Как цифровая трансформация изменит IT-вектор развития компаний

В 2020 году бизнесу пришлось оперативно реагировать на события мирового масштаба, в связи с чем сформировались и укрепились новые тенденции развития IT-рынка. Рассмотрим четыре составляющих, которые определят IT-вектор в компаниях.

1. Проникновение цифровой трансформации во все процессы

Для поддержания темпа запущенных изменений рынку требуются профессионалы в области цифровизации ключевых бизнес-процессов, механизмы, инструменты и ресурсы для быстрой обработки больших объемов неструктурированных данных, а также гарантия безопасности в обеспечении их сохранения в разрезе информационной безопасности и соблюдения требований законодательства. Естественно, данный тренд влечет за собой необходимость изменения мышления руководящего состава компаний, чтобы способствовать проникновению цифровой трансформации поступательно во все бизнес-процессы организации, прежде всего для повышения уровня бизнес-анализа и выработки выверенных и объективных управленческих решений.

Исследовательское агентство Gartner отметило четыре ключевых фактора, которые влияют на цифровую трансформацию: квалифицированные кадры, соблюдение конфиденциальности, использование искусственного интеллекта, новая культура поведения сотрудников.

Основные мероприятия в области цифровизации сформулированы в России в федеральном проекте «Цифровое государственное управление». Его конечная цель заключается в том, чтобы снизить вмешательство государственного регулирования в деятельность компаний, а также обеспечить эффективное взаимодействие государства и бизнеса.

2. Технологии для повышения эффективности бизнес-процессов

Из вышеуказанной тенденции проистекает следующая – использование различных технологий для повышения эффективности операционной деятельности компании, ее сквозных бизнес-процессов, роботизации процессов, для безрискового моделирования и симулирования хода процессов на предприятии и влияния изменений в них на реальные экономические показатели деятельности.

Process Mining

Под общим термином Process Mining подразумевается ряд методов и подходов для анализа и оптимизации процессов в информационных системах компании или бизнес-процессов на основе данных, которые фиксируются в журналах событий. Технология может служить для пользователей как инструментом для оптимизации бизнес-процессов, так и методологией для их улучшения. В первом случае ее используют для сбора данных и их понятной визуализации для проведения дальнейшего анализа. Во втором – для объективного видения «узких мест» процесса и дальнейшего принятия эффективных мер по их устранению или трансформации.

Process Mining автоматизирует процесс сбора информации по этапам (шагам) бизнес-процесса и максимально нативно визуализирует полученные данные без использования дополнительных инструментов, например, интервьюирования сотрудников. Технология эффективна для применения на самых различных бизнес-процессах: от закупок и управления оборотным капиталом до технического ремонта и обслуживания оборудования на предприятии и оптимизации IT-процессов. Она позволяет создать условия для устойчивого протекания процессов, измерять, контролировать и улучшать ключевые показатели эффективности, продуктивно использовать человеческий ресурс, отслеживать возможности применения роботизации. Process Mining непрерывно обеспечивает ответственных лиц актуальными объективными данными. Самый ощутимый эффект применения Process Mining дает в организациях с территориально распределенной структурой, которые обслуживают большое количество клиентов, согласно многоступенчатым схемам.

В июне 2020 компания «Норникель» анонсировала крупный проект по внедрению технологии Process Mining, повышающий эффективность процесса технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) в масштабах всего производства. Уникальность проекта заключалась в интеграции решения с платформой SAP, создании собственного центра компетенций по работе с новой для компании технологией Process Mining, и новизне самого продукта. Система позволяет в режиме реального времени проводить анализ выполнения бизнес-процессов, находить отклонения текущего состояния от целевого и оперативно принимать решения.

Солверы

Популярными станут солверы (от англ. solve – решать задачу, проблему). Эти программы подбирают оптимальные варианты решения на основе методов математической оптимизации, и пригодны для внушительного спектра задач по распределению средств и ресурсов компании – от логистических до оптимизационных и планировочных. Потраченные средства и усилия на внедрение подобного солвера кратно окупятся компании-заказчику за счет возникновения возможности реализовывать разные идеи по оптимизации без ограничивающих факторов.

Солверы можно успешно использовать для планирования отпусков и создания рабочих бригад. Благодаря такому решению компания всего за два дня может внести изменения в штатное расписание в связи с переходом на удаленную работу 30% сотрудников.

Robotic Process Automation (RPA)

Это вид технологии автоматизации бизнес-процессов, основанный на использовании программных роботов и искусственного интеллекта. С помощью RPA возможно высвободить человеческий ресурс, существенно сокращая операционные расходы и напрямую влияя на окупаемость. Технологией осторожно начали пользоваться в 2020 году, и увидели положительный результат. Сегодня можно говорить о том, что предложение на российском рынке пока опережает спрос, но заказчики в скором будущем по достоинству оценят эффект от RPA, и ситуация станет другой.

3. Цифровое взаимодействие с надзорными организациями

Финансовая составляющая деятельности организаций также претерпевает изменения в сторону цифровой трансформации. В частности, набирает обороты тенденция к цифровизации процесса налогового мониторинга, переходу с помощью новых информационных технологий компаний и ФНС России на качественно новый уровень взаимодействия. Со стороны государства были изменены требования к отчетности по налогам, ожидается трехкратное снижение порога финансовых показателей для вступления в программу налогового мониторинга и продление сроков подачи заявлений на вступление.

Работа множества компаний в этом направлении успешно перешла в цифровой формат. Использование витрины данных для целей налогового мониторинга позволяет организации кардинально повысить эффективность работы с налоговыми органами, снизить издержки на взаимодействие с ФНС, сократить в разы документооборот и количество проверок, а то и вовсе избавиться от последних. 

Так, был принят законопроект о трехкратном снижении верхнего финансового порога для режима налоговых льгот с 2021 года одновременно с упрощением процедуры налогового мониторинга. Сегодня компания может получить льготы в случае, если сумма уплаченных налогов составляет не менее 300 млн руб., а общий доход компании и активы – не менее 3 млрд руб. В дальнейшем этот порог может быть снижен до 100 млн руб. и 1 млрд руб., соответственно.

4. Информационная безопасность

Нельзя не упомянуть тренд на повышение уровня информационной безопасности. 2020 год запомнился изменениями, которые пандемия коронавируса внесла в привычный образ жизни. Одно из них – переход на удаленный формат взаимодействия, работы и учебы. Основные обязанности по осуществлению такой трансформации легли не только на IT-специалистов, но и на сотрудников, которые отвечают за информационную безопасность компаний и госучреждений. Если раньше по статистике на информационную безопасность выделялось не более 30% IT-бюджета компании, то в 2020 году статьи на организацию защищенного доступа удаленных сотрудников и защиту ресурсов расширили до 50%, а в некоторых случаях и более.

Удаленная работа стала нормой, данный тренд, без сомнения, сохранится и в 2021 году и будет регулироваться на законодательном уровне. Так с 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях». В связи с этим будет расти спрос на сотрудников по информационной безопасности в различных организациях и образовательных учреждениях. В 2021 году мы станем свидетелями появления новых разработок в этой области.

Все больше и больше в нашу жизнь входят искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение. ИИ широко используют на производстве для увеличения производительности и уменьшения брака и ошибок, связанных с человеческим фактором. Если говорить с точки зрения информационной безопасности, то организации, использующие технологии Artificial Intelligence и Machine Learning для поведенческого анализа и предиктивной аналитики, получают ощутимые результаты в виде повышения эффективности обнаружения кибератак, сокращения времени реагирования на киберугрозы и затрат на организацию безопасности.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Максим Часовиков, Андрей Роговский
Руководитель, Москва

В 2020 году бизнесу пришлось оперативно реагировать на события мирового масштаба, в связи с чем сформировались и укрепились новые тенденции развития IT-рынка. 

Скорее, начиная с 2020 года бизнесу  и не только придется оперативно реагировать на быстрые изменения внешней среды

Консультант, Украина

Подтверждаю. Очень много запросов стало приходить на кибербезопасность предприятий.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.