MBA для гуманитариев

Можно ли совмещать творческое и прикладное образование и строить на этих знаниях упешный бизнес? Ответ не из легких. Ведь мы привыкли, что человек чаще всего выбирает для себя один из путей личностного и профессионального роста. Ну часто ли можно встретить, например, актера, музыканта или писателя с дипломом МВА? А физика-математика, декламирующего на подмостках театральной сцены? Но такие люди существуют. Мало того, они делают успехи в работе, карьере и ничуть не жалеют о двойственности своего образования. Ксения Михайлова окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных и Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), работает исполнительным продюсером телекомпании «Сохо Медиа», которая входит в холдинг «СТС Медиа». В числе известных проектов, над которыми работала Ксения на разных телеканалах такие, как: «На ночь глядя», первый сезон «Минуты славы», «СТС зажигает суперзвезду», шоу «Детские шалости» и «Шоу News». Получение степени МВА в области маркетинга Высшей школы международного бизнеса при Академии народного хозяйства не помешало ей развить свои креативные и творческие способности, а, наоборот, помогло иначе взглянуть на ее работу. Executive.ru узнал у Ксении, почему гуманитариям труднее решиться на получение степени магистра бизнес-администрирования, как примирить конфликт двух полушарий и с чего лучше начинать свое образование.

Executive.ru: С чего началась ваша карьера и что подтолкнуло вас к получению образования в области МВА?

Ксения Михайлова: Надо сказать, что путь к моей нынешней работе был крайне извилистым. Во время учебы в институте очень захотелось самостоятельности и, соответственно, понадобились деньги. Но, попытавшись объективно проанализировать свои навыки, я пришла к выводу, что к 20 годам мне удалось получить не больше и не меньше, чем образование хорошей жены, играющей на фортепиано, поющей романсы и непринужденно поддерживающей светские беседы, преимущественно на темы культуры и искусства. Таким образом, подходящую вакансию для себя найти было непросто. Первым постоянным местом работы для меня стал ресторан «Золотой», и работала я там певицей. Со временем пришла идея попробовать свои силы в ресторанном бизнесе. Со своим другом детства (окончившим МГИМО мы стали заниматься одним фаст-фудным проектом. Это стало переломным моментом, так как очень быстро я осознала, что мне не просто не хватает знаний, а я вообще не очень хорошо представляю себе, как устроен реальный мир. Тогда и появилась потребность в получении следующего, «земного», скажем так, образования. Наш бизнес, тем временем, как ни странно, развивался, скорее всего, благодаря природной энергии и смекалке. Но, во многом, благодаря новым знаниям, полученным в бизнес-школе, стало приходить понимание, что свои личные активы я использую крайне неэффективно. Понятие «синергия» я применила, для начала, к себе самой, и, как мне кажется, работа продюсера максимально позволяет мне реализовать весь накопленный на сегодняшний день опыт. Хотя, конечно, продолжать учиться приходится постоянно.

Executive.ru: Повлияло ли как-то на ваше решение пойти учиться на МВА то, что ваш отец – Леонид Евенко - президент Российской ассоциации бизнес-образования?

К.М.: Очень сильно. У нас вообще в семье существует две династии: мужская и женская. Папа - потомственный экономист, мой старший брат окончил МГУ и работает в качестве инвестиционного банкира. Мама - пианистка во втором поколении, а бабушка была в первом наборе Минской консерватории. Вот так и сложилось, что женщины у нас получают музыкальное образование, а мужчины экономическое. Но у меня всегда был перед глазами пример отца, я видела, чем он занимается, я слышала все его разговоры. Поэтому я понимала, что на одном гуманитарном образовании далеко не уедешь.

Executive.ru: Коллеги по группе в аудитории не смотрели на вас как на человека с другой планеты?

К.М.: Я думаю, кто-то в нашей группе просто не воспринимал меня всерьез, но, честно говоря, я же не доказывать что-то пришла, а знания получать. А мне самой было очень интересно познакомиться с людьми из совсем других сфер. Думаю, это расширило горизонты моих представлений о возможностях вообще и собственных в частности.

Executive.ru: Были ли на обучении люди схожих с вами профессий?

К.М.: Совсем схожих – нет, но я встретила на курсе одного своего друга, которого знала еще с детства. У него первое образование – медицинское. Я думаю, ему все равно было проще, чем мне. По крайней мере, дисциплина и умение учиться после медицинского находятся на очень высоком уровне.

Executive.ru: Как вы думаете, почему люди гуманитарных профессий редко встречаются в аудиториях бизнес-школ?

К.М.: Я считаю, что эффективнее первое образование получать прикладное (экономическое или финансовое). А вот дальше, если чувствуешь в себе душевный порыв, пойти учиться в гуманитарный вуз. У меня есть знакомые, которые закончили экономический факультет МГУ, а сейчас учатся на высших режиссерских курсах: кто-то на продюсерском факультете, кто-то на режиссуре. Мне кажется, при таком порядке получения образования достигается наивысший эффект, так как сначала нужно научиться мыслить четкими формами, а потом уже творчески.

Executive.ru: Какие предметы из ученической программы оказались вам совсем не нужны на практике?

К.М.: Наверное, не все финансовые курсы пока могут пригодиться, но, кто знает, как сложится дальше.

Executive.ru: Как вы сдавали финансовую математику?

К.М.: Смешная история была с микроэкономикой, которую у нас читала Татьяна Кулакова. Она - преподаватель высокопрофессиональный и строгий (забегая вперед, горячо мной любимый). В общем, вышло так, что к концу первой же пары я вообще перестала понимать, что педагог говорит. К концу второй пары случилась вовсе катастрофа. После разбора нескольких примеров, нам предложили решить задачу самостоятельно, и преподаватель пошла по рядам смотреть, как идет работа. Я обычно забивалась на последнюю парту, чтобы реже спрашивали и было меньше шансов продемонстрировать, какой я профан. Татьяна подходит ко мне и сталкивается с моим, подернутым дымкой, взглядом. «Ну, что же вы, там же на следующей странице есть подсказка»,- говорит она. А мне-то что? Для меня все это в учебнике как-будто по-китайски. На следующей лекции все повторилось. Она посмотрела на меня весьма скептически, а потом спрашивает: «У вас какое образование?». Я тихо говорю: «Гнесинская десятилетка – фортепиано, и ГИТИС – режиссура музыкального театра». Тут она ко мне наклоняется и доверительно произносит: «Деточка, я сама пела в локтевском хоре. Ничего невозможного нет…». И так она меня этим взбодрила! Я взяла Самуэльсона и стала читать. Вначале было понятно процентов 10%. А я по кругу вчитывалась в одно и то же каждый день. Перестала стесняться, задавать глупые вопросы и стала подходить к Татьяне после лекций. Потом, когда я все сдала, услышала в свой адрес то, чем горжусь до сих пор: «Непонятно, как человек, который не мог решить уравнение на уровне третьего класса начальной школы, смог так освоить теорию фирмы». А на самом деле, здравый смысл – основа любой теории. И если ты с блеском можешь освоить анализ музыкальных форм или анализ музыкальной драматургии, надо попробовать те же принципы перенести в другую область. Анализ – он и в Африке анализ. Просто лениться не надо и рефлексировать.

Executive.ru: Насколько необходимо иметь знания по бизнес-образованию в творческой профессии?

К.М.: Я думаю, у нас в творческой среде пока вообще есть серьезная проблема. Менеджерские позиции не во всех, но во многих случаях занимают люди без специального образования или, наоборот, экономисты без творческого опыта. Надо оговориться, что почти все телевизионные руководители высокого уровня, которых я знаю, что называется, самородки. Талантливый человек не останавливается, учится на своем опыте. Но, как мне кажется, путь к успеху может быть короче и проще, если иметь базовые знания.

Executive.ru: Изменилось ли ваше стратегическое видение и в какую сторону?

К.М.: Благодаря MBA у меня перевернулось представление о мире. И, главное, стало понятно, что почти на все вопросы ответы уже найдены. Надо только знать, где их искать.

Executive.ru: Новые знания как-то влияют на вашу деятельность?

К.М.: Я пока, к сожалению, вижу, что все мои образования большого значения в развитии карьеры в нашей среде не имеют. Я даже не особенно это афиширую. Другое дело, что мне внутренне все это дает чувство уверенности и позволяет совершенно иначе себя позиционировать. А это, как мне кажется, самое главное!

Executive.ru: Как примирить конфликт левого и правого полушария и заставить их слаженно работать?

К.М.: Я где-то читала, что существует два пути обработки информации человеческим мозгом. Есть люди, которые от природы способны эмоционально воспринять информацию, а потом ее осознать. А другие, напротив, вначале обязательно должны логически все выстроить, а затем могут это прочувствовать. При этом для открытий, к примеру, в области точных наук, как ни странно, возможны оба пути, и это подтверждают исследования типов личности многих известных первооткрывателей. И что самое любопытное, первый - эмоциональный путь - быстрее! Ну, это теория. А на практике, как я думаю, главное - себя не ограничивать. Не надо говорить себе: «Нет, это я не смогу, я же гуманитарий…». Все это условно. Надо попробовать честно оценить свои индивидуальные сильные и слабые стороны, а потом заставить их работать максимально эффективно и помогать друг другу.

Детальное описание школ бизнеса и MBA на E-xecutive:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Николай Романов
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Исполнительный продюсер телекомпании «Сохо Медиа» Ксения Михайлова с театральным и музыкальным образованием на личном примере доказала, что диплом МВА - хороший помощник в любом бизнесе. «И на что козе баян ?» Увы, но именно эта просторечная поговорка наилучшим образом характеризует содержание интервью. В данном случае, - зачем представителю арстистических кругов образование в бизнес–сфере, да еще с получением степени МВА ? Не говоря уже о том, что интервьюируемое лицо ровным счетом ничего на личном примере не доказало. Скорее, подтвердило то, что при желании можно окончить какие угодно программы обучения, курсы и т.д. в самых разноплановых и удаленных друг от друга областях. Но какого-либо практического позитивного значения для карьеры, устройства в жизни и иного это иметь не будет. Поскольку вместо того, чтобы усиливать, расширять и дополнять друг друга в одном направлении, как то происходит в результате последовательного или совмещенного образования в рамках одной и того же или смежных областей деятельности в рамках единого общего «профессионального вектора», подобное разноплановое обучение способствует лишь ослаблению уже имеющихся знаний и навыков, а также дезорганизации устоявшегося мыслительного процесса, поскольку векторы развития в подобном случае оказываются направленными в разные области, нейтрализуя и подавляя друг друга, а в дополнение к этому, - еще и способствуя ускоренной утрате сил и росту нервного перенапряжения у самого обучающегося лица. >Я считаю, что эффективнее первое образование получать прикладное (экономическое или финансовое). А вот дальше, если чувствуешь в себе душевный порыв, пойти учиться в гуманитарный вуз. Психологически, с точки зрения лица, склонного к артистической деятельности, подобный подход оправдан. Как и сама подобная идея. Но только с точки зрения подобного лица. Которое решит прекратить занятия искусством в пользу занятий экономикой. Но с точки зрения того же экономиста подобная идея даже близко не является хотя бы отдаленно заслуживающей внимания, не говоря уже о том, что просто не может появиться у этой категории специалистов, иначе как в единичном случае. Поскольку в одном случае действует эмоциональное, а в другом – сугубо рациональное начало. Которые в данном случае никак не являются примиримыми или совмещаемыми. Подобный подход полностью оправдан, когда представитель того или иного направления деятельности в области искусства ориентируется на такие прикладные экономические или околоэкономические дисциплины как маркетинг, рекламу, дизайн, бизнес-стилистику, организацию переговорного процесса и бизнес-окружения, обучение бизнесменов искусству владения собой, корпоративную психологию и поведение, стиль и этикет, презентации и продажи и т.д. Т.е. тем областям экономических знаний, которые традиционно имеют приложение к некоторым областям искусства, в частности, к актерскому мастерству или иным подобным областям. Но это не значит, что если выпускник «Гнесинки» или «Суриковки» получит степень МВА в области корпоративных финансов или бухгалтерского учета, то это будет чем-то ему полезным, поскольку с областью искусства данные направления деятельности никак не связываются в силу своей рутинности, логичности, рациональности и малой ориентированности на различного рода художественные импровизации. Так что все зависит от того, какая именно степень МВА и в какой области выбирается. И насколько хорошо она соотносится с ранее полученным образованием в области искусств. Одно должно дополнять другое и хотя бы как-то прикладным образом соотносится друг с другом. Только в этом случае векторы практического воплощения деятельности специалиста будут более-менее совпадать друг с другом и он может рассчитывать на успех за счет их успешного сочетания. Естественно, при наличии таланта, чутья и усердия. Но если области будут выбраны случайным образом, без возможности их стыкования друг с другом и взаимного дополнения, то смысл всего мероприятия по получению артистом степени МВА теряется уже изначально. Т.е. человек не будет ни хорошим артистом, ни хорошим экономистом, ни сможет приложить знания в обеих областях совместно к какой-либо деятельности в области искусства, экономики или в области смежной, на стыке экономики и искусства. >У меня есть знакомые, которые закончили экономический факультет МГУ, а сейчас учатся на высших режиссерских курсах: кто-то на продюсерском факультете, кто-то на режиссуре. Но при этом заниматься эти знакомые будут гарантированно не режиссурой применительно к экономике, а экономикой применительно к режиссуре, зная основные аспекты данной деятельности. Говоря проще, - собирать деньги и формировать проекты под сценарии фильмов, видеопродукции, массовых театральных постановок, шоу, развлекательных программ, публичных телевизионных выступлений и т.д. Или, например, проектов по подготовке очередных «полуфабрикатов». Т.е. используя искусство как средство приложения бизнес-знаний и зарабатывания денег. На худой конец, организуя студии кино-дубляжа. Чем, собственно, занимается сегодня весь развитый мир и некоторое число людей в России. >Благодаря MBA у меня перевернулось представление о мире. И, главное, стало понятно, что почти на все вопросы ответы уже найдены. Надо только знать, где их искать. Это – опасное и ошибочное иллюзорное представление. Хотя во многом и обнадеживающее выпускников данных программ. В реальности даже найти подходящий ответ мало. Важно суметь его адаптировать. А этому в рамках программ МВА не учат. Как и навыкам самостоятельного поиска нужного решения и его разработки. Например, когда решение требуется срочно, а перебирать огромные массивы информации и готовых клише просто нет времени. В последнем случае выпускники программ МВА через непродолжительное время обычно переживают настоящий кризис восприятия мира и своей деятельности, а также к ним приходит переосмысление действительной ценности пройденной программы МВА. Следствием чего являются попытки еще больше где-то набрать готовых решений и схем, дополнительно расширяя и без того перегруженную память, но не приобретая при этом ровным счетом никаких навыков самостоятельной разработки проектов и поиска решений на основе уже имеющихся, - пусть и весьма ограниченных знаний. >Я пока, к сожалению, вижу, что все мои образования большого значения в развитии карьеры в нашей среде не имеют. Я даже не особенно это афиширую. Другое дело, что мне внутренне все это дает чувство уверенности и позволяет совершенно иначе себя позиционировать. А это, как мне кажется, самое главное! Проблема в том, что на мало-мальски серьезные должности в коммерческих проектах, связанных с искусством или некими направлениями артистической деятельности прикладного характера назначают всегда только своих. Вне зависимости от того, есть у них в наличии дипломы МВА или нет. Это та область, в которой главную роль традиционно играют связи. И на некие денежные проекты и направления деятельности чужих людей не пускают. В лучшем случае их берут на исполнительские должности. Что далеко не всегда устраивается лиц с высокими статусными дипломами, да еще и с художественным образованием. Поэтому рассчитывать на нечто подобное в части воплощения знаний в рамках программы МВА на кокнретном месте работы здесь просто не приходится. Да и в самом бизнесе традиционно не нужны люди с непрофильным образованием. Как, например, вызывают усмешку биологи, химики и даже культурологи, закончившие программу второго высшего образования в Московской Дипломатической Академии по собственно дипломатическому направлению «МО». Слишком уж разноплановые категории обучения, чтобы рассчитывать на какую-либо практическую пользу от подобного специалиста, рискуя брать его на работу по второй полученной специальности в МИД. Николай Романов
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.