Игорь Мушаков: «Делайте клиентов успешными»

Российский бизнес нуждается в знаниях и опыте зарубежных коллег. Но если вы показываете работодателю диплом MBA, то должны еще доказать, что умеете применять эти знания практически. В первую очередь, управлять и принимать решения, выявлять нужных клиентов и уметь их понимать и удовлетворять.

Что приближает нас к заветной мечте, какие решения можно принимать спонтанно, почему топ-менеджерам сложнее писать, чем думать, и почему диплом MBA – это лишь дополнительный бонус – поделился в интервью с Executive.ru Игорь Мушаков, выпускник бизнес-школы Kingston MBA Moscow/РАНХиГС и директор департамента клиентских отношений компании Сбербанк технологии.

Executive.ru: Решение пойти учиться в бизнес-школу не падает с потолка. Обычно на это уходят месяцы, а то и годы. Как было у вас?

Игорь Мушаков: Я по жизни все время учусь. Первые три профессиональных высших я получил в МИРЭА, ГАСИС и МЭСИ. А потом встал вопрос – как структурировать все полученные знания во что-то более практически-ориентированное на ведение бизнеса? Ответ пришел быстро – MBA. К сожалению, реализовать задуманное сразу не получилось всвязи с отсутствием какого то ни было свободного времени. Поэтому мне очень сильно повезло, когда в июле 2009 года я совершенно случайно получил информацию от руководителя о том, что Сбербанк и бизнес-школа Kingston запустили совместную корпоративную программу MBA, причем с международной квалификацией, и на английском языке. Подумать о том, чтобы стать слушателем, мне дали ровно два часа – подходили сроки подачи документов. При этом выходить учиться нужно было уже через день. Я рискнул и согласился. Вот так спонтанно «выбрал» школу и не пожалел.

Executive.ru: Что послужило основным стимулом?

И.М.: То, что банк дает возможность сотрудникам, которые участвуют в программе, обучаться и инвестировать свое рабочее время в собственное развитие. Это крайне важно для людей, занимающих топовые позиции, потому что обычно сложно совмещать работу и учебу.

Кроме этого, проучившись в трех российских вузах, смело могу сказать, что по части экономики у нас пока недостаточное количество структурированных общедоступных знаний, в особенности, на русском языке. И хорошо, что наши университеты начали делать совместные программы с зарубежными школами. Им, как мне кажется, требуется еще время на наращивание опыта и учебной информации, для того чтобы достичь европейского уровня, но при этом они обычно дешевле. Таким образом, слушатель может подобрать тип обучения по его финансовым возможностям, что очень важно, в особенности, для начинающих карьеру специалистов.

Executive.ru: Ваше обучение в Kingston оплачивал Сбербанк?

И.М.: Я мог бы полностью оплатить программу сам, так как уже давно готовился к MBA-образованию и этот факт не являлся существенным при принятии мной решения. Но компания предложила мне оплатить половину обучения, с условием работы в организации определенное время. Если бы я решил уйти из Сбербанка раньше, эти средства нужно было бы им вернуть.

Executive.ru: Насколько networking в школе оправдал себя?

И.М.: Естественно, большинство одногруппников были мои коллеги по «цеху». Но могу сказать, что благодарен школе за то, что мне удалось сформировать новый профессиональный круг общения. Если первый год мы учились «со своими», то на второй год группы объединили, и рядом появились люди не только из банковского бизнеса, но и топ-менеджеры из фармацевтики, туристического бизнеса, просто предприниматели. Люди с абсолютно другим взглядом на ведение бизнеса, не свойственным нашему достаточно узкому кругу банкиров.

Executive.ru: В зарубежных бизнес-школах принято привлекать на лекции и мастер-классы талантливых спикеров из числа успешных предпринимателей, топ-менеджеров, инвестиционных банкиров и т.д. А в вашей школе были «звезды»?

И.М.: Да, особенно запомнился генеральный директор одной из крупнейших розничных сетей продовольственных магазинов-дискаунтеров в России Дикси. Он тоже выпускник Kingston. По его рассказу мы писали бизнес-кейс относительно стратегического управления компанией, изучали операционную модель организации, смотрели с точки зрения стратегии развития, финансовых показателей и делали вывод – какие действия компании необходимо выполнить, чтобы быть успешной на рынке.

Executive.ru: Что еще особенного вам запомнилось?

И.М.: Еженедельная учеба по выходным дома, чтобы сдать очередной assignment к назначенному сроку, самоотверженность и поддержка жены :)

Еще запомнились экзамены в конце первого года обучения, которые длились 9 часов в течение двух дней. Во время экзаменов нужно было на английском языке ручкой написать ответы на вопросы. А поскольку современные люди – сильно привыкшие к компьютеру – рука очень сильно болела :)

Executive.ru: А что представлял из себя выпускной экзамен?

И.М.: Это был ряд вопросов, в основном, по бизнес-кейсу, который заранее давался на самостоятельный разбор и изучение. Но что конкретно собирались спросить – можно было только догадываться. В моем случае бизнес-кейс был про винодельческую промышленность Америки, в частности, по компании Mondavi Winery,истории ее успеха и развития. На экзамене предлагалось оценить текущее состояние компании с разных точек зрения (стратегического, финансового управления) и понять, куда она может дальше двигаться. Благодаря этому кейсу я стал специалистом в винодельческих вопросах и начал неплохо разбираться в американских винах :)

Executive.ru: Бизнес-образование ценится за практическое обучение по кейсовым методам. Много ли было у вас теории? Насколько она нужна, по вашему мнению, на MBA?

И.М.: Да, в основном были кейсы, но теории тоже было достаточно. Я считаю, что она должна быть, особенно, у российских студентов, которые привыкли в российских вузах получать существенное количество теории и небольшой практический материал. Не знаю, как другим людям, но мне более естественно воспринимать материал, когда вначале идет теоретическая база, а потом даются конкретные кейсы, которые привязаны к этой теории и показывают, что она соответствует практике.

Executive.ru: Насколько сегодня в России для работодателя ценен сотрудник с MBA?

И.М.: То, что наблюдаю я, то людей просто с MBA и без опыта практической работы организации не очень готовы брать на руководящие позиции. Уж коли мы затронули тему практики, вспоминается одно утверждение, недавно высказанное одним из моих коллег, что ни в коем случае нельзя человеку, закончившему MBA, давать возможность сразу руководить и принимать решения. Потому что при отсутствии должного опыта, он, приняв какое-то решение, может посчитать, что все проблемы испарятся сами по себе. Задача современного менеджера – не только принять решение, но еще его и реализовать на практике. И здесь требуются дополнительные практические навыки. Например, помимо знаний по управлению персоналом, которые дает бизнес-школа, должен быть еще и сформировавшийся навык работы с людьми.

Нынешний работодатель обычно предпочитает сразу получить образованного и опытного сотрудника. Опыт приобретается в конкретных жизненных условиях. Я сужу по себе как руководитель. Да, MBA имеет значение, подчеркивает то, что человек систематизировал свои знания в бизнесе, но этого не достаточно для того, чтобы я взял сотрудника на работу только на основании этого. Диплом MBA – это ваш дополнительный бонус при наличии равного по опыту конкурента на искомую вакансию.

Executive.ru: Как MBA отразилось на вашей карьере?

И.М.: Я занимаюсь IT-автоматизацией банковских операций и процессов, по совместительству еще и генератор идей по банковским процессам и продуктам. Поэтому MBA дал мне очень сильный заряд: детальное понимание, как продвигать продукты; как структурировать работу с клиентами, как лучше понимать их потребности, рынок продуктов и услуг.

Мне вообще повезло. Начал я учиться, работая в Сбербанке, а к моменту окончания обучения в банке было принято решение о создании дочерней компании Сбербанк технологии и моем назначении туда на должность директора департамента клиентских отношений и члена правления. Я стал еще ближе к бизнесу. И в моей текущей деятельности очень четко прослеживаются все аспекты ведения бизнеса, которым нас учили на MBA. Цель компании заключается в предоставлении сервисов инноваций и автоматизации бизнес процессов. Это работа на внутреннего клиента банка и оказание сервисов для группы компаний, входящих в Сбербанк, коих сейчас несколько десятков по миру. Такой внутригрупповой аутсорсинг. Следующая цель компании – это выход на открытый рынок.

Executive.ru: Какова ваша профессиональная формула успеха?

И.М.: Любая формула базируется на клиентах и удовлетворении их потребностей. Мы все являемся потребителями услуг, и мы же – субъекты, удовлетворяющие потребности окружающих нас людей. Чем бы вы ни занимались и какую бы должность ни занимали – неважно. С моей точки зрения, чтобы быть успешным, надо правильно идентифицировать тех клиентов, на которых вы работаете, и которые действительно нуждаются в ваших услугах. Если вы поможете решить их проблемы и сделаете их успешными, то они будут вас ценить и сделают, в свою очередь, успешными и вас.

Источник фото: wbc.com.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.