Рыболовная промышленность – пойдет ко дну или возродится?

Михаил Котов, генеральный директор «Тихрыбком»,
президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников

Штормовое предубеждение. Почему молодежь не идет в рыбаки

Есть песня «Моряк вразвалочку сошел на берег». Так и есть: когда сходишь на берег, постоянно пытаешься поймать ногами палубу и день-два учишься ходить по земле, потому что вестибулярный аппарат за проведенное в море время запрограммировался по-другому. В 2014 году мы с сыном ходили в море, и он так описал первые дни на суше: «Очень сложно в дверь войти».

бизнес

Но вообще молодежь в последнее время неохотно идет в наш промысел, потому что сравнимые с рыбацкими деньги она может заработать на берегу – и при этом не надо жить три-четыре месяца на судне, работать круглые сутки, с ломиками бегать и отбивать наледь. Рыбацкий быт очень тяжелый. Рыбаки спят по двое, а то и по четыре человека в кубрике. Вокруг вода, на судно накатывают пятиметровые волны во время шторма. Когда лежишь на кровати – подбрасывает на полметра.

Большинство сейчас выбирает спокойную работу «на берегу» – офис-менеджером, охранником, это гораздо проще. Поэтому, если с набором моряков больших проблем еще нет, то капитанов, старших и главных механиков, штурманов, технологов, тралмастеров мы ищем по всей России – и в Мурманске, и в Петербурге, и в Калининграде.

Глубокое море проблем. Как теплые зимы топят бизнес

В этом году у нас была теплая зима, и на промысел это повлияло негативно. Охотское море почти не было покрыто льдом, икра минтая созрела рано, и это сказалось на ее качестве, что не очень выгодно для рыбаков. Когда море закрыто (то есть покрыто льдом), рыба сбивается вместе, и нам надо тратить меньше времени на то, чтобы поймать ее в достаточном количестве. А в этом году приходилось в два раза больше бегать с тралом, чтобы загрузить судно.

Еще одна деталь: у нас 10 дней в месяц заложены в календарь как штормовые. Когда море закрыто, в случае шторма можно уйти в лед, укрыться там, а потом продолжать промысел. Мы были лишены такой возможности, и совокупность всех этих факторов привела к тому, что, к примеру, затраты на промысел одной тонны минтая выросли в этом году на 10-15% в сравнении с прошлым.

Временные меры. Какими должны быть квоты на вылов

Объемы вылова, конечно, могут меняться по независящим от нас причинам: из-за штормов, из-за того, что подход лосося окажется ниже ожидаемого и так далее. Но в целом это компенсируется тем, что сейчас за предприятиями закреплены квоты на 10 лет.

До этого был кошмар: каждый год проводился аукцион в ноябре. У тебя есть суда, которые нужно ремонтировать, надо заказывать тару, набирать экипажи, а ты не знаешь, купишь ли нужные квоты, а если купишь, то за какие деньги. Рыбную отрасль чуть не развалили, рыбак не был уверен в будущем и не мог прогнозировать, будет ли у него работа на следующий год.

Сейчас, когда есть квоты на 10 лет, мы покупаем новый флот, отправляем магаданскую молодежь в высшие и средние учебные заведения, комплектуем экипажи. Есть стабильность, и это хорошо, рыбная отрасль становится привлекательной для банков: они видят, что объемы вылова постоянные, и денежные средства поступают регулярно. Теперь мы бьемся за то, чтобы квоты давались на 25 лет. Обычно столько составляет срок эксплуатации нового судна. Мировая практика показывает, что судно окупает себя за 15-17 лет, но не надо забывать, что за рубежом кредитуются под 2-4%, а у нас – под 20%.

Решения судов. Что умеет делать современное рыболовное судно

бизнес

Каждый год после промысла мы уходим на ремонт и меняем оборудование. В связи с изменением валютного курса цены на запчасти подскочили почти в два раза, и в 2015 году ремонт для нас – очень существенная часть расходов. Ведь в России крупнотоннажные рыболовные суда почти не строились, так что они у нас японские, норвежские, испанские, американские.

Есть два вида заморозки – морская и береговая. Если ловим лосося в реках, то мы его не замораживаем, а везем на берег – там его перерабатывают, достают икру, чистят, моют, замораживают. А если мы в море и ловим минтай, то его проще и правильнее заморозить прямо в море: наши суда оснащены таким образом, что могут делать филе, «безголовку» или сразу целиком морозить эту рыбу. Тут мы не отстаем от мировой рыбной отрасли.

За границей разумного. Кто встречает рыбаков в порту

Нельзя сказать, что сдавать рыбу в иностранные порты выгоднее, чем в российские: цена везде одинаковая. Другое дело, что там совершенно иное отношение с точки зрения организации захода в порт и выгрузки. В Корее, во Вьетнаме, в Китае, в Японии тебя встречает один представитель всех служб, в том числе таможенной и пограничной, и говорит: «Здравствуйте. Спасибо, что пришли». А когда мы приходим в Магадан и выгружаем минтай на берег, приходят 20 пограничников и 30 таможенников, и начинаются придирки. Придираются к какой-нибудь запчасти, к неправильному декларированию тары и ловушек (хотя в судебном порядке давно признано, что ловушки – часть судна, а тара – расходный материал).

Оформление отходов, подходов судна – все это у нас очень неудобно. Наши службы должны работать на Россию, а не против нее. Россия, в первую очередь, это люди, это их бизнес, а эти службы просто наняты людьми для выполнения обязательств. По факту же пограничная служба сейчас борется не с браконьерами, а с законопослушными рыбаками.

В век интернета и электроники пограничники требуют нахождения на судне оригиналов разрешительных документов. Обычно, чтобы передать из Магадана на минтайную путину оригиналы документов, приходится отправлять их в Корею экспресс-почтой и уже оттуда через попутное судно доставлять нашим рыбакам. Решение этого вопроса, на самом деле, занимает минуту, но целый экипаж судна подвисает из-за него на неопределенный срок. В ожидании нужной бумаги 50 человек могут простоять без дела неделю! А это ведь огромные финансовые потери. Мы бы не почувствовали на себе западных санкций, если бы российский производитель не сталкивался бы с такими барьерами, а работал на полную мощность.

Еще одна показательная история. В 2014 и 2013 годах рыбопромышленников оштрафовали почти на 200 млн рублей за многократное пересечение границы. Получилось как. Если судно стоит на приемке рыбы или работает в прибрежной двенадцатимильной зоне, то по закону все льяльные (загрязненные) воды должны сбрасываться за ее пределами. И суда, чтобы не нарушать закон, выходили в море, пересекали границу и сливали воды там. И вот товарищи-пограничники дожидались, пока суда пересекали границу 40 раз, и возбуждали 40 административных дел.

Штрафы выписывались – по 40 тыс. рублей на капитана и по 400 тыс. рублей на предприятие. А поскольку этих дел 40, то и размер штрафов умножался во столько же раз. Капитаны возмущались, судьи во время рассмотрения дел спрашивали у пограничников: «Как вы защищаете госграницу, если позволили ее столько раз нарушить?». Только в конце 2014 года, после почти трех лет борьбы, в закон внесли изменения, и теперь рыболовные суда могут неоднократно пересекать границу в уведомительном порядке.

Придержи краба. Сколько стоит привезти рыбу в Москву

бизнес

Мы будем участвовать в «Рыбном фестивале» в Москве в конце апреля 2015 года. Конечно, мы хотим, чтобы наша продукция была представлена на московском рынке. Сейчас объемы не очень велики: да, мороженую рыбу поставляем, но вот с поставками в центральную часть России шикарной продукции наших рыбозаводов уже сложнее. Срок перевозки из Магадана в Москву – 25 дней минимум. А срок реализации нашей продукции – три месяца максимум. Мы, конечно, можем туда набубухать консервантов, и тогда она будет год реализовываться. Но наша политика такова: минимум консервантов и слабосоленость. Даже в икре у нас не больше 3% соли, хотя давно все уже делают 5-5,5%.

Сейчас на московский рынок не попадают также наша сельдь, которую мы делаем в различных соусах, лосось в нарезке, пресервы из лосося, трубача, краба, кальмара. У пресервов же вообще срок жизни не превышает месяца. На внутреннем рынке наша дальневосточная сельдь конкурирует с мурманской. Из Мурманска довезти сельдь в Москву стоит 5 рублей за килограмм, а из Магадана – 25 рублей. Это закладывается в цену продукта на прилавке. Мы неоднократно обращались в Минтранс и вообще всюду с тем, чтобы на народную рыбу – селедку, минтай, лосось – снижалась стоимость перевозки. Скажем, в СССР с началом путины перевозка дешевела на 50%.

В последнее время перевозки рефсекциями (вагонами-холодильниками) не очень популярны, поскольку крупных предприятий, которые брали бы продукции по 200-300 тонн (столько вмещает вагон), практически нет, если не считать армейских заказов. Сейчас перевозят контейнерами. Как правило, торговые сети берут от 5 до 20 тонн, это один контейнер.

Попасть в сети. Чем дальневосточный лосось лучше норвежского

У иностранных поставщиков, как правило, есть поддержка со стороны их правительства, поэтому они могли давать нашим торговым сетям трехмесячную отсрочку по платежам. У нас аналогичной поддержки нет, и надо продавать продукцию за живые деньги: чтобы выдавать зарплаты, платить за топливо, покупать орудия лова. Поэтому максимальная отсрочка, которую мы можем дать сетям, – 30-40 дней. В результате им гораздо проще работать с иностранцами.

Любая иностранная рыбная продукция поступает в Россию без дополнительных сертификатов, а российским производителям необходимо получить огромное количество документов, форм и ветеринарных свидетельств. А наши минтай, селедка, палтус, треска превосходят то, что выращивают в Китае: тилапию, пангасиус и все остальное. Или тот же норвежский лосось – да, очень популярен в России, но он выращивается во фьордах с применением искусственных кормов: рыбной муки, пищевых добавок, антибиотиков. И он уступает по своим пищевым характеристикам нашему дикому дальневосточному лососю, который нагулялся в море и ел природную пищу, а не корм с красками и антибиотиками.

Комментарии
CIO, Москва

Статья интересная. Спасибо.
Крик души в старом духе - коррупция и воровство только ''под рыбным соусом''.
Как было, так все и осталось.
Россия получает свою же продукцию, дополненную иностранным трудом, ведь у нас же нет безработитцы, как всегда.
И ''ау-ау'' кричать бесполезно, - ведь эта ситуация выгодна!!!
Попробуйте сказать кому и вы получите бан... :)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

По-моему очень ясно сказано в тексте и кому выгодно, и кому не выгодно...

Нач. отдела, зам. руководителя, Пермь

Михаил добрый день.
Эту статью было бы интересно прочитать В. В. Путину. Посмотрел бы как он на неё отреагировал, что начал бы делать и когда решил бы вопрос с поднятыми вами проблемами.
Кстати задайте ему на телеконференцию хочется реально увидеть решение проблемы на деле, а не на словах.
Они же всё говорят, что сделаем для российских компаний, защитим страну от санкций развивая отечественные предприятия - ну да к и флаг в руки.

Экономист, Москва

На самом деле статья посвящена не перспективам отечественного рыболовства, а перспективам продукции отечественного рыболовства на российском рынке. Автор объясняет, что поставлять свою продукцию на отечественный рынок, занимаясь при этом импортозамещением, не очень выгодно.
В результате, в самом Магадане рыбная продукция для потребителей может быть дороже, чем в Москве. Причем большая часть продаваемой там рыбы тоже импортная. Но автору незачем оправдываться: мы знаем в какой стране мы живем. :-) Сводит концы с концами, платит зарплату людям - и на этом спасибо. А те, кто хочет отведать дальневосточной рыбы могут съездить куда-нибудь во Вьетнам и заказать ее в местной харчевне.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Комшуков Константин пишет: Автор объясняет, что поставлять свою продукцию на отечественный рынок, занимаясь при этом импортозамещением, не очень выгодно.
И очень хорошо объясняет почему так странно получается.
Управляющий директор, Москва
То, что Ставангер ближе к центральной части России, чем Магадан, есть объективная реальность. То, что отсрочку не могут больше давать - ну так факторинг в помощь. А вот то, что в России все законы всячески увеличивают издержки бизнеса - ерунда, главное, что себестоимость добычи нефти ниже и танки лучше (один местный эксперт). Там, где нет нефти и плохие танки, есть такая штука, как RIA - Regulatory Impact Assessment. Ни один закон не пройдет без него, и то далеко не все счастливы, вот сколько некто Obodovski критиковал британских регуляторов, да и не он один.
CIO, Москва
Марат Бисенгалиев пишет: По-моему очень ясно сказано в тексте и кому выгодно, и кому не выгодно...
Да? а я то не заметил... :) участник, который сразу под вами отписался тоже не заметил поэтому в надежде, что кому выгодно почему-то не знает про это... :) .....''Это все ОНИ!!!''.... :))))
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
Арестован М.Калви

Персона дня: Басманный суд арестовал основателя инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви.

США: новые жесткие санкции

Тренд дня: Сенаторы США подготовили новый законопроект о санкциях против России.

Япония готова к долгим переговорам

Тренд дня: Япония может изменить стратегию переговоров с Россией по мирному договору.

Airbus прекратит производство A380

Факт дня: Airbus прекратит производство самолетов A380.