Владимир Зюзько: А нужна ли миссия?

Владимир Зюзько

Существуют разные мнения о том, нужна ли миссия организации вообще или нет. Два полярных мнения:

  • Стратегия, видение, миссии – все они исходят из простой предпосылки о необходимости четко осознавать направление движения компании. Если вы сами не знаете, куда идете, кто же последует за вами? (Джек Траут).
  • Когда компания перестает развиваться, ее TOP-менеджеры начинают формировать миссию, чтобы оправдать собственную бездеятельность (автора не помню).

Разные авторы дают разные определения миссии. Привожу определения, которые мне понравились больше всего:

  • «Миссия – это основная, общая цель организации, – четко выраженная причина ее существования» (из учебника Мескона «Основы менеджмента»).
  • Миссия – роль, которую отводит себе организация в обществе или индивидуальная личность ставит перед собой (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

Часто на вопрос: «Зачем существует ваша организация?», можно услышать удивленный ответ: «Как зачем? Деньги зарабатывать!»

Миссия и стратегия Общества

ОАО РАО «ЕЭС России» в интересах своих акционеров стремится к долгосрочному росту ценности своих акций и акций компаний, которые будут образованы в процессе реструктуризации, путем успешного осуществления реформы и повышения эффективности и прозрачности своей деятельности и деятельности компаний, созданных в процессе реструктуризации.
http://www.rao-ees.ru/ru/info/about/show.cgi?mission.htm

Другими словами, ОАО РАО «ЕЭС России» создано для того, чтобы зарабатывать деньги для своих акционеров. Какие мысли и эмоции возникают у Вас, как у потребителя электроэнергии, по этому поводу?

Результат уже известен.

ОАО РАО «ЕЭС России» прекращает свою деятельность в качестве «государственной монополии» и будет преобразовано в ряд государственных и частных компаний.
http://www.rao-ees.ru/ru/reorg/show.cgi?reorg.htm

Попробуйте поставить себя на место покупателя продукции Вашей компании, если Ваша компания декларирует подобный подход.

На мой взгляд, финансовые показатели компании – это оценка того, насколько хорошо организованы бизнес-процессы в компании (как оценка в школе), но никак не самоцель компании.

Генри Форд, например, хотел создать дешевый автомобиль, что несколько противоречит цели «Деньги зарабатывать!» Форд создал самый дешевый, на тот момент, автомобиль. И заработал много денег. При этом заработная плата его рабочих была самой высокой в отрасли.

Приходит на память отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена», где он вытащил себя из болота за волосы.

С точки зрения классической физики – это, конечно же, не возможно. А вот с точки зрения психологии, работает, и работает очень хорошо. В трудные моменты миссия, сформулированная на базе ценностей первых лиц компании, позволяет ей выжить и двигаться вперед.

Более того, если в миссии компании отражены ценности ее создателей, в организации формируется определенная культура, подбираются сотрудники, которые разделяют эти ценности. В таком коллективе больше вероятность сформировать команду.

Хорошо разработанная миссия должна быть короткой и давать ответы на три ключевых вопроса:

  • Зачем, то, что делает компания нужно клиентам?
  • Зачем, то, что делает компания нужно ее сотрудникам?
  • Зачем, то, что делает компания нужно ей самой и ее учредителям?

Бывает, что компания осознает ценность миссии, необходимость ее письменной формулировки. И придает миссии чрезмерное значение. Для формулировки миссии снимается большое просторное помещение за городом. Человек 10 руководителей самого высокого ранга уезжают на неделю из офиса и под руководством какого-нибудь «гуру» занимаются разработкой миссии компании.

Мне нравится позиция Джека Траута по этому вопросу:

«Не нужен комитет, который будет неделями размышлять над формулировками миссии. Заявление о миссии должны написать директор компании и несколько его подчиненных на утреннем совещании. Коротко и ясно».

Не все так просто, конечно, но с подходом я согласен.

1-5 главных руководителей компании могут потратить 5-25 часов своего драгоценного времени (можно в течение нескольких дней), чтобы прописать миссию и ценности компании. Привлечение консультанта может сократить время на разработку миссии и повысить качество этой разработки.

Привожу примеры удачно сформулированных миссий.

  • Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
    http://www.gazprom.ru/articles/article2378.shtml
  • Сделать телекоммуникационные услуги простыми, удобными и доступными для жителей городов России! (АРКТЕЛ).
    http://www.arctel.ru/ru/about/
  • Мы помогаем людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве (Билайн).
    http://www.beeline.ru/about/index.wbp
  • Повышать эффективность деятельности своих клиентов, предоставляя возможность быстрого и надежного обмена корреспонденцией и грузами (СПСР).
    http://www.cpcr.ru/mission.htm

Хотите Вы того или нет, ценности и миссия компании существуют не зависимо от того, сформулированы они или нет.

Вопрос в том, что эти ценности и миссия сформулированы не четко, и могут по-разному толковаться потребителями и сотрудниками компании.

В конце концов, формулировать миссию и ценности письменно и четко или нет, – выбор за вами. Но помните правило, которое сформулировал Джек Траут: «Если формулировка миссии компании напоминает кашу, значит, организация не знает, куда идет».

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Московская область

Очень ярко 'выражены' миссии в нормальных компаниях сетевого маркетинга (MLM)

Виктор Шишкин Виктор Шишкин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Из приведенных примеров только у Билайна миссия, а все остальные примеры - это целиА кроме всего, у любой коммерческой организации только одна цель - прибыль. Иначе, это не коммерческая организация. Способы могут быть разные, от дешевых автомобилей, до сверх дорогих автомобилей. Если такой цели нет, то эта организация либо перестает быть коммерческой либо разоряется. Все остальное - это лишь красивые слова, которыми пытаются скрыть истинную цель ведения бизнеса.

Консультант, Москва

В современном бизнесе понятие миссии часто искажается, что приводит к его обесцениванию. Типичные формулировки миссии в современных организациях сводятся к следующим 'Миссия селедки - кормить трудящихся' :D

Директор по продажам, Барнаул

Мне иногда кажется , что миссия это такое завуалированное извинение компании перед всем миром за 'барыжнечество'. 'Конечно мы тут деньги зарабатываем, но ва-а-аще мы белые и пушистые!'

Нач. отдела, зам. руководителя, Беларусь
pozhidaevserg@rambler.ru пишет:Мне иногда кажется , что миссия это такое завуалированное извинение компании перед всем миром за 'барыжнечество'. 'Конечно мы тут деньги зарабатываем, но ва-а-аще мы белые и пушистые!'
+1! Мне как-то кажется тоже самое. Если у небольшой компании миссия направлена скорее на своих же сотрудников по принципу 'мы не на вас зарабатываем, мы вместе святое дело делаем', то у крупной тут уже надо и обществу демонстрировать благие побуждения. Но при всем при том миссия все же нужна - сотрудник, даже понимая иллюзорность лозунгов миссии, где-то в глубине души ставит себе плюсик за работу в данной компании - что (пусть и очень не намного) все же увеличивает его лояльность и стрессоустойчивость.
Руководитель проекта, Москва
Виктор Шишкин пишет:А кроме всего, у любой коммерческой организации только одна цель - прибыль
Попробуйте подойти к вопросу миссии, несколько по другому, ради чего работает ваша организация, кроме зарабатывания денег.
Василий Хлобыстов пишет:Если у небольшой компании миссия направлена скорее на своих же сотрудников по принципу 'мы не на вас зарабатываем, мы вместе святое дело делаем', то у крупной тут уже надо и обществу демонстрировать благие побуждения.
Даже у маленькой компании миссия должна работать не только на сотрудников, но и на клиентов.
Кирилл Бурнусуз Кирилл Бурнусуз Председатель совета директоров, Москва
пишет:Часто на вопрос: «Зачем существует ваша организация?», можно услышать удивленный ответ: «Как зачем? Деньги зарабатывать!». А какие ценности и миссия у вашей компании? Владимир Зюзько: А нужна ли миссия?
Владимир, почитайте здесь ;):http://www.e-xecutive.ru/forum/forum53/topic4457/messages/ :D
Руководитель проекта, Санкт-Петербург
Геннадий Фридман пишет:Даже у маленькой компании миссия должна работать не только на сотрудников, но и на клиентов.
Спасибо, Геннадий!Самая главная фигура в любом бизнесе - покупатель.Потому, что если то, что делает компания не нужно клиенту, то и компания никому не нужна, ни ее сотрудникам, ни ее учредителям.Поэтому я и пишу:'Хорошо разработанная миссия должна быть короткой и давать ответы на три ключевых вопроса: * Зачем, то, что делает компания нужно клиентам? * Зачем, то, что делает компания нужно ее сотрудникам? * Зачем, то, что делает компания нужно ей самой и ее учредителям?'
Консультант, Москва
Владимир Зюзько пишет:Потому, что если то, что делает компания не нужно клиенту, то и компания никому не нужна, ни ее сотрудникам, ни ее учредителям.
если то, что производит компания не нужно клиенту, то и компании не будет. имхо нет клиентов - нет прибыли.
Владимир Зюзько пишет:Поэтому я и пишу:'Хорошо разработанная миссия должна быть короткой и давать ответы на три ключевых вопроса:* Зачем, то, что делает компания нужно клиентам?* Зачем, то, что делает компания нужно ее сотрудникам?* Зачем, то, что делает компания нужно ей самой и ее учредителям?'
При этом есть 2 типичные ошибки в формулировках миссии:1. сведение миссии к специфики деятельности компании и месту на рынке2. сведение миссии к лозунгу
Руководитель проекта, Санкт-Петербург
Алексей Грищенко пишет:При этом есть 2 типичные ошибки в формулировках миссии: 1. сведение миссии к специфики деятельности компании и месту на рынке 2. сведение миссии к лозунгу
Это правда!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.