Алексей Мамин: «Работа, ради которой хочется просыпаться»

Какие качества и знания необходимы для кардинальной смены отрасли? Особенно, если уже наращен огромный опыт и знания в определенной сфере, и можно спокойно развивать карьеру в рамках хорошо знакомого бизнеса. Выпускник программы Kingston MBA Moscow/РАНХиГС Алексей Мамин, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами компании Monsanto (мировой лидер в сельскохозяйственной индустрии), поделился с Executive.ru опытом перехода в кардинально новый сектор и рассказал, как эффективно выстраивать бизнес-процессы в совершенно новом направлении.

Executive.ru: Как строилась ваша карьера «до» и «после» обучения на MBA?

Алексей Мамин: По первому образованию я юрист, и карьеру начал в государственно-административном секторе. Когда решил кардинально сменить работу, то понял, что мне просто необходимо получить дополнительные знания и навыки в области того, как управлять командой, основы логистики, коммуникаций, финансов, маркетинга. Принципиально важным было получить не теоретические наброски, а то, что можно было бы сразу применить на практике. Таким образом, динамичное развитие новой карьеры началось параллельно учебе. Начав новый этап с самой базовой позиции торгового представителя Colgate-Palmolive, я получил предложение развивать дистрибуцию в московском регионе. Затем этот опыт оказался полезным в проектном менеджменте компании L`Oreal. Опыт работы с таким международным ритейлером, как «АШАН», на позиции старшего менеджера по работе с ключевыми клиентами Schwartzkopf& Henkel, дал понимание, как проходить тяжелейшие переговоры M&A (слияние и поглощение) AUCHAN Group и REAL Rewe Group в восточной Европе. На каждом этапе развития карьеры обучение помогало и поддерживало: рекомендации одногруппников, преподавателей, схожие бизнес-кейсы, богатейшие электронные библиотеки Kingston Business School дополняли картину происходящего, помогая в принятии тех или иных решений. Сегодня, возглавляя отдел по работе с ключевыми клиентами в Monsanto, я опираюсь на весь предыдущий опыт. В целом, если до программы я работал в двух госорганизациях, занимаясь примерно одним и тем же – исполнением решений, принятых другими людьми, то после MBA за шесть лет я сменил три индустрии, поработал с 20 категориями товаров, 35 брендами. Работа стала интересной, появилась возможность реализовывать свой собственный потенциал, разрабатывать стратегию роста компании, развивать сотрудников, предлагать и внедрять свои собственные инновации.

Executive.ru: И все же, как решились на кардинальную смену сферы деятельности?

А.М.: Я четко осознавал, что тем, кто меняет сферу деятельности, иногда приходится начинать с нуля, и это очень непросто. Начало новой карьеры может нести немалые финансовые риски, которые не каждый может себе позволить. Я сам прошел через такую ситуацию с ипотекой и маленьким ребенком на руках. Так что это должен быть сознательный выбор каждого: продолжать заниматься тем, что не приносит удовлетворения, или сделать попытку найти то, ради чего захочется вставать рано утром. Вместе с тем, мы как менеджеры своих жизней способны эти риски снижать. MBA работает именно в этом направлении. Также важнейшую роль играет семья, близкие, окружение. Для меня поддержка жены и семьи в то время, когда принимал решение выйти из зоны комфорта, их вера в успех, помогла полностью сосредоточиться на решении поставленной задачи.

Executive.ru: Какую роль в построении карьеры сыграло бизнес-образование?

А.М.: Для меня образование дало возможность не замыкаться в рамках привычной сферы деятельности (FMCG), а попробовать себя в новой индустрии без возврата к нулевой точке развития карьеры, сразу с того же уровня, что и прежде. Бизнес-образование, по сути, включает в себя набор достаточно универсальных знаний. Оно дает возможность оценить процессы с точки зрения их эффективности. А это значит, что не так принципиально, чем вы до этого занимались. Если человек смог научиться мыслить стратегически, быстро находить необходимую информацию и грамотно ее интерпретировать, понимать принципы финансовой отчетности, функционирования рынка, поведения потребителя, то, приложив определенные усилия, он сможет составить стратегию развития даже той компании, которая функционирует в не очень знакомой ему индустрии. В этом смысле для меня бизнес-образование сыграло достаточно важную роль в смене сферы деятельности. В процессе обучения и групповых решений бизнес-кейсов настолько тесно общаешься с сокурсниками, работающими в самых разных компаниях и организациях, что понемногу начинаешь понимать специфику их сфер деятельности, это крайне интересный опыт.

Кроме того, директором Центра международных программ MBA РАНХиГС Маргаритой Перепелицей, а, по сути, идейным вдохновителем нашей программы, с самого первого дня была создана атмосфера, при которой процесс обучения всегда сопровождали помощь и выручка.

Executive.ru: Многие ли из ваших коллег по обучению сменили компанию либо направление работы?

А.М.: Изменения произошли у явного большинства. Было много тех, кто существенно продвинулся по карьерной лестнице, сменил направление, организовал собственное предприятие.

Executive.ru: Что, в первую очередь, помогает вам справляться с управленческими задачами?

А.М.: Помимо основных MBA-знаний, полученных из лекций, семинаров, учебников, пришло осознание своих возможностей, я научился грамотно расходовать свои внутренние ресурсы. Интенсивность выполнения заданий на программе и их содержание были таковы, что не очень организованным людям поначалу было непросто придерживаться графика выполнения работ. Объем информации, обрушивающийся на слушателей так велик, что весь его просто невозможно усвоить. Хитрость в том, что, как и в настоящем бизнес-процессе, это и не требуется. Важно научиться понимать, что в таком потоке является главным, и сфокусировать все свои усилия именно на этом. Вместе с тем, мне пригодились и приобретенные soft-skills, то есть унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. В бизнесе одним из основных принципиальных моментов является то, какая атмосфера существует в коллективе. Руководитель должен делать все, чтобы быть уверенным, что мотивация сотрудников будет высокой. Для этого все должны понимать свою роль в общем успехе, ощущать сопричастность. В моем отделе эти принципы помогли менеджерам раскрыть их потенциал и работать то, что называется, с «горящими глазами».

Executive.ru: Какие знания, полученные в рамках MBA, вы в наибольшей степени применяете сейчас?

А.М.: Один из принципов Kingston MBA звучит на английском как «out-of-the-box thinking» и означает, что для решения некоторых ситуаций необходимо выйти за рамки стандартного мышления и посмотреть на происходящее под другим углом. Вот эта парадигма, пожалуй, и есть то основное, что я регулярно использую. В рамках программы происходит знакомство с большим количеством формальных известных бизнес-моделей таких гуру делового администрирования и маркетинга, как Майкл Портер с его «пятью силами», Теодор Левитт с жизненным циклом товара, и многих-многих других. Но эти модели, скорее, являются некими образцами того, как в принципе могут развиваться события, макет процесса, который удобно анализировать. Для профессионала будет значимым навык выстраивания из таких моделей целостной стратегии, каждая из составляющих которой может быть им изменена и дополнена. В потоке информации важно научиться увидеть главное, идти в этом направлении и корректировать свои шаги по мере поступления новых данных.

Executive.ru: Как в школе был организован процесс «обучения на практике»?

А.М.: Практически все предметы и то, как происходит их преподавание, самым тесным образом связаны с реальными вопросами управления бизнесом – бизнес-кейсами. Например, группам студентов дается первоначальная вводная информация по известной авиакомпании и предлагается стать на время членами антикризисной комиссии, проанализировать текущее положение дел, сильные и слабые стороны компании, ее возможности. По итогам необходимо подготовить презентацию о дальнейших шагах улучшения финансового здоровья авиакомпании для совета директоров. При этом можно использовать все имеющиеся ресурсы для получения дополнительной информации, включая интернет и различные специализированные базы данных. Как правило, в группе от шести до девяти человек разных возрастов, индустрий и позиций по-разному строятся ответы на одни и те же вопросы. Это невероятно полезно.

Крайне интересной лично для меня оказалась бизнес-игра «Симуляция стратегии предприятия». Это программа, которая позволяет в режиме ускоренного финансового года принимать управленческие решения и видеть их результат незамедлительно. Это захватывающий процесс, в котором взрослые люди (включая владельцев крупных предприятий) становятся детьми, с азартом щелкающими мышками по кнопкам управления. Такого рода симуляция помогает применить все наработки здесь и сейчас в условиях почти настоящего управленческого процесса, и практически мгновенно получить те или иные результаты.

Executive.ru: Насколько сегодня, на ваш взгляд, в России применимы знания, полученные в западных школах?

А.М.: Российское фундаментальное образование больше применимо в консервативной прогнозируемой национальной экономике, в то время как западное помогает сориентироваться в ситуациях неопределенности и быстрых изменений. Также сегодня сложно себе представить крупную корпорацию, оперирующую только в одной стране. Как только появляются интернациональные коммуникации (маркетинг, финансы и т.д.), понимание западных моделей сильно упрощает интеграцию в глобальную иерархию компании в целом, и конкретного специалиста-выпускника в корпоративную культуру в частности. Кроме того, часто лицами, принимающими решения, являются западные инвесторы со своим складом мышления. Понимание их видения бизнеса помогает лучше выстроить свою собственную аргументационную базу.

Executive.ru: Какова ваша личная формула успеха?

А.М.: Признаюсь, что над своей личной формулой успеха я еще продолжаю работать. Такие признанные авторитеты в вопросах личностного роста, как Брайан Трейси, Наполеон Хил и другие, считают, что это работа, которая будет продолжаться всю жизнь. И в этом я все больше с ними соглашаюсь. Как только ты останавливаешься, поезд начинает уходить без тебя. Лично я придерживаюсь позиции, что любое внешнее проявление в нашей жизни, успех, события, люди, - все сначала рождается внутри нас. Иными словами, если человек внутренне готов к чему-либо, он это найдет и во внешнем мире. В этом смысле хорошо, если человек не разучился фантазировать, просто, без каких-либо рамок, буквально по-детски. Попробуйте, например, сейчас представить, что бы вы сделали со своей жизнью, если бы у вас были ничем не ограниченные ресурсы? Как бы вы построили свою жизнь? Чем бы занимались? И т.д.

А еще мне нравится заниматься йогой. Для меня это и физическая нагрузка и психическая разгрузка одновременно. Это хорошая тренировка силы воли и самодисциплины, а без этих качеств трудно говорить об успехе.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: мария заморщикова, Марина Гусева
мария заморщикова мария заморщикова Менеджер по обучению персонала, Якутск
крутяк http://www.sergey-gran.biz/?utm_medium=affiliate&utm_source=marymiss
Менеджер по маркетингу, Москва

Очень влияет то, как ты вкладываешься в работу. Если это просто ''зароботок'', то работа так и будет оставаться способом покрыть ипотеку и т.д. Но если это ещё и воплощение амбиций, самореализация и рост не только по карьерной лестнице, но и в личностном плане, то конечно, нужно браться и идти вперёд

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ стали победителями конкурса стратегических коммуникаций «Интеграф»

Жюри высоко оценили решения студенческих команд, аналитический подход в решении задач и умение отстаивать свою позицию.

Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Спрос на вакансии с оплатой связи и ДМС вырос в два раза

На третьем месте по приросту интереса соискателей — вакансии, где компания предлагает компенсацию бензина.

Исследование: каждый третий соискатель в IT – зумер

В число IT-специальностей, наиболее популярных у зумеров, вошли профессии программиста, дизайнера, аналитика и руководителя проектов.