«Молодые прорываются на EMBA всеми правдами и неправдами»

На стене кабинета Ашота Сеферяна сразу замечаешь листок офисной бумаги. На нем крупным красным шрифтом набрано: «Change or be Changed» («Меняйся или тебя заменят» ― E-xecutive). «Сейчас только так, по-другому тебя задавят», ― предугадывает Сеферян мой вопрос о лозунге. Он создал первую отечественную программу Executive MBA на базе института бизнеса ИБДА в 2002 году. Сейчас школа набирает уже двадцать пятую группу.

За океаном владельцы бизнеса и линейные руководители расселись за разные парты бизнес-школ еще в 1960-е годы. У нас же собственники, высшее руководство и двадцатипятилетние клерки и сейчас толкаются в одной аудитории. В беседе с Executive.ru Ашот Сеферян рассуждает, чем помогают и вредят советы коллег. Говорит, что слабохарактерные люди в образовании не нуждаются. Заглядывает в мысли собственника и уверяет, что иностранцы нам ― не враги.

Executive.ru: Зачем человек учится, если он и без делового образования добрался до высшего руководства компании?

Ашот Сеферян: Как говорят, быстро двигаешься вперед, если только бежишь. Если ты стоишь на месте, ничего хорошего не случится. Если руководитель не развивается, то и компания ничего не получает.

Executive.ru: Книги и коллеги не расскажут нового?

А.С.: Вряд ли. Вот как мы читаем книги? Заходим на сайт интернет-магазина, смотрим «наиболее популярные», покупаем. И все читают одно и то же. Но «наиболее популярное» не значит — наиболее хорошее. И дискуссия между коллегами идет по проторенной дорожке. Никто не вставляет провокационных или интригующих фраз. Вставлять некому. Дополнительной информации нет. Книжки одни и те же. Профессор тем и отличается, что знает больше источников. Но еще важнее, что вы обсуждаете вопросы вместе с людьми, которые поработали в разных отраслях, у каждого из них свой опыт. Только представьте, рядом с вами тридцать человек с собственными взглядами на проблему. Преподаватель добавляет туда теоретического материала. Получается нечто весьма интересное.

Executive.ru: В дискуссиях E-xecutive парируют эту идиллию тем, что люди делятся ошибками, то есть плохим опытом.

А.С.: Вам же лучше, если вы знаете, где опасно, и не наступите на мину. Это даже полезней, чем знать дорожку по минному полю, потому что она волне может оказаться ошибочной.

Для примера. Три региональные компании. Одна из Владивостока, другая из Омска, третья из Калининграда. Человек из Калининграда выходит на рынки Западной Сибири и Дальнего Востока. Коллега из Владивостока уже вел похожий проект у себя и понимает — не продается. Он говорит: «Старик, не лезь туда. Сделай по-другому, обойди». А другой, из Омска, говорит: «А у нас идет!». Это же бесценная информация. Вы ее в Интернете не получите. И коуч или консультант такого не расскажут.

Executive.ru: Это же коммерческая тайна, такое на рассказывают.

А.С.: Они не конкурируют напрямую, работают слишком далеко друг от друга. К тому же, вы представляете себе людей, которые два года вместе учились и не стали хотя бы хорошими знакомыми? К концу программы многие дружат семьями. Врать или преднамеренно путать в таком сообществе не будут.

Executive.ru: Как вы отбираете людей на EMBA? Туда же должны попасть только практики.

А.С.: Мы просим человека объяснить нам, а зачем ему учеба. Многие идут, потому что партнер учился или сосед по даче. «Да и вообще это круто и понтово». Если закроем глаза на такие ответы и примем его только за то, что он платит нам деньги, аудитория превратится в гламурную тусовку. Поэтому мы с самого начала решили, что жестко отсеиваем слабых. Сейчас на программу конкурс — полтора человека на место. А бывали года, когда и половине желающих отказывали.

Executive.ru: Большие начальники, наверное, тяжело воспринимают отказ?

А.С.: Вы представьте, приходит директор завода или директор крупной компании. Пишет эссе, заполняет анкету на шесть листов, беседует на интервью, а ему говорят: «Извините, вы не добрали баллов». У него тут же случается культурный шок: он вам деньги дает, а вы ему отказываете из-за каких-то баллов. У него, вроде бы, и машина дорогая и пост занимает хороший, а учатся другие, которые, видите ли, лучше. А чем они лучше?

Понадобилось несколько лет, прежде чем люди осознали, что их положение, деньги и реноме в обществе играют не главную роль, когда они поступают в институт бизнеса. Намного важнее, чтобы его тянуло к обучению. И еще — надо доказать, что ты личность.

Executive.ru: Вы еще и характер проверяете?

А.С.: Мы говорим, что учим лидеров. Так вот докажи, что ты лидер. И не только своими знаниями в различных функциональных областях бизнеса — маркетинге или финансах. Убеди нас, что люди, которые пошли за тобой, они пошли не только потому, что ты обеспечил их работой, а потому, что они видят в тебе лидера и готовы связать с тобой свою судьбу. За каждым руководителем стоят сотрудники, их семьи и близкие. Это пирамидка с руководителем на вершине. Он должен доказать, что он там не по блату. Не по прихоти папы или еще кого-то. Он там потому, что он действительно лидер.

Executive.ru: Какие вопросы раскрывают перед вами человека?

А.С.: Есть стандартные вопросы: когда родился, женился, чем занимаешься? Но есть и смысловые, например, просим рассказать о своих достижениях в жизни или поделиться своми хобби. Тут все сразу испытывают шок. А нам просто интересно, как человек говорит о том, что не связано с его повседневной деловой жизнью. Он живой человек или это натренированная машина по зарабатыванию денег?!

Executive.ru: И кто выдерживает все эти испытания?

А.С.: Средний возраст слушателя — 39 лет. Если шире, то это люди от 35 до 45 лет. Чуть меньше трети — женщины. Бывали случаи, когда и в 29 поступали, но это редкость. Для этого человеку надо несколько лет отработать на высокой должности в крупной транснациональной компании.

Executive.ru: Примеры есть?

А.С.: Дмитрий Покалюхин, директор по финансам и экономике Adidas Group. Пришел к нам учиться, когда ему было 27 лет. Я понимал, что человек достиг всего благодаря свои знаниям. Он замечательный студент. С другой стороны, если человеку под пятьдесят, то нельзя ему говорить, знаете, вам поздно на EMBA. Почему поздно? Все нормально.

Executive.ru: Если смотреть по всей России, средний возраст EMBA — 22-35 лет. Почему такая разница?

А.С.: В 2006-2007 годах рынок рос. Бизнес-школы встрепенулись: денег у всех много, надо создавать программы для топов и окучивать этот сегмент рынка. К тому времени мы уже выпустили более десяти групп Executive. А другие пошли простым путем. Добавляли буковку «E» к программе MBA и получали EMBA. Просто, со вкусом, замечательно! Кто там разберет, что вы рассказываете. Но как сидели у всех в аудиториях люди 29-35 лет на программах MBA, так и сейчас сидят. Только название поменялось на EMBA. А статистика как раз таких «недо-executive» и считает.

Executive.ru: Куда топ-менеджеры идут после учебы?

А.С.: Ну, куда растет вице-президент компании? В Президенты корпорации? Чаще всего это политическая должность. Маневрирует он в двух направлениях. По горизонтали — в другую компанию. Либо создает своей бизнес. Правда, люди, которые пошли по стезе топ-менеджмента, редко уходят в предприниматели.

Executive.ru: А собственники зачем учатся? Они и так всего достигли.

А.С.: Тут еще интереснее. Это гениальные люди. Они создали бизнес из ничего, но подошли к черте — все, стоп, дальше некуда. Не потому, что рынок маленький. Просто компания растет, и собственник не справляется. Ему нужны мысли. С кем ему поговорить? С сотрудниками? Не будет. С партнерами? Ну, не все им расскажешь. С конкурентами? Тем более, нет. Он поднялся на вершину и оказался один. Куда ему идти? А идти надо.

Executive.ru: И они сразу идут в бизнес-школу?

А.С.: Первое, что они делают, — покупают гору книг. Читают все это и хватаются за голову. «Мама дорогая, как во всем этом разобраться?». Пойти к консультантам? Обдерут! Самому постичь? Жизни не хватит. Ему советуют пойти на учебу. «Времени у меня нет!» — обычно так отвечают. Но его уговаривают сходить на маленькую программу. Там ему говорят: «Чтобы передвинуть груз из пункта «А» в пункт «Б», есть вот такая процедура». И начинают ему рассказывать, как это делать. Он говорит: «Все замечательно, так у меня есть начальник транспортного отдела для этого, а я-то здесь причем? Про стратегию давайте». Ему начинают рассказывать то же самое, но другим языком. Через какое-то время он понимает, что ничего не понимает. Он хочет видеть проблему шире, поэтому идет на чуть более длинный курс, потом на какой-нибудь популярный тренинг. Но, поверьте, почти всегда приходит к одной и той же мысли — надо усаживаться и серьезно этим заниматься.

Executive.ru: Так они только за знаниями идут?

А.С.: Сейчас все чаще руководители бизнеса задумываются над тем, что они собой представляют. Как личности. Денег заработал, позиция есть, уважение тоже есть. Что дальше? Кто я для друзей, для общества, для семьи? Что должно меня волновать? Люди обсуждают это в аудиториях.

Поэтому и наши программы немного сдвигаются в сторону личностного развития, чтобы человек взглянул на привычные вещи по-новому. Может, прогуляться с сыном в выходной или показать друзьям красивый храм? Наверняка после таких выходных человек поработает одухотвореннее, нежели он просидит субботу и воскресенье в офисе. Жизнь и бизнес соприкасаются, грани там искусственные. Мы тоже объединяем жизнь и дело. У нас на этом принципе строится модуль, где театральные режиссеры учат слушателей игре — игре в жизнь. У людей на занятиях глаза блестят от интереса.

Executive.ru: Вы хотите сказать, что сорокапятилетние люди после двух лет учебы перестраивают свою привычную жизнь?

А.С.: Да, люди меняются! Но не думайте, что люди убиваются на программах как рабы на галерах, как любит говорить Владимир Владимирович (ПутинExecutive.ru). Ничего подобного. Управленцы органично совмещают учебу и работу. На модульном формате люди приезжают к нам один раз в три-четыре месяца на десять дней. На формате «weekend» — раз в месяц на пятницу, субботу и воскресенье. Да, в промежутке они выполняют домашние задания, но оставшимися тремя выходными они распоряжаются сами.

Executive.ru: Домашние задания со временем забрасывают, это каждому знакомо. Мол, времени на это нет.

А.С.: Для этого есть мы, мы жестко за этим следим. Не хочу пугать кого-то, но 15% поступивших программу не заканчивает. Человек задания не выполнил, красный флажок поднялся, еще раз не сделал — все, до свидания. Я понимаю, что человек не в бане с друзьями сидел, но он же был мотивирован, когда поступал, брал обязательства на себя. В бизнесе же ты выполняешь обязательства. Выполняй и здесь.

Executive.ru: Чем занимаются слушатели EMBA, когда вы их везете в зарубежные бизнес-школы?

А.С.: Мы намерено едем в крупные школы ― Rotterdam School of Management, Judge Business School Cambridge University, Durham University. Мощные школы выводят нас на крупные предприятия. Там люди обсуждают управленческие задачи с куда большим интересом, чем в маленьких школах. Согласитесь, одно дело, когда люди читают историю успеха в популярной книге, и совсем другое, когда они видят успешный бизнес своими глазами.

Executive.ru: Какие компании посещаете?

А.С.: Cambridge нам каждый раз предлагает на выбор невероятные списки компаний. Недавно в Caterpillar ездили. Сейчас еще вспомнил, как мы Durham удачно посетили. Там рядом есть город Ньюкасл. Типичный английский городок. По нашим меркам, что-то вроде Владимира или Подольска. В 1950-1960-е годы это был достаточно неблагоприятный регион, но госпожа Маргарет Тетчер перевернула все с головы на ноги. И теперь этот регион развивается быстрее всех в Великобритании. Но добраться в Ньюкасл можно или из Лондона на поезде за четыре часа. Либо на самолете. Но как ты долетишь, если там аэропорт размером с пяточек. Нашлись ребята, которые задумались и решили, что они создадут современный аэропорт в Ньюкасле и сделают его международным хабом. Они выполнили план за четыре года. Когда мы к ним приехали, они нас почти весь день водили по аэропорту и рассказывали: «Тут взлетная полоса была маленькая, а вот так мы инвесторов привлекли». Я сам удивился, когда они рассказали, что крупнейшие авиакомпании Emirates и EasyJet построили свои базы у них, а не в Heathrow. Наши люди увидели настоящую историю успеха.

Executive.ru: Иностранцы откровенничают? Зачем им это?

А.С.: От них цифр никто не требует. А процесс ― что тут скрывать? Вы рассуждаете как многие жители нашей страны «Иностранцы хорошего нам не пожелают!». Наоборот, англичане радуются, что у них в гостях сорок топ-менеджеров из России. Да когда они еще такие делегации примут?! Они обсуждают между собой какие-то бизнес-тонкости, делятся мыслями о рынке. Сейчас некоторые наши партнеры даже в шутку говорят, что у них очереди на встречи с нами (смеется).

Executive.ru: Вы платите свои партнерам за такие «экскурсии»?

А.С.: Конечно, платим. Как и за любой учебный продукт. В 2002 году мы мечтали о том, чтобы побывать на зарубежных предприятиях. О том, чтобы к нам приехали, даже не помышляли. Теперь некоторым зарубежным школам приходится отказывать, потому что физически не можем принять всех желающих гостей. Очень интересно встречать у себя тех, кто рассказывал нам о своем бизнесе там, за рубежом. Получается полезный диалог. Этим, кстати, тоже отличается хорошая EMBA от той, где просто пририсовали букву «E» к старой программе.

Executive.ru: Молодые видят ажиотаж вокруг EMBA и, наверняка, пытаются поступить?

А.С.: Вы даже не представляете, какой идет поток. Молодые прорываются на EMBA всеми правдами и неправдами, подключают знакомых. Их изобретательность не знает границ. Но мы как стояли на своих принципах, так и будет дальше стоять. Иначе дух программы пропадет. А молодым объясняем, что будет лучше, если они подождут годик-другой. Или предлагаем пойти на MBA. Тут главное донести ― не восхваляйте и не возводите EMBA до образа иконы. До добра это не доведет. Если вы приходите в общество, где ваших знаний и опыта не хватает для равного диалога, с вами конфликтуют и отторгают. Зачем вам это? Будьте мудрее.

Также смотрите:

«Российское бизнес-сообщество полностью безграмотно в отношении MBA»

Детальное описание школ бизнеса и MBA на Executive.ru:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Ефимов, Николай Романов
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Он создал первую отечественную программу Executive MBA на базе института бизнеса ИБДА в 2002 году. Первая отечественная программа Executive MBA была создана в начале 90-х в IBS, тогда еще на базе МГИМО МИД РФ. Правда, популярностью она не пользовалась, т.к. никакой формальной силы красивый листок о ее окончании на тот момент не имел. Поэтому не могу сказать, что с ней стало после 1995 года, когда я о ней слышал в последний раз. Тем более, с поправкой на то, что стоила она весьма дорого, хотя под нее удавалось собрать и объединить лучшие на тот момент преподавательские кадры Москвы, а также приглашать лекторов из-за рубежа. Что до самого содержания любой программы Executive MBA, то они действительно, как и указано в статье, хороши только для зрелых специалистов, которым не хватает какой-то малости для того, чтобы успешно руководить коллективом или исполнять руководящие обязанности. Чисто управленческий аспект, накладываемый в качестве надстройки на солидный уже сформированный базис специалиста и его опыт работы. Хотя не могу сказать, что подобные программы пользуются особенной популярностью именно сейчас. Из того, что доходит в наши места, - в России налицо активнейшее стремление людей выбирать программы МВА с большей специальной насыщенностью применительно к их текущей области деятельности, ее расширению или получению смежной специальности. Т.е. со значительно большим креном на специальность, чем даёт в чистом виде направление ''executive''. Люди активно уходят для этих целей на программы дополнительного послевузовского обучения, на сокращенное второе высшее образование или на 500-часовые программы профессиональной переподготовки с целью получения новой или смежной специальности в ведущих ВУЗ-ах. Не МВА, естественно, но диплом обеспечивает хороший уровень теоретических и практических знаний, навыков и новые карьерные возможности. Плюс, обходится дешевле, - при том, что объем знаний зачастую бывает выше, чем в рамках программ МВА схожего профиля.
Генеральный директор, Смоленск

В настоящее время ,наиболее честная и практичная школа высшего пилотажа для самородков из глубинки.А цена обучения не остановит гения!Притом что ,у таланта и гения одна цель - генерировать идеи ,только талант будет еще думать как это сделать ,а гением уже все придумано(т.е. от Бога).Хорошая статья -вовремя.Опубликовать бы ее на социалке ,типа мой мир или вконтакте! 8)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.