Онлайн бизнес-образование в России: где учиться?

Популярность онлайн курсов среди российских менеджеров стремительно набирает обороты. Со слов Дафны Коллер, сооснователя Coursera, российская аудитория в возрасте 25-40 лет – одна из самых быстрорастущих. По состоянию на конец 2015 года на площадке зарегистрировано ни много ни мало – 350 тыс. русскоговорящих пользователей. Coursera – не единственный проект, заинтересованный в расширении своего присутствия в России. Подтягиваются и отечественные площадки. Executive.ru решил узнать, кто и как сейчас делит российский рынок онлайн бизнес-образования.

Муки выбора: миллион слушателей или денег

Всего на российском рынке Executive.ru насчитал 14 нлайн-площадок, предоставляющих обучающий контент (см. таблицу в конце статьи), который прямо или косвенно можно отнести к MOOC (massive open online courses). Среди них достаточно тех, кто сотрудничает с ведущими экспертами-практиками в бизнесе, лучшими вузами, и по окончании обучения предоставляет сертификат.

MOOC для предпринимателей и менеджеров в России практически нет , считает Максим Спиридонов

Максим Спиридонов, основатель проекта «Нетология», полагает, что MOOC для предпринимателей и менеджеров в России практически нет. Есть образовательный маркетинг, но не полноценные курсы. Это некие «предобразовательные продукты», которые являются ознакомительными и предваряют покупку образовательного продукта. Согласно «Википедии», MOOC – это обучающий курс с массовым интерактивным участием c открытым доступом через Интернет. Однако та же Coursera предоставляет доступ не только к бесплатным, но и к платным курсам. Цена за курс невелика, в среднем – $45.

Со слов Спиридонова, число пользователей «Нетологии» перевалило за 100 тыс. Проект не касается высшего образования, соответственно, не работает и с вузами. Полноценный курс тут – всегда платный. Средняя цена – 10-20 тыс. руб. За эту сумму вы освоите новую профессию, изучите важные для работы навыки и получите диплом. Бесплатные знания на портале тоже представлены, но лишь в виде отдельных семинаров. Тренд «платности» в России носит массовый характер. Практически все площадки, предоставляющие доступ к обучающим курсам, семинарам, видео и т.д., ориентированным, в первую очередь, на бизнес, имеют платный контент. А вот бесплатный – либо представлен в очень ограниченном формате, либо отсутствует вовсе. Таким образом, вполне возможно, что отсутствие равноценного бесплатного контента и стоимость курсов – главные причины, почему Coursera привлекает новых пользователей миллионами, а российские площадки – тысячами.

Образовательные платформы постепенно переходят на платный контент, говорит Александр Оганов

Однако генеральный директор и основатель платформы UNIWEB Александр Оганов считает, что на «платность» подсели не только российские платформы. «Необходимо обозначить ключевой момент в развитии образовательных платформ. Они постепенно приходят к осознанию того, что платная форма оказания услуг является единственной устойчивой моделью монетизации и что слушателям необходимо предлагать дополнительную ценность, которая может выражаться только в формировании полноценных образовательных программ. Как переход на эту модель отразится на количестве российских пользователей на зарубежных платформах, мы сможем судить только через год», - подытожил эксперт.

Места в первом ряду: российский рынок готов делиться

В целом динамику отечественного рынка e-learning Оганов оценивает как стагнирующую. «Общий экономический фон и покупательская способность заметно просели в виду тех условий, в которых мы сейчас находимся», - говорит эксперт. Вместе с тем мы видим достаточно сильный спрос на дополнительное профессиональное образование со стороны работодателей. В частности, остро ощущается необходимость подготовки инженерно-технических кадров, что обусловлено усилением роли отечественного промышленного комплекса. Здесь можно особенно отметить появление проекта «Открытая технологическая академия». Те же тенденции наблюдаются и в области медицинского, педагогического и бизнес-образования. По мнению Александра Оганова, нынешняя экономическая ситуация позволит отсеять некачественные продукты и откроет рынок для тех, кто будет уделять максимальное внимание вопросам и подходам к созданию качественного образовательного контента.

Вузы объединились, чтобы дать отпор Западу

«Где термин MOOC сформировался, так это на рынке высшего образования, в качестве дополнительных курсов, - говорит Спиридонов». В большинстве случаев ведут эти курсы сами преподаватели, профессора. И если год назад внимание российских вузов на мировой арене MOOC ощущалось не так явно, то сегодня произошел кардинальный скачок. Например, к Coursera присоединилось уже шесть российских вузов: МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, ТГУ, НГУ и МИФИ. А восемь ведущих российских университетов, которые уже имели опыт разработки онлайн-курсов (МГУ, НИТУ МИСиС, НИУ ВШЭ, МФТИ, ИТМО, УрФУ, СПбГУ и СПбПУ), создали в России Национальную платформу открытого образования – Openedu.ru, презентация которой состоялась в сентябре 2015 года в Москве на EdCrunch.

Миссия университетов – делиться своими накопленными знаниями не только в стенах университета, полагает Сергей Рощин

«Речь идет не о том, чтобы переключиться, а о том, чтобы создать еще один ресурс, который ориентирован на пространство российского образования, - говорит Сергей Рощин, проректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). - Действительно, НИУ ВШЭ был одним из трех первых вузов, подписавших соглашение с Coursera. Но одновременно среди вузов мы вели дискуссию о создании международной платформы. Придя на Coursera, мы поняли, во-первых, что есть огромная потребность в курсах на русском языке. И это связано, в том числе, с основным образованием. Во-вторых, на Coursera не совсем удобны универсальные стандарты с точки зрения того, как делается курс, как он упаковывается, длительность и т.д. На национальной платформе мы можем говорить о стандартах, адаптированных к российской системе образования. Это даст возможность использовать ее российскими вузами».

Чем национальная платформа надеется привлечь отечественную аудиторию? Со слов Александра Оганова она практически один в один дублирует подход зарубежных площадок. Существенное преимущество заключается в возможности перезачета пройденных на платформе курсов в рамках формальных образовательных программ. Однако, по мнению эксперта, было бы разумно сначала внедрить систему трансферных академических кредитов и понятную нормативную базу для зачета и перезачета дисциплин на онлайн-площадках, а не наоборот. Возможно, наличие платформы и образовательного контента ускорит процесс формирования нормативной базы, но пока делать какие-то выводы преждевременно.

«Если появится нормативная база, которая будет в достаточной степени объективной по отношению ко всем участникам рынка, то это, на мой взгляд, даст существенный толчок в плане открытой конкуренции на рынке онлайн-образования. Если же нормативная база найдет отражение только в национальной платформе, это будет означать, что мы приобрели некоего монополиста в области MOOC-движения в России, что будет достаточно обидно с учетом присутствия на рынке других игроков», - заключает Оганов.

Нужен свой агрегатор лучших профессоров, курсов и вузов

Образование в интернете становится трендом. В 2015 году в сфере достаточно консервативного высшего образования сформировалось понимание того, что онлайн-образование – инструмент, который нужно использовать. Что это не конкурирующий, а дополняющий инструмент. Что миксы из онлайн- и очного образования – хороший инструмент для более эффективного обучения имеющихся и для привлечения новых студентов. «Учитывая тот факт, что мы сейчас стремимся все импортозаместить, понятно, что нам нужна своя Coursera, - говорит эксперт, – нужен свой агрегатор лучших профессоров, курсов и вузов страны. С одной стороны, это выработает свой стандарт качества, на который будут равняться региональные вузы. С другой стороны, это будет одновременно и убийцей некоторых региональных вузов, просто потому, что они могут не выдержать конкуренции». Сейчас онлайн-курсы рассматриваются как дополнительное образование. Однако эксперт уверен, что со временем все знания, которые могут «уползти» в онлайн, будет это делать. Разумеется это процесс небыстрый, но вполне реальный.

Можно ли в этом ключе говорить про бизнес-школы? Вполне. Например, в конце 2014 года ИБДА РАНХиГС запустил программу совместно с UNIWEB под названием iMBA, предоставляющую 40% программы MBA онлайн. Стоит ли упоминать, что стоимость обучения на ней значительно ниже, чем на офлайновой. Это вселяет надежду, что российское бизнес-образование продолжит следовать за высшим в онлайн.

Список проектов онлайн бизнес-образования, представленных в России

Ресурс

Платно/

бесплатно

Профиль

Целевая

аудитория

Даты

Серти-

фикат

Eduson

(1089 курсов)

+/+

Менеджмент, Маркетинг,

Карьера,

Предпринимательство, Финансы

Менеджеры B2B,

менеджеры B2C,

топ-менеджеры

Плавающие

+

Нетология

(11 программ,

155 курсов)

+/+

Предпринимательство,

Менеджмент, Маркетинг,

Карьера, Финансы, Web

Студенты,

менеджеры B2C,

менеджеры B2B

Жесткие/

Гибкие*

+

Универсариум

(81 курс)

-/+

Менеджмент, Маркетинг,

Финансы, Web

Студенты,

менеджеры B2C,

менеджеры B2B

Жесткие

+

Uniweb

(73 программы)

+/+

Менеджмент, Маркетинг,

Карьера, Финансы

Менеджеры B2B,

менеджеры B2C,

топ-менеджеры

Жесткие

+

Intuit.ru

(599 курсов)

+/+

Web, Менеджмент,

Маркетинг, Финансы

Студенты,

менеджеры B2C,

топ-менеджеры

Гибкие

+

Knowledgestream

(80 лекций)

-/+

Менеджмент, Маркетинг, Web,

Карьера, Предпринимательство

Студенты,

менеджеры B2C,

топ-менеджеры

Гибкие

-

Hexlet

(31 курс)

+/+

Web

Студенты,

менеджеры B2C

Гибкие

-

Аргус-М

(6604 теста)

+/+

Менеджмент, Маркетинг,

Предпринимательство,

Web, Финансы

Студенты,

менеджеры B2B,

менеджеры B2C,

топ-менеджеры

Гибкие

-

Lektorium.tv

(26 курсов, 3205 лекций)

-/+

Web, Менеджмент,

Маркетинг, Карьера, Финансы

Студенты,

менеджеры B2C

Гибкие

-

Businesslearning.ru

(104 курса и модуля)

-/+

Предпринимательство,

Менеджмент, Маркетинг,

Финансы, Web

Студенты,

менеджеры B2C,

менеджеры B2B

Гибкие

+

Eclass – агрегатор MOOC

(1312 курсов на русском языке)

+/+

Предпринимательство,

Менеджмент, Маркетинг,

Финансы, Web

Студенты,

менеджеры B2C,

топ-менеджеры

Жесткие/

Гибкие

+

Учи новое

(80 курсов)

+/+

Предпринимательство, Web,

Менеджмент, Маркетинг,

Карьера, Финансы,

Студенты,

менеджеры B2C

Гибкие

-

Get2Know

(23 курса)

+/-

Предпринимательство,

Менеджмент, Маркетинг,

Карьера, Финансы, Web

менеджеры B2C

Жесткие/

Гибкие

-

Zillion

(263 курса, 358 видео)

+/+

Предпринимательство,

Менеджмент, Маркетинг,

Карьера, Финансы, Web

менеджеры B2C

Жесткие/

Гибкие

+

* Жесткие даты – курс проходит в строго обозначенные организатором сроки. Гибкие даты – курс не привязан к конкретным срокам и подразумевает самостоятельное изучение.

Источники изображения: pixabay.com, hse.ru, личные архивы экспертов

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Татьяна Орлова, Кира Анчадова
IT-консультант, Москва

Спасибо за статью. Пусть небольшое количество рекламы и присутствует, однако это - небольшая плата за таблицу проектов. Вещь очень полезная.

Кира Анчадова Кира Анчадова Студент, Москва

Coursera классная, куча всего. Но я понабрала программ, думая, что они для свободного изучения, а они в режиме реального времени идут.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.