Программа МВА как ловушка для студента

Еще не так давно подавляющее количество программ МВА, которые теперь доступны практически на любом континенте, было представлено Северной Америкой и Соединенным Королевством. Но с каждым годом выбор бизнес-школы становится все более сложным. Начиная от интенсивно развивающихся рынков Китая и Индии и заканчивая Иорданией, Кувейтом и даже Ираном – быстрое увеличение количества бизнес-школ никогда не было столь стремительным. Между тем, большинство из них по-прежнему сконцентрировано в Европе.

В прошлой декаде количество МВА-школ на европейском континенте выросло экспоненциально. В настоящее время их насчитывается около 500, хотя Британской ассоциацией МВА аккредитована только треть.

Кроме перспективы оплаты более 20 тыс. евро за год интенсивного обучения, какие еще эксклюзивные предложения европейские школы МВА могут сделать жадным до знаний студентам? Как разобраться во всем объеме доступных программ и принять единственно верное решение?

Джанет Парчел, исполнительный директор Британской ассоциации МВА, уверена, что доверия заслуживают учебные заведения, ориентированные на международные контакты, а также имеющие связи с местными предприятиями. По словам Парчел, для того, чтобы получить аккредитацию Британской ассоциации МВА, школы должны твердо стоять на ногах – успешно работать и демонстрировать эффективность предоставляемого обучения в течение как минимум двух-трех лет. Кроме того, их студенты должны иметь как минимум три года опыта работы.

«Специализация набирает обороты. В этой сфере такая сильная конкуренция, что школы вынуждены искать способы выделяться из общей массы. Конечно, если речь идет о признанных лидерах, таких, к примеру, как London Business School, то в дифференциации нет необходимости. А вот, к примеру, Монако вынуждено вести в этом направлении самые активные действия», - рассказывает Джанет Парчел.

Именно этим International University of Monaco занимается на протяжении уже 21 года, с тех пор как была запущена первая программа. Школа, чьи 100% иностранные студенты «заработали» для учебного заведения первый номер в рейтинге «разнообразия» студентов согласно The Economist, предлагает три направления обучения. Предпринимательская жила одних ищет возможность влиться в поток инноваций, вызванных бурным развитием мультимедиа и телекоммуникационных технологий. Другие горят желанием работать с luxury-брендами и услугами класса «люкс»: Монако – своеобразная Мекка для богатых людей. Еще одно предлагаемое направление – управление состояниями и активами. «Чем больше бизнес-школы связаны со своими местными общинами, тем больше у них шансов на успех, - заявляет директор программ МВА International University of Monaco Борис Покрович. – Поэтому наши специализации очень тесно связаны с теми ассоциациями, которые вызывает у людей Монако».

Luxury-бренды также выбирает в качестве основного предмета изучения каждый второй специалист Paris's ESSEC Business School. Второе направление – гостиничный бизнес.

Другие школы работают в соответствии с запросами местной промышленности. Например, European University Centre for Management Studies, который гордится набором весьма специфических программ, в том числе программами MBA по спортивному менеджменту, туризму и сфере развлечений. Bordeaux Business School предлагает программу МВА по менеджменту виноделия.

Другой тактический ход для заманивания потенциальных студентов – инновации. В Rotterdam Business School к каждому студенту приставляется индивидуальный преподаватель-коуч. Наставник занимается как академическим, так и социальным обучением и адаптацией своего подопечного. Со студентами также работают психиатры. Они помогают оценить психологическое состояние как новичков, так и выпускников школы. Подобного рода программы могут иметь еще одну привлекательную сторону – большую вариативность форм обучения. Программу Milan's SDA Bocconi, которая, согласно The Financial Times числится на 15 месте европейского и на 42 месте мирового рейтинга, составляют четыре курса MBA, включая вечерние занятия, курсы для тех, кто уже работает на ведущих позициях, а также магистратуру по международному менеджменту. На гибкости также делает акцент Audencia Nantes School of Management. Заведение предлагает ставшее весьма популярным в последнее время дистанционное обучение, на долю которого приходится половина годового набора студентов. Школа гордится более чем 80 направлениями взаимодействия с иностранными партнерами в Америке, Европе и Азии, благодаря чему каждый из студентов по крайней мере один семестр проводит за границей.

Такие экспансионистские шаги резко отличны от подходов маленьких школ, к примеру, Роттердама, который предлагает только одну программу. Сравнительно небольшая плата за обучение (около 10 тыс. евро в год), небольшие по численности группы (до 15 человек) и другие отличительные особенности привлекательны в первую очередь для местного работающего населения. Примерно 8 из 10 студентов этого учебного заведения – из Нидерландов.

В географическом плане наибольшее количество новых бизнес-школ расположено в восточной части европейского континента. При этом из дюжины школ, появившихся в последнее время в таких странах как Словения, Украина и Россия, только некоторые полностью отвечают критериям Британской ассоциации МВА. Шесть из таких школ расположены в Москве, что делает этот город «самым аккредитованным» после Лондона.

«Восточноевропейские школы весьма традиционны в своих взглядах. Это объясняется весьма существенным государственным регулированием экономики этих стран», – объясняет Марк Стоддарт, менеджер по аккредитационным проектам Британской Ассоциации МВА.

Еще одна интересная особенность – постоянно растущий аппетит выпускников к работе в социально ответственных сферах, таких как национальное экономическое развитие. Эта тенденция уходит своими корнями в США. В этой же стране все больше и больше студентов обращаются к профессиям, напрямую связанным с финансами.

Материал подготовлен на основе статьи «Specialisms and an international outlook are helping European business schools stay ahead of their rivals» из The Independent.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Северсталь» обновила лабораторию термической обработки металлов в СПбПУ

Студенты смогут работать с технологиями, максимально приближенными к промышленным условиям.

Слушатели программы DBA ВШБ ВШЭ защитили выпускные квалификационные работы

Лучшие исследования будут опубликованы в новой книжной серии «Библиотека программы DBA».

ВШБ ВШЭ и ТМХ запустили совместную программу развития кадрового резерва

Программу «Ключевой резерв: широкие горизонты развития. Управление предприятием» пройдет более 40 руководителей уровня СЕО-2 и СЕО-3.

Человек и компетенции нового времени — итоги форума

В ноябре на площадке НИУ ВШЭ прошел Национальный форум дополнительного образования.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Как распределяется нагрузка по задачам внутри команды

На самых нагруженных сотрудников приходится от 24 до 139 задач в месяц, 92% из которых закрываются.

Почему специалисты молчат о том, что используют нейросети на работе

Самая популярная причина — не хотят подсказывать другим, как облегчить или повысить эффективность выполнения задач.

Почти половина работодателей планируют выплатить годовые или новогодние премии

В 2024 году о планах по выплате премий говорили только 37% работодателей.

«Прохождение практики в Fix Price» – подведены итоги программы 2025 года

Компания получила около 100 заявок от студентов на прохождение практики, которая заканчивалась в том числе и трудоустройством.