Аукцион как бизнес: как азарт заставляет покупать?

Кому полезен аукцион?

Сам формат аукциона — интересная бизнес-модель, которая позволят оценить продукт, пересмотреть процесс ценообразования, встретиться с потребителем и получить от него важную обратную связь. Во время аукциона актуальность и востребованность продукта выявляется непосредственно в процессе продажи. Это полезно для бизнеса, так как позволяет выявить упущенные преимущества продукта, найти недостатки. На торгах конечную цену назначает сам покупатель, и если продукт был недооценен изначально, то формат аукциона позволяет это исправить. Гибкая система ценообразования, которая исходит непосредственно от покупателя, поможет оценить востребованность продукта, в том числе зафиксировать и оценить спрос.

Аукцион может применяться практически во всех сферах бизнеса, однако, наиболее эффективен он в тех сферах, где речь идет о специфическом продукте, результате интеллектуальной собственности. Это могут быть не только художественные галереи, но и креативные пространства, мануфактуры, где производят товары ручной работы, сувенирную продукцию.

Аукцион — хороший ход при необходимости демпинговании цены на определенный товар. Снижение цен провоцирует рынок и продажи и может стать хорошим решением для создания ажиотажа вокруг непопулярных товаров. Назначается низкая стартовая цена, запускается алгоритм продаж, появляется спрос, а дальше можно повышать стартовую цену за лот от аукциона к аукциону.

Аукцион может быть полезен и в качестве маркетингового мероприятия для крупных компаний. В этом случае ставка делается не столько на продажу товара, сколько на создание инфоповода вокруг самого события. Для участия в торгах приглашают известных людей, которые принимают участие в создании лота (к примеру, оставляют свой автограф на одном из производимых вами продуктов), а средства, вырученные на продаже, переводят на благотворительность. Такая маркетинговая модель аукциона подходит фактически любому бизнесу: начиная от магазина, который занимается продажей потребительских товаров, заканчивая предприятием, которое занимается производством автомобилей.

Что такое формат современного офлайн-аукциона?

Кажется, что в офлайн-аукционах сейчас уже нет никакой необходимости. Мы можем судить об этом по ситуации в арт-сфере. Основная часть сделок переведена в онлайн и отлично работает, фактически эта практика работает по всему миру уже более 10 лет. Тем мне менее отказ от аукционов можно считать преждевременным. Он дает нам возможности, которые сложно реализовать в онлайне. Офлайн-аукцион — это не только способ продать продукт, это шоу, ивент, тусовка, вечеринка. Люди приходят на мероприятие и сами того не подозревая, становятся покупателями. Бывают случаи, когда аукцион помогает из случайного прохожего сделать клиента. Гости мероприятия, очаровавшись процессом, вступают в торги, хотя до этого не планировали ничего покупать. Азарт, динамика живых торгов сделали свое дело не хуже, чем автоворонка продаж.

Аукцион — это серьезное имиджевое мероприятие. Он привлекает большое количество внимания со стороны публики, приходит пресса, повышается узнаваемость бренда как среди клиентов, так и среди партнеров. Если говорить про арт-сферу, то аукцион позволяет привлечь новых художников и коллекционеров, соответственно, увеличивается и количество картин, и количество продаж.

Конкретный художник, выставляя работы на аукционе, получает возможность монетизации своего творчества. Он мотивирован на создание новых работ, именно это делает рынок живым и дает возможность здорового развития.

Как это работает

Что нужно сделать для организации аукциона? Для начала необходимо определиться с продуктом, который вы будете продавать. Ретро-автомобили, антиквариат, ценные вещи — частые лоты на традиционных аукционах. Аукцион нередко используют для привлечения внимания к благотворительности: в этих случаях лотами могут выступать личные вещи звезд.

У нас это современное искусство. Устраивая аукцион, нужно формировать свой стиль — это позволит привлечь потенциального покупателя и сформировать целевую аудиторию вокруг мероприятия. Таким образом формируется круг покупателей, обладающих схожим с нами вкусом и интересами.

С точки зрения организации, аукцион, как и многие другие подобные мероприятия, проходит через три основные стадии — это подготовительные работы, непосредственно сами торги и последующая за ними работа с покупателями.

Подготовка

От того, насколько тщательно была проведена работа на стадии подготовительного этапа, зависит стабильность функционирования всех последующих событий. Поэтому первый этап — важнейший во всей череде действий.

1. Назначить дату и выбрать место

Здесь следует соблюдать баланс между тем, чтобы предоставить себе достаточно комфортный срок для подготовки и тем, чтобы учитывать календарь конкурентных мероприятий и выбрать наиболее благоприятное время для аукциона. Следует учесть возможность возникновения логистических проблем при транспортировке будущих лотов.

Площадку же стоит выбирать, ориентируясь на количество ожидаемых гостей и целесообразность затрат на ее аренду.

2. Отобрать лоты

Возможны две ситуации. В первой — ваша компания к моменту подготовки аукциона, уже обладает достаточным количеством работ или списком художников, желающих сотрудничать в рамках торгов. Тем не менее, не стоит пренебрегать любым способом увеличить круг тех, кто имеет отношение к вашему проекту.

Во втором случае, нужно открыть сбор необходимых лотов и привлечь внимание общественности. Один из рабочих вариантов: заблаговременно объявить опен колл, по итогам которого можно открыть для себя много новых имен, с которыми впоследствии сотрудничать.

3. Собрать информацию о лотах

Это потребуется для развернутого представления художников и их трудов в ходе торгов. Как правило, это типовые вопросы об их образовании и опыте выставок, а также информация о самих работах, их описания и технические характеристики, такие как размеры и материалы.

4. Собрать каталог

Для этого необходимы качественные фотоснимки лотов и грамотно составленный текст. Как правило, к моменту начала торгов можно подготовить два варианта каталога:

  • Расширенный и с подробным описанием отправляется покупателям, с которыми вы уже имели опыт сотрудничества и желающим и дальше принимать участие в торгах. Он содержит в себя всю необходимую информацию: детализированные фотографии картин и их описание, биографию художников, а также данные о стартовой цене и величине шага. Это необходимо поскольку порой у клиентов не выдается возможности принимать очное участие в аукционе и, в таком случае, они участвуют в торгах по телефону, либо через своего представителя.
  • Менее информативную версию получают покупатели непосредственно перед началом торгов. Она содержит в себе только фотографии работ в той же последовательности, в которой они будут представлены на аукционе и краткую информацию с начальной ценой. Эта версия необходима для облегчения отслеживания хода ведения торгов.

Важно не забыть предоставить более широкому кругу доступ к онлайн-каталогу. Для этого мы используем наш сайт, где размещаем кликабельные изображения с указанием основной информации о работах и их стартовой ценой. Нужно учесть, что к моменту составления всех цифровых версий должны быть определены: величина шага аукциона, последовательность представленных работ, а также их начальная стоимость.

При составлении каталога не стоит забывать о соблюдении грамотной последовательности представленных работ. Стоит равномерно распределять наиболее интересные лоты, дабы сохранить интерес и внимание публики в ходе всего действа.

5. Реклама

Об аукционе должны узнать люди. Анонсы в социальных сетях и на сторонних площадках, а также рассылка индивидуальных приглашений, позволят покупателям получить доступ к предварительной регистрации, а вам примерно определить количество гостей.

Также важно придать анонс огласке и здесь выбор рекламной площадки напрямую зависит от бюджета и от количества гостей, способных вместить выбранная вами локация для проведения аукциона.

Не стоит недооценивать значимость развлекательной программы для гостей во время сбора и регистрации покупателей. Поскольку мы говорим об офлайн-аукционе, то его важной частью является именно элемент своего рода вечеринки. Музыка и возможность пообщаться с художниками и авторами картин позволяет создать нужную атмосферу.

6. Распределение обязанностей и ролей

Необходимо заранее обозначить зоны ответственности, дабы избежать путаницы в ходе самого аукциона. Чем более четко они разграничены для каждого из участников команды, тем результативнее они будут с ними справляться.

Нужно, подобрать ведущего: во многом от его коммуникативных навыков зависит, купят лоты или нет.

Как оценить эффективность аукциона?

Аукцион можно считать удачным, если процент проданных лотов более половины, но так же есть и другие факторы. Это количество новых покупателей; процент людей, которые участвуют в торгах повторно; интерес к проекту со стороны художественного сообщества; интерес со стороны прессы. Важный момент — динамика шага при торгах, чем она выше, тем больше вовлеченность и интерес со стороны коллекционеров.

С точке зрения самого ивента необходимо оценить все остальные факторы монетизации, такие, как например, работа бара на площадке, проходимость, количество людей в пиковые часы. Если все эти факторы соответствуют ожиданиям и лоты проданы, можно выдохнуть и готовиться к следующему аукциону.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.