Как внедрять онлайн-курсы в традиционном университете

Пришло время серьезных изменений в отрасли образования: на смену традиционному офлайн-образованию приходит образование в формате онлайн. Цифровая трансформация серьезным образом изменит наше представление об образовании в ближайшие пять-семь лет. Этапы, которые нужно пройти, чтобы трансформировать образовательную организацию – будут рассмотрены в данной статье.

Недостатки офлайн-обучения

Если вспомнить, как происходит обучение в традиционном формате, то сразу видны все неудобства, связанные с необходимостью перемещения преподавателя и слушателей к месту проведения занятий. С учетом транспортных пробок в мегаполисе, это может стать непростой задачей, ну а если слушатель живет на окраине России, то ему для обучения может понадобиться не только авиабилет, но и учебный отпуск с гостиницей. Для слушателей, приезжающих из дальних регионов, временные и финансовые затраты на трансферт к месту обучения и обратно, могут сравняться со стоимостью самого обучения.

При этом, если анализировать алгоритм проведения самого занятия, то большую его часть занимает «начитка» преподавателем лекционного материала, и хотя данная часть становится все меньше в общем объеме обучения, эту рутинную задачу преподаватель вынужден повторять в разных учебных группах день за днем. То же самое происходит и с кейсами из практики и даже с ответами на вопросы слушателей, они все, как правило, повторяются раз за разом с небольшими различиями.

Еще одним недостатком традиционной формы обучения является необходимость стандартной компоновки курсов в программу обучения, с жестко закрепленным временем и последовательностью прохождения курсов группами слушателей. Все эти ограничения продиктованы необходимостью физического сбора слушателей и преподавателя в одном месте.

Время проведения занятий также приходится выбирать с учетом возможности присутствия всех участников учебного процесса. При этом, если слушатель не смог посетить занятие, то скорее всего пропущенную тему ему придется разбирать самостоятельно. А отпуска, командировки или переезд в другой регион вообще может сделать невозможным продолжение обучения слушателя.

Для экономической целесообразности обучения, необходимо увеличивать количество слушателей в группах, что снижает качество учебного процесса и усложняет работу преподавателя. При небольших группах, комфортно и слушателям, и преподавателю, но это сразу увеличивает стоимость обучения и делает данную учебную программу неконкурентоспособной на рынке.

Еще одна статья затрат продиктована необходимостью аренды помещений для обучения, необходимо управлять их загрузкой, а также обеспечивать в них частоту и порядок, что еще больше повышает цену традиционного обучения и делает его недоступным для части потенциальных слушателей.

Так или иначе, традиционная система обучения неудобна, как для преподавателя, так и для слушателя. А если преподаватель востребован в различных образовательных организациях, то возникает ограничение продуктивного времени его работы, ведь невозможно проводить учебные курсы по 12 часов в день, без отпуска и выходных. В результате хороший преподаватель повышает ставку, что негативно влияет на стоимость всего обучения, а это делает его знания и опыт менее доступными для широкой аудитории.

Например, бизнес-школа, работающая на рынке бизнес-образования, сейчас находится в ценовых ножницах: с одной стороны, высокие ставки «звездных» преподавателей, а с другой – ценовая конкуренция на рынке бизнес-образования. В добавок на рынке бизнес-образования появились новые игроки – корпоративные университеты крупных компаний, которые также стали предлагать образовательные продукты.

Изменение технологической основы

Учитывая появление широкополосного доступа к интернету, доступность компьютеров и планшетов для большинства людей, можно заметить, как все больше и больше услуг уходит в online. Банковский сектор, страхование, полиграфия, развлечения – все эти сектора уже подверглись цифровой трансформации. Не составит исключения и отрасль образования, так или иначе, но в скором времени часть образовательных услуг будет предоставляться слушателям online.

Доступность существующих моделей видеооборудования позволяет недорого снять и смонтировать качественное видео учебного курса, развитие специализированных приложений позволяет с минимальными затратами организовать и провести вебинар, появление открытых платформ автоматизации онлай-обучения позволяет автоматизировать сам учебный процесс, а рост проникновения социальных сетей и распространение технологий цифрового маркетинга, позволяет автоматизировать привлечение слушателей, используя для этого группы в социальных сетях и размещение рекламы в поисковых системах.

Не секрет, что уже сейчас многие учебные заведения активно продвигают свои услуги в интернете, привлекая через данный канал существенную часть новых слушателей, а крупные университеты и бизнес-школы активно переводят свои курсы в формат онлайн для минимизации затрат на учебный процесс. Применение цифровых технологий, позволяет коренным образом трансформировать процесс обучения с повышением уровня комфорта для всех его участников и одновременным снижением затрат.

При переводе в онлайн все что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано. В первую очередь, оцифровать можно процесс чтения лекционного материала преподавателем. Записывая на видео лекции и кейсы преподавателя, можно убрать всю рутину, минимизируя привлечение преподавателя к учебному процессу. Оцифровка учебных курсов позволяет привлекать наиболее квалифицированных преподавателей, практиков своего дела по хорошим ставкам, ведь после того как курс снят, участие преподавателя становится минимальным.

Для обеспечения обратной связи в процессе обучения необходимо оцифровать процесс ответа преподавателя на вопросы слушателей. Это может быть реализовано несколькими способами. Первый способ, наиболее простой – это создание базы вопросов слушателей и ответов преподавателя, которая со временем накопит все множество возникающих вариантов. Второй способ – это групповое обсуждение слушателями возникающих вопросов в специализированных форумах под контролем преподавателя, который, в случае необходимости, может вмешаться в процесс обсуждения. Третий способ – это проведение преподавателем вебекса, в рамках которого он ответит на все возникшие вопросы.

Как только становится возможным алгоритмизировать процедуры тестирования знаний слушателей, можно автоматизировать и эту часть учебного процесса, построив непредвзятую систему проверки знаний с минимальным участием человека. Если четких алгоритмов проверки знаний создать не удается, можно привлечь помощников преподавателя, которые будут комментировать ошибки слушателей и выставлять оценки, что также снимет с преподавателя часть рутинной нагрузки.

Сам процесс управления доступом слушателей к материалам курсов, сдачи результатов работ, проведения аттестации и выставления оценок, может быть полностью автоматизирован на базе появившихся открытых платформ дистанционного обучения, функционал которых позволяет полностью поддержать учебный процесс в формате онлайн.

Принципы онлайн-обучения

При создании онлайн-курса нужно придерживаться некоторых правил. В первую очередь, курс необходимо формировать из нескольких коротких тем. В каждой теме можно использовать короткие видео длительностью от 10 до 30 минут, после просмотра которых слушатель должен выполнить практические задания. Количество тем, должно быть обозримым, пять-восемь тем вполне достаточно для погружения слушателей во все особенности изучаемой дисциплины.

Использование видео, записанного заранее, позволяет слушателям учиться в любое время суток и в любом удобном месте. Если в рамках учебного процесса использовать вебинары, то возникает необходимость синхронизации времени их проведения с временными возможностями слушателей. Практика онлайн-обучения показывает, что из-за разницы часовых поясов и разнообразной загрузки, слушателей собрать группу на вебинар в полном составе удается очень редко. Поэтому использование вебинаров оправданно лишь в конце всего курса, если необходимо ответить на возникшие вопросы слушателей, на которые они не получили ответы при анализе типовых вопросов и ответов.

В онлайн-обучении старт каждой темы внутри курса лучше всего осуществлять с определенным периодом, например, еженедельно, можно даже в выходной день. Тут все зависит от слушателей курса, но так или иначе в течение недели большинство из них найдет время для того, чтобы просмотреть видео и сделать небольшое задание.

Доступ к открытым темам не закрывается до конца обучения, и хотя некоторые провайдеры обучения стараются закрывать тему через месяц, в большинстве случаев, слушатели настаивают о доступе теме до окончания всего курса. Однако через определенное время, например, через месяц после окончания последней части курса, для группы существует финал, после которого активность по курсу запрещается. Это ограничение связано с тем, что в рамках курса могут поступать домашние задания, которые преподаватель или его помощник должен проверить, и чтобы не превращать обучение одной группы в бесконечный процесс, лучше закрыть программу, а тех слушателей, кто не смог отработать вовремя, переводить в новые группы.

Многие преподаватели боятся снижения качества при обучении онлайн, однако при правильной подаче материала и контроле исполнения практических заданий результат будет не хуже, чем в традиционном варианте. Анализируя на практике качество онлайн-обучения хочется отметить, что результаты обучения становится даже лучше, чем в традиционном вариант.

Самое главное, что внедрение онлайн-технологий в процесс обучения делает его удобным для всех участников. Если лекции хорошо сняты и смонтированы, то качество преподнесения материала уже не зависит от настроения и здоровья преподавателя. Слушателям удобно, потому что они могут учиться в любое время, преподаватели избавляются от рутинной работы по начитке теоретических лекций и кейсов.

С применением онлайн-технологий становится намного проще привлекать лучших преподавателей в программу, ведь преподаватель становится поставщиком контента, передавая свои курсы в программу, и сосредотачиваясь на формировании нового контента.

Для бизнес-школы при цифровой трансформации учебного процесса ключевой становится возможность неограниченного масштабирования программы обучения, созданной в формате онлайн, и возможности вывода ее на региональные и зарубежные рынки. Снижение затрат на преподавателей и аренду, с одной стороны, позволяет повысить рентабельность бизнес-школы, а с другой – сделать обучение дешевле, что в целом положительно повлияет на доступность знаний для большого числа слушателей.

Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Токарев, Андрей Коптелов
Генеральный директор, Нижний Новгород

Теоретически с автором я согласен по всем пунктам.
А вот практически есть пара моментов:

1. Мне повезло относительно недавно поучиться на одном онлайн практикуме как раз от ШБ "Синергия", которую представляет автор публикации. Это был курс Р.Гандапаса. Если бы мне не повезло выиграть (2 место в конкурсе за решение кейса на Е-хе) этот курс, стоимостью 20 тыс. рублей, я бы не стал его покупать. По очень простой причине - я был удивлен, что это был не реальный курс - а обычная видеозапись. Однако, если не учитывать отношение качества к стоимости, то программа для меня была полезной.

2. Правда, меня сильно смутило обучение где-то в середине курса - мне показалось, что разработчики онлайн практикума в чем-то ошиблись и повторно поставили старый урок. Оказалось, что не ошиблись. Но повторение большей части урока было настолько близким, что это можно смело назвать браком в работе. Этот пункт к тому, что у нас на факультетах, где обучают управленцев, по программам МВА (что я видел в роли преподавателя), в президентской программе переподготовки управленцев (где также поработал в роли препода) и пр. плохая практика управления (качество - показатель практики управления): как слушатели будут верить процессу теоретического обучения, если у образовательной структуры хромает "личная" практика управления образовательным учреждением.

3. Ну и главное. Пока результатов от подготовки управленцев в стране не видно. Образовательные структуры - это просто бизнес, зарабатывание денег от существующего спроса обучающихся. И если будущий руководитель получит другое обучение в вузе (по физике, биологии и пр.) - он будет управленцем нисколько не хуже, чем после получения образования в специализированной структуре. Потому, как мне кажется, сначала нужно решить эту проблему (чтобы специализированное обучение влияло на практику управления выпускников), а уже потом развивать новые формы. А пока - новые формы - просто для зарабатывания больших денег той или иной программой подготовки управленцев. Что, правда (нужно быть объективным), не исключает, как в моем примере, появление некоторых отдельных курсов, дающих определенные положительные практические результаты.


Директор по развитию, Москва

Владимир, добрый день. Спасибо за комментарий.

У меня в ШБ Синергия по схеме on-line практикума (видео/кейсы/практика) сделано уже три курса: Оптимизация бизнес-процессов, Управление по целям и Управление поручениями.

В подавляющем большинстве слушатели довольны - отзывы и замечания я собираю на третье занятие и после окончания курса. Если что-то не так, слушатель пишет мне лично сообщение в системе, и я помогаю решить проблему, если она не решается по стандартному процессу.

Хотя не скрою, был один человек из 300, которому данная схема on-line практикумов не понравилась, но всем угодить невозможно - это массовый продукт.

Видео позволяет проходить курс в любое время, с помощью вебинара в разных часовых поясах собрать группу просто невозможно.

В части изменений, внутри компаний они есть, многие слушатели после курса начинают применять полученные технологии на практике. Хотя этого еще не видно в масштабе всей страны, но главное начать!

Генеральный директор, Нижний Новгород
Андрей Коптелов пишет:
В части изменений, внутри компаний они есть, многие слушатели после курса начинают применять полученные технологии на практике. Хотя этого еще не видно в масштабе всей страны, но главное начать!

Мне представляется, что обучение оффлайн и онлайн - одинаково хороши, но одинаково бесполезны. Свои причины этой ситуации я изложил по ссылке - http://www.e-xecutive.ru/community/magazine/151867...

Для образовательных структур (кто может из этой реальной ситуации сделать дополнительную монетизацию) я вижу, в частности, такое решение (на самом деле решений достаточно много) - наряду с образовательной программой (стандарты же не поправишь быстро) давать серьезный курс по "управлению в условиях жесткого сопротивления системы меняться" - собственно консультанты по управлению всегда работают в таких условиях в нашей стране, то есть это вполне реально.

Директор по развитию, Москва

Владимир,

Тема трансформации организации, как и тема управления изменениями - одна из самых сложнейший, тут я с Вами соглашусь.

Эти темы даются в рамках большинства учебных программ, но в них пока нет четкой методологии и технологии, как в других дисциплинах, например в управлении бизнес-процессами.

Управление трансформацией организации - пока еще развивающая область управления, даже библиотеки лучшего опыта еще нет. В управлении изменениями совсем недавно появилась библиотека лучшего опыта, пошагово описывающая технологию управления изменениями в организации. Так что движение в правильном направлении есть!

Генеральный директор, Нижний Новгород
Андрей Коптелов пишет:
В управлении изменениями совсем недавно появилась библиотека лучшего опыта, пошагово описывающая технологию управления изменениями в организации. Так что движение в правильном направлении есть!

Как ее найти, не подскажите, Андрей?

Моя главная мысль (повторюсь кратко) - обучение у нас повсюду примерно одинаково хорошее (мне повезло слушать экономические курсы хороших иностранных спецов - американцев, французов, японцев в нашем инязе, когда я работал преподом, иногда по целому году, они не лучше знают предмет, чем наши преподы). Сейчас оно еще сравнялось и по форме проведения занятий. Но попадая в реальные условия наших компаний, все обучение выпускника образовательной программы по подготовке управленцев пропадает даром. Потому сначала, как мне представляется, нужно решить эту проблему. А пока - подготовка менеджеров в нашей стране по любой программе - просто бизнес для образовательной структуры, на который есть спрос. Точка. Поскольку показателями практики управления являются качество и производительность труда, по ним мы, как известно, серьезно отстаем, потому-то продаем на экспорт преимущественно сырье. Нас "не хотят" не только за бугром, но и в нашей стране.


Директор по развитию, Москва

Владимир,

посмотрите сайт Association of Change Management Professionals® (ACMP)

Генеральный директор, Нижний Новгород

Спасибо, Андрей, посмотрю. Надеюсь там на русском.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Власти США выгоняют иностранных студентов из страны

Речь идет о студентах, университеты которых осенью перейдут на онлайн-обучение.

Опубликованы результаты опроса о влиянии диплома MBA WU на карьеру выпускников

Опрос помог выяснить, как диплом MBA влияет на зарплаты выпускников и как быстро он окупается.

МИРБИС предложил скидку 35% на первый этап обучения по программам для руководителей

Акция действует до 15 августа 2020 года.

ИБДА РАНХиГС проведет инфосессию программы EMBA Школы менеджмента Антверпена в формате вебинара

Это элитное европейское образование для менеджеров западных и российских компаний. Обучение в Москве в формате Weekend.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В Москве с 13 июля откроются аттракционы, а с 1 августа – кинотеатры

Мэр Москвы Сергей Собянин объявил о новом этапе снятия ограничений для бизнеса и горожан.

PayPal прекратит переводы по России с 31 июля

Сервис будет поддерживать только международные платежи.

Джеффф Безос стал богатейшим человеком мира за последние 40 лет

Состояние главы Amazon превысило 180 миллиардов долларов.

Nielsen сократит 3,5 тыс. работников

Холдинг могут разделить на две организации.