Российское бизнес-образование: каким оно будет

Еще некоторое время назад академическое и бизнес-сообщество искало пути эффективного взаимодействия в условиях экономического кризиса. Однако уже сейчас ситуация изменилась. Согласно оценке Центра исследований и аналитики Amplua Insights компании «Амплуа», в 2011 году объем рынка бизнес-образования будет даже больше, чем был до кризиса. При этом вузы, бизнес-школы, тренинговые и консалтинговые компании, независимые коучи сталкиваются с новыми задачами и проблемами. Меняются критерии успешности работы бизнес-школ: от них ждут прикладных исследований, бизнес-консультирования, современных методик и методов обучения. Меняется роль государства в программах подготовки кадров для субъектов бизнеса. Образовательное сообщество ищет новые способы продвижения бизнес-программ, в том числе в регионы. О том, каковы перспективы развития бизнес-образования в России и какие инновации применяются для подготовки высших управленческих кадров, говорили 1 февраля 2011 года участники круглого стола «Роль и место бизнес-образования в модернизационных процессах современной России». Его организаторами выступили Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Российская Ассоциация бизнес-образования (РАБО) и компания Begin Group.

Наталья Толстая, управляющий партнер компании «Амплуа», рассказала о современных тенденциях корпоративного обучения:

- Что сегодня происходит на рынке? Бюджеты у компаний в целом восстановились. Но сейчас компании очень вдумчиво относятся к тому, что они покупают у поставщиков образовательных услуг. Стали очень востребованы программы развития кадрового резерва, их начали пересматривать и реформировать. Значительно вырос и еще будет расти спрос на услуги внешних коучей. Еще одна актуальная тема – пересмотр в компаниях подхода к лидерству, которое сегодня является сквозной компетенцией, важной для всех. Возможно, в соответствии с этим должны быть расставлены акценты в программах МВА. Что касается e-learning и дистанционного обучения, то сейчас уже эти технологии стали применять, работать над их эффективностью и более качественным внедрением. Растет популярность вебинаров, как открытых, так и корпоративных. Массовая тенденция – сокращение обучения по времени.

Игорь Столяров, генеральный директор Московского фонда подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности, рассказал о городских системах подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства:

- Очень много учебных заведений в противовес тренинговым компаниям и бизнес-центрам дают очень основательные знания. Я говорю так, ссылаясь на довольно весомый объем наших исследований: Московский фонд подготовки кадров уже 16 лет участвует в разработке различных программ, связанных с бизнес-образованием. Мы организуем обучение по программам МВА, зарубежные стажировки. Государств, с которыми мы наладили контакты, более 30. Наиболее востребованы Норвегия, Финляндия, Германия, Франция, Япония. Мы работаем над внедрением в школах курса «Основы предпринимательской деятельности», что сопровождается съемкой фильмов для телеканала «Школьник ТВ». В 2010 году в рамках городской целевой программы нами обучено 16 860 человек, занимающихся малым и среднем бизнесом. По Президентской программе подготовки управленческих кадров в 2010 году обучились 418 человек. Среди них есть уже занявшие высокие посты в Москве. Это результат нашей работы.

Евгения Богатова, генеральный директор группы компаний «Русское Золото», председатель контрольно-ревизионной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей, высказала положения, которые могут быть полезны представителям бизнес-образования для выстраивания учебных программ:

- Сегодня у руководителей компаний однозначно есть потребность в том, чтобы в сжатый промежуток времени получить максимум информации о возможностях использования информационных технологий и интернета в своем бизнесе. Необходимы обзоры наиболее эффективных практик систем мотивации, а также методов и инструментов взаимодействия бизнеса и государства. Необходимы отдельные практикумы или семинары, которые помогут руководителям получить определенные умения. Первое – это умение принимать решения, контролировать их исполнение и корректировать допущенные ошибки. Второе – умение противостоять стрессам, сохранять энергию, предотвращать синдром выгорания. Третье – это умение общаться с подчиненными, партнерами, акционерами, государством. Общение формирует 70% успеха бизнеса.

Светлана Кочерга, проректор по кадровому и правовому обеспечению МЭСИ, рассказала об организационно-правовых изменениях в системе образования и о том, как они отразятся на подготовке кадров, которые в конце концов получит бизнес:

- Проблемы модернизации образования сегодня невозможно рассматривать, обойдя стороной готовящийся новый закон. В нем не нашли отражения многие термины и тренды европейской системы образования, а предложенные положения не соответствуют действующему российскому законодательству. Не определен статус субъектов образовательной деятельности, в то время как в процесс изменения своего правового положения вовлечены, по данным Минобра, порядка 3000 вузов и их структурных подразделений. Не нашла отражения уровневая подготовка: если мы приравняем магистерскую программу второго уровня высшего образования к МВА, как это сейчас предлагает законопроект, наступит конец бизнес-образования. Эти вопросы требуют обсуждения всего образовательного сообщества, которое может и должно повлиять на законопроект.

Наталья Зунина, преподаватель ИМП МЭСИ и ГУУ, руководитель направления HR консалтинга «БОСС. Кадровые системы», рассказала об особенностях современного бизнес-образования:

- Бизнес-школы должны являться актуальным фильтром, который поможет получить только эффективную и полезную информацию. Сегодня руководитель должен владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, уметь взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы. Сегодня при обучении руководителей необходимо использовать в образовательном процессе передовые информационные системы, в том числе HRMS-системы. Таким образом, мы получим выпускников, которые уже знают возможности современных программных средств, – бизнес сейчас это требует.

Безусловно, столь широкий спектр тем не удалось осветить в ходе двухчасового мероприятия: обсуждение продолжится на одноименном круглом столе 7 сентября 2011 года в рамках выставки Begin group. Все участники первой встречисошлись в одном:«Система бизнес-образования должна быть направлена на развитие современной экономики, основанной на знаниях». Практикоориентированность, использование инновационных принципов, технологий, методик и методов обучения, сокращение времени обучения – таковы сегодня ожидания слушателей бизнес-программ, и именно их должны стремиться оправдать провайдеры бизнес-образования.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс», НИУ ВШЭ и ИТМО запустили аспирантуру в области ИИ и гранты

Каждый год обучения аспиранты будут получать гранты по 800 тыс. руб., чтобы создавать новые технологии в области искусственного интеллекта.

ВШБ НИУ ВШЭ реализовала более 100 проектов с ведущими компаниями

Студенты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в процессе работы над курсовыми проектами решали реальные бизнес-задачи в рамках партнерства ВШБ с лидерами рынка.

Исследование: обучение в магистратуре окупается от 3 до 7 месяцев

Самый короткий срок окупаемости у направлений менеджмента, ИИ и IT, самый долгий – у психологии.

Х5 Group окажет грантовую поддержку студентам Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Пяти талантливым абитуриентам Х5 компенсирует 50% стоимости обучения в вузе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% работодателей не берут сотрудников без высшего образования

Только 15% компаний признались, что закрывают на это глаза и часто рассматривают кандидатов без дипломов.