Корпоративный тренинг или МВА?

Недавно я просматривал каталог, предлагающий пакетные тренинги для консультантов, инструкторов в области деловой и профессиональной подготовки, а также для менеджеров, и это напомнило мне о днях моего детства, когда я тоже часами рассматривал изображения игрушек в рождественском каталоге Sears, Roebuck Christmas. Там предлагалось огромное количество классных вещей, и я хотел бы, чтобы они у меня были и чтобы я мог похвастаться ими перед друзьями моего детства. Сейчас же, возвращаясь в настоящее, я понял, что снова могу произвести незабываемое впечатление — уже не на моих друзей детства, а на моих студентов MBA — классные вещи будут уже из другого каталога. На этом сходство не заканчивалось: в этом новом каталоге не только был такой же огромный выбор, но и большинство предложений тоже имели такую цену, что они были далеко за пределами моих финансовых возможностей. На предоставление услуг по подготовке, оценке и измерению навыков менеджмента устанавливались такие расценки, что я лично не могу себе позволить приобрести их для моих студентов. Кроме того, они были слишком дороги и для того, чтобы мои студенты могли сами их приобрести в дополнение к своим пособиям, и было совершенно ясно, что по таким ценам ни одна бизнес-школа не купит соответствующие классные семинары или занятия. И я понял, что эти «продукты» вообще не предназначаются для использования в рамках программ MBA. Вместо этого они предназначены для тех, чья профессия — это корпоративный тренинг. Поскольку, согласно недавним оценкам, на тренинги с корпоративной поддержкой тратятся ежегодно миллиарды долларов, то ясно, что эта сфера намного более развита и требовательна, чем индустрия MBA-образования.

Кроме объема предоставляемых услуг и ценовой структуры, еще два обстоятельства привлекли мое внимание. Во-первых, интересно было бы узнать, предоставляют ли эти пакетные тренинги что-нибудь действительно серьезное, или они являются всего-навсего лишь бесполезными новинками от тех же «поставщиков», которые ранее предлагали нам MBO (магистр организации бизнеса), ПЕРТ, бюджет «с чистого листа», TQM, стратегическое планирование и так далее. Или все-таки эти новые предложения — это что-то такое, что действительно поможет менеджерам работать более эффективно? Во-вторых, я подумал: если правилен второй вывод и они действительно стоят того, чтобы их использовали, почему же тогда мы не применяем эти же самые тренинговые методы на наших собственных занятиях?

В каталоге предлагался целый ряд инструментов тренинга и оценки для совершенствования различных навыков, развития организации, консалтинга, качества, менеджмента, построения карьеры или профессионального развития и диверсификации. В особенности я счел заслуживающим внимания то обстоятельство, что среди продуктов, предлагавшихся в этом 97-страничном каталоге, были 25 различных книг и экспертных материалов, посвященных руководству людьми и лидерству, и 37 книг на тему формирования профессиональных групп и оценки их деятельности. Оказывается, что это как раз те сферы, в которых бизнес-школы подвергаются наиболее серьезной критике. Такие престижные издания как Business Week, Fortune и другие, упрекали бизнес-школы в том, что те недостаточно хорошо выполняют свою работу по подготовке менеджеров, которые могли бы демонстрировать стиль руководства, не основанный на авторитарной власти. Вся подобная критика начинается с допущения, что рабочая среда бизнеса изменилась, но бизнес-школы не учли этого изменения и не готовят своих выпускников к тому, чтобы они могли стать менеджерами нового типа, которым предстоит руководить автономными профессиональными группами. В течение последнего десятилетия компании поняли преимущество «маломасштабного» перед крупномасштабным, преимущество управленческих методов участия и наделения полномочиями вместо методов принуждения и выполнения жестких функциональных обязанностей, а также преимущество «плоских» организаций перед иерархиями с бюрократизированными структурами. Не было никаких сомнений, что эти темы были широко представлены в рамках 62 тренинговых курсов, которые рекламировались в данном каталоге.

В отличие от предыдущих «модных увлечений» и новинок, которые были изобретены различного рода консультантами, бюрократами и теоретиками, навыки руководства/лидерства и формирования групп/команд, похоже, пользуются спросом непосредственно у деловых структур, и подготовка по этим вопросам будет вестись самими компаниями, а не бизнес-школами. Это и есть критический вопрос. Почему бизнес-школы игнорируют подготовку в области руководства/лидерства и формирования профессиональных команд/групп и не включают такую подготовку в свои планы обучения?

Проблема бизнес-школ

Предлагаю три объяснения того факта, что бизнес-школы относительно не заинтересованы в подготовке по лидерству/руководству людьми. Во-первых, бизнес-школы еще пока не почувствовали своего провала в этом вопросе. Они еще не пришли к той кризисной стадии, которая так часто является катализатором изменений. Во-вторых, в бизнес-школах отмечается засилье преподавателей — любителей перемалывания цифр, специализирующихся на финансах, бухучете и количественных методах. Эти преподаватели не понимают качественных аспектов менеджмента. В-третьих, бизнес-школы просто не знают, как предоставлять соответствующую подготовку. И дело здесь не только в том, что существует большая разница между преподаванием и предоставлением подготовки или тренингом, но и в том, что учебный план бизнес-школ в большинстве случаев представляет собой компромисс «между феодальными вассалами», что приводит к «субоптимизации» составных частей, а не к созданию цельной системы обучения, которую при необходимости можно было бы легко перестроить.

Начну с последнего из этих трех объяснений. Позвольте мне высказать следующую идею: практика тренинга требует действия, тогда как практика обучения требует только изучения теории, которая может быть правильной, а может быть и неправильной. Для обучения или преподавания требуется учитель и учащийся, а для тренинга, кроме того, требуется и выполнение какого-нибудь действия. Мы все имеем некоторое представление о том, что мы скажем и как мы будем реагировать в напряженной обстановке, и мы готовы решать чужие проблемы, когда мы не испытываем эмоциональной связи и когда ничто не угрожает нашему эго. Однако когда в дело замешаны наши эмоции, мы не всегда сами поступаем так, как рекомендуем это делать в учебных ситуациях.

Главное здесь в следующем: если преподавание других предметов в рамках программ MBA требует в основном изучения теории и поэтому в этом случае можно «обучать», то лидерство/руководство людьми всегда связано с деятельностью и, следовательно, этому нужно не «обучать», а готовить, то есть предоставлять соответствующий тренинг. Сама деятельность в этом случае может быть реальной, как, например, в рамках работы над групповыми проектами, или же она может быть смоделированной в лаборатории. Очень незначительное число программ MBA обладают необходимыми условиями для проведения подобного тренинга.

Одно из очень немногих учреждений (если не единственное), которое предоставляет такую подготовку, — это Уэст-Пойнт (а также другие военные академии). В стенах этого учебного заведения, согласно изданной книге The West Point Way of Leadership («Руководство, как его понимают в Уэст-Пойнте»), кадеты принимают участие в особом тренинге, чтобы овладеть тем, что у них называется «четыре функции руководства/лидерства»: следование командам и указаниям вышестоящих, индивидуальное руководство/лидерство, командное руководство и организационное руководство. В отличие от нашего преподавания и обучения в большинстве бизнес-школ, здесь оценивается не только конечный результат, но и сам процесс. Процесс очень важен в руководстве/лидерстве, но процесса не может быть без действия. Поэтому попытки обучать руководству людьми только в рамках классных занятий, скорее всего, обречены на провал.

Помимо отсутствия необходимой деятельности для обучения руководству, два других объяснения, которые я дал выше, относительно того, почему программы MBA не столь активно заинтересованы в обучении руководству/лидерству, имели дело с отсутствием кризиса и с нежеланием профессорско-преподавательского состава. Специальная литература по вопросу организационных изменений убедительно показывает, что успешные изменения зависят от понимаемой необходимости для данной организации осуществить соответствующие перемены, а это, в свою очередь, обычно связано с каким-нибудь внутренним или внешним событием, которое угрожает данной организации. Так что, хотя бизнес-школы уже критикуют, сама полезность и необходимость их существования пока еще не была поставлена под вопрос. Люди продолжают поступать в бизнес-школы, а компании продолжают принимать на работу их выпускников. Те небольшие срывы в этом процессе, которые уже имели место, были «удобно» объяснены демографическими колебаниями, а не чем-то, на что бизнес-школы могли бы сами отреагировать. Поэтому я полагаю: до тех пор пока люди не перестанут поступать в бизнес-школы или до тех пор пока организации не перестанут принимать на работу выпускников бизнес-школ с дипломами MBA, маловероятно, что бизнес-школы будут «подвигнуты» на то, чтобы добавить в свои программы такие виды деятельности, которые позволили бы подготавливать их учащихся к руководству/лидерству. До этого момента, если он вообще когда-нибудь наступит, компании будут продолжать критиковать бизнес-школы, но в то же время будут продолжать принимать на работу их выпускников и брать на себя обязанности по их дальнейшей подготовке. А почему бы и нет? В конце концов, компании уже признали, что им необходимо обучать своих рабочих чтению, письму и арифметике, так почему бы им не готовить своих менеджеров к тому, чтобы они могли стать настоящими лидерами или руководителями?

И наконец, отсутствие подготовки по руководству в рамках программ MBA зависит и от профессорско-преподавательского состава. Этот состав в большинстве бизнес-школ чрезвычайно специализирован, разделен на отделы, раздроблен, так что преподаватели вообще не знакомы с общей картиной дел. Многие заинтересованы в преподавании своих специализированных и продвинутых курсов тем учащимся, которые в дальнейшем предполагают специализироваться в их дисциплине. Они не заинтересованы в преподавании общего курса менеджмента. Кроме того, они заинтересованы не столько в том, что делают менеджеры, сколько в том, что делают техники в их узких дисциплинах. Если это что-нибудь доказывает — так только то, что подготовку по руководству должны получить и деканы/директора бизнес-школ, а навыки работы в командах/группах необходимо прививать каждому члену профессорско-преподавательского состава бизнес-школ. Сейчас большинство преподавателей вообще исключили «мы» и «наш» из своего процесса мышления. Но это уже тема для другой статьи.

Martin Schatz, Crummer Graduate School of Business, Rollins College, Florida, USA

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.