Коучинг и MBA: что важнее?

Можно ли сравнивать MBA и коучинг? Тем, кто знает, что это такое, вопрос покажется странным, потому что это в принципе несопоставимые вещи. Тем не менее, у людей, мало знакомых с терминами, такое смешение понятий может возникать. Почему? И MBA, и коучинг сегодня актуальны и предназначены для руководителей. Но при этом важно определиться с основным запросом и ожиданиями от процесса.

Управленец интересуется MBA или коучингом, когда ищет новые возможности, хочет перейти на новый карьерный или личностный уровень. И тут обе технологии не конкурируют, а взаимно дополняют друг друга. Если MBA – это знания, дающие рост в ширину (профессионализм), то коучинг – в глубину (познание себя и своего влияния на внешние процессы), считает Наталия Долина, генеральный директор «Европейского Центра Бизнес Коучинга», президент российского представительства «Международной Федерации Коучинга» (ICF), преподаватель на программах Executive MBA в ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ. Что может дать коучинг бизнес-образованию? Зачем профессору индивидуальный подход на лекции? По каким дипломам определяется профессионализм бизнес-коуча? Об этом Executive.ru спросил эксперта в личной беседе, а также узнал методику определения личной успешности и важные составляющие жизненного баланса.

Executive.ru: Насколько количественно и качественно развит коучинг в образовательных учреждениях Европы, Америки и России?

Наталия Долина: Коучинг уже нашел признание во всем цивилизованном мире. В Великобритании, например, в частных школах можно найти предмет «Лидерство и коучинг». В странах, где коучинг развит, есть разновидности life-коучинга - коучинг подростков и пенсионеров, карьерный коучинг. В университетах многие преподаватели владеют этим подходом для эффективной подачи материала и взаимодействия с аудиторией. Задача раскрыть потенциал каждого слушателя, создать пространство сотворчества в группе.

Роль современного лидера заключается в управлении людьми, а не процессами. В этом смысл перехода от менеджера к лидеру. На MBA и Executive MBA-программах коучинг рассматривается как один из инструментов эффективного лидерства. Это стиль эффективных коммуникаций, дающий осознанность, ответственность, мотивацию и удовлетворение от полученных результатов сотрудникам. Лидеры, владеющие коучинговыми подходами в управлении, создают команды победителей. Это также возможность для лидера осознать свою роль и влияние на бизнес-процессы в компании, открыться новым проектам, загореться.

В европейских бизнес-школах коучинг – неотъемлемая часть образования для руководителей. В российских бизнес-школах то, что коучинг нужно внедрять в российские бизнес-школы, понимают все. Но не все до конца понимают, что такое коучинг и как его использовать на самом деле. Поэтому многие встроили его в свои программы, только соответствуя духу моды и отвечая на запрос рынка. Сам рынок коучинга в России еще только выстраивается, в каком-то смысле он «дремуч», но радует то, что он точно есть, и входные барьеры растут с каждым днем.

Executive.ru: Какое образование должно быть у самого коуча?

Н.Д.: Действительно еще совсем недавно коучингом называлось все, что двигало человека вперед к его целям. Сегодня в профессии коуча есть четкие стандарты, компетенции, этические нормы, аккредитация и сертификация. Например, в профессиональном сообществе Международной федерации коучинга состоит 22 тыс. специалистов со всего мира, и войти в их число может только человек, получивший аккредитованное образование. В каком-то смысле это гарантия для заказчика и поддержка для самого коуча. Коуч должен постоянно развивать свои навыки и компетенции, иметь несколько специализированных образований по коучингу, владеть методиками оценки и HR технологиями, опыт работы в коучинге от 5 лет, рекомендации компаний-лидеров рынка и хорошую репутацию среди коллег, свои завершенные или продолжающиеся проекты, которые имеют обоснованную значимость на рынке, приверженность своему делу.

Считается, что психологическое образование для классического коуча необязательно. Однако для работы на более глубоком трансформационном уровне с лидерами бизнеса это будет вполне уместным. Ведь, двигаясь к намеченным целям и будущему, работа с прошлым и защитными механизмами клиента крайне важна. По последним исследованиям Pricewaterhouse 2012 года у 60% коучей за плечами такие степени, как кандидат наук, MBA или два-три высших образования. А у бизнес-коучей этот показатель даже выше. Многие из востребованных и активно работающих бизнес-коучей на мировом рынке имеют также экономическое образование – это дает возможность разговаривать с людьми бизнеса на одном языке, налету схватывать суть проблемы. Часто бизнес-коучами или executive-коучами становятся бывшие руководители, которые имеют высокий EQ и опыт работы с людьми и организациями.

Executive.ru: Как строится процесс коучинга, интегрированного в бизнес-образование?

Н.Д.: Разные бизнес-школы включают коучинг в разных форматах. Это может быть тренинг, цикл групповых занятий, короткий семинар, командный коучинг и т.д. Где-то индивидуальные коуч-сессии входят в курс обучения, а где-то предлагаются дополнительно к основному обучению. Количество сессий на таких курсах от 1 до 10 (сессия = 1 час). Порой кому-то достаточно и одной личной встречи – проработали что-то ключевое, и это повлекло за собой каскад изменений, сработал «эффект домино». Чтобы процесс не превращался в конвейер (так как работа филигранная, творческая), на проект может привлекаться несколько коучей.

В этом направлении хорошо разработаны программы по стратегии и лидерству на программах Executive MBA в ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, куда, в том числе, включен мой авторский курс «Коучинг. Стратегия успеха». А на Российско-бельгийской программе Executive MBA с 2012 года в программу обучения включены также и индивидуальные коуч-сессии для слушателей программы. Цель курса – не только дать слушателям общие понятия о международных стандартах коучинга, но и дать возможность проработать свои проблемные зоны, поставить новые цели, пересмотреть привычные ограничивающие убеждения, научиться эффективным диалогам и повысить свой EQ. Тут же происходит закладка новой парадигмы лидерства, где коучинг становится стилем управления, способом раскрытия потенциала сотрудников. В беседе с коучем кто-то хочет поговорить о своей компании, кто-то уже осознает, что суть проблемы – в нем самом; кто-то хочет построить баланс жизни; кому-то нужно помочь расписать стратегические цели на будущее; кому-то требуется научиться сочетать личные и корпоративные цели; кому-то нужно помочь вдохновиться идеей, найти новый смысл, преодолеть чувство «потолка» и т.д.

Executive.ru: Есть такие, кто отказывается от работы с коучем?

Н.Д.: Людям, которые совершенно не привыкли к диалогу с собой вне коридора стереотипов, не ощущают свой эмоциональный фон, не умеют чувствовать себя и другого человека, - коучинг прямо показан, но дается с трудом. Поэтому может возникать сопротивление. Очень часто встречается ситуация, когда человек прошел путь от простого специалиста к руководителю высшего звена. А вот дальше, к уровню лидера, перейти не в состоянии. Отсюда рваные коммуникации, нерешенные вопросы, падающая самооценка, затворничество в кабинетах и т.д. Они застревают в кругу своих стереотипов, в зоне своего «милого болотца». Такой руководитель может проявить сопротивление и недоверие процессу. Незнание методики и скептицизм – это типичные причины отказа от коучинга. Однако в глубине всегда одна причина – страх перемен.

И даже на программах MBA и Executive MBA бывают те, кто отказывается от коучинга. Хотя они априори и готовы меняться, но только так, как сами это видят. Семинары, лекции, дискуссии – это менее рискованный путь в их понимании. Коучинг же – зона неизвестности, и тут срабатывают защитные стереотипные убеждения. Причем страх может быть как осознанным, так и бессознательным. Ведь во время сессии, скорее всего, придет осознание, что ты что-то делал не так, придется делать выбор: действовать ли по-старому или пробовать по-новому, и, соответственно, брать на себя ответственность за будущий результат.

Executive.ru: Какие проблемы/диагнозы приводят к вам слушателей?

Н.Д.: Самая распространенная – тема коммуникаций. А в целом это умение делегировать, контроль, построение команд с высокими целями и достижениями, конфликтность на рабочем месте, принятие решения. Часто говорят, что хотят повысить личную эффективность. Но у каждого под этой фразой подразумевается свое. Первоначальные запросы звучат по-разному, но в конечном итоге все сводится к уверенности в себе, которая в настоящий момент не находится на том уровне, как это было раньше. Хочется повторить историю своих побед. Речь идет про тот самый «потолок» и желание выйти на новый уровень, загореться, найти интерес, смысл. Сегодня менеджеры хотят получать удовольствие и удовлетворение от работы. Многие говорят о миссии.

Хотя речь идет о бизнес-коучинге, частная жизнь тоже часто становится темой обсуждения. Да и коуч ведь работает не с проблемой, а с человеком. Личное и деловое – это сообщающиеся сосуды, и получается, что перемены в одной области влияют на изменения в другой. Более того, иногда можно наблюдать бессознательную ярко выраженную проекцию жизненных убеждений из одной сферы в другую. Поэтому во время сессий, как правило, нет ограничений, о чем можно говорить, а о чем нельзя. Важно все!

Executive.ru: Что еще может дать коучинг бизнес-образованию, помимо работы со слушателем?

Н.Д.: Это поддержка ключевых сотрудников в школе (повышение эффективности самой команды) и инструмент раскрытия потенциала и умения вести эффективные диалоги, как индивидуальные, так и с группой. То есть преподаватель, обладающий знаниями в области коучинга, может в разы повысить эффективность своего преподавания, даже если в аудитории 100 человек. Ведь подача материала – это не просто слайды или текст лекции. Это сам процесс. И у преподавателя должен быть фокус на него, а не просто на конечный результат. Это не значит, что он должен к каждому лезть в душу. Нужно так построить свою речь и диалоги, чтобы вас хотели слушать и уносили максимум полученных знаний с собой. Преподаватель-коуч подает материал через ощущения, через страсть к предмету, через интерес и веру в человека, принятие мнения каждого, уважение, любовь…, если хотите. Он задает вопросы, приглашающие и вовлекающие человека в мир знаний. Такое обучение раскрывает потенциал обучаемого, делает процесс захватывающим и интересным для обоих сторон. Это обмен энергиями, сотворчество. Причем с позиции партнерства и равных, даже если речь идет о преподавании детям. Это не только технологии, это целая философия, которую надо понимать и разделять на самом глубинном уровне. Тогда все получится!

Executive.ru: Как бы вы обозначили понятие «успех»?

Н.Д.: Самое главное – как сам человек осознает, из каких составляющих состоит его личный успех, о своих внутренних и внешних критериях. Эта система не статична и меняется в зависимости от процессов, происходящих в жизни человека. Вот, к примеру, прямо сейчас, дочитав статью, можно подумать и записать восемь основных составляющих своего успеха. Оценить каждый по шкале от 1 до 10, насколько каждая составляющая реализована на сегодняшний день. Затем выделить ключевую составляющую, от прироста которой, увеличение пойдет по всем направлениям. Это простое задание дает возможность осознать, что есть ваш индивидуальный успех, из чего он должен состоять, чего не хватает и с чего начать.

Недавно я делала исследование и просила своих клиентов вспомнить моменты их успеха, чтобы осознать, какие факторы у них были тогда и как они поменялись. Как правило, эти факторы внутренние: амбиции, интерес, стремление, страсть, желание доказать, ощущение масштаба задачи и т.д. Момент достижения цели – это короткая вспышка, дающая удовлетворение. А если рассматривать успех в долгосрочной перспективе, то это удовольствие от самого процесса движения к цели. Часто обесценивание своих достижений происходит именно потому, что человек не получал удовольствия в самом процессе и не дал себе признание за достигнутое. Обесценивая пройденный путь, вряд ли оценишь и новые достижения. И тогда успех превращается в призрачный мираж. Вроде, шел к нему, а прошел мимо. Как часто я встречала людей, получивших общественное признание их успеха, при этом они себя таковыми не считали! Что-то важное, значит, они упустили на этом пути…

Executive.ru: Дайте несколько советов читателям E-xecutive.ru, как обрести жизненный баланс?

Н.Д.: Человек, не реализовывающий свои возможности в одной области, будет переносить состояние неудовлетворенности и на другие сферы своей жизни. Часто мужчины считают, что их задача – материальное обеспечение семьи. А личное – это зона комфорта и отдыха. И кто-то другой должен позаботиться о том, чтобы там было хорошо. На самом деле, чтобы дома был комфорт для души, надо об этом позаботиться. «Личное» требует такого же вложения сил, энергии, знаний и терпения, как и бизнес. Там также надо заботиться об отношениях, настраивать климат, строить коммуникации, иметь фокус на результат, быть ответственным, выстраивать команду и т.д. Понимание того, что по степени включенности деловая жизнь равна личной жизни, приводит к сбалансированному состоянию. Как сказал мудрейший Стивен Кови: «Ни один успех в бизнесе не заменит неудачи в личной жизни».

Баланс – это еще и разумное наполнение своей жизни теми событиями и процессами, которые важны для человека на самом деле. Это и отдых, и досуг, и увлечение, и общение, и развитие, и сам Я. Только полная жизнь может быть сбалансирована. Все мы как канатоходцы: пока есть баланс – мы можем двигаться, когда он потерян – рискуем упасть (и, скорее всего, упадем). Замирать на этом пути нельзя, потому что система не статична. Все находится в динамике, поэтому-то гармония и счастье так тонко осязаемы, столь желанны и столь быстро растворимы. Новый виток в жизни порождает новую формулу баланса. Поэтому крайне важно быть коучем самому себе: четко понимать, какие грани в вас есть, как долго вы можете держать баланс (год, два, три…), в какую сторону сместились ваши приоритеты – куда теперь двигаться, чтобы вернуть желанное состояние. Не бойтесь общаться с собой и говорить себе правду.

И, конечно, важно помнить, что жизнь – это не просто достигнутые цели, это сам ПУТЬ, дорога к ним.

Источник изображения: hicoach.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Константин Тряпицын, Юрий Гурин
Руководитель проекта, Москва

Хорошее интервью, согласен с Наталией.
К сожалению, не все бизнес-школы на программах МВА вводят курс коучинга.
А для лидеров - прохождение коуч- сессий, хотя бы в минимальном объеме (4-5), было бы очень полезно для личного роста и своего роста в бизнесе.

Управляющий директор, Великобритания

«Ни один успех в бизнесе не заменит неудачи в личной жизни» - очень правильные слова.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.