Михаил Зайцев: «Теперь никакой «крутой корочки» нет, есть только авторитет»

Раньше Российско-бельгийская программа Executive MBA ИБДА РАНХиГС выдавала два диплома государственного образца: бельгийский – о завершении программы Executive MBA школы менеджмента Антверпена, и российский о профессиональной переподготовке. Теперь выпускник сможет получить диплом Школы менеджмента Антверпена (государственный диплом Бельгии), аккредитованный бельгийским правительством и AACSB International, и негосударственный диплом Executive MBA ИБДА РАНХиГС. В 2012 году в России вступили в силу поправки к закону об образовании, делающие невозможным выдачу госдипломов в области дополнительного бизнес-образования. За свой статус и сильный отток слушателей с программы в отсутствии ценной «корочки» школа не боится, ведь уже успела зарекомендовать себя на рынке образования. «Останутся только те, кому нужны, в первую очередь, знания. Остальные пойдут в «магистратуру для взрослых» (второе высшее образование за 2-3 года). Нововведение приближает нас к нормам, когда качество программ MBA контролирует профессиональное сообщество, а не чиновники», - говорит руководитель российско-бельгийской программы Михаил Зайцев. Но как это скажется в целом на российском бизнес-образовании? В беседе с Executive.ru профессор отвечает на вопросы о том, насколько болезненным будет отвыкание от статуса «государственный» у провайдеров и потребителей образования, по какому критерию теперь будет определяться престижность учебного заведения и качество программ, и сколько лет нам потребуется, чтобы хотя бы одна бизнес-школа в России достигла уровня мировой признательности Гарварда.

ZaytsevM.jpgExecutive.ru: Только-только российский рынок бизнес-образования оправился от кризиса 2008 года, как пришел новый удар – государство устранилось от регулирования деятельности бизнес-школ. Каково ваше отношение к тому, что дипломы государственного образца MBA исчезнут как вид?

Михаил Зайцев: Такие перемены – очень сложное явление, особенно в стране, где доверие в области образования если и существует, то только к государственному диплому. Хотя и к нему оно уже основательно подорвано в связи с падением качества преподавания в традиционных государственных вузах. Какие последствия для бизнес-образования может нести новая поправка к закону? Во-первых, отток значительной части слушателей от программ MBA. Поскольку, что бы ни говорили люди о том, что идут не за дипломом, а за знаниями, у многих из них желание получить престижный государственный диплом – доминирует. Такие, скорее всего, уйдут в магистратуру для взрослых. Я могу сделать такое предположение, так как 12 лет назад, когда еще не было программ MBA, в ИБДА РАНХиГС уже была магистратура для взрослых, которая предвосхищала все идеи MBA, и я знаю, что это такое. По-видимому, и многие вузы будут вынуждены переключиться с MBA на нее. Конечно, это не очень хорошо, потому что по своему предназначению магистратура – образовательная программа для выпускников вузов, которые хотели бы посвятить себя научным исследованиям и преподаванию, а не для менеджеров-руководителей.

Во-вторых, хотя угроза уменьшения количества слушателей на программах MBA (по крайней мере, поначалу) и существует, зато качественный состав тех, кто придет учиться – улучшится. Останутся те, кому нужны именно управленческие знания, навыки и развитие личных лидерских качеств.

Executive.ru: По какому критерию теперь будет определяться престижность учебного заведения и качество предоставляемых знаний?

М.З.: Когда большинство программ MBA было в государственных вузах, и все выдавали дипломы одинакового образца, то разнообразия критериев не было. Критерий был один – государственный диплом. Причем он никак не характеризовал ни качество программ, ни престижность учебного заведения. Поэтому, если говорить о долгосрочной перспективе, то исчезновение дипломов MBA государственного образца – явление весьма положительное, потому что теперь внутренний рейтинг школ в бизнес-сообществе будет определяться не чиновниками от министерства образования, а действительно заинтересованными людьми. На Executive.ru уже публиковалось сообщение о создании консорциума по развитию делового образования в России, в состав которого в январе 2012 года по инициативе Российской ассоциации бизнес-образования вошли Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров, Торгово-промышленная палата, Общероссийское общественное объединение «Деловая Россия» и Ассоциация российских банков. Консорциум уже образовал Национальный аккредитационный совет по деловому образованию России (НАСДОР). Теперь никакой государственной «корочки» для МВА нет, а авторитет той или иной школы подтверждается общественной аккредитацией. Программы лидеров отечественного бизнес-образования уже приняты к аккредитации этим советом.

Executive.ru: Тем не менее, у работодателя, услышавшего, что соискатель закончил Гарвард, не остается вопросов по уровню его знаний и навыков. Смогут ли работодатели когда-нибудь также доверять российским бизнес-школам, и сколько времени на это уйдет?

М.З.: Если брать тот уровень, о котором говорите вы, то лет пятьдесят – сто, - также как и Гарварду. Статус этого образовательного учреждения позволял ему никогда не участвовать ни в каких аккредитациях, даже в общественных. И, насколько мне известно, AACSB аккредитовала эту школу только потому, что это Гарвард. Сама школа никаких бумаг не предоставляла. Любая уважающая себя и амбициозная школа стремится именно к такому мировому признанию. Другое дело, что это невозможно сделать за короткий промежуток времени.

Executive.ru: Как поправка может сказаться на вашей программе Executive MBA?

М.З.: На нашей маркетинговой нише оно никак сказаться не должно. Потому что, если говорить только о самом документе об образовании, то, в основном, люди, которые идут к нам, ориентированы на западный диплом. А он как был – так и остался.

Executive.ru: На кого сегодня нацелена программа EMBA?

М.З.: Целевую аудиторию слушателей условно можно разделить на две категории:

  • Владельцы бизнеса, не отошедшие от управления небольших и средних предприятий и занимающие в компании позицию высшего руководителя, босса. И первые лица компании.
  • Опытные менеджеры высшего звена руководства, кадровый резерв. Наиболее многочисленная категория слушателей. Это те, для кого программа и была изначально изобретена. Многие из них приходят на программу в момент перелома своей карьеры. Когда они достигли пика развития в компании и хотят получить дополнительную квалификацию, навыки, знания, уверенность в себе, развить личностные качества, чтобы возглавить другую компанию.

Executive.ru: Наблюдается ли омоложение аудитории?

М.З.: Ни в коем случае. Наши критерии отбора слушателей остались неизменными. Как невозможно стать «гарвардом» за три года, также невозможно в 25 лет поступить на нашу программу (возрастной ценз при поступлении на программу Executive MBA школу менеджмента Антверпена 28 лет минимум). Возрастной ценз связан с маркетинговой нишей нашей программы. Она – для опытных менеджеров, достигших серьезных управленческих позиций, которые хотят учится в компании себе подобных. Сейчас, например, в группе есть 52-х летний топ-менеджер, вице-президент компании. Вряд ли он будет чувствовать себя комфортно «на студенческой скамье» в компании 22-летнего вундеркинда. Конечно, и в 25 можно стать владельцем успешного бизнеса или топ-менеджером успешной компании. Но мы сейчас не будем говорить об известных всем создателях Facebook или Google. Их единицы, и такие творцы вряд ли вообще нуждаются в бизнес-образовании. Мы говорим о способных, волевых и амбиционных менеджерах, на которых держатся успешные компании.

Executive.ru: Чем сегодня лидер-руководитель в России отличается от своего европейского «собрата»?

М.З.: Я крайне не склонен делить людей по этому принципу: «российский» и «европейский» управленец. Всюду есть национальные особенности. Итальянский и голландский управленцы отличаются друг от друга не меньше. Я бы делил управленцев по другому признаку. Работают ли они в государственных российских компаниях, те, кому ближе мейнстрим, стабильность, надежность, солидность… Или в частных, с по-настоящему рыночными условиями, жесточайшей конкуренцией, коррупционным и недружественным давлением власти. Много говорят о частном и государственном партнерстве, но до сих пор благожелательных отношений там нет. И вот если человек в таких условиях умеет создать компанию, держать ее на гребне успеха и противостоять множеству отрицательных факторов, собрав при этом хорошую команду, то он, при сравнении со своим европейским «собратом», несомненно, на несколько голов выше.

Executive.ru: Может ли бизнес-школа искоренить российский индивидуализм в управлении?

М.З.: Речь, по-видимому, идет не об индивидуализме, а о командной иерархической системе управления, работающей по принципу «я начальник – ты дурак». Такого стиля управления в частной компании я себе представить не могу. В условиях жесткой конкуренции она просто не выживет.

Что касается представителей государственных предприятий, то ли к сожалению, то ли к счастью, у нас их учится мало. Есть слушатели из нефтегазовой отрасли, приближенной к государственному стилю управлению, с развитой иерархией власти, но все они работают в основном в дочерних предприятиях, имеющих большую свободу, поскольку ориентированы на взаимоотношения с бизнес-партнерами за рубежом. Поэтому эти топы гораздо более склонны к работе в команде.

Executive.ru: Главный элемент в ваших программах – это командный мастерский проект. Можете привести несколько примеров?

М.З.: Есть два вида таких проектов:

- Классический. Человек-генератор идей (неформальный лидер) собирает вокруг себя команду среди сокурсников, которая делает проект развития для его/ее компании. Наиболее яркий и успешный пример последнего года связан с запуском завода по производству заменителя кокса. Лидер команды – слушатель из Грузии, генеральный директор крупной группы производственных компаний. Подробнее об этом проекте я рассказывал в своем предыдущем интервью на E-xecutive.ru.

- Нестандартный. Люди осознанно берут консалтинговый проект из области, которая для них далека, чтобы применить полученные на программе знания в необычных для себя условиях. В последнем выпуске нашей программы именно такой проект получил максимальный балл. Он заключался в том, чтобы для компании Х, крупного игрока (но не лидера) на рынке производителей российского текстиля (в основном, постельного белья) создать новый бренд, связанный с выводом в премиум сегмент рынка инновационного продукта – экологически чистого постельного белья из экзотических волокон для состоятельных людей, исповедующих здоровый образ жизни. Цель – на основе создания бренда в премиум сегменте резко увеличить долю рынка компании при производстве основной продукции. Команда разработала исключительно интересную стратегию, операционный и инвестиционный план со множеством различных опционов и сценариев, которую компания-заказчик уже начала применять.

Executive.ru: Начиная с осени 2012 года для московской и бельгийской групп Executive MBA школы менеджмента Антверпена проводятся совместные учебные модули в Москве, Нью-Йорке и в Антверпене. В чем цель каждого из них, и зачем российско-бельгийской программе нужен Нью-Йорк?

М.З.: Основная цель совместных модулей – преодолеть кросскультурные барьеры и получить синергию от взаимодействия менеджеров двух стран при совместном обучении, объединить их перед лицом глобальных стратегических вызовов бизнеса, расширить сеть деловых контактов и возможностей для российских и бельгийских участников. Совместные модули, занимающие 30% программы, - это организация ценного обмена опытом между ними. У каждого модуля своя отдельная задача:

I модуль. Москва. Не секрет, что люди на Западе смотрят на развивающиеся страны, а, тем более, на специфическую Россию, с большой настороженностью. В силу наших национальных политических особенностей, высокой коррупционности и сложности ведения бизнеса в нашей стране, многие европейцы разочаровываются в России. Вместе с тем, это страна с огромным потенциалом и ресурсными возможностями. Поэтому основная задача модуля – кросскультурная: свести талантливых представителей бизнеса обеих культур, чтобы дать возможность европейцам переосмыслить их риски и возможности при ведении бизнеса в России.

II модуль. Нью-Йорк. Программа делает упор на финансовую часть подготовки дженералиста. Мы не специализируемся в области финансов, но считаем, что топ-менеджер должен их себе хорошо представлять (стратегические финансы, возврат на инвестиции, оценка рисков и т.д.). Поэтому, несмотря на бытующее сейчас разочарование в американцах и «их финансовых теориях», мы ставим задачу исследования финансовых рынков на их родине – в США, Нью-Йорке. Глобализация, укрупнение игроков на финансовых рынках, увеличивает вероятность катастроф наподобие 2008 года. У хороших руководителей должно быть ясное представление о причинах этих явлений и о том, каким образом компания должна себя вести в мире с усиливающейся волатильностью и как устойчиво добиваться роста компании в этих условиях.

III модуль. Антверпен. Посвящен вопросам роли инноваций в ведении бизнеса в условиях глобализации.

Executive.ru: Какие еще нововведения ждут программу в новом наборе 2012 года?

М.З.: Мы вводим блок, связанный с персональным развитием слушателей. Если раньше это осуществлялось в основном через командную работу над мастерским проектом, то сейчас будет выделена часть, связанная с коучингом (новой идеологией развития организации, основанной на внутреннем коучинге). Каждый слушатель будет иметь ряд индивидуальных встреч с профессиональным коучем, разработает и начнет реализацию плана персонального развития.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.