ИКС вместо ТИЦ: Почему «Яндекс» меняет правила игры?

Мы опросили экспертов в области оптимизации и продвижения сайтов, чтобы понять: как скажется введение нового индекса на индустрии, на что нужно теперь обращать внимание при разработке и оптимизации сайта.

В 2018 году пора задуматься о качестве контента

С 1999 года основной метрикой «Яндекса» для SEO-специалистов был ТИЦ, отражающий ссылочные факторы, но так как «Яндекс» неоднократно заявлял о том, что ссылочная масса больше не влияет на продвижение в органической выдаче, то SEO-специалисты давно перестали считать этот показатель метрикой качества сайтов. Еще с анонсированием фильтра «Минусинск» в 2015 году представители Яндекса призывали SEO-специалистов прекратить покупать ссылки и начать работать над контентом. Затем в 2017 запустили алгоритм «Королев», который за счет нейросетей может определять интент (задачу) страницы и соответствие запросам, даже не содержащих ключевых слов, под которые оптимизирована страница. Теперь – новый индекс. О чем это говорит?

Николай Жестков, руководитель SEO отдела Biglion.ru / Frendi.ru:

Чего ожидать? Многие компании, ссылочные биржи, сайты, анализаторы сайтов и т.д. ориентировались на показатель ТИЦ. Сейчас им придется переделывать функционал, чтобы вместо ТИЦ отображать новый индекс. Это глобальные доработки. Множество SEO-оптимизаторов продолжительное время опирались на показатель ссылочной массы. Когда она работала в Яндексе очень хорошо, можно было практически любой запрос продвинуть большим числом качественных ссылок. В 2018 году это уже невозможно. Нужно делать хороший сайт, который отвечает потребностям пользователя, удобен, адаптивен. То есть главное, что придется сделать индустрии SEO — переключиться на качество сайта. И изменение «Яндексом» показателя в Вебмастере — шаг именно в этом направлении, стимул для веб-мастеров и создателей сайтов задуматься о качестве.

Елена Шарипова, старший SEO-специалист международной IT-компании Movavi:

Новая метрика снова указывает SEO-специалистам, что хватит заниматься манипуляциями с ссылочной массой, пора создавать качественный контент, который будет интересен пользователям и поможет им ответить на их запрос.

Также по заявлениям «Яндекса» на ИКС влияют другие сервисы «Яндекса» (Карты, Zen), а значит будет требоваться более серьезная работа в этом направлении от всех компаний, заинтересованных в результате. Судя по всему, интернет-магазинам будет сложнее обходить в выдаче местные компании даже с небольшим количеством торговых точек, но локализованных в пределах одного региона.

В индустрии SEO появляется новый пласт работ из смежной области, связанных с контентом и аналитикой, выполняя которые, можно будет влиять на позиции. Часть SEO-специалистов отказалась от ссылочного продвижения в «Яндексе» после «Минусинска» в пользу качественного контента, а часть продолжала закупать ссылки. Новый показатель, который будет учитывать в первую очередь поведенческие факторы и интент страницы, должен помочь SEO-специалистам окончательно отказаться от закупки ссылок для продвижения в Яндексе.

Сергей Шабуров, руководитель группы оптимизации сайтов Kokoc Group:

ТИЦ давно не являлся адекватным показателем качества и текущих позиций сайтов в выдаче «Яндекса», тогда как ИКС может четко отражать ситуацию в поисковой выдаче и, возможно, будет учитывать видимость ресурсов в рамках конкретных тематик или объемы трафика относительно конкурентов.

Если поисковик сможет грамотно реализовать заявленный функционал, у индустрии появится показатель качества сайтов, над которым придется работать. В противном случае ИКС станет аналогом ТИЦ – переменной, которая практически не влияет на позиции ресурсов.

На данный момент запуск ИКС не влияет на SEO вне зависимости от того, кто занимается оптимизацией сайта – штатный специалист, агентство или фрилансер. В то же время при условии прямой корреляции показателя и положением сайта в выдаче, рост ИКС может стать дополнительным аргументом в пользу качественной работы с ресурсом.

Пока никаких требований поисковик не обозначил, поэтому при оптимизации сайта стоит учитывать, как классические методы, так и последние нововведения поисковика. К первым относится присвоение региональности, техническая оптимизация, сбор семантического ядра, проработка структуры и коммерческих факторов, текстовая оптимизация. Из последних нововведений стоит обратить внимание на турбо-страницы, диалоги и учесть работу алгоритма «Королев».

Денис Егоров, руководитель направления интернет-маркетинга Holodilnik.ru:

С одной стороны, введение нового показателя однозначно усложнит жизнь проектам и сайтам без серьезной оффлайн-поддержки — судя по анонсу и комментариям сотрудников Яндекса, в показатель ИКС будут входить как стандартные метрики — время пребывания на странице, уровень конверсии в достижение целей, количество просмотров на посетителя, показатель отказов, так и такие как наличие юридического лица, регистрация в справочнике, наличие интернет-эквайринга (там где подразумеваются платежи), контактного телефона, клиентского сервиса и прочих точек взаимодействия с пользователем, характерных только для более-менее серьезных бизнесов.

С другой стороны, неизвестно, будет ли ИКС влиять на поисковую выдачу — в последнее десятилетие влияние ТИЦ на нее сокращалось с каждым годом, пока не упало практически до нуля. Кроме того, представители Яндекса много раз говорили о том, что упомянутые выше факторы ранжирования уже влияют на поисковую выдачу, и интегральный показатель будет всего лишь отражать реальную ситуацию, не оказывая серьезного влияния на Search Engine Results Page.

В любом случае отмена давно устаревшего тематического индекса цитируемости (и связанное с ним закрытие «Яндекс.каталога») — логичный шаг в развитии российской поисковой системы, системно копирующей лучшие мировые практики, и повторяющей шаги своего «старшего брата».

Константин Ануфриев, SEO-специалист Kupibilet.ru:

ИКС призван помочь оценивать работу над сайтом комплексно. Будут учитываться не только ссылки, но и поведенческие показатели: решение запросов пользователей, популярность и удобство сайта и так далее. Владельцы бизнеса и руководители, опираясь всего на одну метрику, смогут быстро оценивать эффективность усилий SEO-специалистов и маркетологов. Но не стоит забывать, что тИЦ — это всего лишь одна из метрик, и ориентироваться нужно не на неё, а на бизнес-цели, в частности, получение прибыли от владения сайтом.

«И последние станут первыми»?

Николай Жестков, руководитель SEO отдела Biglion.ru / Frendi.ru

Последние стать первыми не смогут. Это не смена алгоритма. Просто вводится новый рейтинг. Был Яндекс.Каталог — и все смотрели, есть там сайт или нет. Был ТИЦ — смотрели его размер, пытались его накачать, закупали ссылочную массу на сайт.

Каким будет показатель качества сайта — пока остается загадкой. Возможно он будет выглядеть как «карма канала» в Яндекс ZEN или будет просто число на замену ТИЦ.

Я попал в бета-тестирование и могу приоткрыть завесу. Предполагаю, что в индекс качества сайта войдут следующие показатели:

1. Коммерческие факторы ранжирования:

  • Объемы и широта ассортимента товаров для интернет-магазинов;
  • Наличие на сайте полных контактных данных организации с реквизитами, что отражает прозрачность и надежность компании;
  • Наличие на сайте большого количества средств связи для удобства взаимоотношения покупателей и компании;
  • Сертификаты продукции, отзывы, подробное описание товаров и услуг;
  • Качество проработки посадочных страниц для конечного потребителя товаров или услуг.

2. Основные технические и поведенческие характеристики сайта:

  • Cкорость загрузки страниц;
  • Удобство структуры сайта;
  • Наличие на сайте поиска и удобство фильтрации товаров и услуг по нужным пользователю характеристикам;
  • Качество и проработка важных для поисковых система мета-тегов;
  • Данные из «Яндекс Метрики»;
  • Наличие на сайте SLL сертификата (https).

3. Прочие факторы ранжирования:

  • Наличие у сайта канала «Яндекс ZEN» и удовлетворенность пользователя контентом;
  • Количество и качество прорабо;тки филиалов, офисов и точек самовывоза компании на картах «Яндекса»;
  • Показатель «счастья пользователя».

Я считаю что в показатель качества сайта «Яндекс» не станет закладывать все 800+ факторов ранжирования, а заложит только основные и уже давно многим известные факторы.

Елена Шарипова, старший seo-специалист международной IT-компании Movavi

По заявлениям представителей «Яндекса», алгоритм не меняется. Просто добавляется новый показатель качества сайта, поэтому сайты, занимающие последние последние позиции, не могут стать первыми сразу после введения этого показателя. Однако если SEO-специалисты сайтов, занимающих сейчас не лучшие позиции, исследуют и проанализируют, за счет чего изменяется этот показатель, и как именно он коррелирует с выдачей в их тематике, то смогут улучшить позиции своего сайта и увеличить трастовость домена.

Сергей Шабуров — руководитель группы оптимизации сайтов Kokoc Group:

Внедрение показателя ИКС не говорит об изменениях алгоритмов или появлении новых факторов ранжирования. ИКС — это индекс, который рассчитывается на основе совокупных текущих показателей качества сайтов, поэтому его запуск никак не отразится на изменениях позиций или трафика для любого типа сайтов.

Возможно, ИКС станет дополнительным аргументом поисковика в пользу развития сайтов. Если раньше служба поддержки «Яндекса» объясняла слабые позиции ресурсов необходимостью их развития, то теперь, возможно, аргументирует ситуацию низким ИКС.

Велика вероятность, что с появлением ИСК у ссылочных бирж откроется «второе дыхание», поскольку показатель станет основным критерием при закупке ссылок, по крайней мере, в первое время после запуска.

Главное — счастье пользователя

Елена Шарипова, старший seo-специалист международной IT-компании Movavi:

Подводя итог, можно сказать, что поисковые алгоритмы «Яндекса» несколько лет медленно ведут к тому, чтобы на сайте был качественный контент, отвечающий на запрос пользователя, и хорошо проработанная структура сайта, чтобы пользователь мог найти там то, что его интересует.

Георгий Чибисов, директор департамента перфоманс-маркетинга Lamoda:

Я не думаю, что ввод этого параметра как-то повлияет на ранжирование ресурсов, т.к. это – просто метрика, которая призвана показывать текущее положение дел с вашим сайтом. Самый правильный путь влияния на свое место в поисковой выдаче — качественный сайт, удобный и полезный для пользователей. Бизнес, стоящий за витриной в интернете, должен давать дополнительную ценность посетителям.

Николай Жестков, руководитель SEO отдела Biglion.ru / Frendi.ru:

Один из любимых ответов Яндекса на вопрос «Как бы нам попасть в топ?»: «Делайте качественный сайт, самое главное — это счастье пользователя».

Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Икс это хорошо, но Директ никто не отменял...

Партнер, Москва

Насколько понял, преимущества ещё у крупных компаний с их и сайтами продаж.

Денис Егоров: " ... в показатель ИКС будут входить как стандартные метрики — время пребывания на странице, уровень конверсии в достижение целей, количество просмотров на посетителя, показатель отказов, так и такие как наличие юридического лица, регистрация в справочнике, наличие интернет-эквайринга (там где подразумеваются платежи), контактного телефона, клиентского сервиса и прочих точек взаимодействия с пользователем, характерных только для более-менее серьезных бизнесов."

Аналитик, Москва

"Нельзя объять необъятное". К.Прутков.

Конечно, ТИЦ не идеален.

Конечно, в ИКС будет входить и алгоритм ТИЦ.

Интернет динамичен и это очень хорошо.

Консультант, Москва

ИКС - заработок для копирайтеров, многие начнут контекст изменять, чтобы не потерять рейтинг. Еще будет учитываться просмотр сайта на планшетах и телефонах. А так же возможность электронной оплаты услуг или товаров.

Редактор, Москва
Валентина Путилина пишет:

ИКС - заработок для копирайтеров, многие начнут контекст изменять, чтобы не потерять рейтинг. Еще будет учитываться просмотр сайта на планшетах и телефонах. А так же возможность электронной оплаты услуг или товаров.

Думаю, не совсем верно. Зная рынок копирайтеров изнутри, могу предположить, что ИКС станет неплохим «фильтром»: придётся уже не просто райтеров искать для «продающих» текстов, но людей с опытом и навыками создания метатекста, коммуникации с реципиентом (читай: работы с отказами) и способностью вникать в тему, а не тупо множить сущности. Думаю, еще больше экспертов станут самостоятельно создавать контент. И это хорошо.

Консультант, Москва
Константин Корепанов пишет:
могу предположить, что ИКС станет неплохим «фильтром»: придётся уже не просто райтеров искать для «продающих» текстов, но людей с опытом и навыками создания метатекста,

Согласна - продающие тексты создавались только для продвижения сайтов по ключевым словам, Требования к самому тексту было вполне определенным - он должен был отражать тему, быть связным и читаемым, с определенным количеством ключевых слов, оригинальным. Но к сожалению стоит отметить, что посетители сайтов тексты внимательно не читают - они просто "пробегают" информацию об услуге или товаре. Может действительно потому что не сомневаются что текст - это просто много раз множенная и перемноженная сущность. Действительно самостоятельный контент значительно интеренсней.

Партнер, Москва

Если бы кто-то из авторов взял несколько конкретных примеров поисковых запросов и прокомментировал их, было бы более понятно что ожидать. Предположим, у кого то есть конкретное сравнение результатов поиска по старому алгоритму и по новому? ))) Ясно, что и раньше всё менялось в поиске каждый день , но приблизительно можно оценить по попаданию на первую страницу поиска?

Вот, например, выдача на поисковый запрос на Яндексе - "менеджмент книга":

первая строчка книги на OZON

вторая бесплатные электронные книги

третья - издательство Манн-Иванов-Фарбер - подборка книг

Для такого простого запроса через подобных "монстров" не прорваться. Пробуем создать более узкий запрос" - "менеджмент книга нормирование"

В результате в списке те, кто особенно не заморачивался разработкой своего сайта ))) В первой строчке pdf файл - учебное пособие 2015 г. , на сайте Саратовского государственного университета. Отдаёт ли Яндекс предпочтение учебным заведениям? Сайт у них достаточно насыщенный, но и обычный.

Николай Жестков: Последние стать первыми не смогут. Это не смена алгоритма. Просто вводится новый рейтинг.
Партнер, Москва
Николай Жестков в статье - Цитата: "Последние стать первыми не смогут. Это не смена алгоритма. Просто вводится новый рейтинг".
Андрей Радионов пишет: ...В первой строчке pdf файл - учебное пособие 2015

Оказалась, что в текущей! версии алгоритм Баден-Баден плохо реагирует на любую рекламу - любую!

Скорее всего, именно поэтому в моём примере, даже простому файлу PDF , но с насыщенным, без излишнего употребления ключевых слов контенту - всё по делу - удалось прорваться. Это вывело потенциального аутсайдера, которым этот файл был раньше, на первое место. Пробуйте, может быть и у вас получится. )))

Последние могут стать первыми ))) - посмотрим сколько такая возможность продержится.

Партнер, Москва

"Думать как Seo" станет вредно для продвижения. Скорее всего, участникам интервью скоро придётся переквалифицироваться (((

С чем сейчас можно столкнуться:

Алгоритмы Яндекса ищут текст, который востребован и качество которого оценено читателями.

Но после этого вас замучает навязчивая оплаченная реклама по контексту поиска - всё по честному - оплачено))), но порой достаёт.

Seo в прежнем виде уже не работает. Перспективы открыты авторам далёким от всего этого, что и называли Seo, но специалистам в своей предметной области, с одной стороны. С другой - талантливым рекламщикам.

Со всем остальным справятся программист и веб-дизайнер.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
Производители против новых заводов

Факт дня: Автопроизводители просят Минпромторг не допускать новых производителей к системе инвестконтрактов.

«Система» выпустит «Венарус»

Тренд дня: АФК «Система» планируют приобретение контрольного пакета в АО «Фармацевтическое предприятие «Оболенское».

Операторы спорят с ЦБ о тайне связи

Тренд дня: Операторы считают методы борьбы с мошенниками нарушающими тайну связи.

Рекламный рынок РФ — договорной

Факт дня: АКАР: каждый четвертый тендер на российском рекламном рынке договорной.