Энергетика проекта

Каждый бизнес, независимо от размеров и направления деятельности, – это проект. Этот постулат лежит в основе наших технологий. Естественно, что кто-то может не соглашаться с этим утверждением. Многие руководители компаний уверены в том, что их цель – извлечение максимальной прибыли. А в этом случае – при чем здесь проект? Увеличивай объемы, снижай издержки. А механизмы получения заказов или выигрыша торгов всем известны. А то, что получение прибыли – это не цель, а естественное условие функционирования бизнеса, для них не аргумент.

Таким руководителям не нужны инвестиции. Они обходятся кредитами. Таким руководителям не нужны компетентные специалисты, они обходятся трудовыми ресурсами, а профессионалов им заменяют лично преданные люди.

Но новое время берет свое, и все больше становится руководителей с навыками (не со знанием, а именно с навыками!) применения современных (не конца прошлого века) технологий стратегического менеджмента, ищущих пути развития своих компаний. Руководителей, отличающих стратегию развития от стратегии роста. Руководителей, отличающих стратегию развития от программы оргтехмероприятий. Руководителей, понимающих, что такое потребительские ценности и что такое эффективная бизнес-модель.

А в этом случае процесс управления предприятием начинает приобретать все те свойства, которые присущи технологиям управления проектами. В этом случае появляются миссия и цели, корпоративные ценности из деклараций становятся эффективным инструментом управления, о естественности регулярных бизнес-процессов говорить не приходится, маркетинг и логистика заменяют сбыт, а стратегия развития определяет вектор движения на обозримый период времени. Появляются задачи поиска ресурсов, создания альянсов, привлечения инвестиций. Конкретные бизнес-направления становятся основой для разработки соответствующих бизнес-планов и могут приобретать инвестиционно-привлекательный характер. Возникают инвестиционные программы и инвестиционные проекты.

И вот здесь появляется повод для размышлений.

Как вы думаете, почему одни инвестиционные проекты, как мед, привлекают инвесторов, а другие, как заколдованные, из года в год размещаются на специализированных сайтах в интернете, участвуют в различных программах, выставках и конкурсах – и никакого результата?

Сразу договариваемся, что сравниваемые проекты могут быть оформлены в соответствии с принятыми стандартами и требованиями, обладают примерно одинаковыми финансовыми показателями, IRR и ROI, рыночная востребованность в обоих случаях понятна.

Не будем ходить вокруг и около, сравнивая множество параметров и характеристик, иногда даже и несравниваемых, поскольку каждый проект, каждый бизнес индивидуален и конкретен. Мы обратили внимание на один фактор, который, с одной стороны, очень субъективен, поскольку не поддается измерению, а с другой стороны – понятен и воспринимаем. Этот фактор называется «энергетика проекта».

Энергетика проекта

Из одних проектов энергетика прет. Из других (к сожалению, таких большинство) – хотел сказать, веет, но нет, не веет. В других есть многое, что может быть полезным для профессиональной оценки проекта, но… не зажигает. Не увлекает. Инвестор равнодушно отдает проект экспертам (в лучшем случае) – пусть разбираются.

Откуда она берется, и что же это такое – энергетика проекта? В нашей интерпретации основные элементы, в совокупности определяющие востребованность, успешность и профессионализм упаковки проекта, – это видение, команда, стратегия развития и бизнес-модель. Рынок, несмотря на соблазн, мы сознательно не выделяем как отдельный элемент, поскольку в нашей модели он представляет собой субстанцию, пронизывающую все выделенные нами элементы. Мы перечислили эти компоненты не в порядке приоритетности, а просто как совокупность элементов, которые, объединяясь в систему, активно и гармонично взаимодействуя между собой и с внешней средой, создают тот динамичный посыл к развитию, который мы называем энергоинформационным полем проекта, а короче – энергетикой проекта.

Для наглядности проиллюстрируем такое представление модели проекта в виде равностороннего тетраэдра (Рис. 1).

vbep01.jpg

 

Теперь по порядку.


Видение – это краткая, лаконичная и вдохновляющая констатация того, чем организация хочет стать и чего достичь в обозримом будущем, часто выраженная в конкурентных терминах.

Видение описывает широкие, активные стратегические намерения. Это образ, который бизнес должен поставить выше своих целей до того, как приступить к их достижению. Он описывает желаемый будущий результат, не указывая конкретно, как он будет достигнут.
Владимир Котельников

Видение без действий – это мечта. Действия без видения – это кошмар.
Японская поговорка


Стратегия развития определяет ориентиры и направления развития компании.

Стратегия – вектор успешного развития компании в долгосрочной перспективе. Основополагающие корпоративные ценности, правильно поставленные цели, системный подход к задачам развития бизнеса, анализ конкурентного пространства и маркетинг-эмпатические технологии анализа трендов потребительских ценностей являются основой для разработки стратегии развития проекта.

Стратегия развития в системном плане увязывает в себе миссию компании, цели, маркетинговую концепцию, инвестиционную политику, кадровую стратегию и др. Как правило, в стратегии развития описываются и обосновываются стратегические задачи развития компании и пути их достижения.

Бизнес-модель превращает инновации в экономическую ценность для бизнеса. Она подробно описывает, как фирма зарабатывает деньги, путем четкого определения ее места в цепочке создания ценности. Бизнес-модель строится из разнообразных компонентов бизнеса, которые включают предпринимательство, ресурсы, альянсы, экономику, финансы, производство, конкурентные и маркетинговые стратегии, организационно-управленческие и функционально-структурные аспекты. Попросту говоря, бизнес-модель описывает, как бизнес позиционирует себя в цепочке создания ценности в рамках своей отрасли и как он собирается себя обеспечивать, то есть создавать прибыль. В самых общих словах, бизнес модель – это метод устойчивого ведения бизнеса.

Ну, а что такое команда проекта (бизнес-команда), я думаю, объяснять не надо. Хочу только в очередной раз пояснить, что коллектив разработчиков или производственников командой не является. В команде должны быть еще и менеджеры, и люди с предпринимательским мышлением.

Итак, мы рассматриваем модель проекта в виде равностороннего тетраэдра – пирамиды с треугольным основанием, четырьмя вершинами. Здесь нет главной вершины. Все вершины равноценны. Сочетание этих четырех компонентов обеспечивает устойчивость развития проекта. Качество этих четырех компонентов обеспечивает возможность энергонасыщения внутренней полости пирамиды.

Первоначальный импульс дает видение лидера. Видение привлекает и зажигает команду, Видение закладывается в основу стратегии. Команда, разрабатывая совместно с лидером стратегию развития проекта и создавая бизнес-модель, при необходимости внося коррективы в видение и уж тем более – в цели, находит и создает механизмы реализации проекта.

Руководитель-визионер понимает, что управление бизнесом – это не управление материальными и нематериальными активами и производственными мощностями. Управление бизнесом как проектом – это, прежде всего, управление командой, людьми, их компетенциями и знаниями как капиталом проекта. Потенциал каждого члена команды, каждого участника проекта должен быть реализован. Наиболее эффективный вариант максимального использования потенциала каждого участника проекта происходит в режиме его самореализации.

Руководитель проекта должен обеспечить каждому участнику проекта возможность самореализации.

Энергетика команды

Чтобы понять, как это можно сделать, представим ментальную картину использования ресурсного потенциала участника проекта в виде аналогичной модели – равностороннего тетраэдра. (Рис. 2)

vbep02.jpg

 

Здесь также каждая вершина тетраэдра имеет самостоятельное и в то же время тесно взаимосвязанное с другими вершинами значение.

Я – самоидентификация качеств личности в физическом и духовном плане со всеми ее ценностями, убеждениями, нравственными устоями, компетентностями, мировоззрением и социально-коммуникационными приоритетами.

Социум – то окружение, с которым коммуницирует личность. Это семья, проектная команда, друзья, коллеги, партнеры, родственники, близкие, знакомые. Для нашего случая особое значение имеет команда и семья.

Цели – те значимые для личности результативные пространственно-временные события и факты, к реализации которых стремится участник проекта.

Намерение – желание, выраженное в действии на пути к достижению цели.

Сочетание вышеуказанных элементов обеспечивает потенциал развития и самореализации личности. Качество этих компонентов выражает энергетику личности, создавая энергоинформационное поле тетраэдра.

Каким же образом взаимодействуют проект и каждый его участник?

Энергетика синергии

Характер такого взаимодействия можно проиллюстрировать в виде звездного тетраэдра (ЗТ), который получается наложением друг на друга проектного тетраэдра и тетраэдра личности (рис. 3).

vbep03.jpg

Видение руководителя проекта (СЕО компании) – верхняя вершина ЗТ – дает энергетический импульс. На него откликается Я участника проекта (члена команды) – нижняя вершина ЗТ – и через намерение начинает взаимодействие со стратегией развития, генерируя реакцию зажигания команды. Участники и команда проекта становятся существенной частью социума члена команды. Через бизнес-модель проекта реализуются цели участника команды.

Цепная реакция пошла. Энергоинформационное поле начинает пульсировать, излучая волны развития и превращая в материальные результаты энергию (волю) команды, каждого ее члена и видение (идею) проекта.

Энергетика проекта работает, захватывая инвестора, партнеров, потребителей, рынок.

Можно видеть в этом явлении и в наших геометрических интерпретациях отзвуки того, что присутствовало в рисунках Леонардо да Винчи, а в некоторых духовных практиках называется Мер Ка Ба. Можно считать, мы наблюдаем то, что в современных эзотерических учениях называется «эгрегор» или «маятник». Но никто не сможет отрицать того факта, что энергия проекта – не пустой звук, а реальный факт, с которым профессионалы регулярно работают.

Когнитивные технологии

Естественно, что не каждый СЕО или руководитель проекта способен к видению. Так же тривиальна часто встречающаяся неуспешность предлагаемых к реализации проектов и вновь создаваемых фирм, руководители которых к видению неспособны. Визионерам успех сопутствует гораздо чаще.

Естественно, что самоидентификация личности и осознание своих ценностей – далеко не часто встречающееся явление. Но именно с этого начинается самореализация человека. И если видение лидера и корпоративные ценности, реализуемые через бизнес соответствующего проекта, резонируют с ценностями и целями членов команды, а стратегия развития проекта сочетается с энергией намерений его участников, то успех становится закономерным результатом.

Практические технологии создания энергоинформационных полей проектов и управления ими в качестве основного элемента используют методы группового и индивидуального бизнес-коучинга. Естественно, пришлось существенно дорабатывать эти методы и дополнять их собственными разработками. В системном плане большую пользу принесло использование когнитивных технологий маркетинга и отдельных элементов квантовой психологии.

Мы постарались, не затрагивая сугубо профессиональных деталей, в достаточно популярной форме описать механизмы, используемые нами в работе с конкретными проектами. В принципе, эти механизмы относятся к НБИК-технологиям. НБИК – нано-био-информационно-когнитивные технологии, только в последнее время получающие признание как в научных, так и в сугубо практических методах инновационных бизнес-технологий. Это термин ввел в обиход Михаил Ковальчук, который создал и возглавил факультет НБИК в МФТИ. По его же инициативе был создан Институт когнитивных исследований в РНЦ «Курчатовский институт».

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Норкин, Александр Жаманаков
Адм. директор, Москва

Квантовая психология - интересная штука.

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Сергей Михайлович, я Вам ответил в конференции «ИНОЕ Правительство России Президент приглашает... ». Можете попасть в историю! Но квантовая психология, не дает ответа, на вопросы: по Закону в любой стране политическое движение не может существовать на деньги западных Фондов - запрещено! И Вам ли как Юристу и Ученому об этом ли, не знать! А у криминала денег - не советую брать - там своя политика в ''''. Но Ваш проект осуществим и поддержку - найдем на самом высоком уровне!!!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.