Какие деньги являются лишними для бизнеса, и что с этим делать

Проблема рентабельности капитала

Мысль о том, что в бизнесе могут быть лишние деньги, кажется парадоксальной лишь на первый взгляд. Но стоит только посмотреть на весы в фитнес-центре и вспомнить о втором кусочке торта и третьем шампуре шашлыка в рамках предшествующего корпоратива, и все становится на свои места.

Лишние деньги в бизнесе, как и лишние килограммы в собственном теле, обнаружить очень легко.

Достаточно задать вопрос: а сколько процентов годовых зарабатывают вот эти конкретные активы? Какова рентабельность капитала, вложенного именно в них? И если финансовый директор или иное финансово ответственное лицо затрудняется с ответом — значит, эти деньги, эти активы для фирмы — лишние. В данный момент они используются совершенно неэффективно.

Разумеется, если ответ будет выражен числом, которое меньше нормативной рентабельности капитала, установленной собственником, активы также следует признать лишними.

Обеспечивать рентабельность капитала можно несколькими способами. Но главным из них является простая «двухходовка»:

  • Сначала мы изымаем и накапливаем весь капитал, который не дает нормативной рентабельности.
  • Затем мы аккуратно вкладываем накопленный капитал так, чтобы он давал необходимую рентабельность.

Первый ход нужен для того, чтобы создать достаточный для полноценного инвестирования запас капитала. Чтобы брать деньги с рынка не вязальной спицей, а ложкой. Или половником.

Как быстро отличить лишние деньги от нелишних?

Обычно лишние деньги приходят на расчетный счет и в кассу вместе с необходимыми. Но различить их довольно просто.

Лишние в данный момент деньги содержат в себе:

  • маржу и прибыль, которые используются по решению собственников;
  • НДС, уплата которого — точно не сегодня;
  • амортизацию, которая «в деньгах» понадобится не скоро — только при покупке основных средств взамен изношенных;
  • зарплату и налоги, которые были выплачены раньше или будут оплачены позже;
  • иные составляющие.

Таким образом, из пришедших сейчас денег «лишними» может быть почти половина.

Если лишние деньги немедленно не изъять из оборота, возникает огромный соблазн «потратить их на перспективу». Но — когда деньги действительно потребуются, станут необходимы — их уже не будет.

Полезные привычки серьезного бизнеса

По данным мировой статистики, только американские корпорации держат на счетах порядка двух триллионов долларов денег и приравненных к ним по ликвидности финансовых инструментов. Это 10% от ВВП США.

Эти деньги американский бизнес отложил, вывел из бизнеса. И мирится с тем фактом, что они реально не работают, а иногда вообще начинают приносить убытки. 

Почему? Просто потому, что если их бездумно оставить в бизнесе — убытки могут стать существенно больше.

Основной причиной является первый закон инвестиций в собственный бизнес:

  • Недостаточные инвестиции пропадают целиком.

Особенно актуально это в периоды стагнации и кризисов.

Поэтому серьезный американский бизнес сначала накапливает ресурсы, потом — при необходимости инвестировать срочно — занимает, и лишь после этого «ввязывается в бой».

Куда направить лишние деньги? 

А точнее: где их сохранить до того момента, когда они станут необходимы? Самое выгодное, как показывает статистика — погасить ими полученные ранее кредиты.

Второе по сумме стратегической выгоды — передать в управление собственнику. Пусть у него голова болит!

Третье направление — банковские депозиты и первоклассные доходные ценные бумаги, как правило, облигации. Но здесь следует проявлять сугубую осторожность — чтобы не получить убытка от естественного движения котировок. Не стоит гоняться за доходностью, стабильность важнее.

Как только у компании появился внятный бизнес-план, требующий приличных вложений — от 5% валюты баланса и более — «лишние деньги» становятся необходимыми. И начинают активно расходоваться использоваться вкладываться.

Как это организовать?

Разумеется, любое управление, в том числе и управление свободными денежными средствами требует определенной структуры и организации. Посмотрим, как это выглядит на практике. 

1. Ответственные лица

Мы уже привыкли, что за крупные объемы материальных активов должны отвечать материально ответственные лица — МОЛ. Их задача — обеспечить сохранность таких активов от воздействия неразумной среды и разумных расхитителей. 

Должность и фамилия материально ответственного лица указываются в нескольких точках, привязанных к активу — от компьютерных карточек до табличек, прикрепленных к помещениям.

В области финансового управления ситуацию следует сделать аналогичной — с той разницей, что таблички не понадобятся, зато понадобится электронная цифровая подпись, признаваемая внутри организации. Хотя и без нее можно обойтись, если дисциплина в фирме находится на должной высоте.

По сути, в базе данных должен вестись учет активов, передаваемых под финансовую ответственность конкретным людям — финансово ответственным лицам или ФОЛ.

Например, в момент отправки товара поставщиком торговой компании делается запись такого типа:

Товар Т на сумму 1 млн рублей (НДС 20%) поступает под финансовую ответственность начальника отдела продаж (НОП) и уходит из финансовой ответственности начальника отдела закупок (НОЗ).

Или, в бухгалтерской нотации, 

Дт [Финансово ответственное лицо = НОП]
Кт [Финансово ответственное лицо = НОЗ]
[номенклатура = Товар Т]
Сумма = 1 000 000 руб.
Количество = 

Стоит отметить, что один и тот же актив, но его разные партии, может быть выдан «в ответственное использование» нескольким ФОЛ. Например, некоторое количество «незамерзайки» расценивается как расходный материал для собственных автомобилей и поступает под финансовую ответственность начальника транспортного цеха. И точно такая же «незамерзайка» расценивается как товар — и находится под финансовой ответственностью соответствующего специалиста отдела продаж.

Распоряжаться использованием «лишних денег», приходящих на счет, имеет право генеральный директор либо орган, его заменяющий. 

Использование «лишних денег» проводится по правилам банковского кредитования. Они выдаются:

  1. на время;
  2. под проценты;
  3. с мониторингом движения и возврата.

2. ЦФО и проекты

Персональная ответственность — вещь, легко организуемая, но довольно сложно управляемая. Более удобно, когда активы «разложены по полочкам», и финансовая ответственность привязана к соответствующему центру финансовой ответственности (ЦФО) или проекту. Разумеется, персонально за финансовые результаты отвечают их руководители.

Сама схема учета технически устроена точно так же, как схема учета с использованием ФОЛ. Однако есть два существенных организационных нюанса.

  1. ФОЛ может отвечать за несколько потоков активов и несколько финансовых результатов. Для того, чтобы разобраться в ситуации, ему приходится организовывать самостоятельный внутрений учет. А ЦФО и проект конфигурируются по принципу «один ЦФО — один финансовый результат».
  2. ЦФО и проекты, как правило, имеют контроль над полным набором активов, необходимых им для деятельности. Или, по крайней мере, обладают внутри организации правами на использование нужных активов. Отношения ФОЛ с активами выглядят существенно более запутанными.

До достижения общей численности компании 100-200 человек или маржи порядка 30-50 млн рублей в год схема с использованием ФОЛ вполне справляется. После достижения указанных размеров пора переходить к ЦФО.

3. Внутренний банк фирмы

Финансовая дирекция управляет, в основном, денежными средствами — не вмешиваясь особенно в управление прочими активами. 

В крупных компаниях в дополнение к системе «зарабатывающих» ЦФО и проектов имеет смысл организовать казначейство, или «внутренний банк». Задачей такого ЦФО является управление капиталом, используемым компанией, включая заемный капитал и кредиторскую задолженность перед поставщиками. Или, если вам нравится — управление эффективностью имеющихся у компании активов. Поскольку уравнение бухгалтерского баланса никто не отменял. 

По сути, казначейство занимается тем, что: 

  1. Аккуратно перераспределяет капитал в пользу наиболее эффективных ЦФО — не давая им при этом «нарушать диету».
  2. Помогает менее эффективным ЦФО поднять их рентабельность — либо участвует в ликвидации не оправдавшего надежд ЦФО или проекта с той же целью максимальной рентабельности.

Сколько стоит, и что в прибыли?

Любое управление требует ресурсов. При этом желательно, чтобы управление было экономически выгодным: расходы на управление были меньше доходов или сокращали убытки, которые компания несет в ситуации отсутствия управления.

Управление «лишними деньгами» не является исключением. По практике, которую мне доводилось наблюдать, доходы от размещения «лишних денег» начинают покрывать расходы на управление только при очень больших суммах излишков — начиная от десятков миллиардов рублей. Это — сфера ответственности крупных профессиональных фондов, которые, впрочем, особых гарантий не дают и создают проблемы чаще, чем организуют стабильный доход от финансовых инструментов.

Гораздо ярче смотрится выгода от перекрывания каналов убытков, возникающих из-за присутствия в компании «лишних денег». 

  • Неликвиды на складе обходятся компании минимум в 12% годовых. При этом в реальном бизнесе неликвидами мы называем тот товар, который не удалось продать за нормативное время, а не тот, который пролежал несколько лет.
  • Лишние сотрудники, взятые «про запас», «на перспективу» или «для имиджа». Они начинают появляться даже в небольших компаниях, насчитывающих десяток человек. По моей практике, в среднестатистической успешной российской фирме таких порядка 10-15%. Как это выглядит по зарплате и налогам, легко посчитать самостоятельно.
  • Сотрудники, лишенные качественного управления со стороны своих руководителей. Как правило, такие появляются после того, как численность компании перевалит за сотню человек, но многое зависит от профессиональной деятельности. Например, во многих бухгалтериях и IT-службах таких сотрудников изначально — больше половины. Суммы здесь просто ужасающие — по статистике производительность труда в российских компаниях в разы ниже, чем в американских или европейских.
  • Неквалифицированное управление проектами и микропроектами. Основная проблема — хватаемся за многое, не справляемся с менеджментом и финансированием, бросаем — в итоге «хороним» массу затрат. По оценкам нашего аудита бизнес-процессов — до 50% общехозяйственных и коммерческих расходов

Ваши суммы вы можете оценить сами.

Best practices 

Наиболее удачной практикой, которую мы применяли, и которую многие компании разрабатывали и организовывали независимо — практика «хозрасчетных экспертов». Выглядит она просто, но проведение ее в жизнь требует определенной принципиальности.

  1. Ответственным за направление «управление лишними деньгами» назначается конкретный человек, который регулярно, на первых порах — не реже раза в неделю, отчитывается перед правлением или генеральным директором. 
  2. В его задачу входит: выделение «лишних денег» во входящем денежном потоке, мониторинг разрешительного порядка их использования и поиск, экономический анализ и проведение проектов по перекрыванию каналов непродуктивных расходов. Разумеется — не в ущерб оперативной деятельности компании. 
  3. Данный человек работает ровно до тех пор, пока его деятельность имеет доказанную рентабельность «по деньгам». В том смысле, что ежемесячно он по факту должен экономить и организовывать сохранение под контролем и управлением собственника сумму, примерно в два раза превышающую расходы на его содержание.

Разумеется, в малых компаниях такая работа ложится на генерального директора — как часть общей работы. Или на назначенное им лицо. 

Однако, поскольку работа финансово нужная и стратегически важная, она должна организовываться как выделенная деятельность — со своими ресурсами, учетом, анализом результативности, организационными решениями. Такой тайм-менеджмент 2.19 — для наемных топ-менеджеров. Именно при такой организации работы можно смело сказать, что она рентабельна.

Итого

В целом, с какого бы направления мы ни зашли — от расчетного счета или от анализа внутренней финансовой структуры компании, от определения рентабельности — итогом будет появление более «спортивной» компании. Готовой, если нужно, спокойно пережить трудности очередного кризиса. А если повезет, и откроется «окно возможностей» — быстро нарастить «мышечную массу» именно там, где это будет наиболее эффективно.

При этом подход «от расчетного счета» дает более быстрые результаты, а «от анализа» — более устойчивые и существенные.

Фото: Pixabay.com

Комментарии
Участники дискуссии: Марат Бисенгалиев, Игорь Маркичев
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Как говорится, нам бы такие проблемы. В любой сфере оптовой торговли. с которой я сталкивался любые лишние деньги - что само по себе по нашим сказочным временам большая редкость - сразу инвестируются в закупки нового товара. то есть в себя самих. А "кредитованием" пусть банки занимаются, у них лишних денег много

Генеральный директор, Москва

Тут важно, кто принимает решение на реинвестирование. Если у человека внутри есть таймер НДС и зарплаты, то всё может заканчиваться хорошо. 
А вот если нет...
Upd. Да, и разумеется - счётчик рентабельности новых вложений "в себя". :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Подведены итоги исследования рынка труда для молодых специалистов

Служба исследований HeadHunter изучила состояние российского рынка труда для студентов и молодых специалистов в 2019 году.

 
ВКонтакте и Worki запустили платформу собеседований

Новая возможность ускоряет массовый набор персонала — сообщения ВКонтакте пользователи проверяют чаще, чем на сервисах поиска работы.

Больше половины жителей России работали в новогодние праздники

Сервис Работа.ру выяснил, как россияне относятся к необходимости трудиться в праздничные дни.