Как бизнесу выбрать исполнителя для архитектурного проекта: 6 шагов

Согласно данным исследования, опубликованным в HBR, только 35% корпоративных проектов оказываются успешными. При этом для крупных, к каким относятся архитектурные проекты, риск выйти из бюджета и сроков в два раза выше. За 17 лет работы в области проектирования и дизайна коммерческой недвижимости я участвовала в проектах самого разного масштаба. В этой статье делюсь опытом о том, на что действительно важно обращать внимание при выборе исполнителей для архитектурного проекта.

Шаг 1. Определить и четко описать цель 

Любое пространство – полноценный проект, у которого есть задачи и ожидаемые результаты. Их важно сформулировать конкретно уже на старте, так как они позволят определить набор требований для будущего подрядчика.

Пример цели: офис может быть нужен для быстрого размещения увеличенного штата сотрудников, или для улучшения показателей их лояльности. В случае с отелем задача повышения его прибыльности может решаться, например, за счет создания «вау-эффекта» в общих зонах. При этом их площадь часто составляет всего пару процентов от всей территории и не потребует больших вложений. 

Каждая из таких задач требует своего подхода и конкретных компетенций от исполнителя. 

Шаг 2. Найти исполнителей с реальным опытом

На рынке огромное количество исполнителей, и разобраться, кто есть кто, заказчику непросто, ведь эстетичное портфолио не исчерпывающий критерий. Оно показывает стиль, но не дает полного представления о том, как команда решала реальные задачи. Риск получить «красивое», но нефункционирующее пространство уменьшают наличие законченных проектов, номинации и победы в премиях. Проверяйте работы и отзывы у заказчиков. 

Инженерная составляющая и соответствие нормам критически важны – они определяют многие решения. Например, в медицинских объектах нужно предусмотреть возможность быстрой дезинфекции помещений и выбрать материалы, пригодные для постоянной обработки. 

Шаг 3. Проверить, что команда умеет работать в бюджет 

Исполнителю важно уметь работать с разными бюджетами — как крупными, так и скромными. Предлагая материалы, он должен знать, где их можно достать и по какой цене, как их поставляют, а в нынешних реалиях поставляют ли вообще.

Детальное представление о проекте на старте — положительный сигнал для заказчика. Это говорит о том, что специалисты знают, как работает ценообразование, и имеют постоянную связь с подрядчиками и поставщиками. В противном случае они упустят выгоду, сделав проект дороже там, где этого можно было легко избежать. 

Шаг 4. Оценить амбиции

Репутация и опыт – основа. А что если вам нужен нестандартный и сложный проект, требующий большого количества разных технологических решений? Понадобятся дополнительные критерии. Часто масштабные уникальные проекты в дизайне и архитектуре создавались людьми, которые прежде не занимались похожими объектами. Зато у них были амбиции, видение и умение создавать новое. 

Так, в 2010 году бюро Нормана Фостера впервые спроектировало больницу. Английская сеть частных клиник Circle пригласила их в проект в городе Бат. Компании был важен радикально новый подход к планированию нового филиала, который и обеспечила команда Фостера. С тех пор бюро реализовало не один медицинский проект по всему миру. 

Множество качественно выполненных проектов: в разные сроки, на разных локациях, с разными задачами и масштабами – покажет вам, насколько команда готова к экспериментам и умеет ли их воплощать.

Шаг 5. Познакомиться с исполнителями лично

Менять команду в процессе — дорого и неэффективно. Не пренебрегайте возможностью познакомиться со специалистами лично. Выбирать исполнителя только по предыдущим заслугам рискованно: проекты создаются конкретными людьми, при этом состав команд на рынке меняется, а выращивать новые таланты умеют далеко не все. Хотя именно это – основа стабильного качественного результата. 

Возьмите на вооружение методики эйчаров и проведите «собеседование» с потенциальным исполнителем. Ответы на эти вопросы дадут вам более полное представление о том, с кем вы имеете дело:

  • Кто их ключевые заказчики?
  • Умеют ли работать со сложной внутренней структурой заказчика? Хороший пример, подтверждающий этот навык – наличие выполненных в срок проектов для госкомпаний.
  • Есть ли внутренняя система обучения сотрудников?
  • Есть ли в портфолио каждого члена команды крупные объекты?
  • Могут ли предоставить персонального главного инженера и главного архитектора для проекта на весь период выполнения работ?
  • Проектируют ли BIM-модель в программе REVIT? Это 3D-модель здания, упрощающая его эксплуатацию. Для сложных объектов ее наличие в проекте обязательно.
  • Взаимодействуют ли с внешними структурами: с управляющей компанией, муниципальными организациями и другими?
  • Имеют проверенных подрядчиков или выполняют работу только своей командой? Любой крупный проект – совместная работа множества узкоквалифицированных профессионалов, а не одного специалиста широкого профиля.
  • Как устроено взаимодействие с поставщиками? Ответ покажет, опирается ли проектировщик на какую-то базу, и умеет ли работать в бюджет.
  • Как решают проблемы в проектировании, учитывая текущую ситуацию с поставками?
  • Какие дополнительные услуги могут предложить? Ответ покажет широту возможностей проектировщика и понимание потребностей проекта.
  • Готовы ли провести экскурсию по реализованным объектам, и предоставить рекомендательные письма?

Шаг 6. Привлечь партнера к работе как можно раньше 

Теперь, чем быстрее вы подключите команду к работе над проектом – тем более проработанным и отвечающим вашим целям получится проект. Проектировщик поможет учесть все необходимые технические аспекты, включая выбор местности.

Основополагающие задачи проекта – самые первые: создать стратегию, просчитать бюджет, оценить риски, построить грамотную дорожную карту. Есть хорошо известные примеры, когда ошибки в основании проекта привели к проблемам при его реализации. Один из них – Сиднейский оперный театр. Известно, что изначальный бюджет уникального проекта был рассчитан без привлечения профессионалов. А из-за отсутствия четкого плана в процесс проектирования постоянно вмешивался заказчик – власти. В результате театр был построен на 10 лет позже запланированного срока и в 14 раз превысил первоначальную смету. 

Правильная команда должна быть рядом с самого начала работы. Это позволит выстроить эффективную коммуникацию внутри проекта и избежать ошибок. Выбирайте исполнителей тщательно, чтобы претворять планы в жизнь, а не заниматься кризисным менеджментом.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Уланов
Начальник участка, Москва

Не совсем понятно почему слово архитектура используется в статье где речь идет о дизайне помещений. Архитектура это вписывание зданий и сооружений в окружающий природный и городской ландшафт. В рамках архитектуры рассматривается целевое назначение зданий и сооружений и общие объемно-планировочные и фасадные решения.
Важно не путать понятия цели и задачи. Это портал менеджеров, а у них цель и задача главный рабочий инструмент. Разделить помещение прегородками это задача - отвечает на вопрос "что конкретно сделать?". Цель отвечает на вопрос - "куда надо попасть?". Пример цели: "обеспечить плотность сотрудников до 1 шт на 1 м2". Смысл - отвечает на вопрос - "зачем это нужно?"

Просто называть дизайн архитектурой при декларации 17 летнего опыта работы в отрасли не комильфово. Хотя у меня был знакомый занимался росписью плитки - называл себя архитектором. Это воспринимается как человек заправляющий самолет называл себя летчиком, на основании что он рядом и вообще с летчиком знаком. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.