5 ошибок предпринимателей при оформлении банковской гарантии

Вопрос получения банковской гарантии актуален для предпринимателей, принимающих участие в коммерческих и государственных тендерах. По 44-ФЗ наличие у претендента на победу в тендере банковской гарантии обязательно. При проведении коммерческих закупок банковская гарантия не является обязательной, но тоже может быть востребована заказчиком.

Получение гарантии – непростой многоуровневый процесс, в ходе которого важно не допустить ошибок, которые могут привести к отказу. Ниже расписаны пять распространенных ошибок предпринимателей, которые снижают шансы на одобрение банковской гарантии.

1. Несоответствие требованиям банка

Есть стереотипное восприятие гарантии, как некоего аналога страховки. Отсюда и распространенная ошибка, когда предприниматель считает, что гарантию выдают фактически «по требованию».

Банки же смотрят на процесс выдачи гарантии примерно с того же угла зрения, что и на оформление кредитной линии. Как и в случае с кредитом, банк предъявляет к потенциальному заемщику определенные требования, которые могут несколько отличаться. Но есть и ключевые критерии, которые априори считаются важными. Среди них:

  • Положительные финансовые показатели, наличие стабильной прибыли.
  • Соответствие по региону. Во многих банках принято работать только с клиентами из регионов, где имеются их банковские представительства.
  • Срок работы компании. Банки больше доверяют ИП и фирмам, которые успешно ведут дела хотя бы один год. Если это условие не выполняется, для ее получения может потребоваться внести крупный залог или заручиться поддержкой поручителей. Отдельные банки не предъявляют столь строгих требований к начинающим предпринимателям, и позволяют им уже через три месяца после регистрации бизнеса получить гарантию на сумму до 10 млн рублей.
  • Наличие успешно выполненных госконтрактов и положительная деловая репутация фирмы.

На первом этапе вашу заявку рассматривает автоматическая система. И если вы попадаете под вышеуказанные стоп-факторы, то во многих банках гарантию не получить — заявка даже не попадет на рассмотрение профильного специалиста.

2. Ошибки при выборе банка

Получить банковскую гарантию можно одним из трех способов:

  • напрямую в банке;
  • воспользовавшись услугами брокера;
  • при помощи маркетплейсов.

Руководители отдельных компаний убеждены, что решающим аргументом при выборе банка для оформления банковской гарантии является наличие в нем собственного расчетного счета. На практике же часто оказывается, что «свой» банк выдвигает к получателям гарантии условия, которым ваша фирма не всегда соответствует. Таким образом, нежелание потратить немного времени на поиск может привести к вполне обоснованному с точки зрения банка, но весьма обидному отказу.

Наглядный пример. Фирма выиграла тендер на техническое обслуживание здания муниципальной школы. Руководитель компании решил обратиться за гарантией в банк, где уже имелся открытый счет. В банке сочли, что выдача гарантии данной компании связана с высоким финансовым риском из-за того, что стоимость прошлых контрактов была значительно меньше, и отказали в услуге. История закончилась хорошо только потому, что удалось получить гарантию в другом банке, где менее жесткие требования к прошлым контрактам.

3. Получение гарантии без учета ее срока действия

По общему правилу, срок действия банковской гарантии должен на месяц превышать срок действия государственного контракта. Если обнаружится несоответствие сроков, заказчик может отказаться от договора с исполнителем.

4. Оформление «серой» гарантии

Количество финансовых учреждений, имеющих право выдавать банковские гарантии, строго ограничено и регулируется ЦБ. Наличие у банка лицензии не означает, что он имеет право выдавать гарантии — это отдельные реестры.

Мошенники предлагают предпринимателям заключить сделку на выгодных условиях, существенно ниже рынка. Такая банковская гарантия является незаконной и не подлежит внесению в государственный реестр гарантий. Столкнувшись с таким подлогом со стороны исполнителя или продавца, заказчик не только откажется подписывать договор, но и имеет полное право обвинить поставщика в мошенничестве и внести его в реестр НП. Таким образом, будет утрачена возможность принимать участие в гостендерах в ближайшие два года.

5. Отсутствие согласования с заказчиком формы и текста гарантии

По желанию текст банковской гарантии можно согласовывать с заказчиком. Это поможет избежать проблем, чтобы текст гарантии не противоречил условиям тендерной документации.

Стоит также учитывать, что в соответствии с ФЗ-223 заказчик может потребовать от подрядчика, чтобы гарантия оформлялась строго в определенных банках, согласно утвержденному внутреннему перечню заказчика.

Выводы

Чтобы руководитель смог избежать ошибок при оформлении банковской гарантии, нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Изучите рынок в срезе, чтобы найти лучшее предложение. При этом не обязательно обращаться в банк, который обслуживает расчетный счет. Сократить время на поиски банка с идеальными условиями помогут онлайн-агрегаторы.
  2. Найдите подходящий банк еще до того, как станет известен победитель тендера. Тогда у вас будет время проверить все документы, а не подавать их в спешке, рискуя ошибиться в мелочах.
  3. Не обращайтесь в сомнительные финансовые организации, остерегайтесь мошенников.
  4. Убедитесь, что срок действия гарантии и ее текст соответствуют всем требованиям заказчика.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.