Технопарк: может ли он реально помочь стартапу?

Сколько в России технопарков? По разным сведениям – несколько сотен. Во времена президентства Дмитрия Медведева правительство разработало программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (документ принят в марте 2006 года. – Executive.ru). За период с 2007 по 2014 год была создана сеть технопарков общей площадью более 400 тыс. кв. метров, на которых было организовано 18 тыс. рабочих мест. Совокупная годовая выручка 747 компаний-резидентов составила около 32 млрд рублей в год. При этом в период с 2007 по 2012 год только 3 из 11 регионов выполнили целевые показатели на 75% – к таким показателям в 2012 году пришли аудиторы Счетной палаты. Поэтому с 2013 года финансирование программы строительства технопарков идет на конкурсной основе.

По оценке Инновационного центра Высшей школы экономики, «в России действует более 200 технопарков, большая их часть создана на средства государства. На создание этих организаций ушло 20 млрд рублей, это небольшая цифра по сравнению с теми суммами, которые выделяют на эти цели западные коллеги. В России количество частных технопарков намного меньше, чем в Европе и США» – комментирует генеральный директор Анастасия Тюрина.

Таким образом, процесс создания технопарков в России находится пока на начальном этапе. Тем ценнее каждый успешный кейс. В интервью с молодым ученым и предпринимателем из города Кемерово, генеральным директором компании «Сорбенты Кузбасса» Александром Бервено мы обсуждаем два кейса – историю его стартапа и ту роль, которую сыграл в этой истории Кузбасский технопарк.

Executive.ru: Александр, расскажите о вашей разработке. Как началась ваша история? Как развивается проект сегодня?

Александр Бервено: Я начал разрабатывать свой проект, будучи аспирантом Института химии твердого тела и механохимии Сибирского отделения РАН. Это сорбент для выделения газов, или молекулярное сито, как его называют. На вид – просто черный порошок. Он позволяет разделять воздух на азот и кислород, концентрировать метан, выделять водород высокой степени чистоты из синтез-газа.

Сырьем служит антрацит, добываемый в новосибирской шахте. Уголь уникальный по своему качеству. Уровень зольности низкий, 2-4%. В результате нам не нужно проводить обеззоливание, а это значит, что мы получаем более безопасное для окружающей среды производство. Антрацит после дробления очищается от угольной пыли. В результате последующей обработки материал обретает разные свойства: можно выделять водород, а можно технический азот или метан.

Разработка за счет технологии и хорошего сырья позволила удешевить в два-четыре раза производство сорбентов из углей в сравнении с аналогичными установками. К настоящему времени изготовлены опытные партии сорбентов, которые испытаны у потенциальных потребителей, есть первые продажи. Экономические показатели пока считать рано, объем продаж лишь 0,5 млн рублей. В 2015 году планируется привлечь дополнительные инвестиции и выйти на объем продаж около 5 млн рублей (более 25 тонн сорбента).

Executive.ru: Кто является потребителем инновации? Какой у вас рынок сбыта?

А.Б.: Нашими потребителями являются машиностроительные, химические, нефтегазовые, металлургические и энергетические компании. Среди них есть производители газоразделительного оборудования, установок очистки воздуха/дымовых газов, генераторов водорода, баллонов для аккумулирования метана, источников тока (литий-ионные аккумуляторы, суперконденсаторы). Подробностей не скажу – коммерческая тайна.

Расскажу о другом. По производству и потреблению углеродных сорбентов Россия уступает многим странам, в том числе Китаю и Индии из-за более дешевого сырья и большого рынка. В России рынок сорбентов составляет 44 тыс. тонн в год, а потребность в углеродных молекулярных ситах (нанопористых сорбентов) для разделения газов оценивается в 2500-3000 тонн в год. Общий годовой объем мирового производства углеродных сорбентов по другим странам следующий: США — 34%, страны Европы — 24%, Азия — 9%, Китай — 14%, Япония — 18%. В США главными производителем углеродных сорбентов является компания Calgon Carbon Corporation (37% от общего производства).

При этом рынок сорбентов для аккумулирования метана и очистки этана еще не сформирован, так как коммерческих результатов достигли только крупнейшие зарубежные компании (BASF, Nobel).

стартап

Данные маркетинговых исследований Freedonia> Group> Inc., проведенных по заказу компании «Сорбенты Кузбасса»

Executive.ru: Когда вы заработали первые серьезные деньги? Какие инвестиции удалось привлечь?

А.Б.: Считаю, что еще не стал зарабатывать серьезные деньги. В 2007 году я победил в программе «УМНИК» (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и на полученные средства собрал первую установку для получения сорбентов. Первый миллион рублей получил в 2010 году от «Роснано», это была первая шестизначная сумма на моем счету. В том же году выиграл конкурс по программе «Старт» Фонда содействия и получил еще один миллион, в 2012 – стал резидентом Фонда «Сколково», получил грант. Разработка также стала лауреатом Зворыкинской премии в номинации «Лучший инновационный проект».

Общий объем привлеченных инвестиций от ПК «Вторполимер» составляет около 2 млн рублей, при этом общая сумма финансирования проекта составила к 2015 году порядка 25 млн рублей. Сейчас проектом заинтересовался один частный инвестор, с которым обсуждается вложение 30 млн рублей.

Executive.ru: На выставке Кузбасского технопарка в 2012 году вы представляли проект премьер-министру Дмитрию Медведеву. Что ему тогда показали?

А.Б.: Это был второй раз, когда я показывал проект Дмитрию Медведеву. В 2009 году разработку показывал на бумажках и в картинках. Презентовать что-либо было невозможно, так как презентация проходила в закрытом формате в Барвихе. Медведев меня внимательно выслушал, похвалил и пожелал успехов. И через три года встреча повторилась уже в технопарке. Представлял образцы продукции: углеродные молекулярные сита, волокна, нанотрубки и каменноугольные пеки. Разработка премьер-министра впечатлила, и он сказал «Увидимся в следующий раз на другом уровне».

стартап

«Кузбасский технопарк» в Кемерове

Executive.ru: Производство вашей компании по получению молекулярно-ситовых сорбентов из углей размещено в Кузбасском технопарке. Какие возможности открыл технопарк для вас?

А.Б.: Наша компания была одной из первых, кто вошел в технопарк. В 2009 году проект одобрили на научно-техническом совете технопарка, для этого были подготовлены ТЭО проекта, финансовая модель. Рассмотрение проекта – достаточно сложная процедура. Получить статус резидента смогут только стартапы на поздних стадиях развития, когда нужны налоговые льготы, которые и дает технопарк. В технопарке у нас арендованы лабораторно-производственные площади около 200 кв. м, где расположено аналитическое оборудование и установки активации углей. Когда я создавал компанию, столкнулся с проблемой, что в Кемерово достаточно сложно найти подходящую площадку, где можно было бы разместить дробильное и аналитическое оборудование, не надо проводить капитальный ремонт, перестройку или переоборудование, а площади Кузбасского технопарка нам позволили разместиться без проблем.

Executive.ru: Что представляет собой Кузбасский технопарк?

А.Б.: В технопарке 25 компаний. В нем есть бизнес-инкубатор, где разместились офисы резидентов и партнеров, в 2013 году открылся лабораторно-производственный корпус «Экология и природопользование», в котором находятся лаборатории и опытные установки компаний-резидентов, включая нашу компанию. Каждый год Кузбасский технопарк проводит выставки, конференции, семинары и конкурсы для разработчиков со всей области, что позволяет поддерживать самые перспективные проекты. В 2014 году созданы Центр кластерного развития и Региональный центр инжиниринга.

Чем полезен Кузбасский технопарк стартапам

 

Преимущества технопарка

Ситуация на рынке

Аренда помещений

Льготная цена для резидентов (производственные помещения – 100 руб. за 1 кв.м.)

Стоимость от 200-300 руб. за 1 кв. м

Аренда оборудования центров коллективного пользования

Оборудование доступно по льготной цене

Можно найти в вузах, НИИ или соседних городах, но возникают проблемы с очередью и высокой стоимостью

Информация о конкурсах и мероприятиях

Поддержка резидентов – рассылки, помощь в подготовке документов.

Необходимы временные затраты для поиска информации

Продвижение продуктов в СМИ и на выставках

Наличие действующего выставочного стенда резидентов, участие в выставках представителей технопарка, публикации в СМИ и на сайте технопарка. Помощь в налаживании контактов с потенциальными потребителями.

Нужны финансовые затраты

Образовательные семинары

Проводятся бесплатно при поддержке технопарка

Нужны финансовые затраты

Executive.ru: В каких технопарках России и мира вам уже удалось побывать? В чем разница?

А.Б.: Был в новосибирском Академпарке, Технопарке «Сколково» (центрах коллективного пользования), Томской особой экономической зоне, вузовских технопарках МФТИ и Кемеровского университета. За рубежом посетил лишь завод LG Electronics в Южной Корее. Региональные технопарки прочно привязаны к местным проектам, вузовским и институтским разработкам, что вполне логично. В новосибирском Академпарке поддержано несколько IT-проектов, три-четыре проекта из области новых материалов. В Кузбасском технопарке же видна четкая направленность на поддержку проектов, которые связаны с угольной отраслью, медициной и биотехнологиями. В Томске, например, удивила развитая научно-техническая база вузов и особой экономической зоны – там созданы все условия для реализации высокотехнологичных разработок. Кузбасский технопарк и «Сколково» до сих пор продолжают формирование своей базы научно-технического оборудования.

Executive.ru: Что должно делать государство в поддержку малого инновационного бизнеса? Каковы преимущества и недостатки?

А.Б.: Ни один частный российский инвестор, ни один банк не финансирует разработки на ранних стадиях. Выжить стартапам помогает государство в лице правительства региона, региональных фондов, федерального Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российской венчурной компании, Фонда «Сколково», Роснано или друзей разработчиков (бизнес-ангелы). Недостатки поддержки заключаются в сложности ее получения, длительности экспертизы и сложной отчетности, хотя все понимают, что это стандартная практика – гранты получают лучшие проекты.

Executive.ru: А что должен сделать инноватор для того, чтобы добиться успеха?

А.Б.: Считаю, что главное в реализации научно-технического проекта – это ориентация на бизнес. Если есть предзаказ, то будет и понимание, что нужно выпускать на рынок и продавать, а значит, и каких технических характеристик необходимо достичь. Поэтому советую на самых ранних этапах обсуждать с потенциальными заказчиками свои разработки. Кроме того, они могут подсказать коммерческую идею для проекта.

Второй совет – это проработка бизнес-составляющей проекта. Она в любом случае потребуется, если инноватор захочет обратиться в институты развития или к инвесторам. Лучше сделать это на первом этапе, чтобы сразу видеть достижения конкурентов и понимать, чем твоя разработка лучше или хуже.

Третий совет – нужно использовать все механизмы поддержки для развития проекта, участие в выставках для расширения связей и привлечения потенциальных инвесторов, привлечение грантов, образовательные и менторские программы. Четвертый совет – нужно всегда учиться и повышать уровень своих компетенций, это позволит и развить стартап, и повысить ваш уровень как руководителя компании, и наработать необходимые контакты среди экспертов.

И самое главное – это правильно оценивать риски и браться за реализацию проекта несмотря ни на что. Даже если не получится построить на основе своей разработки крутую корпорацию, вы получите бесценный опыт и расширите свои знания и связи.

Executive.ru: Как вы считаете, для прорыва в постиндустриальную экономику региону нужно создать подобные технопарки в каждом городе Кузбасса?

А.Б.: Не думаю, что в Кемеровской области технопарк нужен в каждом городе. Моногорода не нуждаются в них, так как наука у нас более развита в таких индустриальных центрах как Новокузнецк и Кемерово. Достаточно было бы еще в Новокузнецке сделать технопарк и достроить наш. К тому же, администрация не готова поддерживать их создание за счет бюджетных средств. Думаю, что для моногородов актуальнее зоны экономического благоприятствования, которые есть в Кемеровской области и которые направлены на поддержку и развитие промышленности. Также администрацией Кемеровской области и ГК «Внешэкономбанк» подписано соглашение о сотрудничестве, которое направлено на финансовую поддержку создаваемых в моногородах предприятий.

 


Кузбасский технопарк

На 1 января 2015 года количество резидентов Кузбасского технопарка составляет 25. Эта цифра «плавающая», так как резидент – юридический статус, определенный областным законодательством, присваивается на срок реализации проекта, но не более чем на пять лет. Количество резидентов по годам колеблется от 20 до 42. Экспертным советом технопарка рекомендовано к внедрению 113 проектов разного уровня готовности – от чистых стартапов до уже действующих производств. Из них реализуется порядка 60 проектов на предприятиях области.

Автор Евгений Бидненко

Фото: facebook.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Бервено
Генеральный директор, Кемерово

Готов ответить на вопросы и подробнее рассказать о взаимодействии с технопарками и ЦКП в Кузбассе и Сколково.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.