Трое доверились российскому MBA

В холле высшей школы бизнеса МИРБИС не протолкнуться. Из лондонского Royal Holloway приехал доктор Алан Брэдшоу, чтобы рассказать россиянам, что рациональное потребление — это миф. На лекцию пришли и те, кто получит степень MBA уже через пару дней. Анастасия Горская рассказывает Executive.ru, как из секретарей перешла в руководители проектов, Валерий Жук сравнивает бизнес-образование с армейскими буднями, а Валерий Исупов вспоминает, как получал двойной диплом в Лондоне.


Анастасия Горская, класс 2007-2009

Психолог, которая решила стать финансистом

Я поступила на MBA, когда работала в IT-компании АО Кворум. Компания разрабатывает программное обеспечение для банков и телекоммуникационных бизнесов. В самом начале, примерно лет пять назад, я пришла в компанию простым секретарем. За плечами были образование психолога и опыт работы офис-менеджером. Через какое-то время руководство поручило нашему отделу упорядочить документооборот компании. Я взялась за это, и под взором моего руководителя мы с коллегами создали особую программу, которая отслеживает все договора, акты и счета. Так образовалась «договорная группа» — подразделение нашей компании, которое я в дальнейшем возглавила.

Примерно через год поняла, что новая должность требует особых знаний и навыков управленца. Долго думала, не понимала, что именно надо менять и как. Светлая мысль пришла в итоге не мне, а моему близкому человеку, который и подсказал пойти поучиться. Я видела два пути: второе академическое образование или MBA. Присмотрелась к вузам и поняла, что настоящим управленцем там не стану, вузовские знания слишком оторваны от действительности. Решила искать бизнес-школу с финансовой программой. Меня финансы интересовали, да и уже имеющийся опыт можно было применить.

Поступила в МИРБИС на вечернюю программу — это три дня в неделю с 18-30 до 21-30. Режим такой: после работы едешь на учебу, потом выполняешь задания дома, один из выходных тоже посвящаешь учебе — порой приходилось очень тяжело. Предметов с практическим уклоном много, но преподают и теоретические, которые требовались мне как воздух, потому что финансового образования у меня до MBA не было. Много полезного узнала из бесед более подкованных сокурсников с преподавателями.

О том, что в МИРБИС можно получить диплом Metropolitan University, узнала только на второй год. Для этого надо написать диссертацию по правилам английского университета, которые заметно отличаются от того, что требуют в России. Сначала пишешь Research Proposal (план работы ― E-xecutive), где указываешь цели работы, обозначаешь тезисы, делаешь критический обзор литературы. Потом этот документ оценивают лондонские профессора. Они решают, достойна ли твоя тема того, чтобы перерасти в диссертационное исследование. Обзору литературы стоит уделить особое внимание. Здесь не получится просто переписать главы из разных учебников, налить «воды», добавить пару своих мыслей и получить «отлично». Все исследование (и особенно обзор литературы) строится на том, что ты размышляешь над темой диплома. Должна быть четкая цепочка из твоих мыслей, которые подкрепляются теорией и практикой. Английские профессора строго следят за всем этим.

Программа предусматривает поездку в Лондон. Там помогут правильно выбрать тему, подскажут, как лучше писать Research Proposal и саму диссертацию. Англичане понимают, что мы воспринимаем все окружающее немного иначе, и учитывают особенности российского бизнеса. Ну, например, почти все российские слушатели отказываются упоминать, в каких компаниях они работают, и пишут в работах «подправленные» показатели и цифры, а не действительные. Еще на стажировках мы знакомились с крупными английскими компаниями. Большего всего поразило то, как детально продумана работа всей компании, они заботятся о порядке на каждом рабочем месте. Само пространство офиса устроено исключительно хорошо. Редкая российская компания с таким же старанием следит за условиями, в которых трудятся ее сотрудники.

В своей лондонской диссертации я разрабатываю модель, которая поможет компании управлять финансами. А для МИРБИС написала диплом по теме «Управленческий учет и бюджетирование как основа управления финансами».

Учеба отчетливо показывает, где проходит грань между идеальным и реальным. В школе дают ориентир, к которому необходимо стремиться. До совершенства путь далекий, зато знаешь, куда и как надо идти. Тебе дают для этого инструменты.

Я уже защитила российский диплом, сейчас дописываю работу для Лондона. Работаю в той же компании и пока не планирую уходить в другую. По крайней мере, до тех пор, пока на нынешнем месте могу создавать и пробовать что-то новое. Зарплата выросла. И ожидают от меня теперь нечто большего. Это очень приятно. Сейчас создаем с коллегами систему управленческого учета в компании — применяем на практике все то, что я писала в дипломе. МИРБИС дал мне не только знания по специальности и навыки управления, он подарил мне друзей и уверенность в своих силах. А еще МИРБИС подарил возможность первый раз в жизни дать интервью (улыбается).


Валерий Жук, класс 2008-2010

Майор запаса ВС РФ в настоящее время развивает новые технологии в российских регионах

Большую часть жизни я отдал армии. Закончил «Высший военный институт радиоэлектроники противовоздушной обороны» в Ленинградской области. В 2005 году ушел в запас в звании майора.

В армии и бизнесе схожие системы управления. Правда, построены они на разных принципах: военные управленцы изучают основы военного искусства и разбирают практические примеры, которые столетиями накапливаются в российской армии. А в бизнесе управление складывается из западных теорий, российской практики и менталитета.

Нынешние вооруженные силы особых управленческих высот не сулят, и условия службы сейчас там не самые привлекательные. Друзья предложили перебраться в бизнес, тем более что возраст позволял, и силы в себе я чувствовал. Начал с небольшого участка административной работы в консалтинговой компании и за три года продвинулся до заместителя генерального директора. Тогда мне еще хватало костяка знаний, который я получил за время первой учебы и службы. Но я осознавал, что пора превращаться из менеджера с узким кругом задач в лидера, который определяет новое видение и ведет за собой людей.

О дополнительном бизнес-образовании задумался, когда почувствовал, что недостаток знаний мешает эффективно работать. Я порой впадал в ступор, когда передо мной возникали сложные управленческие задачи. Я боялся ошибиться, и это тоже мешало управлять и развивать компанию. Как-то один из моих руководителей сказал: «Ты управлял в армии, получил практический опыт в бизнесе. Пора переходить от управления процессами к управлению возможностями». И посоветовал мне пойти в бизнес-школу: именно на факультет стратегического менеджмента. Так сошлось, что он преподает один из предметов в МИРБИС, туда я и поступил.

В общих чертах любая дисциплина в МИРБИС выглядит так: преподаватель дает нам основы теории, вместе мы примеряем ее на сегодняшний бизнес, решаем практические кейсы и в итоге определяем круг инструментов для управления конкретной областью. Например, на предмете «Стратегический менеджмент» нас учат разрабатывать миссию и видение бизнеса, определять стратегические цели и инициативы, пользоваться инструментами их декомпозиции, эффективного решения формализованных задач. Это как у хирурга. Перед ним лежат скальпель, зажим, пинцет и еще десяток различных инструментов. Он знает, как и когда правильно использовать каждый из них, и спасает жизни людей, только когда правильно их применяет. Хороший руководитель точно так же должен знать и уметь пользоваться всеми современными навыками, методиками и практическим инструментарием в интересах бизнеса.

Преподавательский состав МИРБИС можно условно разделить на две категории: бизнесмены-практики (руководители компаний, бизнес-тренеры) и штатный профессорско-преподавательский состав. Очевидно, что в аудиториях бизнес-школы встречаются с одной стороны амбициозные и совершенно разные по занимаемым должностям и сферам бизнеса слушатели, с другой стороны преподаватели — теоретики и практики. Приятно, что администрация института прикладывает много сил к тому, чтобы эти две «шестеренки», соединяясь в учебной аудитории, работали без сбоев. Это важно хотя бы потому, что каждая минута отдельных слушателей школы стоит, возможно, десятки долларов.

Случается, что преподаватель доносит свой материал в стиле, который не подходит группе. Существует простой способ заменить его: мы пускаем листок по рядам в перерыве, где все голосуют — меняем или нет. Если большинство решает заменить, идем в деканат и просим о замене. И в этом администрация всегда идет нам навстречу. При этом стоит сказать о том, что в МИРБИС есть преподаватели экстра-класса: я бы отметил их, к примеру, в финансовом и стратегическом менеджменте, в управлении персоналом.

МИРБИС похож на живой организм, он постоянно совершенствуется. В прошлом году в институте появился «Совет лидеров групп» — это 10-15 человек (по одному от каждого направления, я вхожу в совет), которые придумывают бизнес-идеи, а потом помогают воплотить их в жизнь с помощью своих групп. Эти проекты задействуют порядка 1,5 тыс. умов МИРБИС. Например, мы обращаемся к руководителям малого и среднего бизнеса: «Коллеги, у вас есть какая-то нерешенная проблема в области финансов, и ваши три-четыре топ-менеджера ее никак не осилят? У нас группа в 25 человек изучает финансовый менеджмент, давайте свой кейс». Компания платит символическую сумму, которая идет на развитие МИРБИС, мы решаем этот кейс и предлагаем свои рекомендации. Польза обоюдная: бизнес выбирает из пяти-шести решений что-то полезное для себя, мы применяем свои знания, отрабатываем навыки на практике.

Когда приходишь в компанию с полученными знаниями, порой на тебя смотрят как на белую ворону. Советуешь что-то поменять, а некоторые менеджеры называют тебя «умником», отказываются выходить за круг своих обязанностей. Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» приводит пример про «вареную лягушку» как раз на эту тему: если бросить лягушку в кипяток, она начнет мгновенно действовать и сразу выпрыгнет. Если же ее положить в прохладную воду и включить огонь, она какое-то время будет наслаждаться теплеющей водой, но в конечном итоге, потеряв силы, сварится заживо. Некоторые управленцы точно так же наслаждаются стабильностью и успехом, пока не случается беда. Для кого-то это прозвучит дико, но начинать изменения нужно в ту минуту, когда дела идут хорошо, деньги плывут в бизнес бурным потоком, а сотрудники всем довольны. При этом важно помнить — если ты линейный руководитель, внедрить что-то новое будет сложно. Нужны серьезные полномочия и ресурсы. Если же все это есть, стоит задать себе вопросы: «Почему происходит именно так? Что нужно менять? Какие есть возможности?». И вперед — за дело!

Я бы предложил бизнес-школе полезную практику из армии. У нас были книжки, которые мы называли «для замполитов». Замполиты (чаще всего они гуманитарии), плохо разбирались в технике, но знать дело были обязаны. Профессора военных институтов написали учебники, где рассказали, например, об основах радиолокации так, что и ребенок поймет. Эти книжки стали самыми популярными в библиотеке, даже технари по ним учились! Если немного изменить подход, то что-то похожее пригодилось бы и на MBA. Предположим, каждый преподаватель помимо основного материала дает выжимку одной из сложных тем, примыкающих к теме, но выходящих за рамки изучаемого курса. Двадцать-тридцать страниц в виде курсовой, доклада, презентации, и слушателям уже не надо перелопачивать сотню учебников по теме. Это можно было бы назвать «Личная золотая библиотека МИРБИС».

Сейчас я работаю директором по региональному развитию в телекоммуникационной компании «FreshTel», занимаюсь продвижением технологии 4G WiMAX в российских регионах. В работе и в карьере сейчас все складывается удачно. У меня есть опыт в консалтинге, есть знания, полученные в МИРБИС, я работаю в молодой компании, которая стремительно развивается, у меня есть управленческие ресурсы и возможности. Уже сегодня я использую в своей работе знания, применяю практические инструменты управления, которыми овладел в бизнес-школе. После окончания учебы я, конечно же, рассчитываю на профессиональный рост и серьезный карьерный рывок. В моей новой компании есть и другие выпускники MBA, они, безусловно, разделяют мой настрой.

В заключении хотел бы сказать, что МИРБИС дает важное преимущество: здесь не предлагают запоминать материал, а учат мыслить с первого же занятия, думать, отвечать на вопросы, действовать и принимать ответственные решения.


Валерий Исупов, класс 2006-2010

Получить должность помогла дипломная работа

В 1995 году мне посчастливилось быть одним из трех людей, которые запустили бизнес старейшего рекламного агентства Leo Burnett в России. Я занимался в этом старт-апе финансами. К 2002 году компания выросла до ста человек, и ее основатель Эдуард Морадпур решил перейти в другой российский старт-ап креативного агентства EURO RSCG. Он позвал меня с собой. Мы снова поставили с нуля управление и финансы.

Лет через семь я почувствовал, что мне остро не хватает новых знаний. Последний раз я учился в 1989 году, с того времени все вокруг сильно изменилось. Корпоративные институты особой пользы не приносили, и я задумался о бизнес-школе. Стал присматриваться к MBA в интернете, журналах. В те годы о программах писали меньше, чем сейчас, поэтому сравнивал школы по каким-то житейским точкам: долго ли добираться, во сколько идут занятия, на каком языке преподают. Все сошлось на МИРБИС, куда я и поступил на трехлетнюю Executive MBA.

Работу не бросил. С моими обязанностями не убежишь в будни из офиса в 18-00, поэтому приезжал на MBA по пятницам, субботам и воскресеньям. Нас учили по кейсам. Однажды один мой сокурсник — директор известного производителя мороженного — взял буклет финансового курса к себе на работу. Собрал всех финансистов, показал его и спросил: «Знаете это?». Те отрицательно помотали головами. А он им: «Вот вам копии, изучите, через месяц переходим на таблицы из буклета». В таких случаях с руководителем учится вся компания.

Правильную теорию всегда нужно претворять в практику. Директору, про которого я рассказал, повезло. Он занимает высокую должность и вправе менять любое направление бизнеса. Я применяю свои знания только на своем уровне финансового директора, выше не пускают. Я работал в двух российских компаниях и понял, что в отечественных бизнесах особенно сильно сопротивляются, когда что-то меняешь. Это вопрос ментальности и закрытости наших людей. Иностранная компания делает человека доброжелательным, приучает к тому, что меняться — это хорошо.

Дипломный проект в МИРБИС я написал на тему «Подготовка рекламного агентства к выходу на фондовый рынок через IPO». Когда я учился, у моей компании был совместный проект с рекламным агентством ProMedia. Эту компанию я и взял за основу для диплома. Тем более что руководство ProMedia как раз обдумывало, идти им на рынок или нет. Я нашел методику, все обсчитал и пришел к выводу, что IPO принесет компании только убытки (диплом писал в начале 2008 года). В МИРБИС оценили работу на «отлично».

Летом 2008 года получил MBA, а через месяц согласился на предложение МИРБИС и поступил на годичную программу второго дипломаMetropolitan University. Одна лондонская сессия длится неделю. С 10-00 утра до 15-00 занимались в аудиториях, а после ехали стажироваться в местные компании. В Англии особенно запомнились визиты в Bloomberg и lloyd's — это два противоположных по характеру бизнеса. Bloomberg — международная компания, где управляют и общаются на принципах равноправия. А у lloyd’s даже от здания веет английским консерватизмом, управляют и того строже. Место стажировок предлагает Лондонский университет, а утверждает МИРБИС. Жаль, что российские программы не предусматривают таких поездок в крупные отечественные компании, но я понимаю, что все дело в закрытости нашего бизнеса.

Для английского университета сейчас заканчиваю диплом на тему «Особенности изменения корпоративного управления при переходе компании от частной к публичной». Эта тема тоже перекликается с IPO. Когда компания выходит на фондовый рынок, она перестраивает свою структуру по правилам фондовой площадки. Тема сложная, потому что нужно исследовать рынок, опрашивать руководителей компаний. В Лондоне говорят: «Мы изучаем управление. Компаниями руководят люди, мнение которых время от времени меняется, а значит, меняются и способы управления. Спрашивайте руководителей, чтобы понять, как они думают». В английском дипломе практики, конечно, больше, чем в российском.

После МИРБИС я пошел в незнакомую для себя отрасль: IT-компанию заинтересовал мой диплом, и я попытался вывести ее на фондовый рынок. Но вмешался кризис, направление IPO в этой IT-компании урезали, а вскоре компания вообще обанкротилась. Снова начал искать работу. Я позвонил в ту самую ProMedia, по которой писал диплом, и сказал, что свободен. Их заинтересовали мои соображения о том, как улучшить бизнес. А идей у меня было много, потому что я хорошо изучил ProMedia за то время, пока писал диплом для МИРБИС. На такие исследования в компаниях обычно ни у кого нет времени, все заняты рутиной. Поэтому они оценили мои старания и пригласили поработать с ними. Но MBA еще пригодится. Откройте любые требования на позиции финансового или генерального директоров. Везде — «MBA обязательна», «MBA плюс». Для большой компании, куда я и стремлюсь, степень из бизнес-школы уже норма.

Детальное описание школ бизнеса и MBA на Executive.ru:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Хабаровск

Здравствуйте!
Меня зовут Сергей. Я не имею диплома MBA. В 2009 г. защитил магистерскую диссертацию по теме ''Оптимизация предпринимательской деятельности организации'' ( на примере одной строительной компании-банкрота). Поэтому мне близки и понятны восторженные отзывы этих трёх счастливцев... Полностью согласен с ними, что бизнес-образование открыло им глаза проблемы менеджмента и бизнеса вообще, помогло изменить свою жизнь ( у некоторых весьма кардинально!). Однако, я не спроста назвал их счастливчиками. Баловни судьбы!..
Ну, повезло Анастасии Горской, что руководство её компании дало её возможность развиваться, получить диплом и применить полученные знания в своей родной компании! Здорово! Поздравляю их всех!
А вот я как только поступил в магистратуру был обвинён своим руководством в нелояльности компании, авантюризме и ещё много- много в чём. И хотя был одним из лучших менеджеров, меня попросту выкорчевали из этой компании ( ООО ''Софтинфо'', Региональный Информационный Центр № 11 в СПС ''КонсультантПлюс'' в Хабаровске). Вообще в ''КонсультантеПлюс'' только красиво всё рекламируют. Обеим руками голосуют за демократию в управлении! На сайтах рекламируют как много-много их сотрудников учатся в вузах, обретают счастье в ''люимой'' компании! Но меня оттуда выкорчевали!!! Не помогло ни трудолюбие. ни порядочность, ни усердие в работе, ни желание честно и объективно решить финансовые проблемы компании с целью повышения доходности и минимизации рисков (затрат)... Диплом магистра не нужен нигде и никому! Мои знания остаются не востребованными ни у одного из работодателей!
Я, увы, свои знания не могу применить по назначению! Они никому не нужны! Меня нигде не принимают на работу... Нонсенс? Нет, закономерность /отредактировано модератором/! Умные бизнесмены подогревают желание своих подчинённых к образованию, стимулируют их в этой жажде знаиний, которые потом применяются на благо своей любимой фирмы! А другие ( их в нашей /отредактировано модератором/ стране не просто много, и не просто большинство! Их не прилично много!) копошатся потихоньку, кто-то даже (!) платит налоги (пустяшные, разумеется, поскольку их цель в бизнесе сводится к мизеру - обмануть ФНС, обогатиться и всё!..). И этим последним не нужны ни менеджеры, ни магистры, ни тем паче какие-то МВА. Лучше будут влачить жалкое существование! Торговать себе в убыток- это по-русски! Ну, не станут они миллионерами... ''Таити, Таити... - как сказал мультяшный кот - Их и тут хорошо кормют!..''
А тем, кто смог получить диплом МВА, я завидую белой и не прикрытой завистью! Ребята будьте счастливы!
Удачи вам во всём! Пусть вам и дальше сопутствует успех! Знания, как и красота, - огромная сила, а в сочетании с лидерскими способностями, везением и востребованностью - это и есть счастье!

Директор по маркетингу, Москва

Давно не этом сайте не читал такой лобовой рекламы.
А вот так в МИРБИСе учат маркетингу:
Гайдаенко Т.А., «Маркетинговое управление. Полный курс МВА»
http://www.repiev.ru/recenz/Marketing_MBA.htm

Исполнительный директор, Москва

Реклама - двигатель торговли! :D

Позвольте, но Вы, Александр - мужественный человек! Я совершенно не представляю, что заставило Вас дочитать сей труд до конца... :oops: Вы любите ужасы? :D И ведь Гайдаенко - профессор, соответственно, наверняка - доктор каких-нибудь наук! :o И обладатель Гранта Правительства Москвы. :D

Менеджер, Тверь
Ранее в сообществе, кем то из участников было сказано, и что называется зацепило: [COLOR=blue=blue]Не надо иметь высшее образование, достаточно иметь среднюю сообразительность[/COLOR] Это я к тому что, тот интеллектуальный потенциал, который имеется в Россиии, в ряд ли потребляется более чем на 20 - 30 %. Стоит ли его наращивать ? Или может стоит закрепиться (на время) на достигнутом уровне и сконцентрировать усилия на его эксплуатации ? Довести загрузку до хотя бы 50 %. :(
Менеджер по планиров. производства, Украина
Не надо иметь высшее образование, достаточно иметь среднюю сообразительность
А потом такие соображатели смотрят на тебя невинными глазами когда говоришь им - возьми данные предыдущего периода и интерполируй. Из таких которые говорили в школе - зачем мне математика?
Это я к тому что, тот интеллектуальный потенциал, который имеется в Россиии, в ряд ли потребляется более чем на 20 - 30 %
Почему-же - очень хорошо используется чтобы придумать причину почему работать должен кто-то другой а не он.
Директор по маркетингу, Москва
Александр Акман пишет: Ранее в сообществе, кем то из участников было сказано, и что называется зацепило: Не надо иметь высшее образование, достаточно иметь среднюю сообразительность
Давно ведется бесперспективный спор о том, что важнее: сообразительность, образование или еще что-то. Анастас Микоян: ''Образование только полирует мозги''. Антон Чехов: ''Университет развивает все способности, в том числе и глупость''. И т.д. В идеале человек должен обладать умом, талантом, образованием и умением решать задачи. Последнее, наверное, важнее всего. Но опять же многое зависит от конкретики. Автомат создал сержант Калашников, которого знает весь мир, а принимал его первый образец генерал-полковник, президент Академии артеллерийских наук, имя которого известно только узким специалистам. Масса успешных бизнесменов не имели высшего образования. Но, повторяю, не стоит вдаваться в крайности. Что конкретно до МИРБИса, то я думаю что статистика выпускников не впечатлила бы нас.
Александр Сборщик пишет: Из таких которые говорили в школе - зачем мне математика?
Ох уж эта математика! Я всегда и в школе и в МИФИ относился к ней с предыханием, но... практическая работа в науке и в бизнесе показала, что математика не может решать многие задачи. А в бизнесе, особенно в маркетинге, тем более. Увлечение математикой, а лучше сказать псевдоматематикой, нанесло огромный вред даже экономикс. Как сказал один выдающийся экономист, математика вызвала ''трупное окоченение'' экономикс.
Директор по маркетингу, Москва
Александр Репьев пишет: В идеале человек должен обладать умом, талантом, образованием и умением решать задачи. Последнее, наверное, важнее всего.
Александр, согласен с этим Вашим высказыванием. Все перечисленные категории: ум, талант, образование и умение решать задачи ''улучшаются'' в процессе практической работы. Образование можно получать самостоятельно, читая книги, работая с умными коллегами, решая практические задачи. Можно и через MBA. Диплом на MBA лучше, а знания - большой вопрос. Про применимость знаний умолчу. В нашей стране люди продолжают верить в дипломы и сертификаты. Пора обратить внимание на себя. Что ты делал и что из этого сделал. Какие знания получишь от программы и стоят ли они того времени и денег, которые ты на них потратишь. Лучшие работодатели выбирают на западе кандидатов из лучших бизнес-школ (top 10). Думаю, что разница между top 10 и школой из второй сотни в том, что в top 10 конкурс был гораздо выше. Попали туда лучшие, а учебники читали примерно одинаковые. В нашей стране скорее важно базовое образование (критерий отбора как top 10), а дальше практический опыт или его отсутствие решают судьбу кандидата. Спасибо, что дочитали мой комментарий!
Главный инженер, Москва

типичная заказная статья... не удивился бы, если увидел схожее от АНХ.

Генеральный директор, Москва

По-моему статья отличная, полезная и информативная для человека, желающего разобраться в нелегком вопросе выбора образования. Побольше бы таких статей!

Директор по развитию, Московская область

:D
МВА - это хорошо, это международный язык бизнеса, это связи, расширение кругозора.
Только нет там учета российской специфики, весь бизнес России платит мзду чиновникам и откаты в частном секторе, а учебных программ или курсов как минимизировать мзду и не попасться силовым органам в российских курсах МВА нет.
А это самое главное в России, чтобы не лишиться вообще бизнеса или не повторить успех Миши.
;)
Похожие темы, связанные с МВА обсасывались здесь недавно.
Например,
Десять мифов о человеке с MBA
http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1170183/index.php?ID=1170183
110 комментариев
''МВА против кризиса. Ну и опросик...'' 09.04.2009
http://www.e-xecutive.ru/forum/forum14/topic6702/messages/?phrase_id=1855763
8)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.