несколько лет, потому что за это время цели и задачи могут неоднократно поменяться, но еще более важно оперативно дорабатывать решение и удовлетворять требования бизнес-пользователей, тем самым адаптируя решение под современные условия. И именно правильно построенного процесса сбора требований, их сегрегации и запуска волн модификаций не хватает предприятиям ТЭК.

Причины я тут вижу две:

  1. Сектор достаточно инертен, потому что связан с использованием природных ресурсов.
  2. Как ни странно это прозвучит, но именно финансовая обеспеченность не заставляет бизнес оперативно перестраиваться, не искать постоянно потенциала оптимизации, не избавляться от неэффективных и неиспользуемых модулей/блоков.

Зачастую можно услышать слова: «деньги есть, делайте как нам хочется!», и аргументы, что это неэффективно, противоречит общей задаче, не принимаются. Что касается решений и направлений цифровизации, которых не хватает ТЭК, на мой взгляд, не хватает именно подхода к автоматизации бизнеса как к совокупности сквозных процессов, идущих через множество подразделений холдинга, а не следование устаревшей парадигме «автоматизации отдельных бизнес-блоков/функций».

Изменения цифровых решений для энергетики в ближайшей перспективе

Решения будут значительно более легкими и способными к быстрой адаптации. Кроме того, будет значительно более востребован тренд на «модульность» решений, когда целостная система будет собираться из готовых «кубиков», каждый из которых отрабатывает конкретную функцию. Таким образом быстрая пересборка этих кубиков позволит быстро менять и адаптировать решение под меняющиеся требования. Помимо этого будет меняться сам подход к внедрению решений. Все больше и больше проектов внедрения будут отходить от традиционного «водопадного» метода внедрения, и все чаще будет применяться методология Scrum, позволяющая гибко адаптировать конечную цель в процессе внедрения проекта.

Нюансы цифровизации

После того как любой процесс автоматизирован, он становится как бы закостеневшим и перестает развиваться. Поясню: после того, как пользователи, которые принимают участие в процессе, начинают ежедневно выполнять рутинные операции, прекращается адаптация и оптимизация процесса – он костенеет и перестает улучшаться. Для того чтобы этого не происходило, любому предприятию важно запустить внутри «фабрику идей», которая позволит рядовым сотрудникам вносить предложения по улучшению процесса и повышению его эффективности.

Читайте также:

Комментарии
Участники дискуссии: Виктор Воробьев
Директор по развитию, Москва

Во многом согласен с автором. Однако, не соглашусь, что в реалях нашей действительности автоматизация положительно сказывается на потребителях. Ни доступность, ни стоимость для потребителя не меняются. Скорее это уменьшает затраты производителя, который не спешит переностить экономию на потребителя. Ну а про вынужденные в этом случае увольнения и, как следствие, спад экономической активности населения, спад потребления и в итоге регрессию экономики в целом я не говорю. Слишком комплексные вопросы, но автоматизация еще внесет в это свой вклад, если мы не поменяем социальное устройство. И, к сожалению, никакая фабрика идей, решающая эти проблемы локально тут не поможет. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В Москве продлили антиковидные ограничения до 29 июня

В пятницу 18 июня в Москве было зафиксировано более 9 тыс. новых случаев заболевания COVID-19. Это максимальный прирост за все время пандемии.

Какие специальности для студентов востребованы на рынке труда

Работодатели готовы принять молодых соискателей и без опыта работы. Спрос на таких специалистов за год вырос в 3 раза.

В Москве начинается обязательная вакцинация работников сферы услуг

За два месяца должны будут привиться 60% работников торговли и сферы услуг.

Россияне рассказали сколько денег нужно, чтобы содержать семью

Больше всего ресурсов нужно на воспитание подростков от 15 лет, а меньше всего – на малышей от 6 до 9 лет.