Оценка эффективности инвестиций в IT: результаты исследования

В октябре 2004 года Executive и компания On Conference организовали опрос специалистов, посвященный проблеме оценки эффективности инвестиций в информационные технологии. Опрос проводился в рамках подготовки конференции «Бизнес со знаком +. Как оценить и повысить эффективность инвестиций в IT», которая состоялась в Москве 14 декабря 2004 года.

Не только вопросы эффективного внедрения оборудования и программного обеспечения стоят сегодня перед руководителями компаний-заказчиков, поставщиками и производителями IT-решений. Необходимость инфраструктурных инноваций, трудности в оценке эффективности, в управлении изменениями, нехватка высокопрофессионального IT-менеджмента – все эти и другие проблемы должны решаться игроками рынка не просто быстрыми темпами, но с опережением, постоянно сокращая время реагирования на текущие запросы рынка и отдельных ниш. Достаточно ли внимания бизнес уделяет разработке грамотной инвестиционной политике в области информационных технологий?

В нашем опросе приняли участие три основные группы респондентов: представители компаний-разработчиков IT-решений (165 человек, далее мы будем называть их «разработчики»); представители компаний, занимающихся только продажами и внедрением IT-решений (114 человек; для краткости мы будем их называть «продавцами» или «консультантами»); и, наконец, представители компаний-заказчиков IT-решений (280 человек, далее – «заказчики»). К последним относятся руководители компаний самых разных отраслей (генеральное руководство и директора по стратегическому планированию составляют около 40% от общего числа «заказчиков»; IT-директора - примерно 30% респондентов этой группы; остальные - менеджеры, отвечающие за развитие, моделирование и автоматизацию бизнес-процессов, продажи, финансы и маркетинг).

Большинство участников опроса из первой группы (разработчики) занято в компаниях, специализирующихся собственно на разработке IT-решений (61%), другая большая группа (22%) относится к организациям со смешанным бизнесом (группы компаний). Группа продавцов также разделена на две части: интеграция (41%) и консультирование (29%). Компании, сочетающие все направления данного сектора рынка (дистрибуция, консалтинг, интеграция, сервис), – в меньшинстве (всего 6%).

Ровно четверть компаний-разработчиков входит, согласно ответам, в число крупнейших компаний страны, почти столько же (27%) – компаний-продавцов.

Наш отчет мы разделим на два основных блока: (1) анализ ответов разработчиков и продавцов и (2) ответов заказчиков по той причине, что большинство вопросов для первых двух групп было примерно идентично, в то время как потребители IT-решений стоят с другой стороны линейки «продавец–покупатель» и в этом смысле являются самостоятельной группой.

I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМПАНИЙ-РАЗРАБОТЧИКОВ IT-РЕШЕНИЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМПАНИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТОЛЬКО ПРОДАЖАМИ И ВНЕДРЕНИЕМ IT-РЕШЕНИЙ

В каких ситуациях необходимо инвестирование в IT-структуру?

По мнению представителей компаний-разработчиков, главная цель инвестирования в IT-структуру – оптимизация бизнес-процессов. Поддержание активного роста – менее популярная задача (34%). Зато, по мнению продавцов IT-решений, инвестиции наиболее необходимы именно в том случае, если перед компанией поставлена задача активного роста – так ответили 49% респондентов. Оптимизация не сильно уступает, согласно мнению последних, по важности – 41% ответивших.

Таблица 1
В каких ситуациях необходимо инвестирование в IT-структуру?

Задача Разработчики Продавцы
Перед компанией поставлена задача активного роста 34% 49%
Для оптимизации бизнес-процессов 47% 41%
Компания расширяет бизнес в непрофильные или новые сектора 7% 2%
Во всех перечисленных случаях 6% 3%
Другое 6% 5%

Среди других ответов звучали такие мнения: «Перед компанией стоит задача выхода из кризиса»; «Для подготовки компании к продаже»; «Когда люди, принимающие решения, понимают, что хотят»; «Когда конкурентная среда становится более агрессивной»; «В крупных компаниях»; «Для повышения эффективности бизнеса и качества управленческих решений»; «Сочетание успешного в целом бизнеса с кризисом управления»; «Передача управления от собственника наемному менеджеру», «Автоматизация различных видов учета».

В каких секторах экономики внедрение IT-решений наиболее эффективно?

Здесь респондентам предлагалось отметить три любых отрасли. И мнения обеих групп по поводу отраслей-фаворитов IT-внедрения практически совпали. Безусловными лидерами эффективности, по мнению как разработчиков, так и продавцов, стали финансовый и промышленные сектора – эти отрасли завоевали от 70 до 80% голосов, при этом в обоих случаях лидирует финансовый сектор (45% и 49%). За ними следуют с небольшим разрывом ритейл и энергетика вкупе с хозяйственным сектором. Сектор недвижимости оказался наименее IT-емким, по мнению обеих групп респондентов (6% и 7%).

Рис. 1. В каких секторах экономики наиболее эффективно внедрение IT-решений? (Ответы разработчиков)

Рис. 2. В каких секторах экономики наиболее эффективно внедрение IT-решений? (Ответы продавцов)

Среди не включенных в анкету отраслей участники опроса чаще всего называли телекоммуникации, оптовую торговлю и услуги. Вспоминали также о правительственном секторе, страховании, нефтегазовом секторе, медицине и услугах. Несколько респондентов резонно отметили, что грамотно организованные инвестиции могут быть очень эффективны абсолютно в любой отрасли.

Какой из секторов российского рынка IT является наиболее дорогостоящим с точки зрения инвестиций в развитие?

Уверенный ответ большинства в обеих группах респондентов: наиболее дорогостоящим будет вклад в производство компьютерной техники (36 и 33% респондентов). Разработка ПО – на втором месте (22 и 26%). Не признаны дорогостоящими дистрибуция компьютерной техники и телекоммуникационного оборудования. Разработчики посчитали самым дешевым с точки зрения инвестиций в развитие сектор интернет-торговли (0,6%).

Один из респондентов считает поставленный вопрос некорректным, так как «все зависит от уровня развития компании и ее масштабов». «Сборка PC на коленке и современная сборочная линия отличаются по инвестициям в тысячи раз», - вторит ему один из разработчиков.

Рис. 3. Наиболее дорогостоящий с точки зрения инвестиций в развитие сектор российского рынка IT (ответы разработчиков)

Рис. 4. Наиболее дорогостоящий с точки зрения инвестиций в развитие сектор российского рынка IT (ответы продавцов)

Какие факторы в настоящее время являются определяющими для успеха IT-компании на российском рынке?

Вопреки ожиданиям исследователей, вовсе не инновационность признана менеджерами определяющим фактором успеха IT-компании (она «взяла» по 17% в обеих группах). Победила практичность: за основной фактор признана «сбалансированная продуктовая линия», под которой имеются в виду наличие уже внедренных решений, своих и чужих, отраслевая и функциональная специфика и другие факторы. За нее проголосовали 42% (разработчики) и 47% (продавцы). Такой фактор, как «постоянные и значительные инвестиции в развитие», занял всего лишь третье место, собрав соответственно 14 и 16% голосов.

Рис. 5. Определяющий фактор успеха IT-компаний на российском рынке (ответы разработчиков)

Рис. 6. Определяющий фактор успеха IT-компаний на российском рынке (ответы продавцов)

«Грамотный баланс всего перечисленного», - считают респонденты, заполнившие поле «другое». Еще мнения: «компетентность», «репутация», «связи с людьми», «качественный и конкурентоспособный по стоимости программный продукт», «качество менеджмента», «ценовая политика», «неформальная поддержка в госструктурах», «сбалансированный портфель предложений + обязательно инновационность», «точечные и достаточные инвестиции в развитие», «квалифицированный персонал и особенно менеджеры». Названы и такие факторы, как «система качества», «активные (агрессивные) продажи», «умение использовать «российскую» модель бизнеса в сочетании с «зарубежными» моделями» и «опыт и квалификация руководства и персонала». Один из респондентов делает краткую классификацию по специализации IT-компании: «Если это небольшой нишевой интегратор, то отраслевая/продуктовая специфика, если один из лидеров - то инновационность, активная позиция на рынке, маркетинг и сбалансированность портфеля».

Какие цели преследуют заказчики, принимая решение о покупке IT-продуктов?

«Нередко они и сами не знают» - заявил в ответ на этот вопрос представитель компании, внедряющей IT-решения. Согласно полученным данным, заказчики, по мнению производителей и продавцов, преследуют в первую очередь цель экономии: сокращение затрат на бизнес-процессы заняло первое место (в то время как заказчики, в своей массе, поставили данный фактор на второе место, см. ниже рис. 17). Далее по убывающей отмечены такие факторы, как повышение прозрачности бизнеса (4-е место по приоритетам у заказчиков) и повышение производительности труда (между прочим, главная для заказчиков цель инвестиций, как будет показано в следующей части отчета). По поводу таких пунктов, как «увеличение числа клиентов и объемов продаж» и «улучшение качества обслуживания существующих клиентов», мнения несколько разошлись: разработчики считают, что для заказчиков более приоритетно первое (разрыв между этими факторами составил 1%), по мнению продавцов – второе (разрыв почти 8%). И менее всего, как считают поставщики, заказчиков волнует увеличение ассортимента производимой собственной продукции и услуг.

В многочисленных альтернативных ответах отмечались самые разные факторы: «Повышение инвестиционной привлекательности компании»; «Преимущественно личные амбиции и/или удовлетворение собственных меркантильных интересов»; «Обеспечение лицензионной чистоты используемого ПО»; «Понимание того, что творится в их организациях, повышение управляемости бизнеса»; «Преодоление барьеров устаревшей IT-инфраструктуры» и т. п. «Все зависит от стратегии компании», - резюмирует один из респондентов.

Таблица 2
Оценка уровня инвестиций в IT в российской экономике

Разработчики IT-решений Продавцы IT-решений
Недостаточный 87,9% 85,1%
Достаточный 11,5% 13,2%
Избыточный 0% 1,8%

Комментировать приведенную сводную таблицу излишне – большинство опрошенных считает, что их продукцию покупают мало. Позволим себе привести мнение заказчиков на сей счет. Им был задан такой вопрос: «Оцените уровень инвестиций в IT в собственной компании». Вот как распределились голоса:

Недостаточный – 46,1%
Достаточный – 51,8%
Избыточный – 2,1%

Таким образом, лишь половина заказчиков IT-решений разделяет пессимизм своих поставщиков.

Окупаются ли на российском рынке инвестиции в информационные технологии?

Неуверенная формулировка «скорее окупаются» на равных лидирует в ответах двух групп опрошенных, набрав 56% ответов разработчиков и 58% ответов консультантов. Твердое «да, окупаются» сказали 25 и 19% респондентов соответственно. Наименее популярным, но в то же время набравшим достойное количество голосов для того, чтобы считать его распространенным мнением, набрал ответ «Скорее не окупаются» (18 и 23%). И всего лишь два представителя разработчиков разделяют самый мрачный взгляд на вещи.

Рис. 7. Насколько окупаются на российском рынке инвестиции в IT? (Ответы разработчиков)

Рис. 8. Насколько окупаются на российском рынке инвестиции в IT? (Ответы продавцов)

Каким будет рост объемов российского рынка IT в будущем

Крайние полярные ответы охотнее давали представители компаний-продавцов: 47% высказались за то, что рост будет ровным и стабильным, 32% считают наоборот. Разброс у разработчиков не столь ярок, однако выражает ту же тенденцию: большинство (43%) смотрит в будущее уверенно, 32% не разделяют их оптимизма.

«Все зависит от политической обстановки в стране», - считают некоторые из нерешившихся выбрать предлагаемые варианты ответов. «В ближайшем - гиперболическим, в дальнем горизонте – стабильным», считают другие. Один из самых популярных альтернативных ответов: «Зависит от цены на нефть». Звучат и такие мнения: рост будет «стабильным, до тех пор, пока не превратится в глазах чиновников в дойную корову»; «стремительным»; «взрывным, особенно в некоторых секторах»; «скорее всего, скачкообразным; есть большая опасность разочарования, потому что внедрение часто проходит при саботаже».

Работают ли в секторе IT такие методы оценки эффективности инвестиций, как ROI, TCO?

Формулировка «Работают, но результаты не всегда удовлетворительные» стала наиболее популярной среди ответов на этот вопрос: 48 и 56% выбрали именно ее. Ответы «Работают» и «Не работают» идут на равных: 20 и 24% соответственно у разработчиков, 16 и 19% у продавцов.

Рис. 9. Работают ли в секторе IT такие методы оценки инвестиций, как ROI, TCO. (Ответы разработчиков)

Рис. 10. Работают ли в секторе IT такие методы оценки инвестиций, как ROI, TCO. (Ответы продавцов)

К ответу «Не работают» респонденты пытались дать комментарий, предлагая вариант ответа, почему так происходит: «Нет оценки эффекта от внедрения»; «Не все умеют правильно понимать результаты оценки»; «Применение этих методов затруднено общим низким уровнем образования IT-руководителей»; «Не все умеют высчитывать эти показатели». «Методы работают, но мало кто на рынке может их корректно применять» - мнение, на наш взгляд, наиболее взвешенное. «Скорее эти методы для самоуспокоения, чем для реальной оценки проектов. - считает один из респондентов, - При решении об инвестировании пользоваться стоит, но, скорее всего, оценки и реальность разойдутся». «Слишком много факторов оценки, – отмечает один из IT-консультантов. - Возможны только приблизительные оценки. Кроме того, эффект от внедрения IT (особенно сложных решений) часто непредсказуем из-за синергетического эффекта как положительных, так и отрицательных факторов. Наконец, самые нейтральные мнения: «Все зависит от области применения (для cost или profit-center)»; «Для локальных проектов, где эффект четко измеряется, например, создание дистанционных курсов обучения сотрудников».

Пользуетесь ли вы ключевыми показателями эффективности (KPI) для оценки эффективности применения информационных технологий?

Этот вопрос был задан только разработчикам. Ответы распределились так: положительно ответили 38,8% респондентов, отрицательно – 61,2%.

Применимы ли западные подходы расчета эффективности инвестиций в российских условиях?

Абсолютно равное число ответов (по 75% продавцов и покупателей) звучит так: «Применимы, но в адаптированном для российской ситуации виде». Также существенное число ответивших (15% разработчиков и 18% продавцов) отвечают утвердительно, без оговорок. Ответ «Не применимы» - 7% разработчиков и 10% продавцов.

Приведем для сравнения данные по аналогичному вопросу группы «заказчиков». Среди них количество выбравших ответ «Применимы, но в адаптированном для российской ситуации виде» в точности совпадает с двумя первыми группами респондентов (75%). «Да, применимы», - ответила пятая часть респондентов-заказчиков (20%), отрицательный ответ дали оставшиеся 5%.

Готовы ли российские компании применять эти методики?

Самый популярный ответ легко предсказуем, исходя из предыдущего пункта: большинство (69% разработчиков и 72% продавцов) выбрали ответ «Лишь отчасти». Пессимистичный взгляд берет перевес, когда мы узнаем, что второй по популярности ответ «Не готовы» набрал 15 и 23%. «Готовы», - так считает 13 и 8% респондентов соответственно. Приведем сводную таблицу для того, чтобы можно было сравнить ответы всех трех групп респондентов.

Таблица 3
Готовы ли российские компании применять западные методики расчета эффективности инвестиций?

Разработчики Продавцы Заказчики
Готовы 13% 8% 12%
Не готовы 15% 23% 13%
Лишь отчасти 69% 72% 75%

Когда назревает потребность в оценке эффективности инвестиций в развитие компаний, распространяющих IT-решения?

Вопрос был задан только представителям компаний, продающих и внедряющих IT-решения. Ответы распределились следующим образом: см. рис. 11.

Сформирован ли в должной мере рынок компаний, занимающихся внедрением IT-услуг на российском рынке?

Вопрос предназначался исключительно поставщикам и консультантам, для того чтобы выяснить их мнение по поводу собственного рынка. Более чем четверть респондентов не считают рынок, на котором они работают, действительно сформированным: см. рис. 12.

«На российском рынке крайне мало профессиональных консультантов, - считает один из участников опроса. - Результаты работы 'консалтинговых' групп тех компаний, которые пытаются активно развивать это направление бизнеса, не выдерживают, как правило, никакой критики. Рынок поставщиков в достаточной степени сформирован, но очень сильно испорчен так называемыми box-mover'ами, гордо называющими себя интеграторами и консультантами».

Кто является главным инициатором оценки эффективности IT-инвестиций? Кому эта оценка нужна в первую очередь?

Приведем сводную таблицу для всех трех групп респондентов.

Таблица 4
Кто является главным инициатором оценки эффективности IT-инвестиций?

Разработчики Продавцы Заказчики
«Производители IT-решений» 15,2% 11,4% 8,6%
«Консультанты и интеграторы IT-решений» 39,4% 31,6% 15,7%
«Клиенты и заказчики IT-решений» 45,5% 57% 75,7%

Мнение разработчиков и продавцов по данному вопросу, как видим, в целом совпадает с мнением заказчиков, которые, согласно большинству в каждой из трех групп респондентов, и являются главным инициатором оценки инвестиций в IT.

II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМПАНИЙ-ЗАКАЗЧИКОВ IT-РЕШЕНИЙ

Третья группа опрошенных, клиенты и заказчики IT-решений, является самой важной из трех, так как, попросту говоря, именно от нее все и зависит – и формирование рынка, и стратегия разработчиков, и поведение продавцов и консультантов. Ответы тех представителей заказчиков, которые согласились сообщить о своих компаниях некоторые сведения и высказать свое мнение о рынке отечественных IT-решений, и составили представленные ниже данные.

Существует ли в вашей компании IT-департамент?

На этот вопрос утвердительно ответили 86,1% участников опроса, 13,9% ответили отрицательно. Большинство респондентов из группы заказчиков IT-решений работают в компаниях с собственным IT-департаментом, что может говорить об их принадлежности к группе активных потребителей IT-услуг.

Таблица 5
Сколько сотрудников работает в IT-департаменте?

5 - 10 25,7%
11 - 50 26,1%
51 - 100 5,0%
101 - 500 5,4%
Более 500 0,4%

Чуть более чем одна треть респондентов представляют компании, которые имеют небольшой (до 5 человек) IT-отдел. Примерно половина респондентов представляют компании со средними (от 5 до 50 человек) IT-департаментами, и одна десятая участников опроса – компании с крупными (от 50 и более) по численности IT-департаментами.

Какую роль информационные технологии играют в вашей компании?

Внушительное количество респондентов (40%) заявили, что в их компании информационные технологии играют ключевую роль, что во многом предопределяет дальнейшие результаты нашего опроса о роли инвестиций в IT. Вторичную (обслуживающую) роль IT играют в компаниях 60% участников исследования.

Кто в компании занимается постановкой задач для IT-департамента?

См рис. 13.

Как видим, в подавляющем большинстве компаний (79,6%) постановкой задач для IT-департамента занимается топ-менеджмент. Почти в половине компаний респондентов эта функция возложена на руководство IT-департамента. Из предложенных вариантов ответов самое меньшее количество респондентов выбрали вариант «Департамент маркетинга».

Варианты ответов из поля «Другое»: «Все департаменты» (наиболее популярный ответ из альтернативных). Также назывались департаменты: стратегического развития, планово-аналитическая служба, служба персонала, департамент логистики, бухгалтерская служба, группа управляющих и, наконец, «Никто» (один ответ).

Какие из следующих функций выполняет IT-департамент?

Рис. 14. Функции IT-департамента (ответы заказчиков)

Наиболее популярная функция IT-департамента – поддержка и обслуживание IT-инфраструктуры и пользователей (88,6%). Наряду с этим в большинстве компаний этот отдел занимается внедрением бизнес-приложений (эту функцию среди прочих отметили 64,3% респондентов), поддержкой и развитием бизнес-процессов (59%) и разработкой программного обеспечения (48%).

Назывались и такие функции, как «Выработка и управление реализацией единой научно-технической политики в области ИКТ в отрасли», «Роль заказчика (например, проведение торгов)», «Поддержка и обслуживание сайта», «Накопление и анализ данных, сопровождение КИС», «Разработка IT стандартов и стратегии», «Поддержка и развитие системы мобильной торговли», «Выполнение клиентских заказов», «Бизнес-процессы в рамках проектов функциональных служб», «Обучение персонала, постоянное совершенствование систем IT предприятия», «Участие в разработке стратегии компании». Один из участников опроса отметил, что в его компании «четкие функции для IT-процессов не определены». Вполне возможно, что ситуация, обозначенная последним респондентом, встречается в российских компаниях гораздо чаще, нежели это можно предположить, исходя из полученных ответов на данный вопрос.

Как вы можете оценить качество работы IT-департамента вашей компании в сравнении с IT-департаментами компаний-конкурентов?

См. рис. 15.

Ровно половина респондентов нейтрально отозвались о качестве работы IT-департамента своей организации (50%). «Ниже среднего уровня», - так оценили труд сослуживцев из IT-отдела 13% опрошенных. И, напротив, вполне довольны своими системными администраторами, IT-менеджерами и прочими сотрудниками из IT-отделов 37% респондентов, что, в целом, является неплохим показателем, поскольку перевешивает количество негативных отзывов.

При покупке оборудования и программного обеспечения для вашей организации вы придерживаетесь следующего принципа…

Рис. 16. Принцип покупки оборудования и ПО для компании

Более половины респондентов придерживаются экономной политики при покупке программного обеспечения и оборудования для компании (60,4%). Почти четверть (26,1%) опрошенных работают в компаниях, специфика бизнеса которых заставляет приобретать дорогостоящее оборудование и ПО. Гибкого подхода к этому вопросу придерживаются всего 9,3% респондентов.

«Затраты должны соответствовать 'полезности' и необходимости данных вложений», - отмечает один из респондентов, не выбравший ни один из предлагаемых вариантов. Среди других ответов: «Прежде всего, принимается во внимание соотношение 'необходимость - цена - качество'»; «Руководство компании не считает необходимым обновлять программы и оборудование»; «Руководство всегда ориентируется на ПО из киосков»; «Самое современное и дорогое - только на критических направлениях»; «Скорее сочетание - необходимо самое современное оборудование в определенных процессах и стандартные (для индустрии) и недорогие комплекты программ»; «Когда есть возможность, мы приобретаем лучшее, но наши специалисты справляются со своей задачей и на простом, так как главное - это человеческий фактор». И, наконец, самый откровенный ответ: «Зачем покупать, если можно 'сломать'?»

Какие цели инвестиций во внедрение IT-решений в вашей организации вы считаете главными?

Рис. 17. Главные цели инвестиций во внедрение IT-решений (ответы заказчиков)

Абсолютного лидера «с отрывом» среди предложенных вариантов ответов не оказалось. Тем не менее, согласно ответам участников опроса, основные цели затрат на внедрение IT-решений в компаниях – это «Общее повышение производительности труда» (70%), «Сокращение затрат на бизнес-процессы» (65,4%) и «Улучшение качества обслуживания существующих клиентов» (62,9%). (Нужно учитывать, что респондентам здесь предлагалось выбрать несколько вариантов ответов).

Менее популярные, но все же получившие широкое признание цели – «Повышение прозрачности бизнеса» и «Увеличение числа клиентов и объемов продаж» – набрали соответственно 49,3 и 42,9% голосов. Меньше всего российский бизнес надеется с помощью IT-решений увеличить ассортимент производимой продукции и услуг – этот вариант отметили всего 13,2% респондентов.

Среди других целей названы: «Повышение имиджа компании»; «Повышение оперативности принятия решения»; «Обеспечение информационного фундамента для стратегии развития бизнеса»; «Упрощение процессов сбора и анализа информации, избавление от рутины»; «Скорость и уменьшение усилий по решению нестандартных задач»; «Ведение материального и финансово-бухгалтерского учета». «Инвестиции в IT - единственная возможность не отстать от мира», - отмечает один из респондентов. Надо заметить, что подобные этому высказывания, отражающие несколько конъюнктурный подход к данной проблеме, приходится слышать в наших бизнес-кругах довольно часто.

Какую долю бюджета в вашей компании составляют инвестиции в информационные технологии?

См. рис. 18.

В информационные технологии инвестируют не более 10% бюджета в половине компаний; до 20% бюджета расходуют на IT в одной десятой части компаний. Бросается в глаза немалое количество участников опроса, выбравших вариант «Затрудняюсь ответить» (22,5%). Принимая во внимание количество представителей генерального руководства (около 40%) и IT-директоров (около 30%), столь высокий процент неосведомленности вызывает по меньшей мере удивление.

Как вы можете оценить уровень инвестиций в информационные технологии в вашей компании?

См. рис. 19.

Окупаются ли инвестиции в информационные технологии в компаниях?

См. рис. 20.

Равные группы респондентов (по 47%) выбрали варианты «Да, окупаются» и «Скорее окупаются», а вместе они составляют оптимистично настроенное большинство против пессимистичного меньшинства: мнения «Скорее не окупается» придерживаются 5% респондентов; мнения «нет, не окупается» - всего 1%.

Кто в вашей компании занимается оценкой эффективности инвестиций в информационные технологии?

См. рис. 21.

Как видно из диаграммы, оценкой инвестиций в большинстве случаев занимается генеральное руководство компаний (61,8%); часто эта функция возлагается на руководителей IT-департаментов (30,4%), финансовые отделы (21,1%), реже – на аналитиков и аудиторов (9,6%) и еще реже – маркетологов (2,5%). Внушительное количество респондентов выбрало ответ «Мы не оцениваем эффективность инвестиций в IT» (22,5%), что вполне коррелирует с аналогичным количеством ответов «Затрудняюсь» на вопрос о доле бюджета, расходуемой на внедрение IT-решений (см. выше рис. 18 ).

«У нас есть практика привлечения независимых экспертов для оценки правильности (а не эффективности) инвестиций в IT. Решающим фактором является не 'экономическая эффективность', а 'социальная значимость'», - так прокомментировал этот пункт опроса представитель госструктуры, одного из федеральных агентств. Из других вариантов ответов: «акционеры тоже занимаются (к сожалению)»; «Корпоративная служба IT и корпоративные финансы»; «Оцениваем мы расходы, а инвестиции в IT являются частью конкретных (не IT-) проектов и отдельно от них не оцениваются».

Как может быть измерена эффективность инвестиций в информационные технологии?

См. рис. 22.

Большинство (59%) в ответ на данный вопрос выбрали формулировку «Некоторые аспекты могут быть оценены количественно, некоторые – нет». О невозможности измерить количественно работу IT-департамента заявила большая группа респондентов, составляющая 21% от общего числа. С ними не согласны 11% респондентов, которые утверждают, что количественные методики оценки дают достоверные результаты.

Внушительную долю составили ответы из раздела «Другое» (9%): «При правильной постановке процесса управления качеством IT-услуг практически все аспекты могут быть оценены количественно»; «по BSC»; «Путем сравнения, до/после инвестиций»; «Надо оценивать изменение 'масштабируемости' бизнеса в целом»; «С определёнными допусками можно сравнить с альтернативной эффективностью (при условии ограниченных инвестиций или при их отсутствии)»; «Очень сложно корректно рассчитывать капитализацию инвестиционных расходов (в том числе и на IT)».

Приглашаете ли вы перед принятием решения о приобретении программного продукта независимых консультантов?

См. рис. 23.

Половина респондентов выбрали «Нет», что говорит о самодостаточности руководства компаний и департаментов при принятии решений о внедрении ПО. Тем не менее, 38% респондентов не полагаются на собственные силы и приглашают независимых консультантов.

Респонденты добавляют: «Более того, по закону мы обязаны проводить торги, при подведении итогов по которым мы обязаны получать заключения независимых экспертов»; «Проводится неформальный конкурс среди поставщиков»; «Косвенно, путем изучения мнения участников этого рынка»; «Эти вопросы руководством решаются стихийно»; «В данной области бизнеса я достаточно компетентен, чтобы самому без посторонней помощи выбрать эффективные решения, стыкующиеся между собой и соответствующие тем бизнес-процессам, которые по факту есть в компании».

Кому нужно, с вашей точки зрения, в первую очередь рассчитывать эффективность IT-инвестиций? Кто является главным инициатором оценки?

См. рис. 24.

Мы уже приводили данные по этому вопросу в сводной таблице (см. первый раздел нашего отчета), теперь лишь еще раз, при наличии иллюстрации, отметим, что большинство заказчиков IT-решений (75%) считают главными инициаторами оценки эффективности именно себя.

Работают ли в вашем предприятии такие методы оценки эффективности, как ROI, TCO?

См. рис. 25.

Большая часть респондентов (47%) никогда не применяли указанных методик оценки, не всегда довольны результатами их работы 23% опрошенных, и вовсе не признают их работающими 14%.

Напомним, что в ответах разработчиков и поставщиков лидировала формулировка «Работают, но результаты не всегда удовлетворительные» (48 и 56% соответственно). Таким образом, эти две группы респондентов, в отличие от группы заказчиков, лучше осведомлены о методиках оценки.

Альтернативные ответы заказчиков: «Методы работают, а решения на их основе принимаются часто парадоксальные»; «ROI работает, но для IT отдельно не применяются. TCO учитывается, но не по данным от Microsoft »; «TCO - да. ROI – нет»; «Смотря какие суммы подставлять в ROI», «Эти методики оценивают скорее эффективность использования инвестиций, но не степень нужности таких инвестиций»; «У нас созданы собственные методики».

Насколько эффективно применение KPI в вашей компании, если оно имеет место быть?

Среди немногочисленных ответов на этот вопрос, оставленных теми, кто знаком с данной методикой, были такие: «Вторично. KPI - некий маяк, который говорит о том, как мы идем. Он на «старт-апе» компании не влияет на принятие решений, но будет влиять дальше, когда запустится процесс continuous improvement»; «Достаточно эффективно»; «Средняя эффективность»; «Недостаточно эффективно»; «Используется для дополнительной качественной оценки»; «На данный момент оценка KPI не будет эффективна в связи с тем, что IT тесно связано с бизнесом и от успехов IT непосредственно зависит сам бизнес»; «Низкий эффект из-за позиции собственника»; «Об этом пока рано говорить, так как общая IT-структура еще не устоялась»; «Это очень эффективные методики, особенно в компаниях, работающих в инжиниринговом бизнесе и активно конкурирующих с производителями Тайваня и Европы»; «Эффективно в случае правильной и своевременной постановки. Действует при четком определении сферы ответственности и центров прибыли и затрат». Из-за небольшого количества ответов и их нестандартизированности точной статистики не приводим, однако отметим, что количество положительных отзывов о методике явно превышает количество негативных.

Какие показатели свидетельствуют об эффективных инвестициях в информационные технологии?

Рис. 26. Показатели эффективности инвестиций в IT (ответы заказчиков)

Как видим, отнюдь не увеличение прибыли, которое должно быть, согласно логике, конечной задачей любого бизнес-процесса, является основным показателем эффективности инвестиций в IT для наших респондентов. На первом месте стоит такой показатель, как «Сокращение затрат на бизнес-процессы, увеличение скорости принятия решений» (87,1%), ему уступают показатели «Снижение затрат на администрирование и техническую поддержку» (59,3%) и «Увеличение производительности» (51,1%).

Как вы считаете, применимы ли западные методики расчета эффективности инвестиций в российских условиях?

См. рис. 27.

За адаптацию западных методик проголосовали 75% респондентов, за безоговорочное их внедрение – 20% и меньшинство (5%) – за их полное неприятие.

Готовы ли, по-вашему, российские компании применять эти методики?

См. рис. 28.

«Лишь отчасти» - это самый популярный вариант ответа на данный вопрос (75%). Равное количество респондентов придерживаются противоположных мнений: о готовности и не готовности российских компаний применять западные методики оценки эффективности заявили 12 и 13% опрошенных соответственно.

Выводы

Мы выяснили мнение трех групп респондентов: 1) разработчиков IT-решений, 2) продавцов-консультантов и 3) заказчиков готовых продуктов - относительно проблемы инвестирования в информационные технологии, его целесообразности, целях и эффективности.

Основными потребителями IT-решений, по данным опроса, являются компании из финансового, промышленного секторов, розничной торговли, телекоммуникаций и энергетики.

Во что инвестируют разработчики и продавцы более-менее очевидно, так как инвестиции необходимы для повышения их собственной профильной производительности: главным фактором успеха IT-компании они назвали сбалансированную продуктовую линию, а основной целью собственного инвестирования в IT – оптимизацию бизнес-процессов и активный рост компании. Не полностью разгаданным до сих пор остается процесс инвестирования в «железо» и ПО в компаниях, работающих на иных рынках (не IT).

Разработчики и продавцы почти точно угадали чаяния своих клиентов, назвав главной целью последних при покупке и внедрении IT-решений «Сокращение затрат на бизнес-процессы». И несмотря на то, что большинство заказчиков выбрало другой вариант ответа: «Повышение производительности своего труда», эти два фактора можно назвать родственными, так как они работают на продуктивность компании - иными словами, на ее способность предоставлять больший объем услуг с меньшими затратами.

Однако идиллии и полного взаимопонимания в отношениях между продавцами и клиентами все же не наблюдается. Из результатов опроса мы видим, что разработчики в основной своей массе недовольны уровнем инвестиций в IT-инфраструктуру своих заказчиков и считают его весьма низким. Заказчики со своей стороны в значительной степени с ними не согласны: руководители IT-служб уверены, что повышать расходы на IT-продукты в их компаниях не следует.

Здесь проявляется существенная проблема сегодняшнего IT-рынка. Разработчики готовы внедрять последние, качественные и интересные решения, которые смогут не только повысить эффективность и дать серьезные конкурентные преимущества, но и в конечном счете способствовать повышению инвестиционной привлекательности компаний, приобретающих IT-продукты. Однако талант и способности разработчиков оказываются далеко не полностью востребованы. Почему? Возможно потому, что заказчики еще не научились оценивать эффективность вложений в IT или не осознали необходимость в такой оценке. Одна из причин на поверхности: IT – это, по своей сути инновационная сфера, ее освоение неизбежно должно занять продолжительное время, результаты многих IT проектов могут быть оценены лишь через несколько лет после внедрения.

Нельзя не отметить, что, по результатам опроса, группа разработчиков выказывает гораздо большую инвестиционную грамотность, нежели компании-заказчики, среди которых существенную часть составляют компании, где никогда не производилась оценка уровня инвестиций в IT, где значительная часть руководства не уверена в действенности существующих методик оценки эффективности инвестиций и где в большом числе случаев никогда даже не пытались применить эти методики.

Универсальных способов оценки инвестиций в IT еще не разработано, да и случится ли это когда-нибудь? Перейдет ли рынок на строгий количественный анализ или решения будут приниматься на основе здравого смысла, интуиции, желания соответствовать конкурентной среде?

Понимать целесообразность инвестиций во внедрение того или иного решения, рассчитывать объем предполагаемых вложений и определять отдачу по конкретным результатам работы компании – вот что необходимо учитывать и владельцу бизнеса, и управляющему, и IT-директору, и финансовой службе.

На всероссийской конференции «Бизнес со знаком +. Как оценить и повысить эффективность инвестиций в IT», представители ведущих компаний IT-отрасли в России и заказчиков IT-решений поделятся своими практическими наработками по этой теме.

Обработку статистических данных провела Екатерина Арутюнова.

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Владелец «Л’Этуаль» полностью выкупил сеть магазинов косметики «Подружка»

В России работает 287 магазинов сети «Подружка».

Стать предпринимателем пробовал каждый третий в мире

Доля заинтересованных в развитии своего бизнеса выше в странах Латинской Америки и в Индии, ниже — в Японии, Нидерландах, Бельгии, Швеции.

Названы самые дефицитные профессии в промышленности

Спрос на представителей некоторых специальностей за полгода вырос на 58%.

Пожар на складе Ozon: ущерб в 10 млрд рублей, компания выплатит компенсации продавцам

Основная версия пожара – поджог. Склад в Подмосковье уже не спасти.