«Маркетинг из уст в уста» – один из наиболее эффективных подходов к продвижению»

Маркетинг – одна из немногих сфер бизнеса, которой еще десять лет назад в сегодняшнем виде просто не было. Постоянное развитие маркетинга как науки и практики держит в тонусе не только менеджеров и руководителей компаний, но и именитых гуру, известных как «классики жанра». О роли маркетинга, современных тенденциях и их использовании специально для Executive.ru рассказывает Уильям Руделиус, профессор Carlson School of Management University of Minnesota и приглашенный профессор Киево-Могилянской Бизнес-Школы, автор переизданной 8 раз книги «Основы маркетинга» , автор «четырехточечного» видения маркетинга и его роли в стратегии компании.

Executive.ru: Какие люди и события за последние 5 лет оказали наиболее сильное влияние на развитие маркетинга?

Уильям Руделиус: Прежде всего, резко снизилась эффективность рекламы на основных носителях – ТВ и масс-медиа – из-за роста количества каналов и развития технологий, позволяющих блокировать рекламу. В результате компании переходят на более персонифицированные инструменты общения с клиентами: прямая рассылка, вирусный маркетинг, каталоги.

Также снизились цены на многие товары и услуги благодаря возникновению веб-сайтов вроде Priceline и E-Bay. Особенно это касается авиабилетов, гостиничных номеров и товаров персонального пользования. С другой стороны, компании перегружены информацией о разного рода распродажах и специальных предложениях, так что прорваться к потребителю становится все труднее и труднее.

Важно отметить смену ролей производителей и дистрибуторов в цепочке продаж. Сегодня именно от воли последних во многом зависит успех продукта в рознице. А производители вынуждены платить как «входную плату» за место на полке, так и «неустойку» за нераспроданный товар.

К тому же, развитие интернета позволяет производителям сегодня изготавливать персонализированные товары для множества сегментов и даже отдельных потребителей.

Executive.ru: По-вашему, маркетинг – стратегическая или поддерживающая функция?

У.Р.: Я вижу маркетинг как процесс из двух шагов: первый – узнать, что нужно и чего хочется потенциальным потребителям; второй – предложить продукт, отвечающий этим нуждам и желаниям. Следовательно, маркетинг – это необходимая фундаментальная управленческая функция в любой компании. Но соотношение количества сотрудников, отвечающих за маркетинг и за продажи в компании, варьируется в зависимости от отрасли.

Например, в компаниях вроде Nestle сотрудники из маркетинга и продаж составляют большую часть персонала. Напротив, в компаниях вроде Boeing – в маркетинг и продажи вовлечена лишь незначительная часть сотрудников. Но даже там неудачный маркетинг и исследования рынка могут привести к катастрофе – например, к производству самолета, для которого просто не существует рынка. Поэтому чем внимательнее компания прислушивается к своему потребителю, тем более вероятен успех ее маркетинговых усилий.

Executive.ru: Как вы относитесь к маркетингу «из уст в уста»?

У.Р.: Исследования показывают, что «маркетинг из уст в уста» – один из наиболее эффективных подходов к продвижению. Если родственник или близкий друг рассказывает о прелестях того или иного продукта, вероятность его покупки вами резко возрастает. И напротив, негативная молва может просто «убить» продукт.

Часто «маркетинг из уст в уста», или «вирусный маркетинг», воспринимается как стратегия продвижения продукции через интернет, в рамках которой отдельные люди пересылают знакомым и друзьям по e-mail сообщения, инициированные компанией. Но «вирусный маркетинг» гораздо более многогранен: от распространения информации через знакомых до предложения скидок и бесплатных образцов для генерирования слухов. Влиятельность такой молвы растет с каждым днем благодаря различным форумам, программам обмена сообщениями и сайтам, позволяющим сравнивать товары между собой. Например, серия пятиминутных фильмов, размещенных в интернете компанией BMW 3 года назад, имела потрясающий эффект. Но для достижения такого эффекта маркетинг должен сочетать правильный продукт, креатив и прочную психологическую связь потребителя с продуктом.

Executive.ru: Тема вашего последнего выступления – «Маркетинг себя». Каковы ваши основные рекомендации по грамотному «самомаркетингу»?

У.Р.: Это интересный вопрос, которым сегодня задается каждый выпускник вуза. Мы разработали отдельный двухстраничный раздел, посвященный этой теме, для студенческого учебного пособия. С помощью этого простого инструмента можно разработать эффективную персональную маркетинговую стратегию. Она начинается с обычного SWOT-анализа, только применительно к человеку, а не к компании. Затем, по результатам анализа разрабатывается персональный маркетинговый план на основе «4 Р»:

  • Product – повышение «рыночной привлекательности» профессионала с помощью курсов и стажировок;
  • Price – желаемый размер заработной платы;
  • Promotion – резюме, сопроводительное письмо, портфолио проектов, подготовка к собеседованию;
  • Place – насколько вы мобильны и находитесь вблизи от потенциальных работодателей.

В «маркетинге себя» (самомаркетинге) важно помнить, что профессионала оценивают в определенной степени как «товар», и важно уметь не только показать себя с лучшей стороны, но и доказать свою конкурентоспособность.

Executive.ru: Если вернуться к тенденциям в маркетинге, какие из них наиболее долгосрочны?

У.Р.: Есть несколько таких тенденций. В основном они связаны с информатизацией нашего общества. Прежде всего, это растущая популярность «кросс-функциональных» команд, когда такие функции, как маркетинг, технологии, производство и исследования, работают вместе над достижением целей компании.

От «глокализации» (global + local) также никуда не деться. Продукты и услуги сегодня все чаще продаются во множестве стран. И такая «гибридная» стратегия позволяет пользоваться благами стандартизации, с одной стороны (продукт один для всех рынков), и адаптации к местным рынкам - с другой (некоторые свойства продукта уникальны для разных рынков).

Энергопотребление продуктов будет иметь все более решающее значение, а продукты, производство или потребление которых требует слишком много энергии, вскоре будут исчезать или меняться. Наличие доступной энергии чрезвычайно важно.

Развитие розничных сетей будет продолжаться из-за растущих требований потребителей к соотношению цены и качества продукции. Гиганты вроде IKEA, Wal-Mart и Home Depot будут постепенно выживать с рынка маленькие магазинчики, что повлечет за собой целый ряд социальных вопросов. К тому же, «смешанный мерчандайзинг» (scrambled merchandising) завоюет новые розничные категории. Например, заправки сегодня продают не только бензин, и любая компания, даже самая маленькая, однажды привлекши внимание потребителя, попытается продать ему все, что сможет.

И последнее – влияние технологий на население развитых стран будет усиливаться. Так, уже сегодня радиочастотная идентификация (RFID) заменяет штрих-коды, а конвергенция привела к возникновению камерафонов и прочих устройств, совмещающих телефон, камеру, доступ в интернет, музыку и пр. А благодаря нанотехнологиям будет развиваться индустрия беспроводных сенсоров.

Беседовала Марина Стародубская

Фото в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Вячеслав Ухов
Директор по логистике, Москва

На просторах РФ есть ещё одна странная тенденция, которую очень трудно преодолевать. Это - восприятие маркетинга, в большей степени, как оргструктуры, а не образа мыслей и действий всего персонала компании, от генерального директора до грузчика на складе.Многие считают, что создав отдел маркетинга, всем остальным, в этом смысле, можно расслабиться.Нет, господа! С осознанием необходимости реализации у себя концепции маркетинга, а не концепции продаж, работа только начинается. Для всех!

Директор по логистике, Москва

На просторах РФ есть ещё одна странная тенденция, которую очень трудно преодолевать.
Это - восприятие маркетинга, в большей степени, как оргструктуры, а не образа мыслей и действий всего персонала компании, от генерального директора до грузчика на складе.
Многие считают, что создав отдел маркетинга, всем остальным, в этом смысле, можно расслабиться.
Нет, господа! С осознанием необходимости реализации у себя концепции маркетинга, а не концепции продаж, работа только начинается.
Для всех!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство профессионалов довольны работой с коучами

62% сотрудников прорабатывают с коучем личную эффективность, 30% решают карьерные вопросы.

Каждый пятый россиянин планирует стать айтишником в 2022 году

В топ-3 специалистов, которые к началу опроса прошли переобучение для работы в сфере IT, попали экономисты, менеджеры и аналитики. 

Завершился региональный этап Всероссийского конкурса молодых IT-предпринимателей

В общей сложности среди участников конкурса 833 команды из 212 образовательных организаций.

Две трети работодателей увеличили за последний год количество временных сотрудников

Многие сотрудники стали выбирать проектную или временную занятость.