Вытеснят ли новые сервисы старую добрую мобильную связь?

В 2014 году операторы ОТТ-сервисов (от англ. over the top – способ доставки сигнала через интернетExecutive.ru) отобрали у традиционных телекоммуникационных компаний от 15 до 20 млрд рублей. Рынок ОТТ продолжает расти. Эра передачи голосового трафика, похоже, подходит к концу.

Executive.ru: Какова емкость вашего рынка: сколько человек в Москве, в РФ, в мире готовы перейти от разговора по обычному мобильному телефону к приложениям типа Viber?

Евгений Рощупкин: Число абонентов Viber насчитывает более 600 млн людей по всему миру. А в России число пользователей превышает 45 млн. Причем, эта цифра растет с каждым днем. Существует много различных экспертных оценок относительно того, как будет меняться доля общения через OTT и в мобильных сетях, но точные прогнозы сделать трудно. По одним из последних данных, опубликованных J’son & Partners Consultingлетом 2015 года, доля SMS-трафика у мобильных операторов падает, однако неуклонно растет доход от интернет-трафика, который в том числе генерирует и Viber.

Executive.ru: Как быстро растет рынок этих коммуникаций в мире и в РФ, и растет ли? Какие факторы оказывают влияние на этот рост?

Е.Р.: Мировой рынок технологий OTT, безусловно, активно развивается, о чем свидетельствует увеличение числа пользователей в нашем мессенджере и появление конкурентов. На рост рынка оказывает влияние, прежде всего, то, что люди стали меньше заинтересованы рассказывать о себе широкой аудитории, и предпочитают более личное и персональное общение. Мы видим рост популярности приложений, предлагающих возможности общения один на один. И нам кажется, что будущее именно за личным общением в небольших группах и коллективах.

Executive.ru: Кто ваш пользователь?

Е.Р.: В Viber можно выделить две возрастные категории: 25-35 лет (в этой группе преобладают мужчины) и 15-25 лет (здесь число мужчин и женщин примерно равно). Исходя из этих данных, можно сказать, что у нас достаточно молодая аудитория, представители которой максимально активны и с интересом принимают все новое.

Executive.ru: Как вы продвигаете сервис?

Е.Р.: Наш рост до открытия офиса в июне 2014 года происходил благодаря «сарафанному радио». Мы практически не используем для продвижения на рынке классические каналы за исключением digital. Для нас гораздо интереснее стратегические партнерства и предоставление нашим пользователям интересного контента, в рамках, например, паблик-чатов, где с нами работают такие популярные медийные платформы как Comedy Club Hello, Rolling Stone, MTV, РБК. Также мы создаем и локализируем интересные наборы стикеров, которыми наши пользователи могут обмениваться в сообщениях. Мы строим отношения с пользователями в рамках приложения, используя соцсети, а также и в рамках упомянутых проектов в музыке и в дизайне.

Executive.ru: Как ведет себя аудитория: насколько интенсивно она общается? Как меняется трафик переговоров по дням недели?

Е.Р.: Как я уже говорил, в основном, наша аудитория – молодые люди, для которых необходимо персонифицированное общение. В выходные интенсивность общения несколько падает. В будни же звонят и переписываются очень активно: число сообщений достигает 40 млн в день. Также хотел бы обратить ваше внимание на сезонные пики. Возьмем для примера стикер Coca-Cola, который мы выпустили в канун нового года в декабре 2014 года. За период праздников его скачали более 2 млн пользователей. А переслали друг другу 20 млн раз.

Executive.ru: Кто ваши конкуренты – Whatsapp, Skype? Сколько же всего у вас конкурентов, и как рынок делится между всеми игроками?

Е.Р.: Мы стараемся не сравнивать себя с конкурентами.

Executive.ru: В чем заключается ваша бизнес-модель: какие типы монетизации вы используете?

Е.Р.: В Viber нет рекламы, и мы не планируем ее интеграцию в наше приложение, это принципиальная позиция. Основные функции мессенджера бесплатны для пользователя – бесплатные сообщения и бесплатные голосовые и видеозвонки другим пользователям. Приложение также бесплатно для скачивания. Мы получаем прибыль от дополнительных функций – таких как стикеры и Viber Out. Наш бизнес основан на микроплатежах, и долгосрочная задача заключается в увеличении показателя прибыли на пользователя.

Executive.ru: Евгений, вы говорите, что принципиально не используете рекламу, но пользователям Viber регулярно приходят стикеры. Почему пользователь услуги получает сообщение, которое он не заказывал?

Е.Р.: Получаемые пользователем нежелательные сообщения не имеют никакого отношения к рекламной модели бизнеса и не рассылаются командой Viber. Нежелательные рассылки – это проблема не только мессенджеров, но и социальных сетей, почтовых служб. Разница лишь в том, что спам в мессенджерах – явление относительно новое. Мы активно боремся с мусорными рассылками, внедряя новые способы защиты от нежелательных рассылок. Одним из последних шагов в этом направлении было введение двухэтапной авторизации: функции, которая дала возможность пользователям делать выбор, хотят они читать сообщения от абонентов не из списка контактов или нет. Стикеры же, напротив, – ненавязчивая модель монетизации. Они позволяют ярко интерпретировать свои мысли, эмоции, сделать сообщение более понятным, приблизить его к живому общению. В свою очередь, для рекламодателя инвестиции конвертируются в гарантированной охват мобильной аудитории.

Executive.ru: Как к вам относятся традиционные операторы – «МТС», «Мегафон», «Билайн»?

Е.Р.: Я уже затронул эту тему выше, когда говорил про распределение доли трафика между операторами и ОТТ-сервисами. Отчасти, как видно из исследований, мы забираем у операторов трафик по сообщениям и звонкам. Однако создаем для них комфортные условия для увеличения интернет-трафика. Поэтому, думаю, что операторы, вероятно, должны рассматривать нас как партнеров. По крайней мере, так их воспринимаем мы. Мы готовы активно сотрудничать с ними по вопросам борьбы с рассылкой нежелательных сообщений и вносить свой вклад в построение комфортной коммуникационной среды для российских пользователей.

Executive.ru: В каком направлении будет развиваться Viber – с кем он будет интегрирован: с банками, почтовыми сервисами, с медиа, с игровыми сервисами?

Е.Р.: В Viber уже есть игры, также мы планируем развивать направление service messages. Чтобы, например, банки могли рассылать свои сообщения о балансе и статусе не через SMS, как это принято сейчас, а через Viber. Также мы планируем развивать комплексный подход наших партнеров. Например, уже сейчас партнер может выпустить свой брендированный стикер пак, и все пользователи, которые скачают этот пак, подписываются, в том числе, и на паблик-чат компании. Таким образом, бренд не только повышает свою узнаваемость, но и приобретает аудиторию, с которой сможет далее коммуницировать. Кроме того мы планируем запустить подобный алгоритм и для мобильных приложений: в этом случае скачанные стикеры конвертируются в загруженное приложение.

Executive.ru: Как набираются специалисты в Viber?

Е.Р.: Основной фокус нашего локального офиса – это комплексное продвижение приложения через digital-каналы, PR и стратегические партнерства. Также мы открываем дорогу для молодых талантов по всему миру – этому способствует проект для юных дизайнеров и иллюстраторов – Viber Sticky Fingers, в ходе которого мы приглашаем молодых художников к созданию своих собственных стикер паков в Viber. А совсем недавно, 28 сентября, мы запустили совместный с MTV проект по поиску талантливых хип-хоп артистов в рамках мультиплатформенного проекта Beats & Vibes.

Что касается основных ценностей компании, то основная миссия – помогать людям во всем мире связываться с родными и близкими – с теми людьми, которые действительно важны. Кроме того, очень важно оказывать посильную помощь в трудных ситуациях. Мы уже дважды обеспечивали бесплатную связь через Viber Out в местах национальных бедствий и катастроф. Последний раз это было весной 2015 года при землетрясении в Непале – была отменена плата за звонки через Viber Out, что позволило абонентам мессенджера звонить своим родным на любые устройства. До этого подобная помощь оказывалась для пострадавших в 2011 году в Японии.

Каким видом связи вы пользуетесь?
Loading...
Комментарии
Руководитель, Москва

Статья хорошая, смутили только 2 момента:
1. "Мы стараемся не сравнивать себя с конкурентами" - странная позиция для любой компании.
2. Так как я не пользуюсь Viber, я не знаю, как выглядят стикеры - но для меня сообщение, которое я не заказывал, да еще и брендированное является однозначно и рекламой и спамом.
А не пользуюсь я Viber только потому, что это потеря времени. Прежде чем звонить, человек еще трижды подумает, настолько ли это важно. А бесплатные мессенджеры провоцируют бесполезный треп.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

1. "Мы стараемся не сравнивать себя с конкурентами" - странная позиция для любой компании.
Согласен странная позиция. Тогда каким образом ведется анализ деятельности компании??? Какие показатели??? Особенно в разделе предоставляемые услуги и их качество.
Наверно поэтому у них такая отвратительная связь. Пользуюсь их услугами только в крайнем случае при звонках на Украину. Вчера даже по Питеру пришлось уходить на скайп, так как нечего нельзя было разобрать.
Скоро на этот ранок должны выйти Россияне со своей разработкой, посмотрим, что и какого качества предложат они.

Нач. отдела, зам. руководителя, Ярославль

А в чем собственно посыл статьи?
как видно из названия :Вытеснят ли новые сервисы старую добрую мобильную связь?
Конечно вытеснят, все новое вытесняет старое, что-то уже и не видно пользователей пейджеров, факсов, скороварок, дисковых телефонных аппаратов, аналоговых мышек для компьютера и т.п...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии