Бизнес-образование: Междугородний разговор c Duke Business School

Ответы профессоров Вила Митчелла и Виша Визванатана на вопросы членов Сообщества.

Герман Новицкий: В наше время образовательный бизнес в России и мире меняется. Одно из главных направлений, в которых идут изменения связано с MBA-образованием.

Первые бизнес-школы, предоставляющие степень MBA, были созданы в прошлом веке как ответ на потребность больших корпораций в конвертации обычных менеджеров в топ-менеджеры.

В наше время MBA-образование проходит через те же этапы, что компьютеры как род услуг. В компьютерах, появляются игровые компьютеры, встроенные компьютеры, карманные компьютеры. В области образования – Executive MBA, MiniMBA, дистанционное MBA, предпринимательское MBA, и так далее.

В отличие от компьютеров, в сфере образования клиент может приобретать необходимые знания и навыки отдельно друг от друга. Он может обойтись и без того, чтобы искусственно объединять эти знания и навыки в неуклюжие образовательные пакеты, такие, как MBA. Вместо этого клиент всегда может использовать краткосрочные курсы и тренинги, делая свое образование более гибким.

Итак, какова, по вашему мнению, судьба MBA как образовательной услуги? Насколько быстро она исчезнет, как исчез мейнфреймовый компьютер (большие компьютеры с командным интерфейсом, распространенные до начала эры персональных компьютеров)?

Митчелл и Визванатан : MBA в области общего менеджмента дает, прежде всего, базовые навыки и знания для ведения бизнеса. Руководители должны уметь эффективно использовать эти навыки и знания, объединяя команды людей с квалификацией в совершенно разных областях. Поэтому, степень MBA будет принципиально важной частью бизнес-образования в обозримом будущем. Если говорить о вашем примере, заметьте, что, что в ходе информационной революции был практически заново изобретен мейнфреймовый компьютер. Сейчас такие компьютеры функционируют как серверы общего назначения, соединяя и распределяя программы и доступ к ним для отдельных пользователей. MBA по общему менеджменту, в сущности, работает как такой компьютер.

Разумеется, существует и необходимость в специализированном образовании в области финансов, бухгалтерского учета, производстве и многих других областях. Но все эти специалисты не могут функционировать независимо друг от друга. Необходимо, чтобы был кто-то, кто интегрирует их навыки. Это и есть цель общего бизнес-образования.

Герман Новицкий: Русские MBA растут, как грибы после дождя. Тем не менее, большинство из них используют западный метабренд “MBA” для позиционирования совершенно бесполезных образовательных продуктов. Большинство псевдо-MBA появились у нас не для того, чтобы удовлетворить спрос на хороших менеджеров, а чтобы обеспечить работой множество оставшихся не у дел преподавателей «научного коммунизма». Это происхождение нашего менеджерского образования оказывает влияние на всю современную систему MBA, делая ее совершенно формальной и практически бесполезной. Не думаете ли вы, что Дьюк мог бы оказать более ощутимую услугу российскому рынку, предложив более массовую и менее элитарную альтернативу местным имитациям западных форм.

Этот шаг вполне соответствовал бы рыночной ситуации, поскольку менеджерское образование в России и на Западе все больше становится товаром.

М. и В.: Программы Университета Дьюк ориентированы на то, снабдить общих менеджеров большим разнообразием навыков для работы в разных типах бизнеса. Наши программы интерактивны – мы используем опыт и навыки студентов, и в то же время предлагаем им знания, которые получили как из собственных исследований, так и благодаря тысячам других наших студентов по всему миру. Таким образом, мы соединяем формальное и неформальное образование, помогая студентам развить навыки и знания, которые понадобятся им, чтобы преуспеть в своих карьерах и способствовать процветанию своих компаний.

Андрей Яковлев: За последние пятнадцать лет Российский бизнес вырос из организаций плановой экономики в более или менее рыночные структуры. Часть предприятий сохранила преемственность с существовавшими во времена СССР, а часть выросла практически с нуля в средний и даже крупный бизнес, причем в совершенно разных отраслях. Мой вопрос: на каком опыте базируется предложенный Вами мастер-класс? Сложно предположить какие-то примеры быстрого роста в западной экономике, кроме бурного, даже стихийного роста ИТ-индустрии в США, но ИТ - отрасль довольно специфична. Можно ли тенденции ее развития применить в таких традиционных отраслях, как, скажем, сельское хозяйство, коммунальная сфера, розничная торговля?

М. и В.: Существуют буквально тысячи примеров быстрорастущих компаний во множестве отраслей в США, да и повсюду в «западных» экономиках. Примеры разнятся от региональных авиационных линий до консалтинговых компаний, производителей энергетических напитков, создателей лазерных технологий и так далее, охватывая, в конечном счете, все отрасли. Даже внутри больших компаний существует особенно значительный рост в отдельных сегментах, таких, как сервисный бизнес IBM или финансовый и страховой бизнесы General Electric (которые теперь выделены в отдельные компании, чтобы обеспечить им возможности более быстрого роста).

Постоянный рост и упадок, процесс, который Джозеф Шумпетер назвал «творческим уничтожением», является, вероятно, главной отличительной чертой всех капиталистических экономик. Проще говоря, ни один бизнес не застрахован от угрозы упадка, и, в то же время, все отрасли предоставляют возможности для быстрого роста, поскольку фирмы постоянно экспериментируют с новыми технологиями и испытывают новые продукты для нужд рынка.

Николай Мясников: Быстрорастущий рынок бывает на этапе зрелости, предполагающем наличие конкуренции. Предположим, что идет речь о торговле и массовом рынке товаров. На рынке имеются три явных лидера с различными позиционированиями ЦЕНА (33% доли рынка), УДОБСТВО (21% доли рынка) и КАЧЕСТВО ТОВАРОВ (14% доли рынка).
Вопрос 1: Какое позиционирование и какую стратегию должна избрать четвертая компания, которая сейчас позиционируется как НАДЕЖНАЯ (11% доли рынка), желающая занять 20% доли рынка.

Вопрос 2: Какие обобщенные виды позиционирования существуют сейчас с позиции теории стратегического менеджмента и маркетинга.

М. и В.: Проблема, которую вы предлагаете обсудить, основана на идее «родовых» стратегий, согласно которой фирмы выбирают особые и четко определенные способы выхода на рынок, например, решая конкурировать благодаря низкой цене своих продуктов, их качестве или быстром ведении новшеств. Некоторые специалисты в области стратегии в свое время считали, что фирмы должны выбрать одну «родовую» (generic) стратегию и специализироваться в ней. Цель такой стратегии – захватить как можно большую часть рынка, представленную потребителями, которые предпочитают, соответственно, низкую цену, качество или новизну, в то же время оставляя другие сегменты рынка конкурентам.

Однако теперь мы понимаем, что стратегии, ориентированные на «цену», «качество» и «инновацию», не исключат одна другую. Фирмы могут только усилить сове присутствие на рынке, сочетая несколько подходов. Компания Southwest Airlines, например, добилась успеха, делая ставку на сочетание высокого качества и низкой цены. Canon добился успеха на рынке копировальной техники, сочетая надежность и низкую цену. Главное – каждая фирма должна найти способ сбалансировать несколько значимых для рынка преимуществ, а не полагаться на одну единственную стратегию.

Николай Мясников: Российская специфика такова, что большинство компаний не могут привлекать дешевые инвестиции. Получается парадокс: с одной стороны, много денег у населения, банков, пенсионных и инвестиционных фондов (дефицит инвестиционных возможностей), с другой стороны, множество предприятий, имеющих потребность в инвестициях.

Вопрос: Какую рекомендацию Вы можете дать нашему Правительству, руководителям финансовой системы (ФКЦБ, ЦБ, МИНФИН) по исправлению ситуации таким образом, чтобы соблюсти баланс между ликвидностью (надежностью) и дефицитом рынка в целом.

М. и В.: Это – ключевая проблема, с которой сталкивается Россия, и она имеет отношение к защите права собственности. Инвестиции не будут происходить, если не будет права собственности, которое должно быть как-то защищено. Это может осуществляться либо через неформальные контракты (обычно, в рамках семьи), либо через формальные юридические механизмы (что ведет к публичным рынкам). Третья возможность – когда некоторые компании завоевывают репутацию, благодаря заботе о своих акционерах, платя большие дивиденды и предоставляя прозрачную финансовую отчетность. Это – обычная ситуация во многих странах Азии. Процесс становления частной собственности – очень медленный. И потребуется некоторое время, прежде чем русские компании завоюют доверие инвесторов во всем мире.

Николай Мясников: На быстрорастущих рынках главным преимуществом в торговле, как правило, выступает способность увеличения масштаба и гибкости формата.

Вопрос: Что с Вашей точки зрения важнее - создание уникального формата (предложения, продукта) или быстрота освоения неохваченного рынка?

М. и В.: Необходимы и конкурентоспособные текущие продукты, и постоянные нововведения. Ваши текущие продукты должны соответствовать рынку, иначе вам не выжить, пока вы будете пытаться запустить новые продукты. В то же время, вы не можете ограничиваться уже существующими продуктами, какими бы успешными они не были, иначе конкуренты начнут подражать вам и сведут на нет вашу прибыль.

Сергей Архипов: В условиях гиперроста большинство российских компаний, свое развитие многие из них осуществляют не только вглубь сегмента, но и стараясь стать игроками на не свойственных основной специализации территории - производственные компании приобретают сети логистики, СМИ, торговые сети. Ведет ли подобная «синергия» к позитивным эффектам в долгосрочной перспективе, и какую стратегию развития сегодня лучше принять производственной компании?

Дмитрий Антонов: Интересно узнать ваше мнение по практической задаче. В России существует ряд больших развивающихся финансовых и промышленных групп. Группа «Северсталь» входит в первый десяток из них. На сегодняшний день группа имеет разветвлённую структуру и активно развивается, покупая предприятия. Развитие группы происходит таким образом, что каждый дивизион углубляется в свою специфику.

Вопрос: Как вы считаете - целесообразно ли развитие группы именно в таком составе (с таким набором бизнесов) и что, по вашему мнению, следовало бы изменить (продать или купить)? При рассмотрении «правильности» жизни дивизионов и группы в целом надо понимать специфику реальной бизнес-жизни - выбирать можно только из того, что есть на самом деле.

М. и В.: Сергей и Дмитрий, мы объединить ваши вопросы, поскольку они касаются одной и той же проблемы. В короткой перспективе, фирмы могут развиваться благодаря серии несвязанных и не интегрированных друг с другом приобретений. Но, если они попытаются расти, не интегрируя все эти многочисленные бизнесы, в результате они получат не координированный и неуправляемый беспорядок в своих компаниях. Vivendi и Tyco – примеры компаний, которые испытали период быстрого роста, и, в начале, были очень успешны, однако, в конце концов, оказались неспособны управлять портфелем собственных инвестиций и потерпели крах. Другие примеры такого рода – ABB и Vickers . Отсюда следует вывод – любая фирма, проводящая активную политику приобретений, должна научится интегрировать приобретенные активы, иначе эта фирма потерпит крах, и иногда это станет крахом для всего бизнеса.

В то же время, компания, которая знает, как интегрировать то, что она покупает – что предполагает умение соединять те бизнесы, которые можно соединить, и избавляться от того, что соединить нельзя – может получить очень большую прибыль. Например, небольшая фирма-производитель нефтяного оборудования из Техаса, Cooper Industries, стала прибыльным общенациональным производителем потребительских изделий и запчастей для автомобилей, покупая и интегрируя разнообразные бизнесы. Международная компания, работающая в области здравоохранения, Johnson & Johnson, - отличается активной и умелой политикой приобретения и интеграции бизнесов. Значительную часть своего роста компания получает именно благодаря этой политике. General Electricеще один пример фирмы, проводящей активную приобретательскую политику, и, в то же время, обладающей одной из самых эффективных в мировом бизнесе систем приобретения, интеграции и диверсификации приобретенных активов.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.