Популярность против креативности?

Широко известно, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, в отличие от товарной/продуктовой рекламы, имеет свою специфику. Финансовые услуги нематериальны, а результат оказанных услуг, как правило, не является мгновенным, то есть отложен во времени. Это обстоятельство (безусловно, наряду с другими факторами) в значительной степени усложняет эффективное продвижение на рынок финансовых услуг и привлечение клиентов в банки, инвестиционные и страховые компании, другие финансовые институты.

Однажды Дэвид Огилви заметил, что если в течение длительного времени не удается создать хорошую рекламу, то проще сфотографировать рекламируемый товар или его упаковку и поместить фото в рекламный макет. И действительно, кажется, как просто рекламировать товар: сфотографировал упаковку – и, считай, реклама уже готова… А вот реклама нематериальных финансовых услуг требует иного подхода. Такая реклама должна обязательно привлечь внимание потенциального потребителя! Но каким образом?

Ответ очевиден – своей креативностью! Но очевидный ответ порождает вполне ожидаемый вопрос: а что такое «креативность»? Наверное, каждый из нас имеет собственное мнение по этому поводу... На мой взгляд, креативность – это широкое, емкое и многогранное понятие, важными составляющими элементами которого являются новизна и оригинальность. То есть только нестандартные, отличные от сложившихся стереотипов рекламные идеи могут рассматриваться как новые и оригинальные, как креативные. Именно новизна и оригинальность рекламной концепции смогут привлечь и удержать внимание целевой аудитории к рекламе финансовых услуг. Исходя из этого, становится очевидным, что эффективная реклама финансовых услуг должна обладать новизной и оригинальностью.

За более чем двадцать лет работы в рекламе мне удалось собрать большую коллекцию образцов рекламы для печатных СМИ. Изучение этой коллекции позволяет сделать интересные выводы, в том числе выделить наиболее популярные темы, используемые в рекламе финансовых услуг. Но в данном случае «популярность» рекламной темы среди креативщиков, ее разработавших, и банковских менеджеров, эту тему утвердивших, несет в себе отрицательный «заряд» – рекламная идея, повторенная несколько раз, уже не может быть, по-моему, оригинальной, а значит – креативной.

Пожалуй, наиболее популярной, а следовательно наиболее не оригинальной темой в рекламе финансовых услуг является «лобовое» использование образов денег – бумажных купюр или монет. Но разве могут восприниматься актуальными, новыми и оригинальными изображения монет и купюр в «цифровом» двадцать первом веке, когда уже и пенсионеры привыкли пользоваться пластиковыми карточками? Может быть, в данном случае стоит вести речь не о банках (финансовых институтах), а о банках, в которых консервируют?

Para_01.jpg

Para_02.jpg

Para_03.jpg

Para_single_04.jpg

Не менее популярной темой в рекламе финансовых услуг является древнейшее изобретение человечества – мосты. Откровенно говоря, мне не очень понятна причина популярности данной темы именно среди финансистов. Ведь любой мост, с одной стороны, – это сложнейшее инженерное сооружение, а с другой – это архитектурный объект, часто становящийся символом города, региона или даже страны. И когда мы произносим слово «мост», в нашем воображении появляются ассоциации, менее всего связанные с деньгами, кредитами или пластиковыми картами… Может быть креативщики и банковских менеджеры полагают, что мосты, соединяя разные «берега» (на одном «берегу» – клиенты, а на другом – финансовые учреждения) делают первых счастливыми во имя прибыли вторых? Но факт остается фактом: тема древнего изобретения человека так часто используется в рекламе, что превратилась в банальную. А разве может быть реклама банальной?

Para_05.jpg

Para_06.jpg

Para_07.jpg

Спорт давно стал частью нашей повседневной жизни. Многие активно занимаются спортом, еще большее число людей пассивно «занимается» спортом, составляя многомиллионную команду болельщиков. Поэтому совершенно не удивительно, что рекламщики не обошли своим вниманием яркую и эмоциональную тему спортивных соревнований. Удивляет другое: наиболее любимыми дизайнерами видами спорта оказался не демократичный футбол или элитный гольф, а водные виды спорта – яхтинг/рафтинг и альпинизм. И эта любовь настолько сильна, что делает рекламные сюжеты различных финансовых учреждений очень похожими друг на друга.

Para_08.jpg

Para_09.jpg

Para_10.jpg

Para_11.jpg

Неожиданно весьма популярной среди финансистов оказалась тема музыкальных инструментов. А победителем в этой «номинации» оказалась скрипка! Похоже, что этот скромный инструмент в восприятии некоторых креативщиков ассоциируется с финансовыми операциями, банковской надежностью и гарантированными страховыми выплатами. Но знают ли об этом потенциальные клиенты, которым реклама демонстрирует банковских клерков, играющих на скрипках?

Para_12.jpg

Para_13.jpg

Para_14.jpg

Цветы, как известно, украшают нашу жизнь, дарят нам радость и хорошее настроение… Наверное для того, чтобы украсить жизнь банковских служащих и подарить клиентам банков радость, образы цветов активно используются в рекламе финансовых институтов. При этом выяснилось, что рекламщики наибольшее предпочтение отдают цветам подсолнуха, затем в рейтинге «популярности» следуют ромашки, а замыкают тройку «лидеров» тюльпаны. Если этот тренд продолжится, то может скоро появятся и «креативные» банки с «цветочными» названиями?

Para_15.jpg

Para_16.jpg

Para_17.jpg

Para_18.jpg

И завершает наш короткий обзор наиболее популярных тем финансовой рекламы еще один «вечный» символ – рукопожатие, которое, помимо приветствия, означает взаимное доверие и добрую волю пожимающих друг другу руки. Конечно, легко представить ситуацию, когда партнеры, заключившие сделку, обмениваются рукопожатиями. Но не могу припомнить случая, чтобы сотрудник банка выходил из-за стойки и тряс руку клиенту, оплатившему квитанцию или открывшему депозит… Однако могу предположить, что по мере автоматизации банковских услуг и развития сети банкоматов тема рукопожатия в финансовой рекламе перестанет быть популярной. Ведь банкоматы не умеют пожимать руки…

Para_19.jpg

Para_20.jpg


Материал подготовил Сергей Исаев

Фото анонса: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

Я понял, какую надо рекламу сделать, хотя я, в отличие от вас, ни разу не креативщик. Идея заложена в самой статье.
После операции автоматическая рука банкомата жмет клиенту руку.
Едет икасаторская машина этого банка, и все цветы и подсолнухи к ней поворачиваются, как на солнце.
В отделении банка включают музыку, чтобы деньги, монеты складывались в аккуратные стопочки.
Это я так, снизу прошелся, дальше лень, только за деньги.

Риск-консультант, Санкт-Петербург
Сергей Швец пишет: После операции автоматическая рука банкомата жмет клиенту руку
Шо вы курите?:)))
HR-директор, Украина
На мой взгляд, креативность – это широкое, емкое и многогранное понятие, важными составляющими элементами которого являются новизна и оригинальность.
Оригинальность может существовать без новизны?
А Б А Б Рук. службы допечатной подготовки, Москва

Иногда нужно просто, действительно, сфотографировать и поместить на носитель. Под ''креативностью'' иногда принимают вычурность или такуую оригинальность, что мало потом не покажется. основное назначение рекламы - донести суть без потери смысла и предмета рекламы. А с ''креативностью'' очень часто получается как раз наоборот - смотришь рекламу - да здорово, красиво, ''креативно''. А потом думаешь ''А что рекламировали-то?'' - не запоминается предмет рекламы. Многое еще зависит от менталитета. кстати, многие приведенные примеры абсолютно ''на любителя'', да и не факт, что можно запомнить в них рекламиремый объект. Да и придумали уже все давно - сейчас кризис в этом деле.

Директор по рекламе, Москва
Николай Шпак пишет: Оригинальность может существовать без новизны?
Может. ''Новый стиральный порошок'' - разве это не новизна? - ''Новый'' - действительно новый, т.к. данный производитель такой порошок или под таким названием ранее не производил. Но ''новый стиральный порошок'' - разве это оригинальность? Скорее банальность... Однако потребитель хочет нового, ему и предлагают ''новое''...
Менеджер интернет-проекта, Москва

Отличная статья, спасибо!

И респект редактору, который ее верстал. :)

Светлана И +209 Светлана И HR-директор, Санкт-Петербург

Хотелось добавить в копилку Сергея еще одну потрясающую рекламу кредита наличными, но картинка не загружается. На ней: синий фон, лицо небритого сорокалетнего мужика в очках, в нелепом свитере, с красной бабочкой на шее, выражение лица плачущее, и надпись: ''Тоже хочется поразить Зинаиду? Возьми в нашем банке кредит до 1,5 миллиона рублей''. Мы буквально на днях с друзьями обсуждали эту рекламу, пытаясь понять ее смысл. Почему Зинаиду (крайне редкое имя)?? Почему поразить? Почему тоже? А может быть весь смысл именно в абсурдности? Мы озадачены до сих пор.

Knowledge manager, Пермь
Светлана Ивашева пишет: Мы буквально на днях с друзьями обсуждали эту рекламу, пытаясь понять ее смысл. Почему Зинаиду (крайне редкое имя)?? Почему поразить? Почему тоже? А может быть весь смысл именно в абсурдности? Мы озадачены до сих пор.
Если реклама заставила не только задуматься но и обсуждать её - значит цель креативщиков достигнута! Что касается Зины, то предположу, что имя взято из песни В.Высоцкого в виде метафоры.
Светлана И +209 Светлана И HR-директор, Санкт-Петербург
Борис Кондрабаев пишет: Если реклама заставила не только задуматься но и обсуждать её - значит цель креативщиков достигнута!
Ну да, ну да, вот мы тоже так в конце-концов подумали.
Борис Кондрабаев пишет: Что касается Зины, то предположу, что имя взято из песни В.Высоцкого в виде метафоры.
Гениально!... может, так оно и есть...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.