Мобильные приложения: шесть советов для бизнеса

Анатолий Ларин, менеджер по развитию бизнеса Touch Instinct

Основной принцип успеха на бурно развивающемся мобильном рынке ― это быть проще, удобнее и быстрее. Это понятие относится не только к самим устройствам, но и мобильным приложениям, которые стали их неотъемлемой частью. Бизнесу стоит принять во внимание этот новый канал продвижения уже сегодня. Ведь он позволяет предложить потенциальному клиенту искомый товар или услугу в нужный час в нужном месте. И если не вы испытаете особенности мобильной аудитории, пока еще не искушенной ни рекламой, ни креативными решениями, полезными для повседневной жизни, то это сделают ваши конкуренты.

Прежде чем заказывать мобильное приложение для вашей компании, обратите внимание на некоторые особенности современных мобильных платформ и их аудитории в России, а так же основы мобильного маркетинга.

1. Определитесь с бизнес-целями

Как и в любой другой деятельности, самое важное ― определиться с целями. Аудитория современных смартфонов в России это образованные, активные и обеспеченные люди. Ваша ли это аудитория? С какой целью вы хотите выйти на эту аудиторию:

  • Для повышения лояльности к бренду?
  • Для создания удобного дополнительного маркетингового инструмента?
  • Для открытия нового канал продаж?

В России, по разным оценкам, от 5 до 10 млн пользователей смартфонов, в самом лучшем случае вы можете рассчитывать на 10% от их числа. Достаточно ли вам этой аудитории сейчас или вы работаете, скорее, на перспективу?

Например, один из наших клиентов разрабатывает мобильное приложение для автомобильных сигнализаций. Использование новых каналов продвижения позволит компании выйти на аудиторию смартфонов, рассказать ей о своем бренде. Или, наоборот, приложение для портала Omlet.ru прежде всего нацелено на удобство текущих пользователей приложения, новая мобильная аудитория идет дополнительным плюсом.

2. Изучите целевую аудиторию

Подумайте о ваших пользователях. Мобильное приложение должно предлагать новый опыт, отличный от вашего сайта или веб-сервиса. Если функции, задуманные вами для приложения, можно так же удобно выполнить через сайт и вас не интересуют топы магазинов приложений, то вам больше подойдет мобильная версия сайта. Да, охват аудитории будет больше, до 90% пользователей всех платформ, но их вовлеченность гораздо ниже из-за специфики и разрешения мобильных устройств. Еще обратите внимание на то, что создать мобильную версию сайта стоит на порядок дешевле, чем сделать универсальное мобильное межплатформенное приложение, которое будет работать качественно на основных моделях смартфонов. Исключением являются только приложения в виде графических игрушек. А вот, кстати, прекрасное руководство от Google по созданию мобильной версии сайта, оно поможет начинающим освоить азы мобильной разработки для бизнеса.

Мобильные приложения на рынке В2С ищут способы, как привлечь и развлечь скучающую аудиторию. Для этих людей главное ― эмоции и новые ощущения, поэтому мобильные приложения здесь направлены на услаждение требовательного вкуса.

Для рынка В2В и его бизнес аудитории будет важно получить актуальную и значимую информацию, нежели нечто забавное. У бизнес-аудитории нет времени, она любит и ценит удобство в первую очередь, поэтому основное усилие при разработке мобильного приложения здесь должно быть направлено на создание решений, которые сделают жизнь этих людей лучше, быстрее и проще.

Аудитория сама инициирует контакт в том случае, если вы угадали ее ожидания, а значит, затраченные вами рекламные бюджеты окупятся.

Например, Тануки стала первой среди российских ресторанных компаний, предоставивших пользователям возможность заказывать доставку еды через бесплатное приложение, установленное на смартфоне. Сейчас оно работает в таких городах, как Москва, Воронеж, Самара, Курск, Екатеринбург, Пермь, Киев, Донецк и Харьков. Основная задумка компании была охватить аудиторию, активно использующую мобильный интернет. Чаще всего это занятые люди, работающие в офисе и не имеющие времени приготовить еду даже вечером. Поэтому приложение четко попало в цель, предоставив этой аудитории готовое решение для их проблем. В результате чего более 97 скачиваний в первый месяц использования и 18 тысяч заказов.

3. Выберите платформу(ы)

Когда вы определились с целями и изучили целевую аудиторию, стоит определиться с мобильной платформой. Рекомендую выбирать между iPhone и Android (забудьте про модный WP7, Blackberry, Bada и тем более Symbian). Если вы выберите две платформы, вам потребуется в два раза больше денег (от 300 тыс. за платформу), в два раза больше времени и два раза больше усилий, но взамен вы получите в два раза больше потенциальной аудитории и новых каналов продвижения.

Если у вас нет ресурсов или желания сразу бросаться в омут с головой — начните с iPhone. Аудитория этих смартфонов платежеспособнее, ее достаточно и попасть в топы там проще. Android сейчас это больше игра на перспективу, чем раньше там появится ваше приложение, тем выше вы будете в топе со временем.

Если один из ваших каналов продаж ― это сайт, обязательно посмотрите статистику посещений, заходят ли к вам пользователи iPhone и Android, много ли их, откуда они пришли и что делают на сайте, это может подсказать вам, какую платформу выбрать и что предложить пользователям.

4. Задумайтесь о продвижении

Создать хорошее мобильное приложение ― это только треть работы, вам придется рассказать о нем пользователям и удержать их. Поэтому перед началом разработки задумайтесь, какие задачи пользователей вы решаете и как вы будете их находить. Обязательно назначьте ответственного за продвижение мобильного приложения, будет здорово, если это будет выделенный только под эти задачи сотрудник.

Ему придется как минимум: распространить информацию на сайтах с обзорами о вашем приложении, рассказать о нем на ресурсах, имеющих отношение к вашему бизнесу (наверняка вы уже с ними работаете), наблюдать за установками приложения, его использованием пользователями, их комментариями. Возможно, дополнять и актуализировать информацию в приложении. И, если есть бюджеты на рекламу, заниматься медиа-планированием (цена установки по России 20-100 руб, есть предложения о выводе в «бесплатный топ» от $5 тыс. до $30 тыс.).

На рынке сейчас есть несколько игроков, предлагающих подобные услуги. И у бизнеса существует два варианта: попробовать продвигать бесплатное приложение самостоятельно, набив шишки, или обратиться к профессионалам, которые часто при помощи ботов выводят в ТОП App Store или Android Market ваш продукт. Например, попадание в российских ТОП бесплатных приложений онлайн магазинов автоматически означает 10-15 тыс. скачиваний за день.

5. Выберите хорошего подрядчика

В большинстве случаев не рекомендую разрабатывать приложение внутри компании, получится дороже и хуже. Разработка у подрядчиков, которые специализируются на мобильной разработке, гораздо проще. Но не стоит относиться к этому халатно, уделите достаточно времени поиску и взаимодействию с подрядчиком.

Первый делом напишите короткий документ, описывающий ваш бизнес, аудиторию и цели создания мобильного приложения, затем соберите список потенциальных подрядчиков. Вбивайте в поисковиках слова «разработка мобильных приложений» или выбирайте из рейтингов мобильных разработчиков. Их существует несколько:

1. Mtop20.ru

2. Appprofessionals.ru

3. Apps4all.ru

Подобные рейтинги составляются по совершенно разным KPI, поэтому релевантность данных спорна. Хотя, с другой стороны, это та немногочисленная информация, которая может помочь бизнесу на начальном этапе селекции подрядчика. Например, каталог AppProfessionals.ru позволяет заказчикам создавать тендеры на своей площадке и получать ответ сразу от нескольких разработчиков. Но портал создан при поддержке компании Microsoft, поэтому обязательным условием участия является то, что все заказы должны быть созданы на платформе Windows Phonе 7. Другой рейтинг Apps4all сопровождается консалтингом со стороны специалистов фирмы и также возможностью проводить тендеры.

Анализ разработчиков, представленный в рейтинге портала mtop20.ru, основывается на специальной методологии. Качество мобильных приложений оценивается по нескольким параметрам и специальной методике:

  • наивысшее место, занимаемое в русском топе приложений;
  • количество отзывов и средняя оценка;

Поэтому посмотрите портфолио каждого подрядчика, посмотрите на дизайн, почитайте отзывы пользователей, если работы не нравятся, смело исключайте его из списка. Свяжитесь с оставшимися, уточните сроки и стоимость разработки вашего конкретного проекта. Постарайтесь пообщаться с менеджером, который будет заниматься вашим проектом, обратите внимание, насколько он вник в проект, насколько хорошие решения и идеи он может вам предложить. Ну, и напоследок пообщайтесь с клиентами кандидатов, их контакты можно получить у менеджеров или напрямую связаться с компаниями из портфолио.

6. Оцените результаты

Когда вы запустили свое мобильное приложение и сделали первоначальное продвижение, обязательно оцените, достигли ли вы своих целей и в какой степени. Если вы не смогли собрать аудиторию, попробуйте еще несколько каналов продвижения, вложитесь в рекламу. Постоянно отслеживайте комментарии пользователей в AppStore/Google Play, возможно, вы поймете, что что-то сделали не так, и придумаете вторую версию, которая будет воспринята лучше и позволит вам еще раз пройтись по старым каналам продвижения.

Если через три-четыре месяца вы хотя бы частично достигли своих целей и ваше приложение используют люди — продолжайте, в противном случае, возможно, вам стоит свернуть свою мобильную программу. 

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии