Как выбрать SEO-специалиста: 16 советов

Каждый владелец бизнеса желает знать, где обитает человек, который выведет его сайт в ТОП Яндекса и Google. На digital-рынке множество SEO-компаний и еще больше фрилансеров, специализирующихся на поисковом продвижении. Как выбрать того, кто действительно улучшит позиции сайта? Советы из текста помогут тем, кто ищет подрядчика или уже обжегся на этом и приобрел недоверие к услуге «продвижение сайтов».

Представим, что вы, будучи владельцем бизнеса или ответственным за интернет-развитие компании, решили нанять SEO-гуру. Перед тем, как отправиться на поиски, выполните небольшую домашнюю работу:

  1. Изучите историю вашего сайта. Узнайте о нем как можно больше: когда был создан, кем и как ранее продвигался, в каком регионе. Подготовьтесь заранее, чтобы бойко заполнять брифы и уверенно отвечать на вопросы кандидатов.
  2. Убедитесь, что вам известны все имена, пароли, явки, связанные с сайтом. Вам будет значительно проще и быстрее начать работать с выбранным исполнителем, если не придется все это искать.
  3. Важно: заранее оптимизируйте ваши бизнес-процессы! Обновите скрипты входящих заявок для менеджеров, пропишите четкие инструкции по работе с увеличившимся количеством лидов. Бывает так, что сайт медленно, но верно ползет вверх в поисковой выдаче, количество заявок с сайта увеличивается, однако отдел продаж продолжает работать, как ни в чем не бывало. В итоге вы не увидите роста онлайн-продаж, свяжете это с плохой работой подрядчика и разочаруетесь в SEO навсегда. Контролируйте работу менеджеров с помощью CRM-системы, чтобы не упустить ни одного лида.

    Когда все карты у вас на руках, приступайте к поиску и найму:

  4. Посетите все громкие digital-мероприятия, на которые сможете попасть. Подпишитесь на рассылки с тематических сайтов, форумов. Просмотрите рейтинги SEO-компаний. Вполне вероятно, что вы не поймете ничего из того, что услышите или прочитаете. Или поймете, что поисковое продвижение сайта – это материя непостижимая. Тем не менее, на уровне интуиции вы определите, кому доверять, а кого избегать.
  5. Определив рамки бюджета, организуйте тендер. Составьте список компаний, которые приглянулись на этапе погружения в мир SEO. Свяжитесь с ними и запросите коммерческие предложения. Оцените, насколько индивидуально или, напротив, шаблонно составлено каждое из них. Сильные коммерческие предложения обязательно содержат базовый аудит вашего сайта, а еще несколько кейсов с крутыми результатами.
  6. Проанализируйте сайты претендентов. Если вы не доверяете сапожникам без сапог, то выбирайте тех, чьи собственные интернет-площадки находятся в ТОПе Яндекса и Google по запросам, связанным с оптимизацией.
  7. Проведите встречи с теми, кто прошел ваш строгий отбор. Задайте вопросы, возникшие во время чтения коммерческих предложений. Требуйте разъяснений. Вы имеете право на то, чтобы вам «переводили» незнакомые слова. Специалиста в любой области всегда отличает умение говорить просто о сложном, объяснять на пальцах, использовать метафоры. Если вам отказывают в переводе с профессионального на человеческий – перед вами явный краснобай и халтурщик.
  8. Соберите информацию о приглянувшемся исполнителе. Почитайте отзывы в интернете, позвоните знакомым, работающим в digital. Попросите предоставить кейсы по успешному продвижению сайтов, близких по тематике вашему.
  9. Оцените, насколько комфортно вам будет работать с этим оптимизатором. Умение продвигать сайты, конечно, важнее всего. Но если специалист любит устраивать ежедневные многочасовые Skype-конференции, а вы точно знаете, что такой формат сотрудничества не впишется в ваш рабочий распорядок дня – сразу устанавливайте свои правила. Важно еще ДО начала работы подробно обсудить, как именно будет разворачиваться деловое общение.
  10. До заключения договора внимательно перечитайте его несколько раз и обсудите все пункты, вызывающие вопросы. Совет банальный, но в сфере поискового продвижения, и так напоминающей непосвященным оккультизм, важно договориться на берегу. Особенно внимательно отнеситесь к разделу, связанному с гарантиями. Дело в том, что на 100% точно спрогнозировать результативность поискового продвижения не может ни один специалист. Тем не менее, вы вправе рассчитывать на гарантии (продвижение конкретных запросов в ТОП, рост трафика, увеличение количества лидов) в случае, если они прописаны в договоре.

    После подписания договора не бросайте продвиженца на произвол судьбы:

  11. Давайте оперативную обратную связь. Толковый оптимизатор (или менеджер вашего проекта в SEO-агентстве) обязательно, еще раз подчеркиваю, обязательно будет задавать вопросы. Только вы знаете свои сильные и слабые стороны, фишки конкурентов, привычки ЦА. Не берите на себя лишнего и в то же время направляйте специалиста во всем, что касается вашего бизнеса.
  12. Обязательно согласовывайте все собственные преобразования на сайте с тем, в чьи надежные руки, вы его доверили. Пример: не стоит, даже руководствуясь благими намерениями, самостоятельно менять доисторические, но исправно работающие URL’ы, на стильные ЧПУ.
  13. Будьте морально готовы к обоснованным предложениям оптимизатора: адаптировать сайт, «доработать» с привлечением программистов, обновить дизайн, верстку и т. д. Увы, комплексная работа над сайтом – затратный процесс. Обходиться малой кровью и добиваться успеха умеют немногие, лучше не рисковать.

    Контролируйте работу подрядчика. Даже если в сферу вашей профессиональной компетенции не входит интернет-маркетинг в целом и продвижение сайта в частности, освойте хотя бы базовые вещи:
  14. Попросите у специалиста план работ. Если в нем прописаны «белые» методы продвижения – это хороший знак. Однако не поленитесь спросить, какие именно. Проверить их «законность» можно в самих поисковиках.
  15. Знание основных инструментов веб-аналитики (Яндекс.Метрики, Google Analitycs и т. д.) позволит вам уже через пару-тройку месяцев самостоятельно оценить, насколько гостеприимнее сайт начали принимать поисковики. Держите ухо востро: новые алгоритмы ранжирования появляются достаточно часто. Если ваш подрядчик не реагирует на изменения, то он непрофессионал – грамотный специалист всегда в теме и действует согласно конъюнктуре.
  16. Требуйте отчет. Важно: в нем должны содержаться результаты проведенных работ, а не скопированные из плана пункты. С течением времени вы должны наблюдать положительную динамику: позиции выходят в ТОП, трафик растет и происходит все прочее, о чем вы договаривались. Если этого не наблюдается, то, не теряя времени, – возвращайтесь к списку, который составляли на этапе поиска.

Запомните главный тренд: современная оптимизация – это про искреннюю любовь к пользователям. Оценивайте изменения на сайте со стороны обычного посетителя. Важно, чтобы доработки изящно вписывались в концепцию «быстро, просто, визуально приятно». Ищите не того, кто сражается с ветряными мельницами (пытается найти лазейки в алгоритмах поисковых систем), а того, кто заботится, чтобы клиенту было комфортно. Удобный для пользователя сайт непременно полюбят и Яндекс, и Google, и другие поисковые системы. Еще один маленький секрет напоследок – SEO состоит из мелочей. Ищите дотошного специалиста.

Комментарии
Программист, Москва

Ну что) Неплохой конечно метод поиска. Я бы еще дополнил - Просмотрите портфолио кандидата, просмотреть ранее выполненные проекты.

Самостоятельно контролировать рост позиций \ продаж соотнося его с предоставленными отчетами

Не полагаясь на предоставленный аудит запросить еще 2-3 в различных компаниях для сравнения (это не так дорого но полезно)

Менеджер, Екатеринбург

Найти того кто продвигал сайты, которые сейчас в топе.

Генеральный директор, Москва

Хорошая статья.

На самом деле выбрать хорошего seo-специалиста гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Даже мне, будучи руководителем seo-студии, очень сложно найти толкового сеошника. На собеседование приходят кандидаты со знаниями из Ютюба и запросами гуру оптимизации.

Аудитами сейчас никого не удивишь - они выполняются автоматически менеджерами по продаже, оптимизатора там и близко не стояло.

Кейсы - да, можно на них опираться, но только учитывайте бюджет продвижения. Как правила в успешные кейсы вкладывают не одну сотню тысяч бюджета. И если ваш бюджет 20-30 тысяч, можете не обращать внимания на кейсых. Кейсов с таким бюджетом нет, либо в них ооочень скромные результаты. К тому же наличие кейса у компании не говорит о том, что ваши результаты будут такими же, так как учитывается много факторов от возраста и текущего состояния сайта до адекватности и готовности заказчика выполнять рекомендации специалиста. А это уже редкость.

Наличие сайта исполнителя в топе - также не является показателем успешности. Сайт может продвигаться серыми методами, либо вовсе не продвигаться. Так как в SEO очень высокая конкурнция и бодаться за топ с гигантами с милионными бюджетами смысла нет.

Важным фактором является доверительное отношение к заказчику. Исполнитель не должен и не может что-то гарантировать. Он должен объяснить заказчику порядок действий и добросовестно выполнять свою работу. Что не всегда происходит. Если в ходе работы результаты не такие радужные - нужно подкорректировать стратегию и двигаться дальше. На этом этапе происходит все наоборот - заказчик ищет нового исполнителя. Так, работая с каждым 2-3 месяца, заказчик мечется от одной конторы к другой. Не понимая, что настоящие результаты добиваются только спустя 6-8-12 месяцев планомерной работы над сайтом.

И в заключение - обязательно предоставление отчета исполнителя по всем проведенным на сайте работам. Сеошники в основном предоставляют большие талмуды с кучей непонятных графиков, отчеты по позициям, по посещаемости и другую информацию, не сообщая о главном - что делал сам сеошник за месяц работы.

Самым главным контролем сеошника является ежемесячный запрос отчета о работах на сайте. На практике были случаи, когда приходил клиент, работающий с сео-компанией 6 месяцев, но недовольный результатом. Как обычно, мы задаем вопрос - что делал ваш подрядчик за это время, запросите отчет. После такого вопроса - подрядчик пропадает и не выходит на связь, либо не может что-то внятно объяснить.

Ну и самый простой способ контроля подрядчика - serpstat.com. Вбиваете адрес своего сайта и смотрите динамику продвижения на графиках за отчетный период. Если все три графика - отрицательная или отсутствие динамики - подрядчик не выполняет никаких работ по сайту. Хотя бы на одном графике должна быть положительная динамика.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Как соискатели провели новогодние каникулы: итоги опроса

Во время праздников 14% соискателей работали постоянно, 34% — время от времени. Но есть и другие любопытные цифры.

Почти половина россиян недовольна своим местом работы

В 2019 году лишь 53% россиян выразили удовлетворенность своим местом работы.