Го – игра «с глазами»

Честно говоря, я довольно долго искала такую игру, которая имеет очень сильные связи с бизнесом, деловым успехом и карьерной темой. И когда нашла, то была впечатлена и очарована. Надеюсь, что мой рассказ о ней понравится и вам. Итак, спешу представить вашему вниманию – «Го – игра «с глазами»!».

Забавно, но именно под этим названием я узнала эту азиатскую по своему происхождению игру, однако, как-то не сразу поняла весь смысл данного эпитета. Сейчас для меня, Го – скорее игра жизненного пути. Но это метафора, вступительное слово, которое имеет смысл сказать, а вообще, Го (или Вейчи) - это логико-стратегическая игра, умственное упражнение, возраст которой достигает нескольких тысяч лет. Корни ее находятся в Китае, оттуда она пришла в Японию и Корею. В XX веке игра начала свое распространение в Европе и Америке. К настоящему времени большинство стран, в том числе и Россия, имеют собственные федерации Го. В странах, где игра го популярна, существуют системы рейтингов, рангов и титулов.

При этом стоит отметить, что существуют очень разные подходы: Го как спортивная игра (этим направлением занимается Российская федерация Го (Бадук), а также Го как вид интеллектуально-боевого и стратегического искусства со своей философией и эстетикой (этот подход развивает первая в России неспортивная Русская школа Го и стратегии). Говоря о Го далее в своей статье, я буду иметь в виду второй подход.

Итак, что же такое Го?

Го – это наследие древних - игра, язык и боевое искусство (интеллектуальный поединок), поскольку состояние погруженного в игру подобно напряжению воина, ведущего бой с реальным противником. Ведь удар может быть не только физическим, но и ментальным. С древних времен встреча за доской Го могла быть средством обсуждения сложных стратегических и политических проблем. Проблем, которым не удавалось найти приемлемого решения обычными инструментами.

Набор для игры в Го очень прост. Это доска – игровое поле (гобан), состоящее из девятнадцати вертикальных и девятнадцати горизонтальных линий (однако, поля меньшей размерности). Игровые камни двух цветов (чаще всего, черного и белого цветов), по 180 вариантов каждого цвета. Хранятся камни в специальных чашах, изготовленных из дерева и украшенных резьбой. В официальных соревнованиях используются часы (это нововведение XX века), но вообще, игра в Го долгая, и у мастеров, играющих со вкусом, одна партия может иметь продолжительность в несколько дней. Хотя, это уже конечно не игра…

Доска для Го – это модель Вселенной. Числовая символика и символика форм игры тесно связаны с гаданием и Книгой перемен (одним из древнейших трактатов Китая). А еще Го – это история про жизнь и смерть, так как в терминологии игры есть такие понятия, как «дыхание», «живые» и «мертвые» группы. Большая часть тактических приемов в Го ориентирована на построение «живых групп» и превращение групп противника в «мертвые». Иными словами, противоположные стороны борются за жизнь и охват наибольшей территории.

В Го играют двое – один белыми камнями, другой черными. Все начинается с чистого поля, которое в дальнейшем покрывается изысканным рисунком из камней двух цветов. Считается, что если оба партнера с отличным мастерством сделают все, что возможно до конца партии, то доска будет покрыта черными и белыми камнями в совершенной гармонии. Такая партия будет тождественна превосходному произведению искусства независимо от результата: победы или поражения.

Вообще, стоит отметить, что в этой игре очень силен эстетический компонент, поэтому наборы для Го можно встретить весьма искусные и даже драгоценные. В игре важно все – даже звук, который издают камни, когда игрок кладет их на игровую доску. Но это еще не все. В Го очень важно понятие «хорошей формы» - конфигурации близко стоящих камней, гарантирующей надежное соединение камней при максимальном охвате территории. При этом «плохими» являются слишком разреженные формы, оставляющие противнику возможность вторжения, либо, наоборот, чрезмерно плотные, при построении которых нерационально расходуются ходы. «Качество» формы не является постоянной величиной; в зависимости от положения одна и та же форма может быть в одних случаях хорошей, в других — плохой.

Согласно правилам Го, первыми ходят черные, потом – белые и далее по очереди. Правила игры предельно просты, что делает игру многовариантной и очень сложной. Техническая цель Го – разделить доску между черными и белыми, охватить большую территорию (занять большую долю рынка) через целенаправленные, долгосрочные и планомерные усилия. Именно поэтому игра заканчивается, когда на поле более не осталось свободных участков, которые можно еще огородить и сделать своими, а победившим считается тот, у кого оказалось больше огороженной территории в сумме с пленными и снятыми камнями противника. Но это только на первый взгляд, ибо высшая цель Го - упорядочить ум через освоение интеллектуальной технологии, научить себя видеть (переносить происходящее на доске в жизнь и бизнес), а также управлять энергией победы и поражения.

В структуре партии игры выделяют три этапа:

Начальная стадия – фусэки, в течение которой игроки выставляют на доску самые первые камни, намечающие сферы влияния в определенных местах. Противник, отвечая, может либо ограничивать или оспаривать влияние, либо ответить в другом месте, получив влияние в ранее незанятой части доски. Обеспечив влияние, игрок должен впоследствии реализовать его, превратив в очки, то есть в занятую территорию. Согласно общим принципам, игрок должен сначала закрепиться в углах, затем распространять свое влияние на стороны и только потом выходить в центр. Хотя возможно иное неожиданное и нестандартное начало партии, поэтому это самая непредсказуемая часть игры. На этом этапе также важно понятие момента, когда от установления влияния следует переходить к окончательному оформлению территории. Надеюсь, что самые наблюдательные из вас увидели связь с восточной бизнес-стратегией.

Тюбан - середина игры. Эта стадия начинается тогда, когда разделение доски в целом уже произведено, и стороны переходят к непосредственному столкновению. Теперь игроки защищают свои зоны влияния и превращают их в территорию, одновременно пытаясь разрушить построения противника и отнять у него территорию. Идет активная борьба за построение жизнеспособных форм и превращение форм противника в «мертвые» - группы противников борются за жизнь и охват наибольшей территории. На этой стадии многие лучшие ходы уже можно достаточно точно просчитать.

Задача заключительной стадии партии есэ закончить оформление территории. Здесь игрок должен опираться на четкий расчет и определить порядок ходов, при котором он сможет получить максимум очков. Для этого требуется рассчитать ценность каждого возможного хода в очках и делать ходы, начиная с самых выгодных. Существует мнение, что наибольшая разница в силе игры сильных и слабых игроков (в особенности — профессионалов и любителей) проявляется как раз в том, насколько «сильно» они играют в есэ. При небольшой разнице очков после тюбана проигрывающий, если он значительно сильнее соперника в есэ, имеет реальные шансы отыграть эту разницу и выиграть уже, казалось бы, проигранную партию.

С одной стороны, игра Го соревновательная, но ее истинная сущность в самосовершенствовании. В Го начинающий игрок имеет учителя. При этом очень важна среда игры, окружающая атмосфера, и если ее нет в готовом виде, то стоит поработать над ее созданием. Искусство мастера состоит не столько в том, чтобы обучить технике, сколько в том, чтобы помочь понять, для чего ученику предмет, который тот изучает. Подчеркну, что цель Го – «оторвать глаза от доски», то есть перенести то, что происходит в игре в реальную жизнь – научится видеть и мыслить. Считается, что настоящий мастер Го – это тот, кто вышел за рамки игры, за рамки результата игры.

Го – игра элиты общества, и с древнейших времен выполняла коммуникационные функции. Играя, люди знакомились, обретали новые контакты и связи, а также выясняли, кто с ними играет, друг или враг. Именно поэтому в Японии у игры есть еще одно название – Сюдан – «общение при помощи рук», «беседа руками». Хотя партнеры мало говорят во время игры, расставляемые на доске камни, выражают то, что они думают.

Игра предваряется определенным ритуалом – знакомством – и выяснением силы друг друга. Согласно этикету, сильнейший игрок дает фору своему противнику (ход или сразу несколько ходов). Но это не просто дань традиции, в подобном жесте выражается внутренняя сила (вера в себя) при внешних поклонах и уступках. Если мастерство соперников определить трудно, то используется определенный ритуал розыгрыша цвета камней.

Искусство Го также связано с искусством девиза – краткого образного выражения замысла, стратегии, намерения, настроения или темы для медитации. Каждый из соперников перед началом игры произносит свой девиз, часто в поэтической форме. Например, «Сила» играет против «Разума» или «Бесконечное время» против «Жизни и смерти». Девиз может быть общим (а партия имеет единое название), если партнеры по игре совместно изучают нюансы какого-либо понятия, хотят подчеркнуть оттенки текущего настроения или настроиться на будущее взаимодействие.

Существует мнение, что игра в Го способствует развитию определенного типа миропонимания и стратегического мышления. Во всяком случае, так полагают некоторые успешные японские бизнесмены, в число которых входит Ясуюки Миура (директор по маркетингу компании «Japan Airlines» и исполнительный директор сети отелей «Nikko») - мастер игры Го. Стоит отметить, что в Азии Го имеет статус интеллектуальной игры элиты. Почему так? Дело в том, что японское деловое мышление построено на долгосрочном подходе к разделению рынка. Цель игры не уничтожить противника, а захватить как можно большую территорию (то есть поделить в свою пользу), аналог такой бизнес-темы как обеспечение большей доли на рынке (вместо попыток полностью устранить конкурента или конкуренцию). Играя в Го, нельзя думать исключительно «по-западному», а также отделять игру от ее философии и эстетики. Идея Го состоит в объединении в себе игры, философии и интеллектуального развития. Го имеет статус искусства наравне с боевыми искусствами, каллиграфией, поэзией, искусством чая. А в искусстве победы в идеальном смысле не существует. Кроме этого, культ внешнего проявления силы, принятый Западом, противоречит восточной мудрости – «слабое и гибкое выживает, твердое и сильное разрушается».

Игра также содержит ряд посылов, полезных для бизнес-практики:

Го – это не война – нет цели уничтожить противника. Игра ставит перед партнерами созидательные задачи, такие как построение и защита своей территории (противодействию вторжению). В Го важно научится быть успешным в конкурентной среде. При этом делать это нужно красиво и мастерски. Красота игры имеет значение, но самое главное – это саморазвитие. Японцы полагают, что Го гораздо интереснее шахмат, ведь в шахматах проигравший теряет все, а в Го можно проиграть всего на 0.5 очка, но иметь не меньше, чем есть у твоего соперника.

Краткосрочная прибыль, полученная благодаря захвату нескольких камней противника, может оказаться тактически важной, но способна привести к стратегическому проигрышу партии. Поэтому важно соотносить глобальный подход с локальным результатом.

Необходимо искать мастерские ходы в любой ситуации и смотреть не на проблемы (выставленные камни), а на пути их решения, которые проблемы намечают (то есть пустоту, оформленную камнями). Иными словами, сами проблемы формируют пути решения, но искать их надо рядом, в «зоне решения», там, где есть место для сильного хода. Отдав камень, борись дальше. Отдав малое, возьми большое (сделай жертву своим преимуществом, потеря может быть частью стратегии победы). Но воздержись, не разбрасывайся. При всем при этом, упорствуя, помни меру и знай, что продолжать заведомо проигранную партию не корректно, так как это есть неуважение к противнику.

Истинный игрок с одной стороны просчитывает варианты, а с другой – прислушивается к своей интуиции. В Го большое значение имеет «чувство позиции» — способность видеть расположение камней на доске в целом, и «чувство направления» — интуитивное понимание того, в каком направлении следует играть, и как тот или иной ход повлияет на соотношение сил в следующих этапах партии. Выражаясь более прагматично, в Го важно определить приоритетные пути развития, структурировать задачи и выбирать наиболее сильный ход, то есть, используя минимальные ресурсы и время, получить наибольшую прибыль. Игра помогает понимать, как создавать стратегический план на быстро меняющемся рынке и анализировать текущую ситуацию, видеть, как каждый ход меняет расклад сил, прогнозировать результат, уверенно внести наступление и точно защищаться в благоприятных условиях, а также не тратить ходы на защиту тех своих групп, которые заведомо обречены. А еще в Го можно научиться сочетать творческо-интуитивный подход с точным расчетом (в том числе ценности каждого конкретного хода) и умением планировать.

Каждый ход должен нести двойную задачу – доказывать свою правоту (нести в себе смысл – поддержку, обеспечение связи, атака) и обесценивать ходы противника. Эта игра ведется в открытую – все ставки видны противнику. В самой игре отсутствует элемент рока. Есть только одна лазейка для случайности – в предыгровой стадии, когда партнеры разыгрывают цвет камней.

Камень, поставленный на доску, не меняет своего положения. Поэтому постановка камня на доску подобна поступку или действию в жизни. Ее можно исправить или изменить лишь новыми постановками. И если в какой-то момент покажется, что камень не устойчив, с помощью второго камня можно его поправить, и неустойчивый камень станет крепким, а поставленный ниже - окажется выше. Поэтому камни важно располагать с расчетом на взаимодействие с другими. На доске Го все перекрестки связаны между собой, благодаря чему камни одного цвета могут объединяться, усиливать друг друга и действовать совместно, одним отрядом, но различаться между собой тем, какую работу выполняют в строю. Например, есть сильные камни, камни-бездельники, формально находящиеся в отряде, но не участвующие в совместной работе, плененные камни, камни-жертвы, отданные противнику для помощи слабым камням. Отдельно замечу, что в Го важно видеть не только камни (свои и противника), но и пустоту игровой доски, включать ее в игру. Так Го учит видеть сложные косвенные вещи и соединять их в умозрении с простыми. Кстати, супер-мастера способны вести игру «вслепую» (не глядя на доску, по памяти) или камнями одного цвета (удерживая в памяти то, кому какие ставки принадлежат). А это фантастически сложно!

В игре очень важен баланс, ведь чтобы надежно занять территории, нужно размещать камни близко один от другого; но чтобы захватить большую часть доски, нужно играть «шире». Чтобы не отстать от противника, надо играть агрессивно, но чрезмерно агрессивная игра оставляет слабости в собственной позиции, которые другой игрок может использовать. Слишком «низко» (близко к краю доски) расположенные камни дают слишком мало территории, а слишком «высоко» — оставляют противнику шанс на вторжение.

Играя в Го, следует отказаться от эгоцентричности, так как это может привести к поражению. Всегда стоит помнить о том, что партнер по игре тоже хочет победить, и каждую минуту выдумывает наилучший ход, также как и ты. Иными словами, думая о своих интересах, стоит также учитывать интерес конкурентов. И вообще, прежде чем атаковать оглянись на самого себя, и если ты видишь, что противник укрепился, укрепись и сам. Кстати, имейте в виду, что доска является «зеркалом». Большинство из нас не знает себя полностью, но в игре могут отразиться многие аспекты характера, паттерны привычного поведения и стереотипы принятия решений. В Го важно наблюдать как себя, так и партнера по игре. Это очень созерцательная игра.

При этом стоит помнить о том, что, играя в Го, нельзя автоматически стать успешным в бизнесе, но можно научиться применять то, что ты получаешь в игре в том, чем ты занимаешься в реальности. Это есть высший уровень мастерства – увидеть взаимосвязь между игровой ситуацией и реальностью. Кстати, простая зубрежка «удачных вариантов ходов» тоже ничего не даст, ибо вся суть состоит в идее, лежащей в основе хода. Играть чисто технично в Го не имеет смысла, равно так же, как и жить, пытаясь тупо копировать чьи-то удачные решения.

Мне часто задают вопрос: «Играют ли успешные люди в описанные вами игры?». Опережая его, отмечу известный факт: в студенческое время игрой в Го увлекался Билл Гейтс, который был чемпионом в своей школе и хотел стать Мастером Го. Кроме этого, хороший уровень игры имел Великий кормчий Мао Дзе Дун. Среди поклонников этой игры масса олигархических имен.

Завершая тему, не удержусь и позволю себе процитировать красивую притчу о Го:

«Бессмертный, созерцая течение реки возле своей хижины, веками жил на одном месте и каждый день выкладывал из своего мешочка белые камни на плоский срез пня, создавая неповторимые узоры. У каждого свой способ проникновения в суть вещей…

Мудрец полагал, что, наблюдая прекрасное, он сможет постичь суть вещей; копируя мимолетный рисунок гармонии, он может понять ее и усвоить. Он прилежно брал у природы ее немые уроки…

В то время жил другой Учитель, в чьи обязанности входило указывать людям на их несовершенство и недостатки. Он ходил по миру с мешочком черных камней и выкладывал перед каждым достойным несколько черных камушков, означавших недостатки человека, преграждавшие ему путь к освобождению…

И вот однажды, ранним утром, Бессмертный расположился у доски, намереваясь заняться своим обычным делом, как перед ним появился необычный человек. Он достал из своего мешочка единственный черный камень, символизировавший недостаток Бессмертного и выложил его на доске. Бессмертный углубился в размышления, пока не понял, на какой недостаток ему указал незнакомец. Поняв, он мог ответить лишь одним - выложив в ответ единственный белый камень. Так началась игра: черный камень указывал на нарушение гармонии, а белый камень ее восстанавливал.

Доведя игру до конца, оба мудреца освободились и растворились».

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Мария, как часто Вы с друзьями играете в го?

Партнер, Казахстан

:D Очень понравилась статья.

Руководитель проекта, Москва

Помнится, мне тренер по боксу говорил: «Бокс – он как бизнес. Это изучение противника, выжидание момента, умение держать удар и пр.»
А теперь и Го как бизнес ))
Да, все как бизнес! (имхо).

Глава филиала, регион. директор, Краснодар

Мария, спасибо большое.

Отличная статья, кстати. Хороший стиль.

Генеральный директор, Москва
Ответ Владимиру Крючкову: Здравствуйте, Владимир. С игрой я знакома недавно и пока больше времени уделяю ее изучению и общению о Го с мастерами, чем игре как процессу. Дело в том, что одна из областей моих интересов – это изучение потенциала игровых практик для бизнеса и бизнес-мышления. Если говорить о Го, что в этом мне оказывает большую помощь Игорь Гришин - Мастер Го, создатель и руководитель Русской Школы Го и Стратегии (которую я упоминала в своей статье). Согласно этой Школе, Го – это гораздо больше чем игра. Именно с этой точки зрения я постаралась представить это организующее мышление занятие. «Частота игры» или количество сыгранных партий в этом подходе не показательны :))) Этот подход про другое. Про саморазвитие и развитие стратегического мышления, в том числе через игровую форму. Иными словами, игра здесь является методом обучения, а не игрой ради игры. Кстати, к слову сказать… Есть компания в которой сотрудники действительно регулярно играют в Го в перерывы между работой. Это компания SPLAT-Косметика, которой руководит Дмитрий Демин. Недавно я была в ее московском офисе. Там в зоне отдыха стоят доски для Го, а на них постановки камней незавершенных партий. Вот такой вот инновационный подход к организации времени отдыха сотрудников. Компания Демина вообще интересна своими подходами, в том числе в области маркетинга, а тут мне повезло узнать еще один ее уникальный для современного рынка аспект. Большой респект Демину за это. Здесь, кстати, ссылка на видео-фрагменты интервью, которое проходило на территории SPLAT: Стратегия открытых игр: http://www.youtube.com/watch?v=hrUpqaUVWB0 Бизнес и Го : http://www.youtube.com/watch?v=Hhz65y8IX8Q А здесь есть видео-фрагмент интервью FORBES TV с Дмитрием Деминым об открытости в бизнесе: http://www.youtube.com/watch?v=2zm9Uf6tdJs&feature=player_embedded Ответ для Александра Кошелева: Да, вы правы, Александр. Во многих человеческих занятиях можно увидеть взаимосвязи и пользу для бизнеса. Просто нужно уметь выделять их и переносить в другую плоскость. Кстати…Не так давно читала книгу «Максимальная самореализация: Работа как внутренняя игра», которую написал Тимоти Голви (достаточно известный тренер и коуч). В ней рассматривались принципы, которые Голви перенес в бизнес из тенниса. Он разработал их в свой переходный период жизни, когда работал инструктором по теннису. Поэтому его первая книга называлась «Теннис как внутренняя игра». Но со временем методика «внутренней игры» была перенесена им в другие сферы. А вообще, областей, из которых можно черпать идеи и новые знания для бизнеса огромное количество. Просто нужно научиться их видеть, переносить и использовать по назначению.
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Мария Шувалова пишет: С игрой я знакома недавно
Спасибо. Достаточно. И Вы считаете, что на основании такого бизнес-туризма можно писать статьи? Скорее, это поверхностные заметки путешественника. Этот жанр тоже имеет право на существование, но на развлекательных сайтах. Не обижайтесь, но не люблю дилетантов.
Генеральный директор, Москва

Здравствуйте, Владимир

Спасибо за ваше мнение и участие в дискуссии. Я, конечно, была несколько удивлена выводами и оценками… Но, безусловно, вы имеете право на частное мнение, я его учитываю как «обратную связь» и благодарю вас за мнение, уделенное моей статье и общению на форуме

Играми и обучением через игру я занимаюсь давно (можно сказать, что это мое хобби, которое периодически пересекается с профессиональной деятельностью). Кроме этого имею достаточное образование для того, чтобы анализировать игровые практики и даже разрабатывать их самостоятельно. Собственно говоря на сегодняшний день я уже имею несколько авторских разработок, которые пока еще находятся в пилотной стадии, но уже вполне доказали свою эффективность. И вообще, полагаю, что многие свежие идеи и новые продукты разрабатываются увлеченными людьми.

Есть такая поговорка – врачу не нужно переболеть болезнью самому, для того, чтобы уметь ее лечить. В каком-то смысле слова, в игровых практиках действует тот же самый принцип. Во многих играх есть понятие «ведущего», «модератора» и так далее - человека, не включенного в игру на уровне игроков, но являющегося ее неотъемлемой частью.

Обучать такой игре как Го безусловно должен Мастер. Именно поэтому в Го существует понятие ученичества и клубной культуры.

Я в своем роде коллекционер информации об играх и исследователь их алгоритмов. Не скрою, что путешествия в компании, применяющие игровые практики, игровые клубы и школы мне нравятся. И я отношусь к ним более серьезно, чем к бизнес-туризму. И, безусловно, это не единственный источник информации, которым я пользуюсь.

P.S.: А я люблю профессионалов, которые допускают мысль о том, что другие тоже могут быть профессионалами

«…Играя в Го, следует отказаться от эгоцентричности, так как это может привести к поражению. Всегда стоит помнить о том, что партнер по игре тоже хочет победить, и каждую минуту выдумывает наилучший ход, также как и ты. Иными словами, думая о своих интересах, стоит также учитывать интерес конкурентов. И вообще, прежде чем атаковать оглянись на самого себя, и если ты видишь, что противник укрепился, укрепись и сам. Кстати, имейте в виду, что доска является «зеркалом». Большинство из нас не знает себя полностью, но в игре могут отразиться многие аспекты характера, паттерны привычного поведения и стереотипы принятия решений. В Го важно наблюдать как себя, так и партнера по игре. Это очень созерцательная игра…»

Интервью с Мастером Го: «Русский Учитель Японского Го» - http://maria-shuvalova.blogspot.com/2010/09/blog-post_28.html

Про ценность победы и значение поражения в Го - http://maria-shuvalova.blogspot.com/2010/09/johnny-joker.html

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Мария Шувалова пишет: Я в своем роде коллекционер информации об играх и исследователь их алгоритмов.
Вам в коллекцию (если этой книги у Вас нет): Ясуюки Миура. Го и восточная бизнес-стратегия. М.: София, 2005г. Кстати, Вы по образованию гуманитарий или технарь? Это к тому, что Вы понимаете под алгоритмами - ''исследователь алгоритмов'' звучит достаточно солидно. Удачи!
Генеральный директор, Москва
Спасибо, Владимир, за книгу и пожелание удачи. Я гуманитарий. Про разницу понимаю, но все-таки не совсем согласна, с ее существованием  Хорошей вам недели и удачных праздников
Руководитель проекта, Москва
Мария Шувалова пишет: Ответ для Александра Кошелева: Да, вы правы, Александр. Во многих человеческих занятиях можно увидеть взаимосвязи и пользу для бизнеса.
Вообще есть что-нить в этом мире не ''как бизнес''? ))) Вот еще статья и про альпинизм появилась...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперты ВШБ НИУ ВШЭ обсудили результаты исследования о корпоративной среде

Экспертный диалог состоялся в рамках XXVIII ежегодного коммуникационного форума РАСО «Дни PR – 2024».

ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.