Довольны ли сотрудники атмосферой в вашей компании?

Здоровый климат – один из важнейших факторов, влияющих на достижение бизнес-целей организацией. В таких компаниях сотрудники более продуктивны: меньше конфликтов на рабочем месте, меньше недовольных сотрудников, меньше увольнений. К сожалению, компании редко заботятся об организационном климате, а напрасно!

Климат организации – это ценности и следование им, это этика и нормы поведения, это отношение к клиентам, это целостная стратегия развития... Продолжать можно долго, это суть организации. Принимая решения, не соответствующие корпоративным ценностям, руководители, к сожалению, часто не задумываются об их влиянии на коллектив.

Что вредит организационному климату

В одной розничной торговой сети была введена система бонусов для работников. Продажи возросли на 30-40%, и в конце месяца бонусы составили две-три месячные зарплаты. Руководство не ожидало такого результата и отказалось идти на дополнительные расходы, чтобы выплатить эти деньги. Но те потери, к которым привело такое неэтичное решение, словами не описать: резко снизилась удовлетворенность сотрудников работой в этой компании, самые ценные перешли к конкурентам, группа специалистов, уволившись, создала свою компанию. В итоге продажи в сети затем падали целый год. Но даже после случившегося ее руководитель считал свое решение правильным и не хотел принимать меры по оздоровлению предприятия.

В другой достаточно крупной организации была высокая текучесть кадров. Рекрутеры еле успевали закрывать вакансии. И решить эту проблему помог правильный подход к улучшению организационного климата. Изучение причин высокой текучести кадров показало, что в компании отсутствует система развития сотрудников, тренинги, карьерный рост, зарплаты не соответствуют рыночным нормам, отсутствует система оценки персонала, а самое главное – оставляет желать лучшего коммуникация между сотрудниками и линейными менеджерами. Линейные менеджеры (не все, конечно) просто не имели соответствующих компетенций по управлению персоналом, и это было основной причиной нездорового климата.

Осознав эти проблемы, руководство компании ввело систему оценки персонала, подготовило соответствующий курс для менеджеров по коммуникации, мотивации, лидерству, менеджменту и тимбилдингу. Были организованы встречи работников с руководством – как в рамках официальных мероприятий, так и в формате тимбилдингов. Зарплаты сотрудников были повышены. И хотя поднять до рыночного уровня их не удалось, текучесть кадров все же была снижена до минимума. Все это на практике показало значимость мер по улучшению климата организации. Сегодня эта компания хорошо развивается и показывает отличные результаты!

Как оценить атмосферу компании

Есть три основных метода изучения организационного климата.

1. Наблюдение. Если просто понаблюдать за работниками, можно понять, насколько они увлечены работой, часто ли улыбаются и пребывают в хорошем настроении, как работают, как общаются между собой, вовремя ли приходят на работу.

2. Интервью. Просто поговорите с работниками. Просто задайте им следующие вопросы:

  • Довольны ли они работой, которую выполняют?
  • Получают ли развитие на работе?
  • Чувствуют ли сотрудники, что их работа важна для организации?
  • Понимают ли работу, которую выполняют?
  • Довольны ли своими менеджерами?

Если на все вопросы вы получили положительные ответы – поздравляю! У вас отличный организационный климат.

3. Опрос. Проводится в основном в больших организациях по методике компании Gallup. Это небольшой опросник, состоящий всего из 12 пунктов (так называемый Q12):

  • Знаете ли вы, чего ожидает от вас работодатель?
  • Есть ли у вас необходимые материалы и инструменты для надлежащего выполнения своей работы?
  • Имеете ли вы возможность ежедневно делать на своей работе то, что вы делаете лучше всего?
  • Получали ли вы за последние семь дней одобрение или похвалу за хорошо выполненную работу?
  • Относится ли ваш непосредственный руководитель или кто-либо другой на работе к вам как к личности?
  • Кто-нибудь на вашей работе способствует вашему профессиональному развитию?
  • Принимается ли во внимание ваша точка зрения?
  • Вызывают ли у вас миссия и стратегия вашей компании чувство значимости выполняемой вами работы?
  • Считают ли ваши коллеги своим долгом качественное выполнение работы?
  • Есть ли у вас на работе настоящий друг?
  • За последние полгода говорил ли кто-нибудь с вами на работе о ваших профессиональных успехах и достижениях?
  • За последний год были ли у вас на работе возможности для приобретения новых знаний и профессионального роста?

Чем больше утвердительных ответов на эти вопросы, тем более высокий уровень вовлеченности сотрудника, и тем выше его удовлетворенность организационным климатом.

Этот опросник разработан на основе многочисленных фокус-групп и интервью. В исследовании приняли участие 87 тыс. подразделений различных компаний и более миллиона сотрудников. В результате были выбраны именно те 12 вопросов, ответы на которые в наибольшей степени коррелируют (связаны) с основными показателями эффективности персонала. Исследование показало, что те сотрудники, которые дают максимальное число утвердительных ответов, в меньшей степени склонны к уходу из компании и более продуктивны в своей деятельности, приносят компании более высокую прибыль, более успешны в продажах и установлении взаимоотношений с клиентами.

Хочу отметить, что исследование Gallup, проведенное в американских компаниях, показало, что неудовлетворенность сотрудников и соответственно нездоровый климат организации ежегодно обходится экономике США в $270-343 млрд убытков. Столько теряют компании из-за низкой производительности труда равнодушных сотрудников.

Улучшение организационного климата должно быть одним из основных KPI всех руководителей организации. Тренинги, тимбилдинги, официальные и неофициальные встречи с руководством, развитие карьеры, соответствующая заработная плата – вот небольшой список инструментов для улучшения организационного климата.

Фото: facebook.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий директор, Москва
Кямиль, вы правильную тему подняли. 
Почти во всех компаниях, где столько сил уходит на то, чтобы убедить людей стать клиентами, никто палец о палец не ударит, чтобы удержать и сохранить своих сотрудников.

Невозможно ожидать, что сотрудник сумеет очаровать клиента, если он понятия не имеет, что это такое, и его самого никто никогда не очаровывал.
Особая атмосфера любви и заботы – вот что может стать уникальным преимуществом для удержания самого ценного и важного актива компании – сотрудников.

 

Редактор, Барнаул

Чтобы сотрудники были лояльны к компании, нужно, чтобы компания была лояльна к сотрудникам)

HR-директор, Ижевск

Очень интересно, Камиль. а можете прокомментировать несколько вопросов?

1. Ответы обрабатываются на уровне "банальной логики", или есть конкретная методика обработки?

2. Есть ли разница  в использовании методики в зависимости от должностного и / или образовательного уровня опрашиваемых (кассира и маркетолога)?

3. Я правильно поняла, что исследуются только мотивационные факторы, а гигиенические сознательно оставлены за скобками? Это значит, что предварительно гигиенические должны быть доведены до среднего? или авторы подразумевают, что они вообще не влияют?

 

Менеджер, Краснодар

Увы, когда у основателя бизнеса кривая моральная база и он руководствуется только низкой хитростью- а это в 90% случаев в РФ, то о каком "климате" может идти речь?

Начальник участка, Москва
Нихана Ненашева пишет:

Увы, когда у основателя бизнеса кривая моральная база и он руководствуется только низкой хитростью- а это в 90% случаев в РФ, то о каком "климате" может идти речь?

Дело не только в моральной базе, ситуация еще хитрее. В природной-животной части психике человека заложена программа "помогай своим- угнетай чужаков". Реализация данной программы дает биохимическую подпитку организма. Отказ от данной программы снижает энергетику человека и ухудшает самочувствие.

Попытка аппелировать к рациональным доводам, расчетам рентабельности и морали не будет иметь успех. Для многих собственников кайф от ведения бизнеса не в наличии финансовых ресурсов, а в возможности выжимать из работников все возможное. 

Консультант, Москва

Интересная статья. Обозначены причины нелояльности сотрудников и упор сделан на материальное стимулирование. То есть , за хорошую ЗП и бонусы, вовремя и полно выплачиваемые, сотрудник может "терпеть" буквально ВСЕ!

И в первую очередь своего босса, даже если он в заботе о собственной выгоде, будет так организовывать бизнес - процессы, что через год все сотрудники оказуться на грани хронической усталости и профессионального выгорания. Конечно будут, если за год заработают такую сумму, на которую можно жить не работая лет 10! Только где можно такую работу найти?

Вопросы интервью мне понравились. Только как  оценивать ответы, по какой системе и как определить лояльность сотрудника. Если сотрудник хочет удержаться на своей должности или поступить в компанию на работу и потом 10 лет жить беззаботно, то он на все вопросы ответит "ДА"!

А тема интересная! Но не раскрыта! Про здоровый климат только вопросник и то без расшифровки!

 

 

 

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.