Зачем вам онлайн-образование? Пять причин

Многие высшие учебные заведения стали внимательно присматриваться к онлайн-образованию, а некоторые начали активно выходить на данный рынок со своими учебными программами. Наблюдается начало серьезной трансформации рынка обучения, и те организации, которые упустят данный тренд, рискуют потерять свою долю на рынке.

Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии затяжного старта, ведь первые проекты появились еще в 1990-е годы, а серьезный рост рынка начался только в 2012 году, когда появились три крупнейшие площадки: Coursera, EdX, Udacity.

Многие учебные заведения сначала со скепсисом относились к форматам интернет-обучения, ведь большинство преподавателей изначально работали в офлайне, однако массовое распространение мобильных устройств с доступом в интернет и последующая трансформация учебных процессов заставили многих из них изменить свои технологии обучения, внедряя новые формы образования в свои учебные программы.

Учитывая размеры нашей страны, онлайн-обучение стало особенно востребовано в регионах, ведь стоимость командировки к месту обучения часто сопоставима со стоимостью самого обучения. Еще одним фактором, который поддержал развитие интернет-образования, стал свободный график занятий, ведь очень часто изменение рабочих планов слушателя в течение дня делало невозможным посещение вечерних занятий, а в Сети можно учиться в любое время суток. Ну, и ключевым фактором, который сделал онлайн-образование интересным для вузов, стало снижение затрат на преподавательский состав и аудиторный фонд, ведь раз создав учебный курс в интернете, можно впоследствии серьезно минимизировать затраты и предложить клиенту минимальную цену, сделав обучение более доступным.

В настоящее время слушателей топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования – около 20 млн чел., что является огромной аудиторией. При этом, по информации Ambient Insight Research, совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили $300 млн, а общий объем инвестиций в онлайн-образование в 2000-2013 годах составил $8,5 млрд. Такой объем инвестиций говорит о начале серьезной трансформации международного рынка образования и появлении на нем новых игроков, которые смогут серьезно преобразовать рынок как на международном, так и на региональном уровне.

Согласно существующим оценкам аналитиков, текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается более чем в $40 млрд. По прогнозу, в 2016 году эта цифра превысит $50 млрд. Такой бурный рост на фоне стагнации остальной экономики привел к активному интересу IT-компаний и части преподавательского состава, настроенной на инновации, к новому обучению. Фактически сейчас наблюдается массовая миграция курсов из офлайна в онлайн. В России появилось множество проектов, связанных с переводом учебных курсов в онлайн-режим. Центры онлайн-образования открываются как при вузах, так и внутри IT-компаний, создавших системы, поддерживающие процесс онлайн-образования.

В последний год началась явная трансформация рынка обучения, в рамках которой повысится конкуренция обучающих программ между собой и увеличится объем слушателей у тех организаций, кто станет лидерами. Все это приведет к усилению конкуренции между преподавателями за своих потенциальных слушателей. С большой вероятностью, в рамках происходящей трансформации последует жесткая специализация преподавателей по темам, в рамках каждой из тем будет три-пять лидеров, которые завладеют основным вниманием аудитории, а остальные преподаватели смогут втиснуться в сложившуюся систему, лишь предложив слушателям что-то новое в части знаний, навыков или практического опыта.

Однако массовое распространение дистанционного обучения имеет и некоторые негативные черты, например, бесплатное обучение привело к тому, что многие слушатели, зарегистрировавшись и прослушав первые дисциплины, часто бросают обучение, не доводя его до конца. Например, до получения сертификата на курсах edX доходит только 5% слушателей. Для удержания внимания слушателей длительность обучающего ролика начинает снижаться, в некоторых случаях ролик становится меньше трех минут. Еще одним фактором удержания аудитории является геймификация, в рамках которой происходит обучение той или иной дисциплине через серию игровых заданий.

С одной стороны, все эти мероприятия увеличивают число слушателей, но с другой – снижают качество обучения. Если детальнее проанализировать существующие онлайн-курсы, то среди них много курсов, которые дают достаточно поверхностные знания, и у слушателя возникает ложное ощущение, что он обучен и у него есть необходимые знания и навыки, однако на практике он столкнется с их отсутствием. Анализируя состав курсов, можно отметить, что все больше становится курсов прикладного значения, обучающих простым навыкам, и именно данный сегмент, скорее всего, полностью перейдет в онлайн. А вот обучение серьезным дисциплинам, например, медицине или ядерной физике, будет проводиться в офлайн-режиме с возможным применением онлайн-инструментария на старте.

Зачем вам нужно онлайн-образование?

1. В существующей ситуации, когда на рынках труда начинается трансформация, и люди понимают необходимость повышения уровня своих профессиональных компетенций, или даже полной смене специальности, сетевое образование может сыграть решающую роль. Ведь не отрываясь от работы, можно дополнить свои компетенции, повысив свою привлекательность для работодателя, при этом сделать это при минимальных затратах в нерабочее время. Непрерывное обучение становится философией развития многих людей, и онлайн-курсы помогают сделать это в наиболее комфортном режиме.

2. Если даже человек временно остался без работы, интернет-образование, в силу своей высокой доступности, а иногда и бесплатности, может помочь ему получить специальность, которая более востребована в существующей ситуации.

3. Возможно, кто-то решит сменить специальность или открыть собственный бизнес, и тут онлайн-курсы помогут узнать такие смежные дисциплины, как бухгалтерский учет, налогообложение и многое другое, что так необходимо предпринимателю на первых шагах.

4. В то же время онлайн-формат обучения сделал доступным получение знаний не только в части рабочих навыков, но и хобби. Существует огромное количество курсов, посвященных фотографии, рыбалке и многому другому, чем интересуются люди в свободное от работы время. При этом люди, достигшие мастерства в той или иной области, часто создают и выкладывают видеоролики с объяснением нюансов своего увлечения в открытый доступ, что позволяет им поделиться своими навыками и получить обратную связь, и главное – общение с единомышленниками.

5. В отличие от классических форм образования, для окончания онлайн-обучения необходима серьезная внутренняя мотивация. Ведь программа часто не имеет жестких временных ограничений, именно поэтому многие слушатели пока выбирают очное образование, где есть расписание занятий, четкие временные рамки. Однако цена очного обучения часто на порядок выше, чем онлайн, но имея мотивацию на получение знаний и дисциплину, можно сэкономить серьезную сумму или получить больший объем знаний за те же деньги.

Таким образом, онлайн-обучение становится неотъемлемой частью жизни большинства активных людей, думающих о собственном развитии. Это отличный инструмент, с помощью которого при минимальных затратах, а иногда и бесплатно, вы сможете не только получить новую должность или даже работу, но и сделать свою жизнь интереснее, получив те знания, которые были раньше доступны только узкому кругу лиц.

Так или иначе, но в век развития информационных технологий каждый должен хотя бы раз попробовать обучение через онлайн, ведь пробные курсы доступны и часто бесплатны.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Онлайн-образование в определённых ситуациях становится единственно возможным способом получения образования требуемого уровня - я это испытал на себе.
Так сложились обстоятельства, что получение высшего образования сразу после среднего пришлось прервать посередине, потом - отложить на время, потом - сменились приоритеты, пришлось пожертвовать образованием для решения более важных дел, оставив высшее - незаконченным, то есть - не оформленным дипломом. Полученные за время образования (технического) знания и навыки позволяли работать, расти профессионально и карьерно, но в изменившихся внешних условиях вдруг оказалось, что опыт работы - это великолепно, знания в своей области - безусловная ценность, но если ты такой умный и замечательный - где же подтверждение этого официальным документом?
Дистанционная форма обучения как раз и позволила мне, пятидесятилетнему переростку, найти ВУЗ с дистанционной формой обучения, восстановиться в нём в качестве студента, сдать образовавшуюся за десятки лет разницу по академическим дисциплинам, освоить программу обучения и защититься. Безусловно - у очной формы обучения с основным занятием - именно обучение - есть масса неоспоримых преимуществ, но есть и основной недостаток - её ограниченная доступность. Также дистанционное обучение позволяет в полной мере использовать весьма полезный инструментарий - электронные библиотеки, видеокурсы, различные вебинары и видеоконференции, и эти навыки являются ещё и конкурентным преимуществом на основной работе - имея этот опыт, освоить работу на корпоративном портале уже не проблема...
А вообще учиться нужно всегда - мир так изменчив!

Генеральный директор, Челябинск

Первая здесь статья, в которой отсутствует однобокость.
Крупными мазками, без подробностей, но показана формирующаяся система оффлайн-онлайн образования.
Спасибо Автору.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В России увеличат финансирование науки и высшего образования в 2025 году

Общий объем бюджетных ассигнований составит 1,5 трлн руб.: из них на науку — 658,5 млрд руб., на образование — 780,9 млрд руб.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ прошло обучение по кейс-методу с компанией ORO

Сотрудничество ВШБ и бизнес-партнера продолжится новыми проектами в рамках создаваемой в бизнес-школе базовой кафедры ORO.

«Яндекс» обучит преподавателей ИИ-грамотности

Платформа запустила бесплатный онлайн-гайд, посвященный промтингу — формулированию запросов к нейросетям.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование о производительности труда в крупнейших российских компаниях 

В выборку вошла 71 компания из списка крупнейших по выручке в RAEX-600.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Средняя зарплата в Москве превысит 200 тыс. руб. в 2027 году, по мнению властей Москвы

Власти Москвы также ожидают умеренный рост потребительского сектора.

Руководители российских компаний не доверяют нейросетям

Больше половины опрошенных считают, что ИИ – не лучший помощник для решения задач.

«Ашан» начал трудоустраивать людей с ментальными особенностями

Компания продолжает делать шаги в сторону поддержки инклюзивности и взяла на работу людей с аутизмом и другими нарушениями.

Каждый пятый россиянин не получал повышение уже более 5 лет

Для 20% опрошенных толчком для карьерного роста стало увольнение с прежнего места работы.