«Одна из причин мирового кризиса – узкопрофильность специалистов»

В целом бренд бизнес-школы – это ее статус, опыт, выпускники, корпоративные программы и клиенты, для которых они делаются. Но, помимо всего перечисленного, главным брендом этой бизнес-школы является ее название. Греческое слово synergos в переводе означает сложение сил для достижения эффекта в условиях интеграции и глобализации, когда требуется объединение усилий, взаимосвязь для решения глобальных экономических вопросов среди межгосударственных или межтранснациональных компаний. Executive.ru побеседовал с Михаилом Иоффе, научным руководителем бизнес-школы «Синергия» и доктором экономических наук, на тему того, на что нужно делать уклон в подготовке кадров, зачем миру инновационный менеджмент, а технарям – бизнес-образование, и как готовить специалистов, способных устоять перед суровым реалиями мирового финансового рынка.

Executive.ru: Опишите картину своего видения современного бизнес-образования. Какие плюсы и минусы вы можете назвать.

Михаил Иоффе: Современное бизнес-образование претерпевает период бурного развития. В России уже восемь бизнес-школ аккредитовано по программе MBA международной ассоциации AMBA. Вместе с тем не могу сказать, что тенденция развития исключительно положительная. Есть и свои минусы. Во-первых, спрос на программы MBA снизился всвязи с кризисом 2008 года и до сих пор не вышел на прежний уровень. Упали доходы предприятий, они стали меньше инвестировать в обучение сотрудников и содействовать тем, кто хотел бы получить образование самостоятельно. Во-вторых, с наступлением кризиса из-за страха потратить большие средства на обучение многие решили подождать лучших времен. Хотя как раз наоборот, нужно было идти учиться.

Еще один момент: квалификации бакалавра и магистра есть, а MBA – нет. А раз нет, то отношение многих работодателей неоднозначное: ну и что, что он закончил MBA – а каковы его практические навыки, умения и компетенции?

В бизнес-среде идет разговор о том, что экономическое бизнес-образование в России слишком масштабное и не очень эффективное. Сегодня, когда экономика постоянно меняется, происходят различные конъюнктурные явления в области финансов, межгосударственных, глобальных, интегрированных отношений, каждый экономист, менеджер, предприниматель должен понимать, как реагировать на макроэкономические процессы через призму микроэкономических процессов внутри своей компании. Именно поэтому бизнес-образование начало овладевать такими категориями специалистов, как инженеры, начальники цехов, главные конструкторы, руководители различных технических и производственных предприятий. Ведь чтобы произвести какой-либо прибор, нужно понимать, для чего они его производят. На первое место выходит инновационный, производственный менеджмент. К примеру, наша школа работает с топ-менеджерами компании «УралКалий», из которых большинство – инженерно-технические работники – руководители подразделений, которые хотят иметь диплом в области стратегического менеджмента.

Executive.ru: Какие процессы требуют модернизации?

М.Ф.: Сегодня все большее значение приобретают укороченные программы (группы выходного дня) и среднесрочные программы Executive education, на которых могут обучаться специалисты любого профиля с тем, чтобы приобретать навыки и компетенции экономического и управленческого плана с учетом современной ситуации в стране. Мы живем в век глобальной экономики. Любой бизнес, даже самый маленький, интегрирован и связан с мировыми экономическими процессами. Например, розничные сети. 75% - это импортные товары. Нужно понимать, как они к нам приходят, откуда, с кем иметь дело, где закупать и т.д. Идет глобализация экономики, а, следовательно, требуется глобализация образовательного процесса.

Еще один момент, который у нас в стране является слабым звеном в подготовке кадров – это знания английского языка. Что это дает? Дело не в общении (для этого можно нанять переводчика), а в возможности получения информации. Если вы владеете языком, то ежедневно по сетям Интернет можете получать любую информацию, которая обогащает ваши знания. Кейсы, финансовые отчетности, полезные документы и др. большинство компаний всех стран выкладывают на английском языке. В противном случае специалист без знания языка ограничивается своими «местными» ситуациями и не может вырваться на более широкие просторы. И если из всех российских выпускников MBA только 30% знает английский язык, то у остальных 70% – это не совсем совершенные дипломы.

Executive.ru: В какой степени, на ваш взгляд, государство должно контролировать образовательный процесс бизнес-школ?

М.Ф.: По двум направлениям: оно может возводить рекомендательные стандарты, сформировывать квалификацию, узаконивать ее (ввести в квалификационный справочник), чтобы она приобрела значение. Но вмешиваться в систему бизнес-образования государству нельзя – программа MBA слишком гибкая и мобильная, она регулярно меняется, адаптируется под условия бизнеса и экономики. У нас постоянно будет кризис, они (кризисы) цикличны, и рассчитывать на то, что у нас 5-10 лет все будет прекрасно – невозможно.

Хочу отметить тот факт, что на Западе нет дипломов государственного образца. А у нас как думают? – «О, гособразца,- значит, серьезный вуз!» За границей сама школа приобретает вес своего имени и бренда. Представьте, каким уважением вы проникнитесь к человеку с гарвардским или стэнфордским дипломом! А ведь в авторитете их дипломов государство не играет никакой роли.

Executive.ru: Патроном бизнес-школы является британский принц Майкл Кентский. Как вышло, что он взял шефство?

М.Ф.: Принц – потомок династии Романовых, частично в его жилах течет кровь русских царей. Он не равнодушен к нашей стране, интересуется всем, в том числе и образованием. Однажды представился случай познакомиться с нами, так как наша бизнес-школа – была первой, которая в 2001 году аккредитовала программы MBA через международную ассоциацию AMBA. Мы предложили ему приезжать к нам, встречаться со студентами, что его крайне заинтересовало. Позже принц стал давать нам гранты на обучение в итальянской бизнес-школе Polimoda, а также в Oxford. Он также участвовал в создании британского образовательного центра. В нашей бизнес-школе принц является почетным профессором. Помимо него эту должность занимают президент международной ассоциации AMBA сэр Пол Джадж (основатель Judge Business School Кэмбриджского университета иодин из крупнейших бизнесменов), лорд Роберт Скидельски и др.

Executive.ru: В какой степени имя принца – ваш бренд?

М.Ф.: В первую очередь в международных отношениях. Он дает нам рекомендации представителям крупнейших бизнес-школ мира. Иными словами – имидж международного плана.

Executive.ru: С учетом сложившейся нелегкой экономической ситуацией на рынке, когда мир балансирует между кризисом и некризисом, как должны готовить своих учеников бизнес-школы?

М.Ф.: Бизнес-образование не может быть сиюминутным. Нужно находить баланс между тем, чему учить сегодня и какие фундаментальные знания давать на будущее. Что должен получить слушатель от двухгодичной программы? Разберем, к примеру, кризис 2008 года. Я изучал мнения западных политиков, банкиров, представителей образовательного мира. Одна из причин разразившегося мирового кризиса, по их мнению, заключается в том, что большинство современных профессиональных специалистов – узкопрофильные и не обладающие системой знаний о процессах развития, тенденциях, законах экономики. Вокруг вас совершается огромное множество процессов, которые нужно уметь предвидеть, к которым нужно уметь адаптироваться. Мой знакомый банкир мне сказал: «Я прекрасно знаю банковскую деятельность, великолепно знаю все процессы, но я оторвал себя от макроэкономики и не представлял, что может надвигаться в мире…».

Поэтому мы сегодня в программах MBA и делаем ставку на системный подход, системные фундаментальные знания, практические инструменты для их получения. Благодаря им потом легче адаптироваться ко многим явлениям в мире и уметь анализировать их в любой конкретный момент. К сожалению, на программах MBA часто люди приходят за конкретными знаниями из конкретных областей – маркетинга, финансов и т.д. Они не понимают, что MBA – это дженералистская программа, это стратегический менеджмент. Мы готовим управленцев, даем укрупненные специализации. Предположим, вы сегодня работаете в розничных сетях. Получив эти знания, завтра вы сможете работать в банке. И если какие-либо бизнес-школы будут вам предлагать программы MBA с узкой специализацией – знайте, что это просто программы переподготовки.

С другой стороны, если взять бизнес-образование бакалавриата, то тут мы сталкиваемся с проблемой отсутствия практики. Люди оторваны от реальности. Нужен контентный подход (когда со второго курса студенты начинают работать), сокращенный учебный процесс, современные электронные учебники для самообучения. При таком подходе учащиеся будут сдавать итоговые дипломные работы не на основе никому не нужных примеров из книг, а на основе своего личного опыта работы в той компании, в которой они проходили практику. Они будут выходить из учебного заведения подготовленными к суровым реалиям рынка.

Executive.ru: На какие образовательные компетенции делает основной уклон ваша школа?

М.Ф.: На системный подход в сочетании с практико-ориентированным. Стараемся проводить различные мастер-классы со свободной беседой и неожиданными темами. Делаем уклон на инновационный менеджмент. В современных технических вузах есть тысячи современных разработок. Дума приняла 217-й федеральный закон о Развитии малого инновационного бизнеса в вузах и НИИ. Но это пока работает только для людей, которые могут представить разработки мирового уровня, а тысячи и тысячи остаются вне этого ведомства, так как они не знают, как продвинуть и коммерциализировать эти НТР. И сейчас стоит задача подготовки предпринимателей нового образца – инновационных менеджеров. Это не ученые, которых научить быть предпринимателем крайне сложно, а предпринимателей по инновациям, которые вместе с учеными эту разработку будет продвигать. Такие люди должны быть на каждом предприятии.

Executive.ru: Приведите примеры наиболее ярких и успешных своих выпускников?

М.Ф.: Называть поименно – сложно, так как их огромное количество, поэтому приведу обобщенные примеры. Выпускниками нашей бизнес-школы является 50 топ-менеджеров крупнейшей сырьевой компании «УралКалий», 14 членов правления вместе с президентом «Телмоса» – крупнейшая структура холдинга «АФК Система», 100 человек из Пенсионного фонда – руководители субъектов федерации, их заместители и ответственные руководители аппарата. Казалось бы, зачем топам пенсионного фонда нужен MBA делового администрирования? – также для повышения своих макроэкономических знаний.

Executive.ru: Когда слушатель выбирает российскую бизнес-школу, он уже примерно ознакомлен со списком топовых из них. Но на чем остановить выбор, на что смотреть?

М.Ф.: Обозначу свой ответ несколькими пунктами:

  • Опыт. Сколько лет существует и трудится та или иная бизнес-школа.
  • Количество выпускников. Если, например, около тысячи – это очень хороший показатель.
  • Количество обучающихся. Придя знакомиться со школой, попросите данные.
  • Посмотрите учебные аудитории – инфраструктура, оснащение техническими средствами и т.д.
  • Есть ли у школы лицензия на обучение по программа MBA? В России еще пока учебные заведения должны соответствовать государственным стандартам и требованиям.
  • Есть ли международная аккредитация? Ее наличие говорит об оценке качества деятельности бизнес-школы зарубежными представителями.
  • Наличие совместных программ с зарубежными школами. Ведь если они есть, то это говорит об авторитете школы.
  • Количество различных программ и форм обучения.
  • Профессорско-преподавательский состав.
  • Какие критерии отбора проходят кандидаты в слушатели. Важно, чтобы брали людей примерно одного уровня. Ведь 30% ценной информации обучающиеся получают от общения друг с другом!

Executive.ru: Прослеживаете тенденцию, что средний возраст слушателей становится с каждым годом моложе?

М.Ф.: Несомненно! К сожалению, владельцы и топ-менеджеры не имеют времени учиться вообще и считают, что уже набрались большого опыта путем своих проб и ошибок. Поэтому все больше слушателей идет из малого и среднего бизнеса, которым просто необходимы сегодня системные знания. То есть сейчас средний возраст – 27-30 лет. Раньше это было 40-45 лет. При всем при этом сегодня критерии отбора таковы, что опыт работы у слушателя должен быть не менее трех лет, причем не обязательно на руководящей позиции.

Также я замечаю еще одну тенденцию, в том числе и на Западе: люди уходят от получения диплома MBA в сторону диплома Магистра. Это удобно – его можно получить сразу после окончания вуза. Практически – это рядом стоящие квалификации, но MBA – это именно стратегический менеджмент, а Магистр – это менеджмент аналитического, исследовательского значения, более научная деятельность.

Executive.ru: На сайте школы указано, что у вас есть возможность получения грантов на обучение для талантливых абитуриентов из Москвы и регионов России. Как происходит отбор?

М.Ф.: В 2009 году вместе с газетой «Известия» мы проводили конкурс на гранты на бесплатное и льготное обучение по программа MBA. Гранты давали наши почетные профессора. В будущем также планируются подобные мероприятия. В этом году мы собираемся предоставлять многим будущим слушателям льготные условия обучения за счет спонсорства российских и зарубежных бизнесменов и предпринимателей.

Также смотрите:

Как я выбирал MBA в России?

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Исполнительный директор, Москва
100 человек из Пенсионного фонда – руководители субъектов федерации, их заместители и ответственные руководители аппарата. Казалось бы, зачем топам пенсионного фонда нужен MBA делового администрирования? – также для повышения своих макроэкономических знаний.
Странный вопрос... Почему бы не получить образоване за счет пенсионных денег?
Аналитик, Екатеринбург
Михаил Иосифович, подскажите вашим пиарщиком и рекламщикам: 1-
Михаил Иоффе пишет: бренд бизнес-школы – это ее статус, опыт, выпускники, корпоративные программы и клиенты, для которых они делаются. Но,.. главным брендом этой бизнес-школы является ее название
Пусть разберутся с понятием ''брэнд'' и не путают причины со следствиями. К чему позорить бизнес-школу? 2-
Михаил Иоффе пишет: ...спрос на программы MBA снизился всвязи с кризисом 2008 года...
Спрос на реальный профессионализм стратегического уровня не снижался никогда. Снизились возможности платить за то, что является необязательным. Вот и прекратилась ''халява'' для тех, кто удовлетворял ненужные потребности в необязательном. 3-
Михаил Иоффе пишет: ...а каковы его практические навыки, умения и компетенции?
Уфф, без комментариев! Что называется - ''садитесь, двойка!'' Василий Пензин, +100! Обучаются за счет пенсионеров, чтобы потом грамотнее заявлять: ''Денег на пенсии нет и не будет, потому на пенсию надо выходить в 70 лет!''
Исполнительный директор, Москва
Владимир Ромашов пишет: Михаил Иоффе пишет: бренд бизнес-школы – это ее статус, опыт, выпускники, корпоративные программы и клиенты, для которых они делаются. Но,.. главным брендом этой бизнес-школы является ее название
Это говорить о том - ''А судью (учителя) кто?''
Владимир Ромашов пишет: Обучаются за счет пенсионеров, чтобы потом грамотнее заявлять: ''Денег на пенсии нет и не будет, потому на пенсию надо выходить в 70 лет!''
Скорее - ''Почему бы не получить за счет пенсионеров образование, которео может быть когда-нибудь, где-нибудь пригодится. Да и сидеть на работе - скушно...'' Здания Пенсионного фонда, построенные за счет пенсионеров - притча воязыцех. Вот что дал запрос в ''Яндекс.картинки'' - Шоб я так жил, как они бедствуют... Дефицит у них. Нечем пенсии платить...
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
М.Ф.: Несомненно! К сожалению, владельцы и топ-менеджеры не имеют времени учиться вообще и считают, что уже набрались большого опыта путем своих проб и ошибок. Поэтому все больше слушателей идет из малого и среднего бизнеса, которым просто необходимы сегодня системные знания. То есть сейчас средний возраст – 27-30 лет. Раньше это было 40-45 лет. При всем при этом сегодня критерии отбора таковы, что опыт работы у слушателя должен быть не менее трех лет, причем [COLOR=red=red]не обязательно на руководящей позиции.[/COLOR] Тем кто не успел построить график 40-45, 27-30 ====> 14-15 Ура-а-а-а-а! Скоро будут брать со школьной скамьи ... Ура-а-а-а-а! ... :D
Исполнительный директор, Москва
Александр Соловьев пишет: При всем при этом сегодня критерии отбора таковы, что опыт работы у слушателя должен быть не менее трех лет, причем не обязательно на руководящей позиции.
Сегодня пришла рассылка:
Уважаемый(ая) Василий Пензин! Откройте для себя новые возможности для качественного и удобного обучения! Получите степень МВА от Moscow Business School по революционно низкой цене! При поступлении на программы MBA вы получаете нетбук с бесплатным доступом в интернет, а также возможность освоить деловой уровень иностранного языка в течение всего периода обучения! ******** Требования к абитуриентам: законченное высшее образование, опыт работы более 2-х лет ******** С уважением, команда Moscow Business School
Нас ждет революция в менеджменте, когда детишки с МВА будут руководить предприятиями.
Бренд-менеджер, Москва

Так все-таки: НАДО ЛИ ПОЛУЧАТЬ МВА?

Я так и не определилась.

Кто-то от него в восторге, кто-то - ярый противник такого инвестирования

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Анна Пирогова пишет: Кто-то от него в восторге, кто-то - ярый противник такого инвестирования
Знания всегда нужны :idea: - Инвестируйте - кроме MBA есть другие в т.ч. бесплатная для Вас - ''Президентская программа''. это доступный и одновременно самый крутой элитарный клуб - Вас заносят в списки кадрового резерва 8)
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Василий Пензин пишет: Сегодня пришла рассылка: Требования к абитуриентам: законченное высшее образование, опыт работы более 2-х лет ... Нас ждет революция в менеджменте, когда детишки с МВА будут руководить предприятиями.
... или Система МВА разрушает саму себя.
Ректор, Санкт-Петербург
Александр Соловьев пишет: Система МВА разрушает саму себя
Вообще, когда говорят или пишут «МВА», что имеют в виду? «Программы МВА»? «Степень МВА»? ''Система МВА'' - это что? Что, собственно, разрушается? Что бы, некая система могла разрушаться, необходимо, как минимум, что бы эта «система» существовала. Создано огромное количество так называемых «Программ МВА», которые весьма сильно качественно отличаются. «Разнообразие» дошло уже до того, что «Программой МВА» стали называть все, что угодно. Так давно известно, что «…в одну телегу впрячь не можно, коня и трепетную лань...''. А впрягают, еще и не то. Даже ишаки пошли в продажу, под маркой «Мини кони»… Для многих покупателей не важно, что они покупают. Важно, чтобы «оно» было… Модно быть владельцем «конюшни», и все тут. А другие, не перестают задавать риторические вопросы: «А «оно» мне надо»? Дескать, объясните мне, для чего «оно» мне надо! И не затихает спор о том «оно» надо, или нет. И это «оно», о котором каждый имеет свое сугубо личное представление, свое соответствующее мнение, почему-то пытаются именовать одинаково – МВА. «Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим», а «Зри в корень!».
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Борис Федоров пишет: ''Система МВА'' - это что? Что, собственно, разрушается? Что бы, некая система могла разрушаться, необходимо, как минимум, что бы эта «система» существовала.
Борис, мне трудно сказать существует или нет - Но существовала ведь? Если происходит выделение новой системы, рвутся связи, теряется целенаправленность и надёжность ... вот тогда система разрушается. Цитировали ведь Генри Минцберга в другой дискуссии, из книги ''Требуются управленцы, а не выпускники МВА'': ''Попытки обучить управлению людей, у которых нет практического опыта, хуже, чем пустая трата времени, - они унижают саму идею менеджмента''. - Это ведь результат реальной ситуации, а не теория. И разрушение - это не всегда плохо - может получиться несколько систем - конкурирующих между собой. Разве можно отказать желающим получить образование - нет, конечно. Стоит всем входить в одну систему, когда она разрушается? Вот здесь и нужен Маркетинг, с этого всегда начинается что-то новое, и первый кто это понимает часто выигрывает ...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.