Почему Москва привлекательна, но не комфортабельна?

Средний размер месячной заработной платы в Москве в 2011 году по разным данным составил от 43,3 до 51,1 тыс. рублей. Это вдвое больше, чем аналогичный показатель для России. Московские доходы и столичные возможности привлекают в город мигрантов из регионов РФ и стран СНГ. По данным опросов ВЦИОМ, 23-25% всех россиян хотели бы, чтобы их дети жили в Москве или Петербурге (заметим при этом, что Петербург тоже является стабильным поставщиком мигрантов для столицы. – Executive.ru). Посчитать точное число «понаехавших» невозможно. Консалтинговая компания SV Development оценивает этот показатель в пределах 600-800 тыс. человек, возможно, эта оценка занижена. Москва остается центром притяжения так называемой «маятниковой миграции» – на работу в город в 2010 году ежедневно отправлялось свыше 2 млн человек из Подмосковья. Дневное население города составляет около 15 млн человек. Миграционные потоки создают мощное давление на транспортную систему и инфраструктуру города. Москва попала в западню: привлекательность столичного рынка труда оборачивается снижением качества жизни в городе. Проблема будет обостряться: «Нетрудно сделать вывод, что чем дальше город уходит в отрыв от остальной России, тем привлекательнее он становится для тех миллионов и миллионов, что не видят перспектив в своем селе, городке или областном центре», – говорится в публикации SV Development. Обсуждаем тему с экспертами.

Директор Центра трудовых исследований ГУ «Высшая школа экономики», кандидат экономических наук, профессор ГУ ВШЭ Владимир Гимпельсон: «Ситуация типична для развивающихся стран: в Китае, Индии, Мексике, Бразилии мегаполисы динамично развиваются, а остальная территория существует как бы в ином измерении. Рынок труда является производным от других рынков: компании нанимают персонал тогда, когда есть спрос на их товары и услуги. Соответственно в Москве спрос на рабочие руки генерируют, во-первых, финансовые потоки, поступающие в столицу. Во-вторых, концентрация большого числа людей в одном месте сама по себе является генератором потребности в рабочей силе: собравшихся надо обслуживать, кормить, поэтомиу возникают вакансии в сервисном секторе, ритейле… Предприятия торговли с этой точки зрения являются «амбивалентным» работодателями – они в состоянии принять работников самой разной квалификации от грузчиков до компьютерщиков и финансистов. Главными чертами Москвы как рынка труда являются не только большое количество рабочих мест, но и отраслевая диверсифицированность: здесь представлены едва ли не все сектора экономики. Это принципиально отличает Москву от малых городов, которые всецело зависят от состояния дел в той или иной отрасли (например, в металлургии), в случае кризиса в подобных населенных пунктах жизнь просто замирает. В Москве традиционно низкий уровень безработицы. Впрочем, статистика по этому показателю в России лукавая: есть регионы, где рынок труда подавлен, где жители не регистрируются на бирже, а идут на огороды и из года в год высаживают картошку. Есть ли предел емкости московского рынка труда? Думаю, что нет. Сейчас к Москве присоединили часть Московской области, если потребуется – прирежут часть Калужской или какой-то иной... Уже сейчас территория Москвы выходит далеко за пределы МКАД: на работу в столицу едут жители не только Московской области, но и соседних областей. Таким образом, города Калужской, Рязанской или Владимирской областей уже в каком-то смысле являются пригородами Москвы».

Главный специалист Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук, член правления Союза архитекторов России, заслуженный архитектор РФ Эдуард Товмасьян: «Крупные города всегда притягивают миграционные потоки, Москва в этом плане не исключение. Первое, что я хочу сказать: мы никогда не решим проблемы, которые создает маятниковая миграция, если будем продолжать рассматривать Москву и Московскую область как два отдельных организма. Долгое время Москва и Подмосковье существовали в административном смысле как бы порознь, это приводило к странным ситуациям: Москва ставит торговый центр на МКАД, область размещает аналогичный объект практически напротив, они мешают друг другу, но власти двух субъектов не были обязаны согласовывать намерения друг с другом. Некоторое время назад мы изучали планы развития Подмосковья, и на картах области в самом центре видели… дырку. Разграничение – тупиковый подход, его надо менять в принципе. Агломерации, возникающие в процессе естественного социально-экономического развития, могут не совпадать с прочерченными административными границами. Например, Донбасс выходит за пределы Украины, частично располагаясь в Ростовской области. Иль-де-Франс выходит за пределы Парижа, но в том же Иль-де-Франс существует специальный институт, который разрабатывает предложения и рекомендации по региональному развитию, к которым прислушиваются власти. 25 лет назад в нашем институте был выполнен проект «Схема развития центрального экономического района», в которой были сформулированы предложения по развитию Москвы, Московской области и соседних областей. Эта работа осталась невостребованной. Для развития агломерации нужно согласовать интересы Москвы и области, сделав это в формате совместной комиссии или в иной форме. Надо определить зоны взаимных интересов и искать решение по каждому вопросу, не только в сфере транспорта, но и в сфере экономики: житель Подмосковья, работающий в Москве, налоги платит по месту работы, тем самым усиливая отрыв столицы от области в части доходов. Надо заниматься тем, что в урбанистике называется «организация систем расселения».

Что же касается мигрантов из зарубежья, эта проблема выходит далеко за пределы архитектурного планирования. Крупный город может создать много рабочих мест, причем, разного профиля: чем крупнее город, тем больше емкость труда. Мой знакомый молдаванин, работая дворником, получает 10 тыс. рублей в месяц. 5-6 тыс. рублей уходит на оплату «крыши», которая оберегает его от полиции, 2 тыс. он ежемесячно отправляет домой, на оставшиеся 2 тыс. рублей живет. Когда у меня дома сломался замок, я пригласил двух туркмен из ЖЭКа, попросив их: «Ребята, вот вам 2 тыс. рублей, идите на рынок и купите новый». Они ответили: «Нам на рынок нельзя». На этих примерах видно, что Москва негласно поделена на зоны влияния, где есть свои правила, свои «можно» и «нельзя», что работодатели зарабатывают на мигрантах, пользуясь «дырками» в законодательстве. Тем не менее, даже маленькая по московским меркам зарплата привлекательна для жителей стран СНГ, потому что положение дел в экономиках СНГ очень печально.

Москва притягивает потоки трудовой миграции как магнит, и решить эту проблему можно только в том случае, если в странах СНГ будут созданы «антимагниты», привлекающие рабочие руки. Впрочем, положение дел в регионах России не слишком отличается от того, что есть в Молдавии или Туркмении. Занимаясь территориальным планированием, я вижу потрясающие вещи. В Гагаринском районе Смоленской области , как и по всей стране, муниципальным образованиям передали социальную инфраструктуру (детские сады, школы и т.д.), а фонды для их обслуживания – нет. Эксплуатируйте, как хотите. В Кемском районе Карелии 60% школ оборудованы надворными туалетами. Наши предложения о капитальном ремонте 10 школ не были согласованы в градостроительных ведомствах правительства Карелии, т.к. это обязанность муниципальных властей, что им не под силу (на все 10 школ денег не хватит). И это характерно для многих муниципальных образований страны. Естественно, от такой жизни люди уезжают в поисках лучшей доли в Москву. Другими словами, пока в России не исчезнет последний надворный туалет, я не поверю ни одной «сладкоголосой» инициативе власть придержащих. Инвесторы не придут ни в Молдавию, ни в Смоленскую область, ни в Карелию, пока там не будут созданы привлекательные для них инфраструктурные условия. Не нужно вмешиваться в деятельность инвесторов, нужно создавать условия, при которых они бы могли эффективно работать на благо людей.

Я изучил программы всех политических партий России, зарегистрированных на конец 2010 года. Министерством юстиции, внимательно прочитал президентские послания Федеральному собранию РФ в 2008 и 2009 годах. Можно смело утверждать, что ни в одном из рассмотренных документов не затрагиваются процессы городской жизнедеятельности, что является сутью урбанизации. Пренебрежение законами которой может уже в ближайшей перспективе привести к еще большему накоплению новых проблем. С известной долей юмора можно печально утверждать: «Урбанистики в России нет». Мы не изучаем жизнедеятельность людей, а без этого изучения строить городскую политику совершенно невозможно. Вот в чем проблема».

Источник фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по рекламе, Москва

Эдуард Ованесович возглавлял мастерскую по разработке генплана и знает о чем говорит очень хорошо, но почему ГлавАПУ избежало постановки известных Мэрам целей по урбанистике?

Хорошее большое министерство Москвы (я работал в Главнауке - тоже таком же красивом) поэтому примерно знаю как устроено управление городом изнутри.

Как ни парадоксально имхо конечно постановки целей сгубила манера архитекторов быть вежливыми, деликатными, как бы не присутствующими, дипломатичными в компании топ управленцев города - парней фактически деревенских с кругозором, который формируют ближайшие проблемы (а их в большом городе всегда бывает миллион)

Московское понятие ''крепкий хозяйственник'' по сути сельское
не интеллектуальное, ''крепкие хозяйственники'' это по сути агрегаторы ресурсов к следующему посеву, с функцией мобилизации и циклического накопления ресурсов (семян, тракторов, удобрений)

даже инновации развивать в Мск в свое время поставили бывшего управляющего колониями как крепкого парня
я в то время выиграл тендер у маркетологов Apple и привел Apple в город - делать Apple Center
Так крепкие парни просто не знали, что такое Apple и объяснить им было сложно...

Дипломатичность генплана все сгубила )))

. . . . Директор по развитию, Москва
Миграционные потоки создают мощное давление на транспортную систему и инфраструктуру города.
Я как и вы езжу в офис, что бы работать с информацией. Хотя мне, как и вам, абсолютно все равно где для этого находится - в москве или не в Москве... Главное иметь доступ к каналам информации. Инфраструктура без нас Москве не нужна. Инфраструктура нужна там где мы есть. Аккумулировать в Москве такое колличество объеков инфраструктурной недвижимости, может только тот у кого как написал Дмитрий Федоров, ''деревенский кругозор''. Очевидно облагать оброком владельцев инфраструктуры чиновникам удобнне, пока эти владельцы находятся в их поле зрения. Других объяснений этой ''слепоты'' я не нахожу. Это задача не столько столичная, сколько федеральная - помощь организациям в освоении принципов дистанционного управления.
CIO, Туркмения

1. ...Средний размер месячной заработной платы в Москве в 2011 году по разным данным составил от 43,3 до 51,1 тыс. рублей... -

Высокая разность потенциалов (города, региона, края, области) всегда создает высокое напряжение. Привлекательность тех или иных регионов районов, а следовательно, снижение напряжения достигается только точечными и долгосрочными налоговыми преференциями.

2... Инвесторы не придут ни в Молдавию, ни в Смоленскую область, ни в Карелию, пока там не будут созданы привлекательные для них инфраструктурные условия...

Мордовия, а не Молдова, которая пока еще не является регионом РФ. Думаю, когда архитектор мыслит понятиями "знакомый молдованин" и "туркмены из ЖЭКа" то в этом смысле слова можно согласиться с юмористом «Урбанистики в России нет».

Нейросистемы, ланшафтное моделирование (не в архитектурном смысле слова) для задач прогнозирования, авторы считают, что не для нас. В США средний класс и выше уже центре города почти не живет, а в Европе другая модель. И в Европе и в США в некоторые районы зайдет только очень смелый человек. Чего пока нет в РФ, так это гарлемов, брайтонбичей и т.д. Может быть у нас не всё так плохо?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Сказка про дворника-молдованина живущего на 2 тысячи рублей в месяц - это даже не смешно. А выглядит как издевательство над аудиторией е-хе.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Мегаполисы растут не только в развивающихся странах. В Швеции, например, уровень дохода в Стокгольме существенно выше и недвижимость больше стоит, чем в других городах. Основная причина в продолжающемся процессе разделения труда. Для создания нового нужны все более и более узкие специалисты и для них просто нет работы для полной загрузки в регионах.

С другой стороны, поскольку специалисты узкие, для решения технических и бизнес задач нужны группы узких специалистов. Мегаполис предлагает большой выбор таких людей, можно покопаться и найти нужного человека, пусть даже и на месяц проектной работы он нужен или на год. А в регионе это все так просто не удастся сделать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.