Как получить МBA в США и не накопить долгов перед банком

Многие считают, что бизнес-школы не способствуют развитию вкуса к предпринимательству. Сергей Хуснетдинов не согласен с этим стереотипом. Окончив в 2005 году МГУ имени Ломоносова по специализации «экономика», он продолжил обучение за рубежом: сначала в магистратуре Школы экономики Hanken (Финляндия), затем – на программе Cross Continent MBA в Школе бизнеса Fuqua при Университете Дьюка (США). Получить практический бизнес-опыт помогла работа в российском подразделении компании SAP и в российском офисе компании Microsoft. С 2016 года Сергей Хуснетдинов – генеральный директор стартапа в области медицинской диагности Elpis Global.

Как новые знания помогали этап за этапом строить карьеру? Как удалось найти деньги для обучения за рубежом? Какие особености программы MBA Школы бизнеса Fuqua делают ее особенно привлекательной для тех, кто мечтает запустить свой стартап? Об этом – в интервью Executive.ru.

Executive.ru: Почему после МГУ вы выбрали финскую школу Hanken?

Сергей Хуснетдинов: Мне нужна была магистратура, которая позволила бы совмещать учебу с работой. Я выбрал ближайший к работе вуз — Российский экономический университет имени Плеханова, где через год появилась возможность поехать за границу. Так я оказался в Финляндии.

Executive.ru: Каково было учиться в этой стране?

С.Х.: Первые полгода были трудности с разговорным английским. До этого у меня была очень ограниченная практика, и это затрудняло общение со студентами из других стран. Но сама учеба не вызывала сложностей, почти все экзамены были письменными.

E-xecutive.ru: Как складывалась ваша карьера после Финляндии?

С.Х.: В тот момент в России появилось много корпоративных программ по развитию молодых кадров. Я проходил собеседования во многих компаниях, но в итоге выбрал SAP, где проработал с 2007 по 2013 год и вырос до руководителя финансовых программ. Было много интресных проектов. В частности, я работал над проектом пятилетнего плана роста SAP, предполагавшего удвоение выручки. Одним из элементов плана было создание подразделения R&D в Сколково, партнерство с индустриальными лидерами по разработке принципиально новых IT-решений для бизнеса. Именно в то время, когда я наблюдал, как стратуют и растут молодые компании, у меня возникло желание запустить свой предпринимательский проект, который помогал бы получать качественную медицинскую помощь в России.

Executive.ru: Но сначала вы решили получить степень МВА в Школе бизнеса Fuqua при Университете Дьюка. Почему?

С.Х.: В определенный момент я понял, что замкнут в финансовой роли. Мне хотелось искать новые точки роста, хотелось осуществить свою мечту о стартапе. И я решил найти бизнес-школу, которая помогла бы мне приобрести новые знания и навыки. Я опирался на совет одного из выпускников Wharton: если ты хочешь международную карьеру, иди в американскую бизнес-школу; если ты хочешь европейскую карьеру, иди в европейскую бизнес-школу. На тот момент я довольно давно был подписан на рассылку школы Fuqua, мне нравилось, что они одни из первых фокусировались на России.

Executive.ru: В чем это выражалось?

С.Х.: Джон Брукс Фьюкуа, чье имя носит школа, еще в период до 1990-х годов инвестировал личные средства в программу развития советских менеджеров. В школе всегда подчеркивали, что есть исследования с российскими партнерами, есть партнерская школа в России — Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. И у Fuqua достаточно большое сообщество выпускников в Москве.

Два других параметра, по которым я выбирал школу — это наличие предпринимательского направления (инкубаторы, соответствующая программа обучения) и наличие фундаментальных исследований в области медицины. В целом я рассматривал несколько школ, но документы подал только в одну — Fuqua.

Executive.ru: Насколько сложно было поступить?

С.Х.: Это очень индивидуально. Есть области, в которых поступающий чувствует себя подготовленным в большей или меньшей степени. Некоторые делают ставку на академическую составляющую, сдают GMAT на самый высокий балл и таким образом повышают конкурентоспособность своей заявки. Некоторые делают ставку на опыт работы и уникальные проекты в портфолио. Лично я делал ставку на демонстрацию сильной мотивации и на готовность развивать долгосрочные отношения со школой. Что я и делаю сегодня, выступая посланником DukeGEN в России.

Все бизнес-школы заинтересованы в лояльных выпускниках программ МВА. Лояльных — то есть ассоциирующих себя с брендом школы, подчеркивающих, что именно школа помогла им в карьере, участвующих в волонтерстве и ежегодном сборе пожертвований. Причем здесь важен даже не размер пожертвования, а сам факт.

Важная особенность во взаимоотношениях с выпускниками, которую демонстрирует Fuqua, — соблюдение ценностей и этического кодекса школы. Выпускник, нарушивший кодекс, может потерять степень МBA, которая здесь получена. В основном это касается личной честности и плагиата.

Executive.ru: Кого лучше выбрать в качестве рекомендателей при поступлении?

С.Х.: Лучше всего предоставить рекомендации от людей, которые хорошо вас знают в бизнес-среде. Например, это может быть непосредственный руководитель, который объективно оценивает ваши способности. Некоторые пытаются привлечь для этого каких-то именитых персон, но часто такой человек дает довольно поверхностную рекомендацию просто в силу того, что он плохо знает кандидата. А если вас рекомендует выпускник Fuqua, то вы освобождаетесь от уплаты взноса за подачу заявления.

Executive.ru: Как вы нашли деньги на обучение?

С.Х.: Я брал кредит, школа выступала поручителем. И, кроме того, формат программы позволял совмещать учебу и работу, поэтому у меня был постоянный источник дохода в SAP. В среднем выпускники такой программы по сравнению с выпускниками full-time программ, выходят с долгом, который меньше примерно вдвое.

Executive.ru: Какими были первые впечатления от учебы на программе МВА?

С.Х.: Еще перед началом первого модуля я получил 10-15 кг учебников, которые мне предстояло изучить, потому что во время очных занятий времени на чтение уже не бывает. Когда ты приезжаешь в кампус школы, первое, с чего начинается обучение, – это погружение в командную работу. Ты встречаешься с людьми из разных стран, привыкшим к разным стилям поведения, работавшим в разных отраслях. Поэтому мы проходили тренинги, чтобы научиться друг с другом взаимодействовать, выработать командный дух через совместные испытания.

Другая особенность: каждая лекция — это шоу, которое студенты делают совместно с преподавателем. Ты постоянно вовлечен в учебный процесс, и нет желания даже на секунду отвлечься. Так как все учебники мы уже прочитали, на лекциях мы получали допольнительный материал или разбирали какие-то более сложные, чем в учебнике, кейсы.

Надо отдать должное преподавателям школы, которые управляют огромным потоком из 150 человек. И, конечно, каждый преподаватель имеет какую-то свою историю. Например, преподавателница бухучета Кэтрин Шиппер участвовала в создании международных стандартов финансовой отчетности и была одной из первых, кто заподозрил Enron в подделке документов. Преподаватель по финансам Симон Жервэ входит в Экономический совет при финансовом регуляторе (FINRA).

Каждый преподаватель Fuqua – это и ученый, ведущий прорывные исследования в какой-то важной области, и блестящий лектор, умеющий рассказывать о сложном интересно и просто.

Executive.ru: Насколько тяжело было совмещать работу и учебу на МВА?

С.Х.: Очень тяжело. В среднем учеба занимала 40 часов в неделю. Как правило, на это уходили все выходные и вечера.

E-xecutive.ru: Как строился процесс обучения?

С.Х.: У нас было шесть модулей. Раз в квартал мы примерно на две недели приезжали в один из кампусов школы, которые действуют в разных странах. А между выездами занимались дистанционно. Каждую субботу слушали онлайн-лекции и выполняли групповые домашние задания. Обучение происходит в составе команды из пяти-шести человек, которая должна в течение недели сделать два-три задания и подготовить презентацию.

Executive.ru: Что происходило, когда учеба в бизнес-школе подошла к концу?

С.Х.: Выпускной состоялся в мае 2014 года. Очень многие перед окончанием школы сменили работу. В процессе обучения сеть контактов увеличивается в разы, и становятся доступны новые возможности, которые глупо упускать. Я тоже не стал исключением, перейдя из SAP в Microsoft. Новая компания привлекла меня возможностью переместиться из финансовой области в сферу развития бизнес-проектов, реализовать свои идеи, а также программой MACH MBA. Эта корпоративная программа, которая разработана в Microsoft специально для выпускников МВА. Она быстро вводит новых сотрудников в курс дел компании, погружает в ее культуру, позволяет узнать больше о различных бизнес-направлениях, дает возможность общаться с высшим менеджментом из разных стран. По окончании участник должен выбрать бизнес-направление, в котором он будет дальше развиваться. Я выбрал позицию менеджера по продвижению облачного сервиса Azure.

Executive.ru: Как вы считаете, выросла ли ваша ценность в глазах потенциальных работодателей после получения МВА?

С.Х.: Если отбросить детали, то да. Если ты хочешь попасть на интервью в какую-то компанию, то МВА от топовой бизнес-школы тебе в этом поможет. Но чтобы пройти дальше, важны навыки и умения.

Executive.ru: Когда вы переходили в Microsoft, вы говорили о своем желании со временем запустить стартап?

С.Х.: Да, и на первом этапе мой стартап получил грант на развитие именно от Microsoft.

Как правило, лишь 3-6% выпускников МВА идут в предприниматели. И во многом из-за того, что по окончании учебы накапливают огромный финансовый долг. О предпринимательстве думают все, но не все на такой шаг могут отважиться. Достоинство Университета Дьюка в том, что здесь целенаправленно помогают слушателям реализоваться в предпринимательской сфере. Есть конкурсы, где можно презентовать идею и получить грант; в прошлом году появилась «сеть ангелов Дьюка», которая инвестирует в стартапы выпускников.

Executive.ru: Сейчас ваша компания работает в двух странах?

С.Х.: Да, у нас два юрлица. Одно в Северной Каролине, потому что там находится Университет Дьюка. Второе в России. Мы решили, что сначала накопим опыт в России и, уже опираясь на него, начнем осваивать американский рынок. Понятно, что все стартапы хотят в Америку: там больше инвестиций и рынок в разы больше. В России заказчики легче идут на контакт, на какие-то инновации.

Наши заказчики — это сети лабораторной медицинской диагностики. Если вкратце, мы делаем рекомендательный сервис для врачей. Когда доктор смотрит на анализы пациента, он получает информацию, подтверждающую или опровергающую диагноз. И дальше принимает решение, какой анализ еще следует сдать, чтобы уточнить этот диагноз или исключить какой-то другой. В основе нашего сервиса лежит машинное обучение, которое выявляет закономерности и высчитывает степень релевантности рекомендации для конкретного человека. Ну, и как настоящие ученые, мы все тестируем на себе.

Executive.ru: Можете дать универсальный совет тем, кто хочет получить степень МВА?

С.Х.: Выбирайте ту школу, которая раскроет именно ваш потенциал. Не надо гнаться за рейтингом. Выберите школу, с которой вы будете ассоциировать себя в наибольшей степени.

Executive.ru: Что лично вам дала учеба в бизнес-школе Fuqua?

С.Х.: Она расширила мой мир, добавила мне много контактов и, как ни странно, дала больше практики, чем я получил в России. Круг проектов, которым мне до этого доводилось заниматься, был все-таки ограничен. В школе он был гораздо шире, мы изучали бизнес по международным правилам игры.

В каждой из «резиденций» — очных занятий в одном из кампусов — мы получали определенный культурный опыт, выполняя задания. В частности, у нас было много переговоров с местными торговцами. Самое важное — знать свою цену до начала переговоров. Например, индийцы считаются очень искушенными переговорщиками. И как-то раз в Индии мы впятером с моими сокурсниками отправились покупать украшение для моей мамы. Что я только ни пробовал. И один подход, и другой, и третий. В итоге мы провели примерно час за переговорами, и я купил товар по выгодной цене. Остальные были и удивлены, как долго длился переговорный процесс, и немного расстроены, потому что не смогли получить товары так дешево. Мои товарищи были так впечатлены увиденным, что эта история передавалась потом из уст в уста, обрастая подробностями, которых могло и не быть в действительности. А в альбоме выпускника, где все были отмечены в различных номинациях, я получил такую: «Для него вся жизнь — переговоры».

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Елена Гупта
Консультант по корп. финансам, США

Как свежевыпущенная (в этом мае) full-time студентка MBA от Western North Carolina University могу посоветовать как выпуститься почти с нулевым долгом после MBА: с первого же курса устройтесь работать в универе на позицию graduate assistant. Работа не слишком сложная, но требует отличного уровня английского языка и соответственного уровня профессионализма. В зависимости от профессора которому ассистируешь, задания могут отличаться. Мне приходилось вести маркетинг классы для 1-4 курсов, подготавливать тесты, экзамены и лекции по маркетингу и спорт менеджменту, вести research для научной работы профессора, проверять экзамены и работы и др. Но оно этого стоило, экономия очень большая.

Работа в универе покрывает полностью стоимость обучения кроме расходов на проживание для иногородних.

Консультант по корп. финансам, США

И еще: далеко не у всех американцев есть командный дух. Мне пришлось пересечься на паре проектов с одним взрослым тупым бездельником. Кроме того, что он никак не вкладывался в общий на нас двоих проект, он еще и все лавры от нашего отличного проекта себе умудрился приписать. Мне пришлось аккуратно поставить его на место , но было очень неприятно. К счастью, это редкость среди американцев. Кстати, приезжие иностранцы, как правило, приятно удивляют своим интеллектом и глубиной мысли. С ними хорошо работать в команде, если английский их не подводит.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперты ВШБ НИУ ВШЭ обсудили результаты исследования о корпоративной среде

Экспертный диалог состоялся в рамках XXVIII ежегодного коммуникационного форума РАСО «Дни PR – 2024».

ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.