Какие риски ждут российский бизнес в 2019 году?

В сентябре 2018 года Институт Адизеса по заказу Executive.ru провел исследование о том, какие риски и нишевые проблемы видят представители российского бизнеса в 2019 году.

В опросе приняли участие 1015 собственников и генеральных директоров компаний из сегмента крупного бизнеса. 35% респондентов представляют Центральный федеральный округ, 23% – Северо-западный федеральный округ, 22% – Приволжье и Южный ФО, 20% – Сибирь и Урал.

  • 40% опрошенных работают в промышленности (пищевая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, топливная).
  • 16% занимаются строительством.
  • 15% – транспортом.
  • 14% работают в финансовой сфере.
  • 9% – с информационными технологиями.
  • 6% – в медицине.

Тип опроса – анкетирование. При подсчете голосов проценты округлены до целых чисел.

«Бизнес с большой долей скептицизма и волнения смотрит на грядущий год, – говорит вице-президент Института Адизеса по операционной деятельности Питер Штром (на снимке). – Повышение общей налоговой нагрузки, в частности с 1 января НДС, неблагополучная экономическая атмосфера, в том числе снижение западных инвестиций, плохая внешнеполитическая обстановка – все это не только очень тревожит крупный и средний бизнес, но и напрямую на нем сказывается. Плюс ко всему свалилась угроза уголовной ответственности, связанная с увольнением людей предпенсионного возраста.

Отражение общего беспокойства мы видим сразу в нескольких вопросах. Так, 97% опрошенных уверены, что волатильность рубля продолжится. 67% респондентов утвердительно ответили на вопрос об увеличении налоговой нагрузки. 40% ждут «значительного» увеличения административного давления. 20% – что оно возрастет, но несильно. К этому суммируется потенциально возможный недостаток оборотных средств. 60% опрошенных выразили неуверенность в этом вопросе, поэтому ответили, что «возможно, будет».

Возвращаясь к НДС. Хочу еще раз сказать, хотя об этом твердят уже многие, этот шаг повлечет за собой рост цен, окажет мультипликативный эффект на продукцию. Повышение НДС на 2 п.п. может привести к увеличению цен на дополнительные 4-5%. И это плюсуем к будущей инфляции. В итоге, те, кто все-таки решился выйти из тени, обратно вернутся к серым схемам, а мотивация к ведению или открытию бизнеса снизится до минусовых значений.

Сюда же добавляется низкая прогнозируемость. Ведь как можно планировать риски, не зная, к чему готовиться и что будет в следующем пакете санкций, реформ... Плюс рынок довольно агрессивен и турбулентен – конкуренты борются за ресурсы и выживаемость. Некоторые виды бизнеса сворачивают свои объемы, поскольку риски и расходы перевешивают прибыль.

К тому же, экономисты в один голос говорят, что рост доходов населения уйдет даже не в ноль, а все в тот же минус. Население готовится к худшему, поэтому люди не будут делать крупных покупок, а будут копить. Отсюда снижение покупательской способности, что прямым образом скажется на прибыли компаний, их стабильности и росте.

С другой стороны, в опросе мы видим, что бизнес оптимистично оценивает прогнозы изменения спроса. 43% опрошенных считают, что он незначительно вырастет. 20% – значительно вырастет. Это говорит о том, что бизнес, пройдя череду кризисов и выжив в сложных условиях, адаптировался к жизни на войне и знает, как с этим и в этом жить. Поэтому компании планируют инвестировать (97% из опрошенных), расширять штат (45%), обучать сотрудников (60%), внедрять цифровые решения (75%).

опрос Института Адизеса

опрос Института Адизеса

опрос Института Адизеса

опрос Института Адизеса

опрос Института Адизеса

опрос Института Адизеса

опрос Института Адизеса

опрос Института Адизеса

опрос Института Адизеса

опрос Института Адизеса

Комментарии
Генеральный директор, Москва

Цифры кажутся столь подозрительно круглыми, что появляется лёгкое подозрение, что на некоторые вопросы отвечало лишь несколько человек, а вовсе не 1015 ;-)

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
Андрей Федотов пишет:

Цифры кажутся столь подозрительно круглыми, что появляется лёгкое подозрение, что на некоторые вопросы отвечало лишь несколько человек, а вовсе не 1015 ;-)

Правильно, Андрей!

Когда к нам (сельское хозяйство) обращались "всемирно известные консультанты" за информацией о прогнозах по росту ЗП или планируемым тренингам, то так и говорили: "пишите что хотите". Кроме того, опрашивается 5-7% от заявленных 100% и эти "нерепрезентативные" цифры потом выдают за истину в последней инстанции "от всемирно известного консультанта" ))) Далее делается среднее арифметическое и ... вуаля )))

Директор по развитию, Москва

Правильно смотреть на вопросы, а не на ответы. Именно ответы (и представленные варианты выбора ответов на каждый вопрос) - показательны.

Некоторые вопросы из серии "а что-то поменялось, чтобы спрашивать?" Но спрашивают. Значит на то есть резон.

Для меня важными и показательными показались вопросы, где не требуется "подстройка" под политическую линию. Это касается найма и обучения персонала. Не смотря на то, что мир движется онлайн и в microlearning - ответы уповают на персональный тренинг (я так понял этот блок). Но ведь смысл всех тренингов - в создании условия внутри компании для применения новых навыков на деле. Иначе это так и останется строкой в резюме - прошёл тренинг.

Эту ситуацию надо менять. И мы над этим работаем :-)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
Суверенный интернет

Депутаты решили отгородить Рунет от интернета.

​ПДД: штрафовать будут строже

Тренд дня: Правительство хочет усилить санкции за нарушения ПДД.

ФНС дал бизнесу отсрочку

Факт дня: ФНС не будет штрафовать бизнес, который не успел обновить кассы.

Крупнейшая типография закрывается

Факт дня: «Экстра М» с января 2019 г. прекращает хозяйственную деятельность.