Штатный маркетолог, аутсорс или агентство: как понять, кто вам нужен?

Как организовать работу компании и маркетолога

Варианты сотрудничества для руководителя компании:

  • взять маркетолога в штат;
  • заключить договор с аутсорс-специалистом или агентством;
  • разделить задачи между штатными и аутсорс-маркетологами.

Исследование Bannerflow и Digiday, проведенное в 2020 году, показывает, что 90% компаний планируют или уже наняли маркетологов в штат. Иногда компании работают в смешанном формате, нанимают штатных сотрудников и часть задач делегируют на аутсорс. Это удобный формат работы для крупных компаний с большим пулом задач. Так штатные сотрудники занимаются узкой специализацией и контролируют работу аутсорс-агентства над крупными проектами. Однако в статье мы рассмотрим варианты, которые больше подойдут среднему бизнесу.

Агентство или человек: что выбрать

Компании делают выбор в пользу штата или аутсорса по разным причинам. Аутсорс-маркетологи в основном работают в разных отраслях, это увеличивает их универсальность как специалистов. В то время как маркетологи в штате стремятся погрузиться в бизнес-процессы одной компании, и развиваться в ее рамках.

Когда инхаус-маркетолог будет преимуществом

Три варианта, когда компании выгоднее нанимать инхаус-специалистов:

  1. Вам важна вовлеченность сотрудников в деятельность компании. Как правило, агентства ведут несколько клиентов, из-за чего иногда страдает их вовлеченность в бизнес-процессы. Некоторые агентства стараются взять в работу большое количество проектов, затратив минимум ресурсов на задачи и получив максимальную прибыль, однако сотрудничество с агентствами, которые не стремятся глубоко изучить сферу клиента, будет коротким.
  2. Вам важно, чтобы специалист оставался на связи и быстро решал задачи. При найме инхаус-сотрудника увеличится скорость решения задач внутри компании: сократится время составления брифов и согласования стратегии, станет возможным быстрый обмен обратной связью между отделами. Менеджер компании может отслеживать нагрузку специалиста в штате, и с учетом этого регулировать объемы его задач.
  3. Вы готовы обеспечить full-time сотрудника достаточным количеством задач. Когда руководители планируют уровень нагрузки специалиста, и знают, какими компетенциями он должен обладать, можно рассматривать наем маркетолога в штат. Однако при наличии объемных задач сотрудник не всегда справляется с ними в рабочее время, для этого к работе подключаются агентства, делегируя часть задач на себя.

Когда команда на аутсорсе справится с задачами эффективнее

Три ситуации, когда компании стоит обратиться к аутсорс-агентствам:

  1. Вы развиваете несколько каналов коммуникации, так что вам нужны сотрудники с разными специализациями. Как правило, чтобы одновременно вести несколько каналов коммуникаций, агентство управляет командой узконаправленных специалистов: таргетологами, аналитиками, PR- и SMM-специалистами. Если у компании нет своего штата, проще отдать ведение маркетинговых коммуникаций сформированной аутсорс-команде, чем создавать собственную с нуля.
  2. У вас неравномерный поток задач для специалиста по маркетингу. Когда у компании отсутствует постоянный поток маркетинговых проектов, она может заказывать услуги в агентстве. В то время как инхаус сотруднику нужно обеспечить full-time занятость, агентство берется и за единоразовые задачи. Например, сегодня компании нужно пять специалистов для настройки контекстной рекламы, через неделю ей понадобится один, так как рекламу уже настроили, или проект скоро завершится. 
  3. У вас нет ресурсов для регулирования работы команды с нуля. Бывает, что компании не могут адаптировать сотрудников и разработать грамотную систему мотивации. Также руководители выбирают агентство, потому что не хватает ресурсов на разработку и внедрение ключевых показателей эффективности для новых сотрудников, и отслеживание их выполнения.

Какие параметры учитывать при выборе маркетолога

Когда формат сотрудничества определен, перед компанией ставится задача подобрать маркетологов. При подборе будущих коллег посмотрите на квалификацию, отзывы клиентов и релевантные вашей сфере кейсы, ниже приводим советы, которые помогут определиться с выбором специалиста.

  1. Маркетологи не обещают быстрый результат в начале работы. В начале работы над проектом, даже опытным маркетологом трудно предугадать результат. Поэтому специалисты сначала проводят анализ продукта, рынка и конкурентов, после этого предполагая результаты продвижения.
  2. Специалисты открыто рассказывают об опыте работы с клиентами. Профессиональный маркетолог не скрывает имена клиентов, если он гордится результатами своей работы. Поэтому перед началом сотрудничества со специалистом, советуем найти ресурсы бывших клиентов и ознакомиться с результатами его проектов.
  3. Для оценки эффективности маркетологи используют инструменты глубокой аналитики. Одна из важных частей работы маркетолога — аналитика. Часто анализируются такие показатели, как эффективность рекламы и поведение пользователей. Для проведения продуктивного анализа существует большое разнообразие сервисов, например, Primegate для коллтрекинга и мультиканальной аналитики, YouScan для мониторинга СМИ и соцсетей, Roistat для сквозной аналитики.
  4. Специалисты открыто рассказывают об образовании. Перед началом сотрудничества узнайте у маркетолога, где он обучался. Существует множество некачественных курсов по маркетингу, которые не дают специалистам нужных навыков. Не забудьте уточнить у сотрудника, повышал ли он квалификацию. Сфера digital быстро развивается, появляются новые инструменты продвижения и платформы, так что маркетологу важно постоянно учиться, чтобы успевать за рынком.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Ярославль

Судя по вакансиям, которые размещаются на сайтах поиска работы, работодатели в малом и среднем бизнесе ищут универсальных маркетологов, совмещающих в себе за небольшую зарплату функционал таргетолога, директолога, SMM специалиста, аналитика и специалистов других цифровых профессий.  

Экономист, Краснодар

В России с маркетингом есть некоторые проблемы. Начать с того, что западная теория далеко не всегда адекватно работает в российской реальности, и закончить тем, что большинство руководителей большинства компаний понятия не имеют о том, что такое маркетинг и как именно он работает (должен работать). Отсюда мы имеем следующее: далеко не во всех крупных компаниях есть в штате маркетологи, чего уж говорить про средние и мелкие. Далеко не во всех крупных компаниях в штате есть хотя бы 1 аналитик.

Найм на работу маркетингового агентства определяется размером отката, а не репутацией и портфолио. Кроме того, позволить себе нанять агентство могут далеко не все компании. Про агентства правильно написали - у них обычно несколько клиентов одновременно и они заинтересованы в том, чтобы сделать минимум за максимум денег клиента. Надеяться на то, что они прям будут как-то "погружаться" в бизнес клиента явно не стоит - возьмут какой-то имеющийся шаблон, поменяют буквы в отчете - и готово! Также верно выше указано, что средние и мелкие компании ищут маркетологов "всё в одном" - 1 человека, который будет выполнять работу целого отдела, за зарплату 1 человека уровня дворника. Совершенно понятно, что таких людей на рынке нет. Но даже если такой человек найдется, он явно не будет тянуть работу целого отдела за зарплату "среднее по рынку".

В большинстве российских компаний маркетингом системно никто не занимается - с космической скоростью нанимаются и увольняются целые отделы, меняются руководители, не успев даже изучить рынок компании - потому что руководству компании результаты нужны прямо завтра! Не позже! Нет времени на раскачку! Поэтому новые приходящие команды вынуждены заново изучать рынок и вынуждены уходить из компании раньше, чем они его хоть как-то начнут понимать.

Любимый персонаж всех нанимателей - это такой маркетолог, который прям на собеседовании сразу предложит план развития компании на 10 лет вперед. Собственники очень любят сказочников, которые сразу, без всяких исследований, всё знают и расскажут, как компании завоевать рынок.

Типичный "отдел маркетинга" типиной российской компании выглядит так: на работу берут 1 человека на зарплату "среднее по рынку". Предполагается, что этот человек должен знать и уметь вообще всё (многие собственники еще хотят, чтобы он еще продавал товар наряду с продажниками, но без % от сделки, как у них, чисто за свой оклад). Подчиняется этот человек коммерческому директору - то есть продажнику, доросшему до директорской должности. Когда маркетолог подчиняется продажнику - из него быстро делают еще одного сотрудника отдела продаж. Никаким маркетингом там и не пахнет.

Но пока маркетолог еще не стал продажником, ему ставят 100500 задач со сроком "до завтра". Исследования проведи, анализы сделай, рекламу разработай, договорись, запусти, размести, а также не забудь про сайт, контент, графику, карточки, CRM и прочие прогнозы продаж. Ну а чё - ты же маркетолог вроде? Универсальный солдат на окладе в 30 тысяч рублей, краса и гордость любой компании. Обычно маркетолога в компании не считают за человека, командовать им пытаются все кому ни лень, как и спихнуть на него свою работу также. Потому что руководство само транслирует такое отношение к маркетингу и маркетологам - как к дармоедам, бесполезному балласту, который вынуждены кормить менеджеры по продажам (белая кость любой компании, самая элитная элита).

Экономист, Краснодар

Если все же предметно говорить о том, брать маркетолога в штат или нет, то тут нужно заметить следующее: в любой российской компании есть какая-то специфика, которую для успешного выполнения задач должен знать специалист. Эта специфика зачастую просто не дает построить нормальный рабочий процесс в маркетинге, как это должно быть по науке. Специфику будет знать только внутренний сотрудник, причем только после полугода-года работы в ней. Агентство даже не будет заморачиваться попытками эту специфику найти и понять. Фрилансеры тоже. С правками и переделками существенно проще будет работать внутреннему сотруднику - он ближе для контакта, он быстрее внесет правки, чем фрилансер или агентство. Внутренний сотрудник еще хорош тем, что вам не придется доверять свои данные сторонним исполнителям (которые эти данные могут продать вашим конкурентам, причем так, что вы даже об этом не узнаете).

Экономист, Краснодар

Статья явно не про текущие времена. Сейчас будут увольнять всех маркетологов, кого по недосмотру до сих пор не уволили. Именно сейчас лучше всего будет видно отношение к маркетингу как к балласту на шее компании. Увольнять будут целыми отделами, командами.

Researcher, Москва
Дмитрий Карусев пишет:
Сейчас будут увольнять всех маркетологов, кого по недосмотру до сих пор не уволили. Именно сейчас лучше всего будет видно отношение к маркетингу как к балласту на шее компании.

Маркетинг -- это про рынок. Сейчас рынки схлопываются как воздушные пузыри -- у покупателей нет денег ни на что кроме основных вещей (еда и жилье). Потеряв работу или имея риски потерять в любой момент -- начинают меньше тратить, многие покупки просто откладывают до лучших времен, многие съезжают в более доступное жилье.

Даже цена на товар или услугу уже почти ничего не определяет. С рынка уходят целые ниши поставщиков и продацов. Все что имеет долгий срок оорачиваемости -- для предпринимателя даже не риск, а гарантированный висяк.
Нет рынка -- нет маркетинга.

Экономист, Краснодар
Сергей Средний пишет:
Дмитрий Карусев пишет:
Сейчас будут увольнять всех маркетологов, кого по недосмотру до сих пор не уволили. Именно сейчас лучше всего будет видно отношение к маркетингу как к балласту на шее компании.

Маркетинг -- это про рынок. Сейчас рынки схлопываются как воздушные пузыри -- у покупателей нет денег ни на что кроме основных вещей (еда и жилье). Потеряв работу или имея риски потерять в любой момент -- начинают меньше тратить, многие покупки просто откладывают до лучших времен, многие съезжают в более доступное жилье.

Даже цена на товар или услугу уже почти ничего не определяет. С рынка уходят целые ниши поставщиков и продацов. Все что имеет долгий срок оорачиваемости -- для предпринимателя даже не риск, а гарантированный висяк.
Нет рынка -- нет маркетинга.

Абсолютно согласен

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
За год стереотипов в отношении женщин на рынке труда стало меньше

В 81% компаний сообщили, что семейное положение женщины не влияет на решение о ее работе.

Сервис аренды самокатов Whoosh выйдет на IPO

Ожидается, что это произойдет 14 декабря 2022 года.

«МегаФон» продал долю в «Связном»

Оператор «МегаФон» владел 25% акций сети магазинов «Связной».

Россияне назвали размер пенсии мечты

Среди жителей мегаполисов наиболее высокий уровень запросов в Москве и Санкт-Петербурге.