Как безопасно дробить бизнес, чтобы не потерять миллионы рублей

Елена Моисеева, руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга «Главбух Ассистент»

В 2019 году налоговики охотятся за компаниями, которые искусственно дробят бизнес, чтобы использовать льготные налоговые режимы. Если учредители создают несколько компаний на УСН ради экономии, нужно быть готовыми к тому, что инспекторы пересчитают налоги на общей системе. В каждом деле инспекторы обычно приводят сразу несколько признаков дробления — взаимозависимость, общий бизнес, ресурсы, одинаковые сотрудники, поставщики и т. п.

В этой статье я разберу на конкретных примерах, что опасно, и расскажу, как можно законно остаться в рамках спецрежима по каждому из лимитов. В конце статьи – таблица с признаками опасного и безопасного дробления бизнеса.

Критерий № 1. Превышение лимита по доходам

Если доходы упрощенца с начала года превысят 150 млн руб., он потеряет право на спецрежим (п. 4 ст. 346.13 НК). Чтобы избежать перехода на общий режим, нередко компания на УСН создает своего двойника на спецрежиме, через которого прогоняет сверхлимитную выручку. Как только основной упрощенец приближается к лимиту, все сделки начинает заключать от своего имени двойник. Инспекторы обращают внимание на два типа взаимозависимых компаний.

Поступления на счет резко обрываются. Инспекторов насторожит, если весь год на счет компании стабильно поступали деньги, а затем поступления прекратились. При этом организация зарегистрировала новое юрлицо или ИП и деньги начали поступать на их счет. Инспекторы считают: упрощенец переводит часть выручки в подконтрольную фирму или ИП на спецрежиме, чтобы замаскировать один бизнес.

Компании работают параллельно. Инспекторы проверят взаимозависимые фирмы, если их совокупная выручка превысит лимит в 150 млн руб. Налоговики считают, что фактически работает одна фирма, которая уже не вправе применять УСН.

Пример из судебной практики

Доначисления и штрафы: 10 066 962 рублей.

Строительная компания подошла к пределу доходов по УСН, но ей предложили крупный заказ. Чтобы не отказываться от предложения и при этом сохранить размер доходов в рамках лимита, учредители открыли еще одну фирму и перевели на нее большую часть заказа. Затем на новую компанию стали переводить и все остальные заказы. В следующем году доходы новой фирмы подошли к лимиту по УСН, тогда заказы снова стала выполнять старая фирма.

Факты, которые подтвердили дробление:

— одинаковые учредители и руководители;
— обе компании строили дороги и использовали одну и ту же технику;
— работали по единому прайсу;
— давали друг другу беспроцентные займы, чтобы оплачивать расходы во время простоя;
— часть персонала перевели из старой фирмы в новую;
— старая компания оплачивала связь, уборку, ремонт техники за новую фирму;
— учет вели в одной программе;
— заходили в клиент-банк с одного IP-адреса.

Компания объясняла, что у разделения была деловая цель — каждый учредитель захотел работать на себя. Для этого они выделили новую компанию для второго участника. Суд этот довод не учел, так как окончательно бизнес разделили только во время проверки, а по факту разделение было формальным (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.10.2017 № 02АП-5421/2017).

Что можно сделать

Законным дробление признают в том случае, если у него есть деловая цель. Например, вид деятельности выделили в отдельную организацию, чтобы было удобнее вести бизнес. Регистрируйте новые компании с разными видами деятельности по ОКВЭД. К примеру, разделите производство и реализацию и подберите каждому виду оптимальный режим налогообложения.

Сводная таблица со всеми спецрежимами есть в нашем блоге.

Реальный кейс из практики «Главбух Ассистент»

Наша клиентка Марина — индивидуальный предприниматель. Она платила 6% налогов со всего дохода. В квартал получалось около 300 000 рублей. Мы предложили оптимизировать ей налоги – разделить бизнес по видам деятельности. Под каждый вид подобрали экономичный режим налогообложения. Патент за 5 месяцев (салон красоты) — 9 500 рублей. ЕНВД по рознице (косметические препараты) — 7 000 рублей, ЕНВД (сдача помещений в аренду) — 25 000 рублей. Общая экономия за 5 месяцев составила чуть больше 500 000 рублей. Услуга оптимизации бесплатна для клиентов на всех тарифах. Подробности можно узнать здесь.

Компании могут выиграть спор, даже если ведут идентичный бизнес. Такие судебные прецеденты есть. Например, в суде компания на УСН пояснила, что учредители создали еще одну фирму, чтобы охватить новый сегмент рынка — клиентов, которые работают с НДС. Суд решил, что такое разделение законно. В «классическом» дроблении обороты старой компании падают, потому что их перераспределяют между участниками схемы, здесь же выручка обеих фирм выросла, компании стали платить больше налогов. Суд обратил внимание и на то, что новую фирму открыли только спустя 9 лет (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 № А12-2866/2019).

Критерий № 2. Превышение лимита по основным средствам

Компании не могут использовать УСН, если остаточная стоимость основных средств превышает 150 млн руб. Ограничение касается и компаний, и предпринимателей. Чтобы получить право на спецрежим, основной собственник может создать своих двойников и передать им часть имущества, каждая из которого будет меньше лимита. В итоге все компании и ИП получат право применять упрощенку. Но делить бизнес фиктивно с целью не нарушить лимит по основным средствам опасно. Налоговики увидят схему в дроблении, если компания разделит имущество только по документам, но продолжит пользоваться им как одна фирма — иными словами, в передаче нет экономического смысла.

Пример из судебной практики

Доначисления и штрафы: 5 925 438 рублей.

Компания производила кухонные гарнитуры, применяла УСН. В середине года сестра учредителя открыла новую фирму. В эту компанию ООО перевело всех работников и передало оборудование в бесплатное пользование. Общество купило новые станки, чтобы выпускать кухни премиум класса, но до конца года продаж не было. Инспекция решила, что цель нового ООО – сохранить спецрежим.

Факты, которые подтвердили дробление:

— учредители — родственники, брат и сестра;
— закупку материалов разделили искусственно; 
— оборудование использовали сообща; 
— производили мебель в одном цехе, по одному адресу; 
— выходили в клиент-банк с одного IP-адреса, в декларациях указывали один номер телефона.

Суд признал дробление незаконным. Фирма пыталась обосновать, что создала новое ООО, чтобы поделить производство на два сегмента: премиум и эконом- класса. Но из рекламных буклетов следовало, что класс кухни зависел от комплектации, а не от производителя. Суд признал дробление незаконным (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.12.2018 № Ф04-5770/2018 по делу №А70-3378/2018).

Что можно сделать

Возможность 1. Чтобы уменьшить стоимость имущества, проведите переоценку основных средств у независимого оценщика. Издайте приказ и составьте бухгалтерскую справку, в которой рассчитаете остаточную стоимость после переоценки. Запишите в учетной политике, что проводите переоценку. В этом случае корректировать стоимость объектов придется ежегодно (п. 15 ПБУ 6/01).

Возможность 2. Если вы купили имущество больше трех лет назад, его можно продать учредителю или директору, а затем взять в аренду. Арендованные объекты на лимит остаточной стоимости не влияют. Риск: если продадите имущество в тысячи раз ниже рыночной цены, инспекторы посчитают сделку фиктивной и доначислят налоги (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.04.2018 по делу № А27-19350/2016).

Возможность 3. Проведите инвентаризацию основных средств. Если обнаружите вышедшие из строя или морально устаревшие объекты, спишите их — избавьтесь от неработающих основных средств. Если в компании есть объекты, которые компания не использует, издайте приказ о переводе основных средств на консервацию. После того как срок консервации превысит три месяца, объекты перестанут быть амортизируемым имуществом (п. 3 ст. 256 НК РФ). До конца консервации их не учитывают в составе основных средств. Если налоговики попытаются увеличить остаточную стоимость на стоимость законсервированных активов, решение можно оспорить в суде (постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2012 № Ф09-2782/12).

Критерий № 3. Превышение количества сотрудников

Упрощенку вправе применять компании со средней численностью не более 100 человек. Если фирма наймет больше сотрудников, она должна перейти на общий режим. Чтобы не потерять УСН, некоторые организации используют «хитрости». Например, меняют штатное расписание — переводят сотрудников на неполную ставку. Лимит в 100 человек – это средняя численность, а не количество работников (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Некоторые организации предлагают наемным работникам стать ИП. Чтобы шел стаж, сотрудники продолжают числиться в фирме, но как ИП выполняют дополнительные работы. Верховный суд признал такую практику незаконной.

Пример из судебной практики

Доначисления и штрафы: 15 694 685 рублей.

Хлебозавод применял УСН. Четыре работника ООО стали ИП. На них перевели часть персонала и выручку, когда компания подошла к лимиту. Налоговики на проверке решили, что ИП не могли заниматься бизнесом, потому что продолжали работать на заводе 8 часов в день. Сотрудник банка, который обслуживал ООО и ИП, на допросе сообщил, что по всем вопросам связывался с главбухом завода.

Факты, которые подтвердили дробление:

— все ИП занимали разные должности в ООО, то есть были зависимы с фирмой;
— сотрудники ИП на допросе сообщили, что работают на хлебном заводе;
— предрейсовые медосмотры водителей ИП и завода проводил один врач;
— завод покупал полисы ДМС для работников ИП;
— производство расположено по одному адресу;
— сырье хранили на одном складе;
— ИП и завод выпекали хлеб;
— счета ООО и ИП открыты в одном банке;
— контрагентам звонили с одного номера.

Суд решил, что завод специально использовал ИП, чтобы создать видимость параллельной деятельности. Инспекторы предъявили в суд газету и журнал, где директор завода в интервью хвастался, что завод — единственный производитель хлеба, а ИП-работников называл передовиками производства (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 № 14АП-6797/2018).

Что можно сделать

Возможность 1. Проанализируйте договоры подряда. Сократите сроки договоров у подрядчиков, которые готовы выполнить работу быстрее. Подрядчиков учитывают каждый календарный день в течение действия договора. Чем меньше дней работал подрядчик, тем меньше будет итоговый показатель за отчетный или налоговый период по численности.

Прежде чем нанять подрядчика со стороны, узнайте, могут ли штатники справиться с дополнительной работой. Тогда в средней численности не придется учитывать лишнюю единицу. Штатных подрядчиков учитывают в численности один раз (примечание к подп. «б», п. 78 Указаний, утв. приказом Росстата от 22.11.2017 № 772).

Возможность 2. Воспользуйтесь услугами аутсорсинга. Для малого бизнеса это хороший выход. Например, мы в «Главбух Ассистент» на всех тарифах при заказе бухгалтерского сопровождения бесплатно предоставляем кадровика и юриста. Это удобно — по факту заменяем три отдела по среднем чеке в 7500 рублей. Есть и еще один профит от бухгалтерского аутсорсинга. Список затрат на упрощенной системе закрытый. Упрощенцам с объектом «доходы минус расходы» запрещено учитывать расходы, которых нет в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Но при этом они вправе учесть в расходах стоимость бухгалтерских услуг (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Возможность 3. Если у вас несколько видов деятельности и рабочий процесс обособлен, можно вывести бизнес в другую компанию. Например, у организации есть розничный магазин, а потом директор открыл салон красоты. Создайте вторую фирму и переведите туда парикмахеров и других работников, которые заняты в салоне красоты. Так штат в обеих фирмах станет меньше. В каждой компании будет самостоятельный бизнес, свои клиенты и свой персонал. Важно: разделите бизнес до того, как компания достигнет лимита по численности. Тогда налоговики не смогут доказать, что вы формально раздробили бизнес (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.05.2018 по делу № А67-476/2017).

Возможность 4. Иногда в суде срабатывают и неочевидные доводы. Сотрудник одного ИП хотел уволиться из-за отсутствия карьерного роста. ИП предложил учредить ООО и назначить работника директором, а в будущем передать ему часть доли в обществе. Деятельность самого ИП после создания ООО не уменьшилась, а продолжала развиваться. У ООО и ИП были разные работники, которые на допросе точно называли своего работодателя. В момент создания фирмы ИП предоставил обществу товарный кредит, то есть поставил мебель, которую ООО могло сразу продать. За счет этих средств общество купило оборудование, на котором стало дальше производить мебель. Кроме того, ООО сертифицировало свою продукцию. Что касается аренды, то по договору коммунальные услуги оплачивал ИП, а ООО возмещало расходы. Несмотря на то, что стороны работали по одному адресу, их товары хранились обособленно. В итоге суд решил, что умышленного дробления не было (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2018 № Ф06-38119/2018).

Признаки незаконного дробления бизнеса и как их избежать

Признак

Опасно

Безопасно

Число организаций и ИП, вид деятельности

- Регистрировать новые организации на упрощенке и переводить на них клиентов, когда доходы компании близки к лимиту. Инспекторы решат, что новые организации создали только для того, чтобы применять спецрежим.

- Создавать две или более компании на УСН, которые по факту ведут один бизнес

У дробления есть деловая цель. Например, вид деятельности выделили в отдельную организацию, чтобы было удобнее вести бизнес. Регистрируйте новые компании с разными видами деятельности по ОКВЭД. К примеру, разделите производство и реализацию

 

 

Взаимозависимость

- У компаний один директор или учредитель и он определяет действия всех этих организаций.

- Во главе обеих компаний родственники

У каждой компании разные и не взаимозависимые учредители и руководители – лучше взять их со стороны

Общие ресурсы и расходы

- Одни и те же трудовые и производственные ресурсы. Налоговики заподозрят незаконное дробление, если, например, предприятия используют одно и то же оборудование, вывески, сайт, адрес, склады.

- Подозрительные особенности в договорных отношениях. Претензии у налоговиков возникнут, если, например, одна компания взяла у другой основное средство в аренду, но арендную плату не перечисляет

У компаний разные адреса, телефоны, сайты, свои поставщики и покупатели. Компании самостоятельно приобретают товары, материалы, оплачивают другие расходы. Арендовать офисы и склады безопасно не друг у друга, а у сторонних компаний. Также можно взять имущество в лизинг. Заведите отдельные сайты и счета в банках. Проследите, чтобы на компьютерах с системой «клиент-банк» не совпадали IP-адреса

Общие службы и сотрудники

Общие бухгалтеры, менеджеры, логисты, кадровики и т.д.

 

 

Избегайте совместительства и не переводите сотрудников из одной компании в другую. Каждая организация сама начисляет и перечисляет зарплату работникам.

У каждой компании своя бухгалтерия и отдел кадров. Экономично и безопасно пользоваться услугами аутсорсеров

Учет

Путаница в учете. Например, имущество приобретает одна компания, а на учет принимает другая. Или компания сдает в аренду основное средство, которое числится на балансе другой организации

Прозрачный и незапутанный учет. Кадровые и бухгалтерские документы хранятся в помещениях организаций, которым они принадлежат

Контрагенты

- Общие поставщики и покупатели.

- Одна компания является единственным поставщиком для другой

Если создаете новую компанию, безопасно переводить на нее новых клиентов, закупки делать на стороне, а не у старой компании

ФНС предлагает компаниям, которые незаконно дробят бизнес, самостоятельно пересчитать налоги по общей системе. Если до сдачи уточненок компания заплатит недоимку и пени, инспекторы не будут начислять штраф (п. 4 ст. 81 НК РФ). Признаки дробления ФНС описала в письме от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@. Есть сомнения, обращайтесь к нашим экспертам – проконсультируем.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Порадовало, что всё основано и подкреплено конкретными бизнес-кейсами. Описание, разбор, рекомендации.

Технический директор, Новосибирск

Статья понравилась практичностью. 

Генеральный директор, Москва

Живите честно! Занимайтесь оптимизацией бизнеса, а не налогов!
... и серьёзных проблем не будет. :)

Только название статьи, мне кажется, вводит в заблуждение.
Не "дробить" - это криминал. А "развивать новые направления в новых компаниях". 

Ведь и это совершенно нормальное занятие умудряются подставить под УК.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.