Как преодолеть кризис: обзор тезисов круглого стола Клуба финансовых директоров ВШФМ РАНХиГС

В начале 2022 года Россия оказалась в совершенно новой экономической реальности. Беспрецедентные внешние санкции и уход многих западных компаний с российского рынка вызвали спад экономики и кризис. В отличие от предыдущих кризисов, с которыми сталкивалась российская экономика за последние 30 лет, нынешний совершенно другой как по тяжести, так и по способам его преодоления, с которым отечественному бизнесу еще не приходилось сталкиваться.

Где в этих условиях брать рецепты преодоления кризиса? Как выстраивать бизнес в новых обстоятельствах, чтобы минимизировать масштабы спада? Как перестраивать логистические цепочки в изменившихся транспортных коридорах и искать новые способы поставок? Чем заменять импортные составляющие своей продукции и где находить новых поставщиков? Как создавать финансовую модель бизнеса в нынешней турбулентной ситуации? Эти и множество других вопросов одномоментно встали перед отечественными компаниями.

Как известно, «один ум хорошо, а два лучше», но еще лучше для поиска ответов на такие непростые вопросы, собрать много умных людей, знающих специалистов, практиков в сфере управления финансами и денежными потоками, руководителей и собственников бизнеса, которые в процессе совместного обсуждения попробуют отыскать наилучшие решения сложных задач, встающих перед бизнесом, помогут друг другу в осмыслении сложившейся ситуации.

Так решили в Высшей школе финансов и менеджмента РАНХиГС, руководство и профессорско-преподавательский состав которой, всецело разделяли глубокую озабоченность своих настоящих слушателей и выпускников MBА программ последствиями санкций для ведения бизнеса в России.

Заместитель декана ВШФМ РАНХиГС, кандидат экономических наук, доцент Елена Резник предложила возобновить, прерванную пандемией работу Клуба финансовых директоров, который уже много лет существовал на базе Школы, объединяя всех ее выпускников и помогая им в дальнейшем карьерном становлении. При ее действенном участии и активной помощи коллег состоялось его первое заседание после почти двухлетнего перерыва в формате круглого стола на животрепещущую тему: «Бизнес в условиях санкций. Кризис или возможности».

Модератор Круглого стола Наталия Петрунина, эксперт по поиску точек роста бизнеса обозначила основную цель мероприятия: «Для российских финансистов турбулентность — это одна из постоянных составляющих работы. Умение преодолевать кризис становится профессиональным навыком любого из тех, кто руководит финансами, людьми, проектами, и поэтому мы хотим сегодня аккумулировать наш коллективный опыт в новых условиях, опыт практиков и методистов, опыт экспертов финансового рынка, оказавшегося сейчас на острие проблемы».

В ходе круглого стола прозвучали выступления четырех ключевых спикеров.

Какая новая компетенция руководителя возникает в XXI веке

Профессор ВШФМ РАНГи ГС, бизнес-консультант по стратегическому менеджменту и предпринимательскому лидерству Михаил Колонтай открыл заседание, выступив на тему: «Бизнес в условиях санкций. Почему традиционный антикризисный менеджмент не сработает». Он презентовал результаты опроса, проведенного им среди представителей различных секторов экономики, по поводу того, что происходит в их бизнесе после февральских событий и введения санкций. Респондентам были заданы следующие вопросы:

  • В какой ситуации находится ваша компания в настоящий момент (простой, трудной, сложной, хаотической)?
  • Как повлияли или как могут повлиять санкции на ваш бизнес (ситуация улучшится, никак не изменится, ухудшится, резко ухудшится)?
  • С какими проблемами столкнется сегодня бизнес?

Спикер отметил, что сложная ситуации — это, пожалуй, самый распространенный ответ, который давали респонденты. Она характеризуется тем, что в компании возникают проблемы сразу в нескольких областях. 

Из ответов на второй вопрос неожиданно выяснилось, что многие бизнесы, многие отрасли только выиграли от введения санкций, у них ситуация улучшилась. В частности, к таким отраслям относятся: сельское хозяйство, IT, оборонное производство, внутренний туризм, коллекторские услуги, микрофинансовое кредитование, продажа подержанных авто.

Ответы на третий вопрос выявили, что во многих компаниях не существует антикризисной стратегии, менеджеры скорее соревнуются за ресурсы, чем за построение антикризисных действий, отсутствуют антикризисные коммуникации, используются традиционные статьи оптимизации: зарплаты, сокращение персонала, общехозяйственные затраты. И нет новых идей, нет даже желания обсуждать новые вызовы. Михаил Михайлович указал, что в антикризисном управлении есть такое понятие: активная инертность, когда на радикальные изменения менеджеры реагируют не изменением своего поведения, а оптимизацией действий, приводивших к успеху прежде. Это так называемая «ловушка успеха».

Эксперт напомнил, что существует знаменитая методика, касающаяся того, как проводить изменения в компании: «Стратегические изменения» Джона Коттера, основными и обязательными пунктами которой являются внушение людям необходимости перемен и создание команды реформаторов. В текущей ситуации для некоторых необходимость перемен уже свершилась как факт, а для некоторых перемены не нужны, потому что все и так очень хорошо. Но создание команды реформаторов шаг необходимый, поскольку придется думать о новых рынках, новых продуктах и новых услугах для компании, в силу сложившихся обстоятельств.

Спикер отметил, что, к сожалению, санкции быстро не закончатся и новая ситуация предполагает, что в дополнении к четырем классическим функциям руководителя (планирование, организация, лидерство и контроль), должна быть добавлена еще одна функция, которую предложил известный специалист в области стратегий управления Гэри Хэмел. С его точки зрения в XXI веке создались условия, когда стратегический подход предполагает взгляд внутрь компании, поэтому возникает новая компетенция руководителя, названная им «управление талантами». «К сожалению, в России такую компетенцию до сих пор не внедряют. Но в нынешних условиях надо понимать, что, если этих талантов в компании не будет, в ней не будет ничего» − подчеркнул спикер.

Как получить льготы за интеллектуальную собственность компании

Генеральный директор Института финансового развития бизнеса, эксперт по капитализации, инвестициям и интеллектуальной собственности Ильдар Шайхутдинов поделился с присутствующими «секретом» как можно повысить капитализацию компании и заработать на интеллектуальной собственности. Каким образом это можно сделать, он рассказал на примере собственного кейса.

В 2008 году он работал в финансовом отделе уфимского завода «Стеклонит», управляющая компания которого, находясь в Москве, приняла решение купить еще один завод в Твери. Его приобретение состоялось в июле, а через 2 месяца разразился финансовый кризис. В этих условиях произошло объединение предприятий и все показатели сразу поплыли, упала выручка, начались серьезные проблемы с финансами, производством, сбытом. 

В то время спикер учился на программе допобразования в ВШФМ РАНХиГС. На одном из занятий проходило обсуждение стратегий, позволивших Японии выйти из глубочайшего послевоенного кризиса и через 30 лет превратиться в одну из лидирующих экономик мира. Экономическое «чудо» произошло благодаря тому, что львиная доля денег страны была направлена на приобретение интеллектуальной собственности «по всему миру: скупались патенты, ноу-хау, рацпредложения. Все это было распределено по отраслевым компаниям, интеллектуальная собственность поставлена на баланс и после этого проведена переоценка. Деньги «надутые» стоимостью интеллектуальных активов, превратились в реальные денежные средства на счетах компаний. На них были проведены НИОКРЫ, закуплено оборудование».

Этот учебный кейс подтолкнул эксперта к изучению состояния дел с интеллектуальной собственность в нашей стране. Оказалось, что российские компании, которые занимаются НИОКР, получают льготы. То есть расходы на НИОКР признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. По словам эксперта об этом мало кто знает: статья 262 Налогового кодекса РФ дает возможность налогоплательщикам хорошо заработать на НИОКР. Вооружившись этими знаниями, он помог своему предприятию поставить на баланс патент, стоивший 7 тыс. руб., но приносивший акционерам 3 млрд выручки. Патент был переоценен в 200 млн руб.

После этого Ильдар Альбертович создал собственную компанию: «Институт финансового развития бизнеса», которая занимается тем, что помогает предприятиям зарабатывать деньги за счет НИОКР. 

Каким образом это происходит? На балансе компании, как правило, стоят станки, оборудование, а технология изготовления продукта на балансе не числится. Анализируя стоимость компании банк видит только половину ее активов, половину ее капитала, и соответственно ставка у него ниже. Если бы компания обладала как станками, так и технологией на балансе, то отношение к ней со стороны инвесторов и партнеров было бы совершенно иное. Так работают все мировые компании, кроме российских. 70% отечественных компаний утверждают, что у них нет интеллектуальной собственности, не считая таковой бренды, технологии, рецептуры, методы ведения бизнеса, клиентские базы данных, ПО и т. п.

«Выявив интеллектуальную собственность своей компании и правильно ее оформив, можно получить значительные налоговые льготы и увеличить стоимость своего бизнеса. Налоговые льготы, существующие сегодня, открывают колоссальные возможности перед компанией, независимо от того кризисное время или нет» − резюмировал спикер.

Как меняется планирование и бюджетирование в новых условиях

О том, что сегодня меняется в планировании и бюджетировании и как это может помочь в условиях внешней турбулентности рассказал директор по цифровой трансформации бизнеса консалтинговой компании Cоlumbus East Николай Дорогов. Спикер отметил, что инструменты управления, хорошо функционирующие в стабильной ситуации, а также индикаторы, на которые смотрели менеджеры и акционеры, в ситуации тотальной турбулентности часто не работают и ничего не говорят о том, что реально происходит в бизнесе. В сложившихся условиях миссия финансов состоит в поддержке принятия обоснованных решений. 

Для того, чтобы систематизировать деятельность в этом направлении, он предложил использовать такую модель как пирамида Маслоу применительно к финансам компании. Данная схема показывает, что важно делать на каждом уровне, чем надо заниматься по изменению условий внешней среды. 

Николай Владимирович выделил те аспекты, которые в любой компании надо проанализировать в первую очередь, чтобы быстро взять ситуацию под контроль, это: ликвидность, операционная эффективность и рабочий капитал. Особое внимание, с его точки зрения надо обратить на операционную эффективность, поскольку в настоящее время как никогда важно понимать с какой эффективностью работает конкретный бизнес, не как бизнес в целом, а «порезанный на кусочки» управленческого учета: подразделения, продукт, клиент и т. п. Необходимо трезво понимать, где зарабатываются деньги, а где нет и принимать решения, можно ли себе это позволить в текущий момент.

«Кризис — это хорошее время для того, чтобы решить застарелые проблемы, немного почистить «авгиевы конюшни» и тем самым оздоровить бизнес» − пояснил он. 

Также Николай Дорогов обратил внимание на такой актуальный инструмент как факторный анализ, «который сейчас имеет просто космическую важность». Он подчеркнул, что факторный анализ дает возможность бизнесу посмотреть на ситуацию под другим углом и помогает менеджерам принимать правильные управленческие решения.

Спикер подчеркнул, что в сложившейся ситуации многократно усиливается важность выбора команды, с которой придется решать возникающие задачи.

Как малому и среднему бизнесу получить льготные займы

Исполнительный директор МКК «Московский областной фонд микрофинансирования», эксперт по разработке финансовых стратегий, проведения финансовой и организационной диагностики предприятий Николай Пилецкий рассказал в своем выступлении о состоянии дел в самом быстроразвивающемся кластере российской экономики: малом и среднем предпринимательстве и структуре его поддержки, созданной в московской области. 

Он ознакомил собравшихся с деятельностью Московского областного фонда микрофинансирования, цель которого предоставлять бизнесу микрозаймы в сумме до 5 млн руб. Займ предоставляется на срок до 36 месяцев, и процентная ставка зависит от определенной категории, к которой относится бизнес и колеблется от 2% до 14% годовых.

Самые низкие процентные ставки займа предусмотрены для предприятий, зарегистрированных на отдаленных территориях московской области и социального бизнеса. Компании, занимающиеся импортозамещением в различных секторах экономики, Фонд кредитует под 5% годовых. Самая бурно растущая категория предпринимателей – это самозанятые, для их поддержки разработан специальный продукт с процентной ставкой 9% годовых. Особенно актуально это на фоне того, что банки неохотно идут на кредитование самозанятых, видя в этом высокие риски.

Наиболее популярен продукт «Приоритетный», предназначенный для кредитования самых приоритетных направлений, таких как: производство, сельское хозяйство, молодые предприниматели до 35 лет и т. п. Все предприятия, входящие в эту обширную категорию, могут получить займ также под 9% годовых. 

Николай Анатольевич отметил резкий рост запросов на получение льготных займов со стороны субъектов МСП на фоне экономических санкций.

Тезисы других экспертов круглого стола

После выступлений ключевых спикеров, слово взяли эксперты. В частности, советник СОО по финансам/Global CFO, группа компаний Positive Technologies Дмитрий Медведко поделился положительным кейсом своей компании по капитализации интеллектуальной собственности. В декабре 2021 года компания вышла на Московскую биржу и сейчас ее стоимость составляет примерно 1 млрд долларов.  

Доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов ВШФМ РАНХиГС Виктор Паламарчук, подчеркнул в своем выступлении, что очень важно в это непростое время поддерживать общение коллег-единомышленников, консолидировать людей, причастных к Школе. Он отметил, что подобные встречи в формате круглого стола могут стать толчком для поиска новых идей и способов преодоления встающих перед бизнесом проблем.

Профессор ВШФМ РАНХиГС, заведующий кафедрой корпоративных финансов, инвестиционного проектирования и оценки имени Лимитовского Виген Минасян, взяв слово, указал, что сейчас важными элементами управления становятся санкционный комплаенс и санкционный риск-менеджмент. По его мнению, эти вещи должны войти в жизнь компаний, которые серьезно занимаются бизнесом. 

Крайне интересными и полезными для понимания сложившийся ситуации были выступления представителей реального бизнеса из IT (создание программного обеспечения для языковых онлайн школ, инжиниринг), угледобывающей отрасли, гражданской авиации, алкогольной отрасли. Они рассказали с какими проблемами столкнулись их компании после введения санкций, как они с ними справляются, какие шаги предпринимают, чтобы перестроить свою экономику и найти новые возможности для бизнеса, какие используют стратегии.

Воспользовавшись тем, что на Круглом столе собрались выпускники ВШФМ РАНХиГС разных лет, после его завершения мы побеседовали с некоторыми из них и попросили поделиться своими впечатлениями об обучении в Школе.

Так управляющий партнер по финансовому и стратегическому консалтингу компании AMT, бизнес-тренер, финансовый коуч Татьяна Чибиняева, принимавшая активное участие в подготовке Круглого стола со стороны выпускников, рассказала свою историю успеха:

«Считаю, что Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС – одно из лучших учебных заведений, готовящих именно современных управленцев для финансовой сферы. Школа дает очень качественное образование, благодаря высочайшему уровню профессорско-преподавательского состава. Я закончила Школу в 2005 году, и несмотря на то, что уже работала в области финансов и была топ-менеджером, стремительный взлет моей финансовой карьеры, произошел именно после окончания Школы: буквально через 2 года я вывела Новороссийск порт на Лондонскую биржу. В стенах Школы преподаватели различных дисциплин могли ответить на мои злободневные вопросы, не только теоретические, но и практические. Мы были с ними на постоянной связи, они подсказывали что надо делать и как, давали действующие инструменты.

Трое из моих работодателей попали в список Forbes именно в то время, когда я работала у них. Они до сих пор включены в список и вполне успешны. Общаться с работодателями также учили в ВШФМ. Еще тогда, почти 20 лет назад, руководитель Школы Елена Лобанова понимала, что финансовый директор — это стратегический помощник руководителя компании и поддержка всех менеджеров, что это такая системообразующая должность. Я до сих пор очень благодарна Школе, и поэтому я сейчас здесь, и считаю, что приходит время возвращать долги». 

Управляющий партнер Branan Legal, Член экспертных групп Банка России по вопросам корпоративного управления и устойчивого развития Максим Бунякин поделился своим опытом обучения в ВШФМ РАНХиГС:

«Могу сказать, что поступление в ВШФМ РАНХиГС было очень правильным выбором. Первое образование у меня юридическое, отработав в этой области 10 лет, я принял решение пойти изучать финансы и ни разу об этом не пожалел. Полученное в стенах Школы образование, дало мне возможность понимать бизнес-язык, финансовый язык, расширить свои профессиональные возможности. После окончания обучения прошло уже 12 лет, за это время я создал свой бизнес, приобретенные знания и networking мне очень в этом помогли». 

Советник СОО по финансам/Global CFO, группы компаний Positive Technologies Дмитрий Медведко рассказал о том, почему выбрал для обучения именно ВШФМ РАНХиГС.

«Изначально, я хотел закончить программу MBА, но через какое-то время понял, что MBА по финансам для меня пройденный этап, поскольку к тому времени уже получил финансовые сертификации СFА и СMА. И я начал прицельно искать программы Executive MBА, потратив целый год на изучение российских программ. Выбирал очень тщательно: ходил на дни открытых дверей, общался с выпускниками и в результате остановил свой выбор на программе ВШФМ РАНХиГС по стратегическим финансам, поскольку она показалась мне наиболее продвинутой.

Я поступил туда в 2016 году, за два года обучения у меня не было никаких нареканий, все очень нравилось: блестящий преподавательский состав, дружелюбная, всегда готовая помочь администрация, потрясающая группа. Я искренне считаю, что это, пожалуй, самая сильная школа по финансам в России. Если выбирать из отечественных школ, то она наиболее привлекательна с точки зрения соотношения цены, качества образования и возможности комфортно учиться, особенно, если планируешь строить свою карьеру в нашей стране». 

В завершение следует отметить, что первое заседание «Клуба финансовых директоров» РАНГиГС, проведенное после длительного перерыва, благодаря усилиям организаторов и участников Круглого стола прошло успешно и результативно. Уже намечены следующие, не менее интересные встречи. Для более эффективного и плодотворного развития Клуба было принято решение о расширении его профессионального сообщества: теперь участниками Клуба могут стать не только выпускники ВШФМ РАНХиГС, но и топ-менеджеры любых компаний и собственники бизнеса, желающие завести новые деловые контакты, принять участие в обмене опытом и совместном поиске прорывных идей и выигрышных бизнес-решений.

Узнать больше о программе MBA «Финансы» можно на сайте ВШФМ РАНХиГС

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бывшая сеть Starbucks в России открылась под брендом Stars Coffee

На логотипе сети вместо русалки — девушка в кокошнике с пятиконечной звездой.

Собрать школьника к учебному году стало дороже в среднем на 11,4%

Основа «продуктовой корзины» школьника на маркетплейсах подорожала за год.

Как профессии влияют на состояние здоровья россиян

Чаще всего влияние профессии на здоровье отмечают HR-ы, юристы и IT-специалисты.

Половина родителей школьников берут отпуск в августе, чтобы собрать ребенка в школу

Затраты на расходы для подготовки к школе в этом году начинаются от 15 тыс. руб.