Говорите проще! Как повысить качество делового общения

Как принято общаться у вас в коллективе? Насколько понятно вы лично доносите мысль, когда обсуждаете что-то с коллегами или бизнес-партнерами, или выступаете перед аудиторией? Чтобы оценить это, посмотрите на матрицу качества коммуникации:

матрица коммуникаций

На этой матрице две оси:

1. По вертикали измерьте содержание общения – ту информацию, которую вы стремитесь доносить до своих собеседников: от самых простых (например, бытовых) тем и до самых сложных (теории струн или алгоритмов обучения искусственного интеллекта). Это содержание можно разделить на две равные части: «Простое» и «Сложное».

2. По горизонтали измерьте уровень понятности изложения материала: простоту или сложность терминов, определений, примеров, метафор, которые вы обычно используете. Доходчивость подачи информации также можно разделить на две равные части: «Просто» (как для пятилетнего ребенка) и «Сложно» (как для очень образованного и хорошо мыслящего профи).

Пересечение этих двух разделителей образует четыре квадрата:

1. Просто о Простом. Это большинство разговоров, как на рабочие, так и на бытовые темы.

2. Сложно о Простом. Таких разговоров тоже много. При этом говорящий может излагать свои мысли сложно, как неумышленно (в силу своих особенностей, или отсутствия достаточных навыков), так и вполне умышленно (о чем чуть дальше).

3. Сложно о Сложном. Здесь все очевидно: тема сложная, поэтому и объяснение тоже вовсе непростое.

4. Просто о Сложном. Слушать такого собеседника / выступающего одно удовольствие: вроде бы и сложнейший вопрос излагает, а делает это такими доступными словами и на таких понятных примерах, что все легко и быстро раскладывается по полочкам. Слушающий может ухватить главное и затем вполне сносно пересказать усвоенный материал.

С первым квадратом все понятно: что обсуждать простое? С третьим тоже все понятно: материал сложный, поэтому излагать / объяснять его сложно. Но давайте повнимательнее еще раз взглянем на второй и четвертый квадраты.

Какие менеджеры лучше всего воспринимаются коллегами и контрагентами в вашей компании? Ну, конечно же, из четвертого квадрата: те, кто любой сложный и запутанный вопрос могут изложить просто, быстро и понятно. И дальше, когда все понимают суть темы, уже можно анализировать варианты и договариваться о предпринимаемых действиях.

А какая модель передачи знаний и обучения навыкам лучше всего монетизируется их носителями лично? Конечно, из второго квадрата: «Сложно о Простом»! Ведь если допустить прозрачность и простоту коммуникаций в профессиональной области, которой занимаешься, за которую отвечаешь в коллективе или которую «продаешь» своим клиентам, то может выясниться, что:

  • Столько менеджеров с такими уровнями зарплат, бонусов и соцпакетов не нужно. И тогда вполне вероятен риск оказаться на неспокойном и стрессовом рынке труда.
  • Продукт не удастся продать так же дорого. Много ли найдется желающих приплачивать за простоту?

А если напустить тумана вокруг своего функционала или темы, за которую отвечаешь, и при этом обеспечить, как минимум, сносный результат работы, то тогда картина другая:

  • Ты незаменимый для компании и клиентов высококвалифицированный менеджер, и потому дорогой.
  • Никто из начальства с тобой специально отношения обострять не будет. Потому что без тебя в «машинном отделении» никто не разберется (даже если на самом деле это совсем не так). А с новым менеджером, если его начнут искать на твое место, всегда есть сопутствующие риски и непонятно еще, как все сложится.

Ну, а дальше такая «выигрышная личная карьерная стратегия» предполагает, что нужно регулярно и методично светиться на бизнес-конференциях и «открыто делиться с коллегами результатами передового опыта своей компании». В итоге с карьерой будет все отлично, хантеры будут за тобой внимательно наблюдать и регулярно перепродавать новым работодателям на все более выгодных для тебя условиях.

Знакомый сценарий? Есть среди ваших знакомых такие персонажи? Теперь понимаете, что часть коллег, которые рассуждают сложно о простом, могут делать это преднамеренно!? Догадываетесь, кто эти люди в вашей компании? Может, имеет смысл хоть изредка спрашивать у них прямо: зачем?

Теперь возвращаемся к изначальному вопросу в этой статье. Насколько просто и понятно принято общаться у вас в коллективе? Вот несколько рекомендаций по поводу того, как улучшить качество общения.

  • Распечатайте изображение матрицы коммуникаций.
  • Повесьте эту картинку везде, где она будет попадать в поле зрения: на рабочих местах, в помещениях, где чаще всего проходят совещания или коллективные обсуждения.
  • В ситуациях, когда понимаете, что выступающий напускает тумана сложности, напоминайте ему об этой картинке, показывая на нее хотя бы взглядом или произнося с улыбкой кодовые слова: «второй квадрат».
  • Всячески поощряйте выступления по принципу «просто о сложном». Продвигайте таких менеджеров, которые владеют этим приемом. И сами чаще им пользуйтесь.

Проверено на опыте многих личных проектов: через короткое время эффективность общения вырастет, а в коллективе станет больше настоящих профессионалов, искренне заинтересованных в развитии бизнеса через развитие своих коллег. А всех остальных, если они будут по-прежнему строить «личные успешные карьеры», вы без сожаления оставите за бортом.

Executive.ru открыл канал в мессенджере Telegram. Хотите быть в курсе самых главных событий российского менеджмента? Присоединяйтесь!
Комментарии
Генеральный директор, Москва

А не слишком ли сложно объяснена простая мысль, очевидная давным-давно - что стоит и самому стремится объяснять сложные вещи простым языком (так, чтобы даже 5 летнему ребёнку было понятно) и поощрять это у сотрудников? ;-)

Слушатель MBA, EMBA, Москва

«О друг мой Аркадий Николаич – воскликнул Базаров: – об одном прошу тебя: не говори красиво» И.С. Тургенев. "Отцы и Дети"....

Генеральный директор, Санкт-Петербург

...и писать нужно просто и не многосложно (умная мысль тонет в окружении множества пустых слов)....

Директор по производству, Украина

Вспомним-перечитаем наставления Мефистофеля абитуриенту. :)

Аналитик, Москва

а почему в судах просят сложно писать?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini img 4302
"АЛИМУЖИК"
Денис Перевезнов
Константин, как вижу, Вы изначально были абсолютно правы. Хотя и я не расстраиваюсь у меня в (+) ...
Все дискуссии
Цифры и факты
Евродепутаты не доверяют «Касперскому»

Тренд дня: Евродепутаты хотят запретить «Касперского» в госучреждениях.

​«Хартия» Чайки выиграла торги

Тренд дня: Оператором региональной системы вывоза мусора на территории Ярославской области стало ООО «Хартия».

67% – за бесплатное видео

Цифра дня: Около 67% россиян не платят за видеоконтент в сети.

​Американские стартапы придут в Россию

Тренд дня: Российский FortRoss Ventures выделил $200 млн на поддержку американских стартапов.