Почему вам следует перестать говорить «Не за что»

Некоторые сценарии поведения так сильно углубились в нашу жизнь, что мы даже не замечаем их, пишет профессор университета Wharton Адам Грант. Например, когда вы делаете одолжение, и вам говорят «Спасибо», вы автоматом отвечаете «Не за что». Это основа правил вежливости. Тем самым вы принимаете благодарность и даете понять, что были рады помочь.

Однако, если прислушаться к одному видному психологу, эта фраза отнюдь не так уж хороша. Спустя сорок лет исследований, Роберт Чалдини разглядел в словах «Не за что» признак упущенной выгоды. «Каждый из нас обретает власть, когда слышит «Спасибо!», ― поясняет Чалдини. Чтобы воспользоваться этой властью, психолог рекомендует отвечать иначе:

«Знаю, вы наверняка сделали бы для меня то же самое».

Такой ответ лучше по трем причинам. Во-первых, тем самым вы подтверждаете, что находитесь с человеком в отношениях, в которых можете просить друг другу об одолжениях и не подсчитываете, кто «наодолжал» больше. Во-вторых, вы закрепляете за собой репутацию человека, который не оставляет других в беде. В-третьих, таким ответом вы запускаете механизм взаимности, который дает ощущение, что вы отплатите добром за добро в будущем.

Гай Кавасаки в своей книге «Как очаровывать людей» (Enchantment) пишет: «Фраза Чалдини дает понять человеку, которому вы помогли, что однажды вам может понадобиться его ответная услуга, и эта же фраза сигнализирует, что вы верите в благородность этого человека и то, что он ответит вам взаимностью. Такой ответ намного очаровательнее, чем простое «не за что».

Логика Чалдини очевидна, и все же Адам Грант пишет, что ему всегда было не по себе от произнесения этой фразы. Поначалу казалось, что это просто привязанность к правилам хорошего тона. Как можно оставить «спасибо» висеть в воздухе без должного ответа? Неловко.

Проблема решилась, когда Грант решил объединить хорошие манеры с фразой Чалдини:

«Не за что, рад был помочь. Вы наверняка сделали бы для меня то же самое»

И все же даже после такой фразы во рту остается малоприятное послевкусие. В конце концов, стало ясно ― проблема кроется в том, что такой ответ как бы намекает человеку, что он обязан ответить взаимностью. В обмене услугами или просьбе оказать взаимное одолжение нет ничего плохого, но, когда вы решаете помочь, вы, скорее всего, делаете это без корысти. Вот и Грант не хочет, чтобы у людей осталось чувство обязанности ему.

Есть ли лучший способ ответить на «Спасибо»?

Грант наткнулся на ответ после встречи с серийным предпринимателем по имени Адам Рифкин, которого журнал Fortune назвал лучшим в выстраивании деловых отношений. Что делает Рафкин? Он прикладывает много сил, чтобы помочь бесчисленному количеству людей, выполняя пятиминутные одолжения ― знакомит людей между собой, отвечает на вопросы, дает рекомендации, которые помогают людям получить признание. Рифкин помогает вам, и это дает ему право просить об ответном одолжении.

Сперва кажется, что это обычное правило взаимности: он помог вам, а теперь вы должны ему. Но есть особенность: он не просит помочь конкретно ему. Он просит вас помочь ему в том, чтобы помочь кому-то другому.

Рифкина больше волнует, чтобы люди отплатили добром третьему, чем возвращали долги лично ему. По его мнению, каждое его благое дело побуждает людей быть еще щедрее. Получается, более широкий круг людей получают выгоду от его помощи.

Увидев, как действует Рифкин, Грант нашел способ адаптировать фразу Чалдини. Вместо «Я знаю, ты бы сделал для меня то же самое»:

«Я знаю, ты бы сделал то же самое для кого-то другого».

Как и ответ в стиле Чалдини, это фраза характеризует вас человеком, который готов помогать другим. Однако не оставляет послевкусия, что теперь человек обязан вам, и вы ждете погашения этого долга.

Если вы будете следовать этому подходу, то в минуту нужды сможете обратиться за помощью к более широкому кругу людей. Если уповаете лишь на непосредственную взаимность, то сможете рассчитывать только на тех, кому помогли в прошлом или рассчитываете помочь в будущем.

Так что когда кто-то поблагодарит вас в следующий раз за вашу помощь, вам следует выйти за рамки обычной вежливости и попросить отплатить добром другому человеку в будущем.

А как вы обычно благодарите людей?

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Системный администратор, Москва

-Спасибо!
После фразы: ''«Знаю, вы наверняка сделали бы для меня то же самое»'' (С)
Вы на всегда обретёте клеймо ... (продолжение зависит от Вашей личной фантазии) :) Так что это всё не наше ... это в америке ... У нас на такую фразу вы можете только услышать зубовный скрежет или не искреннее ''конечно'' :) Можно пофантазировать что люди скажут и что подумают :)

Менеджер, Владимир

Искренне улыбнулась, эта статья - словно продолжение моей, опубликованной пару месяцев назад.
http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1858060/

На самом деле, согласна с предыдущим комментариям, в ответ на свои ''Спасибо!'' редко слышала ''Не за что!'', хотя говорю их ежедневно. Обычно, это либо позитивное ''Мне было интересно'', либо негативное ''Так было нужно''. Иногда люди просто улыбаются Вам в ответ) К тому же, есть спасибо личностного плана, описанные в Вашей статье, а есть от лица компании, которую Вы представляете.

Генеральный директор, Иркутск

это хороший американский манипулятивный прихват, не более того
мы - другие...

Менеджер по подбору персонала, Москва

Это очень длинная фраза для нашего сумасшедшего ритма жизни, требующего краткости и точности. Мой ребенок обычно отвечает, уже на полном автомате: ''всегда рад помочь!'' Это ни к чему не обязывает и показывает его доброжелательность. Я его этому не учила. Он сам как-то создал эту фразу...:-)

Бренд-менеджер, Москва

Есть и другие варианты в зависимости от того какой результат хочется получить:
1) Для тебя все что угодно
2) Обращайтесь
3) Я старался
4) Всегда пожалуйста
5) Это было непросто
6) Не стоит благодарности
7) Ты поступил бы так же
Ну и упоминавшийся вариант ''всегда рад помочь''

Директор по маркетингу, Ижевск

))) Когда я открываю или придерживаю дамам дверь, они тоже (почему-то) чаще всего говорят ''Спасибо''. Интересно, как они на меня посмотрят, если я начну отвечать в духе статьи...

Редактор, Москва
Александр Смолокуров пишет: )) Когда я открываю или придерживаю дамам дверь, они тоже (почему-то) чаще всего говорят ''Спасибо''. Интересно, как они на меня посмотрят, если я начну отвечать в духе статьи...
Говорите им прямо, что теперь они вам должны)
Директор по развитию, Санкт-Петербург

Простите, но это глупость. Ни разу не слышала в ответ на СПАСИБО, НЕ ЗА ЧТО.

К тому же ситуации бывают разные. И уместнее отвечать в зависимости от ситуации.

Вчера, например, бабушка боялась идти через дорогу и попросила ее перевести. Я перевела. Она сказала : ''Спасибо''. Я ответила: '' Счастливого пути, здоровья Вам ''.

Мне кажется, что советы в этой статье ни о чем.

Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово

Почти всегда говорю ''не за что'' в ответ на ''спасибо''. Ничего не могу с собой поделать: ''на автомате'' произношу. Может быть не так все страшно. В английском языке, например, ''Not at all'' является одним из самых популярных ответов на слова благодарности.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.