Ребрендинг недвижимости после кризиса

Игроки на рынке недвижимости разрабатывают оригинальные стратегические программы развития и особые маркетинговые решения, проводят структурные изменения, брендинговые работы для проектов и собственный ребрендинг…Сейчас у PR2B Group, как и у многих других нейминговых агентств и брендинговых компаний, в разработке – более двух десятков товарных знаков, связанных с недвижимостью. Как ни странно, большая часть заказов на нейминг и брендинг связана с брендингом девелоперских компаний, риелторских агентств и строительных фирм, а не проектов, как обычно.

Это связано не только с тем, что сегодня названия девелоперских компаний в значительной мере воспринимается негативно на фоне кризисных явлений, и им необходимо изменить отношение потребителей к своим брендам. Речь идет о всероссийском перепозиционировании игроков рынка недвижимости и, соответственно, о структурных, стратегических и функциональных изменениях, определяющих необходимость ребрендинга компаний.

Нужен ребрендинг?

Ребрендинг может быть необходим при слиянии корпораций, когда нужно подчеркнуть лучшие идентификаторы, которые ассоциируются с каждой из компаний. Также ребрендинг необходим, если бренд стал не актуален на рынке, либо изменилась его роль в портфеле брендов компании, или появился более успешный бренд, ориентированный на ту же целевую аудиторию.

Изменения необходимы также в случае, когда перед брендом могут быть поставлены задачи по увеличению объема продаж, а целевая аудитория, на которую он был изначально ориентирован, недостаточно велика, и необходима переориентация на другую аудиторию и т.д.

На Западе ребрендинг часто проводится с целью усиления корпоративной культуры. При изменении внутренней культуры стремятся усилить гордость и уверенность, обновляют конкурентную энергию, переносят принадлежность от подразделения к головной компании.

Причины ребрендинга можно подразделить на три типа: структурные, стратегические и функциональные.

Структурный ребрендинг

При ребрендинге, вызванном структурными изменениями, например, при слиянии равных корпораций, часто необходимо подчеркнуть лучшие идентификаторы, ассоциирующиеся с каждой из компаний. При поглощениях обычно трансформируется выживший бренд, либо создается новое видение, с отрицанием негативного прошлого. Например, для нейминга многопрофильного холдинга, оказывающего услуги по землеустройству, строительству и сопровождению девелоперских проектов, объединившего в себе компании «Геокарт», «Интерхолдинг», «Экоконсалт», было выбрано имя бренда Radetel – Radetel Group (Группа Компаний «Радетель)».

Этимология слова Radetel/Радетель восходит к древнеславянскому «радо», означающему, как работу, так и удовлетворение от результатов труда. Надо отметить, что первые кадастровые работы проводились в Древнем Египте, поэтому в логотипе компании использовался стилизованный древнеегипетский иероглиф, означающий «горизонт». В целом, логотип символизирует компетентность, устойчивость, открытость – качества, соответствующие позиционированию компании.

Стратегический ребрендинг

Существует такая разновидность ребрендинга, как «стратегический ребрендинг», который проводится при необходимости перепозиционирования компании на рынке. В этом случае необходимо согласовать восприятие бренда с новой целью.

При ребрендинге, вызванном стратегическими изменениями, как правило, меняются идентификаторы, связанные со сферой деятельности предприятия.

Завод бетонно-керамзитных плит, строивший исключительно не пользующиеся тогда спросом административные здания, в 1997 году решено было перепрофилировать на производство жилых домов. Когда к нам обратились за советом, как можно это сделать, мы ответили, что перепрофилировать необходимо не сам завод – это дорого, а его продукцию и, соответственно, идентификаторы позиционирования рекламы недвижимости.

Нужно превратить «недостатки» продукции «Бекерона» в… его достоинства.

Не очень прочный материал предусматривает значительную толщину стен? Отличная теплоизоляция и сохранение энергии. Бетонно-керамзитные плиты не предназначены для высотного строительства? Нужно строить дома малой этажности. Слишком большие комнаты в квартирах? Так это улучшенная планировка! Хотите комнат больше? Дизайнер покажет вам варианты перепланировки квартиры…

…И реклама недвижимости «Бекерона» напоминала, скорее, рекламу престижных автомобилей, с «легендированием».

Первый дом «Бекерон» был построен на Дмитровском шоссе, не в самом престижном месте. Однако девелоперы огородили и облагородили территорию, провели коммуникации, сделали хорошую инженерию и IT, европейскую отделку экстерьера и индивидуального интерьера, и получился… малоэтажный дом улучшенной планировки вместо никому не нужного административного здания. На стадии возведения второго этажа все квартиры в самом первом доме «Бекерон» были уже проданы.

Функциональный ребрендинг

Иногда ребрендинг требует коррекции функциональности торговой марки. Если название бренда слишком длинное, не определяющее и не ассоциирующееся с деятельностью, необходимо при помощи технологий нейминга усилить воздействие имени бренда и его запоминаемость. При слабости дизайна – низком визуальном воздействии или плохом впечатлении о качестве – стремятся изменить логотип или другие визуальные идентификаторы.

В июне 2008 года наши дизайнеры выполняли заказ по изменению логотипа для компании «СУИхолдинг». Основной целью рестайлинга «СУИхолдинга» являлось создание и поддержание имиджа рыночной, современной, динамичной и открытой компании.

Изначально типичный для отрасли логотип напоминал собой деревенский домик – милый, но не рыночный, не современный, не динамичный. Надо отметить, что такое положение с идентификаторами брендов характерно для всей строительной отрасли в 1990-х годах, когда большая часть строительных корпораций только выходила на рынок, о брендинге в России и не думали, а позднее ребрендингу мешали устоявшиеся стереотипы…

Для компании «СУИхолдинг» мы придумали изобразительный товарный знак, который может восприниматься и как образ современного разноуровневого здания, трех небоскребов и… как образ трех столбиков монет. Таким образом, одновременно подчеркивается инновационный и инвестиционный характер компании. Председатель совета директоров ЗАО «СУИхолдинг» Азарий Лапидус отметил тогда: «Рестайлинг «СУИхолдинга» – это отражение больших и важных перемен в компании. Новый имидж символизирует новый этап нашего бизнеса, нашу готовность расти и развиваться, уверенно опираясь на опыт и профессионализм, накопленный за 20 лет работы».

Брендинг без ребрендинга

Особенность объектов недвижимости состоит в том, что на каждый объект приходится делать отдельную рекламную кампанию. Нейминг зонтичных брендов позволяет продавать под названием несколько продуктов – коттеджные поселки, жилищные комплексы, таунхаусы. Все объекты одного «зонтика» отличаются сходными характеристиками и одинаково позиционируются.

Оригинальные зонтичные бренды, сопровождаемые интересными рекламными кампаниями, позволяют экономить значительные ресурсы. Как правило, при раскрутке таких брендов, идет ориентация и на рациональное предложение, и на эмоциональную составляющую. Например, название поселков Smartville происходит от англ. smart – умный, толковый, сообразительный. Идея «умного поселка» импонирует априори и предполагает оригинальные инженерные, коммуникационные и IT-решения. В то же время, слово Smart ассоциируется с оригинальным и престижным городским автомобилем. Кстати, перевод брендов из одной категории Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) в другую, как правило, позволяет одновременно и выделиться в своей категории, и использовать опору на знаковый символ, что экономит деньги на продвижении бренда.

Когда мы в 1997 году сделали нейминг для жилого комплекса «Учинская слобода», используя местный топоним, квартиры стали продаваться как горячие пирожки. У покупателей приятные ассоциации вызвало слово «Слобода», кажется, впервые употребленное в названии жилого комплекса.

Еще один удачный пример брендинга: дизайнер Сергей Яковлев в свое время придумал для логотипа компании «Экоофис» улитку. На мой взгляд, это очень удачный ход – улитка, во-первых, символизирует экологичность (в плохих условиях улитки не живут), а во-вторых, домик на спине улитки означает уют, комфорт. А что еще нужно потребителю – «офисному планктону»?

Ребрендинг или пиар?

Впрочем, ребрендинг нужен не всегда. Иногда для исправления «проблемной репутации», к примеру, достаточно грамотного пиара. Например, название Mirax, придуманное в 2004 году, было вполне удачным для девелоперской компании. Оно динамично, энергично и опирается на знаковый проект компании – Mirax Park. Столь же энергичен и логотип компании, отражающий образ другого проекта – самого высокого здания в Европе – башни «Федерация», и другие идентификаторы бренда.

При правильном позиционировании, рекламном и PR-сопровождении имя бренда может помочь бизнесу. И действительно, с осени 2004 года, Mirax Group выходит и на новые рубежи упоминаемости в СМИ, и на особые, знаковые проекты. Но у Mirax были проблемы с позиционированием компании и с пиаром. В пиаре компании буквально читалось: «Я компания Mirax Group, «вещь в себе», мне больше никто не нужен…» Однако в девелопменте важно сотрудничество – со строительным и финансовым сообществами, государственными структурами, собственными сотрудниками и т.д. Вот с этим окружением у компании Mirax были проблемы…

А хороший пиар под управлением комплексной программы управления репутацией может помочь и при сложных моментах развития бизнеса.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Экономист, Сингапур
Допустим, во вступлении написана правда. Значит, и примеры должны быть свежие, на слуху у специалистов, как минимум. Автор же приводит примеры из 90-х годов - неужели с тех пор ярче ничего не было? И про значенние слов: ''РАДЕТЬ: оказывать содействие, заботиться о ком-чем-нибудь'' - см. http://www.ozhegov.ru/slovo/42802.html ''РАДЕ́ТЕЛЬ, радетеля, ·муж. (·устар. ). 1. Покровитель, благодетель. 2. Человек, проявляющий усердие к чему-нибудь, радеющий (см. радеть в 1 ·знач.) о чем-нибудь.''- см. http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-61057.htm Даже у устаревших слов есть вполне конкретные значения, и их легко обнаружить. Какова цель наполнения этих слов иным смыслом, отличным от оригинального? Или в этом заключается суть упоминаемого автором ''легендирования''? Чем больше легенд нас окружает, тем сильнее отрыв от действительности. А если действительность такова, как описывает автор, то жителям домов, возведенных ''Бекероном'' впору подавать в суд на застройщика и на PR-компанию, проведшую ребрендинг. Правда, компенсацию в случае расторжения сделки можно получить в ценах 1997 года, Поэтому ребрендинг пока остается безнаказанным.
Генеральный директор, Москва
2 Сергей Богатырев: Сергей, Ваш развернутый коммент заслуживает столь же развернутого ответа ''...Допустим, во вступлении написана правда.'' Сергей, во вступлении написана правда. ''..Значит, и примеры должны быть свежие, на слуху у специалистов, как минимум. Автор же приводит примеры из 90-х годов - неужели с тех пор ярче ничего не было?...'' Сергей, приведенные примеры охватывают мой опыт работы. Да, я работаю в рекламе недвижимости именно с 90-х. Если подробнее и с примерами, то вот еще ссылка http://www.pr2b.ru/real-estate/ - тут Вы найдете и другие мои статьи о рекламе, PR, нейминге и брендинге недвижимости. ''...И про значенние слов: ''РАДЕТЬ: оказывать содействие, заботиться о ком-чем-нибудь'' - см. http://www.ozhegov.ru/slovo/42802.html ''РАДЕ́ТЕЛЬ, радетеля, ·муж. (·устар. ). 1. Покровитель, благодетель. 2. Человек, проявляющий усердие к чему-нибудь, радеющий (см. радеть в 1 ·знач.) о чем-нибудь.''- см. http://www.classes.ru/all-russian/rus...-61057.htm Даже у устаревших слов есть вполне конкретные значения, и их легко обнаружить. Какова цель наполнения этих слов иным смыслом, отличным от оригинального?...'' Особенно мне понравилась фраза ''отличным от оригинального''. Т.Е. в качестве базового словаря Вам хватило Ожегова. И это радует. Обычно критики ограничиваются ВИКИПЕДИЕЙ. (Это ирония, если не поняли) ''...А если действительность такова, как описывает автор, то жителям домов, возведенных ''Бекероном'' впору подавать в суд на застройщика и на PR-компанию, проведшую ребрендинг. Правда, компенсацию в случае расторжения сделки можно получить в ценах 1997 года, Поэтому ребрендинг пока остается безнаказанным. '' Да почему же в суд? Здание стоит, люди живут и радуются просторному и удобному в эксплуатации жилью. Мы же не соврали, да? Не ввели в заблуждение? Как сказали, так и есть. Не придерешься Сергей, Вы как то сразу начали во мне сомневаться. С сомнения начали, сомнением кончили. Я, к примеру в Вас не сомневаюсь. Вы мне ясны.
Менеджер группы продуктов, Москва
Владимир Журавель, не расслабляйтесь, это был не последний Богатырев ;) Чем по-Вашему брендинг в недвижимости отличается от такового в любой другой отрасли и в чем смысл выделения его отдельной статьей? Не преувеличивают ли Ваши клиенты роль бренда в недвижимости, учитывая, что для отечественного потребителя определяющими факторами при покупке были и остаются расположение объекта, степень его готовности и цена? К примеру, у упомянутого Вами ''Смартвиля'' силы бренда оказалось явно недостаточно, чтобы улучшить далеко не выдающуюся статистику продаж.
Генеральный директор, Москва
''... это был не последний Богатырев...'' И Русь богатырями не слаба и дети у них есть, так что не удивили.... Чем отличается брендинг в недвижимости - см. : http://www.pr2b.ru/real-estate/ Смысл - работа с клиентами. Мои клиенты из сферы недвижимости сразу задают вопрос, а что вы делали в недвижимости? А работали ли вы с девелоперскими компаниями и проектами? А работали ли Вы со строительными компаниями? Работал, говорю, вот с кем.... ОГО! - говорят ребята и делают мне очередной заказ. Или друзей-коллег спрашивают, а есть ли пиар и брендинговое агентство, работающее с недвижимостью? Есть, - отвечают друзья-коллеги. Позвони в PR&Branding agency PR2B Group Владимиру Журавлю, скажи, что от Сергея К....го из ИНКО.....ть - он тебе все в лучшем виде сделает и про отраслевые особенности тебя даже спрашивать не будет - сам все отлично знает и выпить, кстати, не дурак... ''...для отечественного потребителя определяющими факторами при покупке были и остаются расположение объекта, степень его готовности и цена?'' Не только. Кроме очевидных ценовых характеристик, которые просчитываются быстро, есть еще и контрактные условия - а их быстро не отследишь и они малосравнимы. Тут и начинает работать бренд, при прочих равных условиях привлекая к себе внимание. (О том, чем ценен бренд см: http://www.pr2b.ru/services/branding/brand_value/ )У нас рынок недвижимости, конечно еще не такой конкурентный, как FMCG, но - уже близок... ''...К примеру, у упомянутого Вами ''Смартвиля'' силы бренда оказалось явно недостаточно, чтобы улучшить далеко не выдающуюся статистику продаж... '' А я и не говорил, что БРЕНД может заменить менеджмент...
Генеральный директор, Москва

Кстати, НЕЙМИНГ - http://www.pr2b.ru/services/branding/brand_naming/ Смартвиля лично мне нравится.

Генеральный директор, Москва

Что, БОГАТЫРЕВЫ КОНЧИЛИСЬ? Пойду расслаблюсь...

Менеджер группы продуктов, Москва
Владимир Журавель пишет: Что, БОГАТЫРЕВЫ КОНЧИЛИСЬ?
Они просто так не кончаются ;)
Владимир Журавель пишет: Смысл - работа с клиентами. Мои клиенты из сферы недвижимости сразу задают вопрос, а что вы делали в недвижимости? А работали ли вы с девелоперскими компаниями и проектами? А работали ли Вы со строительными компаниями? Работал, говорю, вот с кем.... ОГО! - говорят ребята и делают мне очередной заказ.
Надо полагать - производитель поньковой веревки, приходя к Вам, тоже спрашивает - работали ли Вы ранее с канатчиками. Следует ли из этого, что брендинг пеньковой веревки нужно выделять в отдельное направление? ;)
Владимир Журавель пишет: Кроме очевидных ценовых характеристик, которые просчитываются быстро, есть еще и контрактные условия - а их быстро не отследишь и они малосравнимы. Тут и начинает работать бренд, при прочих равных условиях привлекая к себе внимание.
Как он тут начинает работать - вопрос спорный. В России даже крупные застройщики со звездными брендами используют ''непрямые'' контрактные схемы, извиваясь под бременем законодательства - что уж говорить о мелких. Когда на этапе заключения договора выясняется, что за красивым брендом стоит собственник - физлицо, никакая сила бренда уже неспособна, порой, повлиять на принятие решения.
Владимир Журавель пишет: А я и не говорил, что БРЕНД может заменить менеджмент...
За последние два года на рынке недвижимости существенно поменялись концепции и подходы. А что за это время изменилось в брендинге и нейминге применительно к недвижимости? Например, появляются ли с Вашей стороны какие-нибудь ''антикризисные'' пакетные предложения, нацеленные на многочисленную армию маленьких низкостартовых застройщиков (уж не знаю, насколько интересно Вам с этой категорией работать)?
Владимир Журавель пишет: скажи, что от Сергея К....го из ИНКО.....ть
''Предупреждать надо...'' (с) :D
Генеральный директор, Москва

ДА, БОГАТЫРЕВА ОБУХОМ НЕ ПЕРЕШИБЕШЬ...

''...Надо полагать - производитель поньковой веревки, приходя к Вам, тоже спрашивает - работали ли Вы ранее с канатчиками. Следует ли из этого, что брендинг пеньковой веревки нужно выделять в отдельное направление?''
Если один-два - не стоит, конечно. А ежели толпа пеньковеревщиков с деньгами завалится? У меня сейчас ТОЛПА с РЕАЛЬНЫМ БАБЛОСОМ по недвижимости и еще кое по чему (оставим за рамками)...
Помнится, для консервщиков было шоком, что на отраслевой продуктовой выставке ВСЕ призы, включая гран-при за дизайн-качество взяли клиенты СВС Медиа (предтеча PR2B Group) - страшный скандал был...
И еще раз говорю - мне в особенности РЫНКА въезжать не надо, я потребителя знаю, а брендинг потребительский - он от потребителя и пляшет, как от печки...
''...появляются ли с Вашей стороны какие-нибудь ''антикризисные'' пакетные предложения, нацеленные на многочисленную армию маленьких низкостартовых застройщиков (уж не знаю, насколько интересно Вам с этой категорией работать)''
Не появляются. 1. Ко мне итак очередь. 2. У меня итак лучшее предложение на рынке. 3. Демпингуют неумехи и мошенники (Типа, нейминг за 6000 - десять имен, потом еще десять за 6000 и так - до потери пульса без результата).
''Предупреждать надо...'' (с)
ГЫ! (с)

Генеральный директор, Москва

''Когда на этапе заключения договора выясняется, что за красивым брендом стоит собственник - физлицо, никакая сила бренда уже неспособна, порой, повлиять на принятие решения.''
Ярослав, это уж Вы передернули...
В России физлицо не может владеть брендом по определению, владельцы товарных знаков - только юрики, никаких физиков...
Что касается УБИЙСТВА брендов, это не сложно. Быстрее всего их убивает собственный менеджмент...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.