Открытие нового бизнеса в эпоху монополизации

Российская экономика находится в стадии монополизации капитала. Много игроков уходит со сцены, бизнес укрупняется. Что же делать тому, кто собирается открывать свое дело? Данная статья – попытка порассуждать на эту животрепещущую тему.

В пример буду приводить те рынки, на которых работаю, думаю, то же самое характерно и для других подобных отраслей. Долгое время я работал в сфере промышленного проектирования и крупных инвестиционных проектов. И сейчас, развивая свою компанию в сфере технологического проектирования, я решил посмотреть на данную сферу более глобально, чтобы представить те тренды, которые будут определять развитие отрасли в ближайшем будущем.

Хорошо жилось проектировщикам при Советском Союзе. Экономика плановая, в каждой отрасли и в каждом регионе были свои проектные институты, которые были загружены работой. Инженеров в стране было много, заводов еще больше. Люди требовались всегда.

Затем были 1990-е с их разрухой и упадком промышленности. Инженер – было слово почти ругательное. Вузы по накатанной продолжали их выпускать, но много ли выпускников шло работать по специальности? Практически никто.

Советская система ушла. Все перешло на коммерческие рельсы. За время первоначального накопления капитала институты превратились в коммерческие организации, как правило, со своей недвижимостью, да еще в удачных местах. Получать доход с недвижимости было проще, чем искать заказы, платить зарплату инженерам и так далее. Поэтому до сегодняшних дней мало проектных институтов дожило.

Теперь на рынке проектирования наблюдается следующая ситуация. Есть небольшое количество крупных коммерческих организаций, часто с иностранным капиталом, которые занимаются комплексным проектированием, то есть делают все, что нужно заказчику. Они консультируют, проектируют, часто сами поставляют оборудование и даже монтируют его. В силу своего масштаба специализируются на массовых востребованных продуктах – жилье, дороги, инфраструктура, предприятия нефтегазовой отрасли... С проектированием же уникальных объектов возникают трудности.

На рынке присутствует много проектных фирм среднего размера, которые поначалу заявляют об узкой специализации и работают в какой-то одной отрасли. Стабильность у таких организаций значительно меньшая, они вынуждены держать в штате, в основном, универсальных специалистов, а сложные и уникальные объекты проектируют, беря на подряд друг друга или фрилансеров. Поработав несколько лет, такие специализированные проектные организации либо уходят с рынка, либо переквалифицируются на массовые продукты, либо становятся частью технологической цепочки производственных или строительно-монтажных компаний и обслуживают их нужды, которые не предполагают постоянной загрузки. Отсюда или дотационное существование, либо непостоянный заработок и кассовые разрывы. Что предсказуемо ведет к уходу основных специалистов.

И существует еще одна категория – небольшие проектные бюро, которые открываются как грибы после дождя и так же массово исчезают с рынка.

Думаю, подобная ситуация существует почти на любом рынке в России. Взять хотя бы рынок молока, например.

И вот здесь встает вопрос – что делать тому, кто все-таки решился открывать собственный бизнес на таком рынке? Как не пополнить ряды маленьких фирмочек, которые кроме седых волос ничего не приносят своему владельцу?

Сразу скажу, рецепта у меня нет, но есть идея для реализации. Моя первая компания существует на рынке уже шесть лет, но пока не перешла в категорию среднего бизнеса. Сейчас я намерен начать заново.

Понимая, что изобретать велосипед – это не самая удачная стратегия, я решил посмотреть, а что происходит на подобных рынках у наших соседей, в странах давно победившего капитализма. Наибольшие познания у меня на рынках промышленного проектирования, оборудования и строительства, поэтому я посмотрел, как крупные западные машиностроители строят свой бизнес. И заметил прелюбопытную вещь, которая, на самом деле, находится на поверхности. Многие производители промышленного оборудования представляют собой крупные инженерные бюро и сборочные цеха. То есть, они сами практически ничего не производят! И есть партнеры – заводы, производства и маленькие цеха на 5-10 станков, которые делают по их чертежам элементы оборудования, которые производители у себя только собирают! Зачастую такие партнеры находятся в других странах.

Например, есть в финском городке Савонлинна небольшая компания, которая занимается глубокой полировкой металлических деталей, она полирует для всех крупных и средних производителей Финляндии. И все счастливы!

Как видим, большим производителям просто невыгодно иметь и обслуживать оборудование и держать специалистов. Либо придется искать заказы под них на стороне, что не является бизнесом компании, либо нести убытки. Поэтому нашлось более рациональное решение.

Вернувшись обратно к проектированию, я обнаружил, что то же самое постепенно происходит и здесь. Отдельные разделы, такие как пожарная безопасность или вопросы гражданской обороны, проектируются для всех специальными организациями. Стало быть, процесс пошел.

Осталось только посмотреть, что еще наиболее специфичное есть в проектировании, что требует выделения в отдельный вид, где можно усиливать специализацию, концентрироваться на узких задачах и делать это для организаций широкого профиля, перед которыми такие задачи встают эпизодически, но все вместе могут создать поток заказов.

Думаю, мои размышления могут быть полезными для тех бизнесменов, кто стоит на распутье и хочет создать что-то новое и, обязательно, успешное. Ведь только делая что-то не так, как все, можно добиться чего-то по-настоящему стоящего!

Фото: facebook.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Многие производители промышленного оборудования представляют собой крупные инженерные бюро и сборочные цеха. То есть, они сами практически ничего не производят! И есть партнеры – заводы, производства и маленькие цеха на 5-10 станков, которые делают по их чертежам элементы оборудования, которые производители у себя только собирают!

Если у них есть сборочные цеха, то они производят - сборка это итоговая технологическая операция, включая тестирование и др.

Вот системные интеграторы они на самом деле не производят, а проектируют и комплектуют свои продукты. Если нужны монтаж или сборка комплектующих в какое-то изделие, например, шкаф управления (автоматики), то это может делаться у подрядной организации.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:
Многие производители промышленного оборудования представляют собой крупные инженерные бюро и сборочные цеха. То есть, они сами практически ничего не производят! И есть партнеры – заводы, производства и маленькие цеха на 5-10 станков, которые делают по их чертежам элементы оборудования, которые производители у себя только собирают!

Если у них есть сборочные цеха, то они производят - сборка это итоговая технологическая операция, включая тестирование и др.

Вот системные интеграторы они на самом деле не производят, а проектируют и комплектуют свои продукты. Если нужны монтаж или сборка комплектующих в какое-то изделие, например, шкаф управления (автоматики), то это может делаться у подрядной организации.

Михаил, добрый день! Спасибо за Ваш комментарий. Согласен с Вами, они производят. Сборку и наладку, все верно. Если подходить формально. Но если, опять же, подходить формально, я написал: "практически ничего не производят". Будем честны, процент трудозатрат на литье, обработку металла, изготовление деталей и сборку узлов - значительно выше, чем на финальную сборку и наладку. Речь была о том, что бОльшую часть производственных операций такие производители отдают на сторону.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Константин Раузер пишет:
Будем честны, процент трудозатрат на литье, обработку металла, изготовление деталей и сборку узлов - значительно выше, чем на финальную сборку и наладку.

Литье, ковка уже давно ушли с многих заводов и где-то на стороне заказываются.

Но ведь сборка может включать в себя сварку и чистовую после нее мех. обработку, какая-то металлообработка должна быть, подгонка тоже бывает нужна.

Наверное, это еще от серийности зависит.

Наши партнеры делали рем. комплекты для паровых турбин, но небольшую турбину целиком тоже сделали. Мы для нее систему автоматики сделали.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:
Литье, ковка уже давно ушли с многих заводов и где-то на стороне заказываются.

Михаил, Вы абсолютно правы! И именно об этом я и говорю.

Стало быть, мы говорим об одном и том же))

Благодарю!

Рук. планово-эконом. службы, Казань

Константин, добрый день! Прочитал статью и задался вопросами:

Если речь идет о небольших проектных бюро - где предполагается ограниченный штат узких, высоко квалифицированных специалистов в профильной области (тех. проектировании) - то КТО в таких бюро проводит анализ конкурентной среды, составляет профили - своих действующих и потенциальных заказчиков?

КАКИЕ инструменты применяются для изучения текущих и будущих потребностей действующих и потенциальных заказчиков? КАКИЕ решения они принимают в условиях экономической рецессии? КАКИЕ факторы влияют на их решения?

Технологическое проектирование - это один из аспектов в деятельности крупного предприятия (заказчика) - у него масса своих профильных процессов, ресурсов и параметров. КОГДА - у него возникает потребность в проектировании?

Скорее всего - на ранних этапах инвестиционного проекта: модернизации, технического перевооружения, расширения действующего производства.

Не происходит ли так - (как во многих подрядных / субподрядных организациях) - решения о позиционировании бюро (в сегментах рынка), изучении спроса, профиля потребностей заказчика ( в текущем и будущем периоде) принимаются по наитию за 15 минут - буквально "на коленке" - без подготовки исходных данных?


Генеральный директор, Москва

Открывать бизнес можно только в нишах, на которых вы видите деньги, или там, где вы резко можете снизить себестоимость. В тему вашей статьи - пример. В рамках финансирования гос. проектов занималась цепочками продаж, анализом себестоимости и др. на рынке производства зуботехнических фрез (российском и зарубежном). Оказалось. Все зарубежные зуботехнические фрезы, с которыми каждый из нас знакомиться у стоматолога, делают - в Пакистане, каждый умелец дома у себя в ауле. Скупают это все немцы и продают уже как немецкое производство. В результате наш российский крупнейший старый завод - неконкурентноспособен. И все...И таких примеров, которые "прошли через меня" - не один (химия, машиностроение и др.).

Аналитик, Москва

Хорошая иллюстрация к идеям Майкла Портера.

Генеральный директор, Москва

Здравствуйте, это действительно изобретение велосипеда, так как я работал в подобной инжиниринговой компании - "Национальных Водных Ресурсах" в 90-х. Компания занималась ПРОЕКТИРОВАНИЕМ и сборкой систем водоподготовки для малых и средних фирм пищевого производства из комплектующих со всего мира. Костяк состоял из 8 инженеров. Проблемы начались еще в 2000-х, из-за масштабного сокращения малых и средних фирм. Появились МЕГАпроекты руководители которых предпочитали "выводить" проектирование и финансирование за границу (во всех смыслах) налоговых органов РФ, под предлогом большего опыта и надежности связи с производителем поставляемого оборудования. Минусом добавлялось, что качество проектирования, эффективность проектных решений никому не была нужна!!! Скорее наоборот - больше бюджет - больше значимость! Близость специалистов (скорость) и стоимость по обслуживанию никого не волнует, в принципе!

Сейчас из компании осталось 4-5 человек, обслуживающих коттеджный рынок, на уровне старых знакомств и дохода строительной бригады... НЕТ РЫНКА!

Пожарная безопасность это скорее лоббирование министерства, которое кстати конкретно следит за правильными поставщиками указанными в проекте и прикормленными проектировщиками (иди туда... отдай денег … все согласуем)!

Директор по продажам, Владивосток
Василий Евсеев пишет:

Хорошая иллюстрация к идеям Майкла Портера.

К каким именно?

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Сергей, здравствуйте!

Сергей Ангерман пишет:

Скорее всего - на ранних этапах инвестиционного проекта: модернизации, технического перевооружения, расширения действующего производства.

Все верно, проектные организации и нужны на этих стадиях.

Сергей Ангерман пишет:
Не происходит ли так - (как во многих подрядных / субподрядных организациях) - решения о позиционировании бюро (в сегментах рынка), изучении спроса, профиля потребностей заказчика ( в текущем и будущем периоде) принимаются по наитию за 15 минут - буквально "на коленке" - без подготовки исходных данных?

Вы правы, многие так и поступают. Но можно же всегда выбрать другой путь, не правда ли? Например на этапе стартапа взять высококвалифицированного специалиста по развитию, или привлечь профильное агенство. Никто же не говорит о том, что нужно игнорировать нормальный процесс вывода на рынок компании и продукта. Речь шла лишь о том, где брать идеи в существующих условиях укрупнения бизнеса.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.