Зачем компании покупают бизнес-страховку директорам

Когда-то много лет назад 60-летний Харлан Сандерс открыл для посетителей своей автомастерской столовую, где подавали кусочки жареной курицы в панировке; заикающийся продавец Фрэнк Вулворт просто придумал наклеить ценники на товары в своей лавке, так как стеснялся разговаривать с покупателями; а продавец сладостей Фрэнк Марс стал заворачивать кусочки развесного шоколада в фольгу, чтобы дети могли его есть и не пачкаться. Компании KFC, Woolworth, Mars, как мы знаем, успешно работают на рынке и сейчас, а ведь изначально их создатели всего лишь позаботились об удобстве клиентов.

Как показывает практика, высоких финансовых показателей в стратегической перспективе добиваются те компании, которые не просто стремятся заработать деньги, но и ориентируются на более широкий диапазон ценностей, ответственно подходя к развитию своего бизнеса. В первую очередь речь идет, конечно, об ответственности экономической – производстве или продаже нужных потребителям продуктов и услуг, за которые предприниматель получает прибыль. Ответственность бизнеса также лежит и в правовой сфере, которая регулируется государством. Собственно говоря, для успешного ведения дела достаточно соблюдения этих основных форм ответственности. Но в последнее время, мы все чаще говорим об этике ведения бизнеса и о его социальной ответственности в самом широком смысле, так как в современной ситуации востребованы именно такие механизмы участия бизнеса в жизни граждан.

Но не стоит забывать, что за каждым шагом в бизнесе стоят не абстрактные компании: все решения принимают конкретные люди – директора, которые в свою очередь несут ответственность перед владельцами бизнеса, его акционерами, клиентами и третьими лицами. От каждого их шага зависит, в какую сторону и насколько успешно будет продвигаться бизнес, сможет ли он соответствовать новой идеологии участия бизнеса в общественной жизни. Очень часто, сознавая меру своей ответственности, топ-менеджеры просто не желают идти на риск или принимают неадекватные важной ситуации решения. А это значит: они сами фактически искусственно сдерживают развитие бизнеса или, что еще хуже, допускают финансовые потери.

Еще в далекие годы Великой депрессии в США естественным ответом рынка на предпринимательские риски стало появление страхового полиса, стоящего на страже финансовых интересов законопослушных управленцев, которые, тем не менее, своей деятельностью могли ненамеренно нанести кому-то ущерб. Этот страховой продукт, известный сегодня на рынке под названием полис D&O (Directors and Officers Liability), пережил несколько жизненных стадий и продолжает оставаться востребованным современным бизнесом. Такой полис страхует риски руководителей в результате неудачного принятия решений, неосмотрительных инвестиций, ошибочной политики, утечки персональных данных. Страхуется также личная финансовая ответственность директора перед компанией и ее акционерами. Кроме того, страховая компания покрывает юридические издержки своих подопечных в случае судебного разбирательства.

Речь может идти, например, о недополученной прибыли, упущенной выгоде при заключении различных сделок или продаже акций, сокрытии информации. Скажем, в российской практике известен случай, когда миноритарный акционер продал свои акции по цене, рекомендованной советом директоров, а затем выяснил, что она была ниже рыночной, и подал иск в суд. В итоге страховая компания оплатила судебные издержки и возместила нанесенные убытки – разницу между ценой продажи акций и их рыночной стоимостью. С развитием цифровых технологий и выходом бизнеса на просторы интернета, руководители компаний могут нести ответственность за утечку персональных данных клиентов или других сведений из-за недостаточной системы кибер-защиты компании.

Подать иск может и регулятор рынка, который решит, что по вине руководителя нарушены законодательные нормы. Например, сейчас суды все чаще удовлетворяют иски о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей банков-банкротов. Кроме того, нужно помнить, что в суд на руководителя компании можно подать и по прошествии нескольких лет после того, как он покинет занимаемый им пост.

Как правило, в нашей стране подобные полисы приобретают для своих топ-менеджеров крупные корпорации и компании, особенно работающие на международном рынке и размещающие свои ценные бумаги на бирже. Сейчас появилась возможность купить персональный страховой полис и любому независимому руководителю. Этот полис страхует все те же риски, что и корпоративный полис D&O, и особенно актуальным является для независимого директора, который работает на несколько компаний сразу, ведь один продукт защищает его риски во всех его ипостасях. Теперь он может полноценно исполнять свои обязанности и не опасаться рисков для собственной репутации и личных имущественных рисков. Таким образом, российские топ-менеджеры получили в руки новый инструмент для развития бизнеса, который востребован рынком. Ведь в условиях нынешней экономической ситуации требования к эффективному, а значит, и социально ответственному бизнесу, будут только расти.

Иллюстрация из архива автора

Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии