Фидель Чатуев: Электронный кассир и подводные камни

Фидель Чатуев

В очередной статье на тему электронных кассиров (ЭК) и повышения пропускной способности отделений предлагаю подробнее остановиться на вопросе выбора этих устройств, а также обсудить проблемы, которые придется решать проектной команде при внедрении ЭК (по некоторым вопросам не смог удержаться от рекомендаций из личного опыта, конечно же, не претендующих на универсальность).

Итак, после того как вопрос «зачем нужен электронный кассир» решен, инициаторам проекта необходимо определиться с типом устройств. Сегодня рынок предлагает две различные по функционалу технологии:

  • отдельно стоящие устройства для выдачи (TCD) и для приема наличности (темпокассы). Условно назовем это традиционной технологией.
  • рециркуляционный (ресайклинговый) электронный кассир, сочетающий в себе функции приема и выдачи наличных. Как следует из названия, устройство позволяет выдавать принятые от клиентов купюры. Обозначим его термином «новая технология».

Ниже прилагаю сравнительную таблицу преимуществ и недостатков обеих технологий.  

Параметр сравнения

Электронные кассиры с функцией выдачи средств

Ресайклинговые электронные кассиры

Стоимость системы

           (+) Оборудование операционной фронт-линии из 2 рабочих мест составляет около 550 – 650 000 руб. Каждое дополнительное рабочее место не более 90 000 руб.

           (–) Оборудование операционной фронт-линии из 2 рабочих мест (с функцией ночного хранения) составляет не менее 1 000 000 руб.

Надежность и простота в обслуживании

           (+) Парк устройств установленных и эксплуатирующихся в России превышает 5 000 единиц. Надежность устройств подтверждена длительным периодом промышленной эксплуатации в крупнейших российских банках (Сбербанк, ВТБ24, Банк Москвы, пр.) (устройства поставляются на российский рынок уже более 10 лет).

           (+) В виду простоты самого устройства и его узлов установка, обслуживание и ремонт производится оперативно (в т.ч. силами региональных сервис-партнеров поставщиков) на всей территории России

           (–) Парк установленных устройств и эксплуатирующихся устройств в российских банках не более 300 (Русский стандарт, Сбербанк, Альфа-банк). Опыт длительной эксплуатации оборудования на территории РФ отсутствует (в основном пилотные проекты).

           (–) Оборудование представляет собой сложный комплекс устройств (в т.ч. встроеный, многокарманный счетчик банкнот с функцией ветхости)  в связи с чем требует высокой квалификации персонала для обслуживания и ремонта. Ремонт, как правило, не может быть проведен оперативно (силами региональных сервис-партнеров).

Стоимость владения системой

           (+) Стоимость годового технического обслуживания одного TCD составляет в среднем  10 000 руб.

           (–) Стоимость годового технического обслуживания одного рециркулятора составляет 40000 руб. и более.

Трудозатраты на внедрение

           Трудозатраты на внедрение связаны: с интеграцией устройства на выдачу средств с АБС Банка, обучением операционистов (в т.ч. их сертификацией), обучением IT сотрудников.

           Аналогичны

Удобство в работе

           (–) Требуется ежедневная инкассация и подкрепление устройства с участием старшего кассира и операционистов-кассиров, работающих с устройством. Эти операции должны быть проведены до начала и по окончанию работы с клиентами. Открытие операционного дня для каждого из сотрудников занимает  20-25 мин.  Закрытие в среднем 30 мин.

           (+) В виду того, что технология предполагает   использование темпокасс достигается значительный потенциал вместимости банкнот (как на прием, так и на выдачу)

           (+) За счет функции рециркуляции и ночного хранения средств теоретически возможна экономия времени операционистов-кассиров и кассиров (до 30 мин. в день каждого операциониста-кассира при закрытии операционного дня). Сокращение числа инкассаций и подкреплений устройства и, как следствие, экономия времени не всегда достижимы (требует дополнительного обсуждения)

           (-)  Устройства обладают ограниченной вместимостью банкнот.

Эргономичность и возможности размещения

           (+) TCD, как правило, интегрируется с действующими конструкциями стандартной мебели без дополнительных работ.

           (–) На рабочие столы операционистов-кассиров требуется установка техники для пересчета и проверки подлинности банкнот (счетчик, детектор с лупой, дозиметр)

           (–) Как правило, требуется демонтаж тумбочек при установке темпокасс (при этом  некоторые модели темпокасс позволяют использовать средний лоток для хранения канцелярских принадлежностей и документов)

           (–) В случае ночного хранения в устройстве  оборудование должно соответствовать мин. 3-му классу устойчивости к взлому, что предполагает значительный вес устройства (более 400 кг.) и дополнительные работы по интеграции в установленную на фронт-линию стандартную мебель и укреплению полов.

           (+) Не требует установки на рабочие места операционистов-кассиров счетчиков банкнот (однако, на практике зачастую устанавливаются). Теоретически не требует установки темпокасс (достаточно использовать дополнительные лотки для размена)

Соответствие законодательству и требованиям ЦБ РФ

           (+) Технология не противоречит действующему законодательству и требованиям ЦБ

           (–) Вопрос ночного хранения в устройстве, расположенном в операционном зале требует дополнительной проработки на соответствие нормативным актам ЦБ. Возможны дополнительные расходы на страхование

 

По итогам сравнительного анализа можно несколько выводов:

1. Ресайклинговое решение дороже традиционной технологии, как по стоимости оборудования, так и по стоимости его дальнейшего обслуживания и ремонта.

- При использовании «новой технологии» возникает экономия времени сотрудников в момент приема наличных (пересчет и проверка подлинности банкнот производится встроенным в устройство счетчиком). Однако, это утверждение требует проверки, желательно в ходе пилотного проекта. Как правило, сотрудники не склонны доверять в таких случаях технике (особенно, после заключения договоров о материальной ответственности) и, вероятнее всего, будут самостоятельно проверять на детекторе подлинность принятых от клиента банкнот.

2. Традиционная технология значительно выигрывает в вопросе технического обслуживания, благодаря простоте используемых устройств. Поломка рециркулятора в Бельдяжках - серьезная задача для сервисной компании и большая проблема для отделения.

3. В крупных офисах с большим кассовым потоком целесообразно использовать традиционную технологию, в виду большей вместимости устройств. Использование ресайклиновых ЭК вместе с темпокассами в анализе не рассматривается, так как нивелирует все преимущества этой технологии (кроме, возможной экономии времени при приеме средств).

4. Ресайклинговая технология наиболее эффективна в офисах мини без кассы, размещаемых в удаленных районах города, или в малых городах (если конечно не учитывать риск поломки оборудования), где для открытия стандартного офиса недостаточно бизнеса. Оборудование теоретически более компактно - логично предположить, что ресайклинговые ЭК, сочетающие в себе функции приема и выдачи наличных, не требуют дополнительного оборудования в виде темпокасс, счетчиков и детекторов и, как следствие, занимают меньше пространства на операционной линии. Но, что самое главное, технология предполагает сокращение числа инкассаций / подкреплений, к примеру до 2-х раз в неделю (для традиционной технологии требуется ежедневная инкассация) и, таким образом, снижение связанных с этим процессом расходов. Однако, в виду того, что в российских банках количество приходных операций превышает количество расходных как по числу, так и по объему наличности (среднее соотношение приходных и расходных операций составляет 70/30), при этом емкость ресайклинговых устройств в разы ниже емкости тех же темпокасс, в загруженных офисах может потребоваться несколько инкассаций устройства в течение дня. Учитывая дополнительные риски и потери рабочего времени (операционист прекращает работу с клиентами в процессе инкассации устройства) такой офис к вечеру просто перейдет на работу по старинке «сначало к операционисту, а потом в кассу». А сотрудникам офиса без кассы останется лишь вежливо улыбаться и сообщать клиенту координаты ближайшего «полноценного» отделения банка. Кстати, без детекторов сотруднику тоже не обойтись - сомнительные / ветхие купюры ресайклинговый ЭК не примет, операционисту-кассиру придется проверять их самостоятельно (но это уже мелочи).

5. Таким образом, для того чтобы успешно заменить технологию с TCD и темпокассами в офисах мини без кассы ресайклинг должен решить 2 основные проблемы традиционной технологии: расходы на инкассацию и размеры устройств, а для замены традиционной технологии в крупных офисах, производителям ресайклеров надо подумать над вместимостью своих аппаратов (увеличить количество принимаемых купюр) а также обеспечить экономию времени на открытие и закрытие кассовой смены, что возможно только в случае организации ночного хранения средств в самих устройствах. До тех пор, пока эти условия не выполняются, сравнение складывается не в пользу новой технологии.

Теперь предлагаю остановиться на подводных камнях, с которыми банк неизбежно столкнется в ходе внедрения проекта:

1. Вовлеченность руководства отделений.

Преимущества технологии ЭК, в отличие, например, от банкоматов далеко не всегда очевидны директорам офисов, что уж говорить о тех, кому придется с этим работать каждый день. Присоединить к проекту руководителей отделений задача не из легких - обойтись одними лишь красивыми картинками в PowerPoint и агитационными поездками «на броневике», по всей вероятности, не удастся. Каждый разумно мыслящий руководитель офиса понимает, что:

  • во-первых, устройства обойдутся офису недешево (см. таблицу). В конечном счете, расходы скажутся на финансовом результате отделения (в виде амортизационных отчислений и расходов на страхование) и, как следствие, на премиях сотрудников.
  • во-вторых, в офисе далеко не всегда есть объективная необходимость в этой технологии. Если кассы отделения пустуют, а операционисты перегружены установка электронного кассира обернется, как минимум, простоями дорогостоящего оборудования. Вопрос целесообразности внедрения ЭК более подробно отражен статье «Электронный кассир. To be or not to be».
  • ну и наконец, идея выдавать, принимать и пересчитывать деньги клиентов на открытом пространстве операционного зала (без барьеров), сама по себе кажется не очень удачной. Да и вообще, в офисе может и не быть физической охраны.

Над ответами на эти вопросы стоит подумать перед тем, как протрубить о новом проекте и направить в отделения график внедрения.

2. Мотивация сотрудников. Как убедить операциониста, что теперь он должен проходить обязательное обучение, работать с наличностью и брать на себя риски приема «суперподделок», недостач, даже ограблений и все это, наверняка, без увеличения оклада?

Надо признать, что в этом вопросе многое зависит от бюджета проекта. Стоит отметить, что повышение оклада при переходе на позицию операциониста-кассира необходимо обсудить с HR банка. Хотим мы этого или нет, но банковский фронт неумолимо движется в сторону универсализации и сейчас уже мало кого удивляет вакансия «операционист-кассир», размещенная на Headhunter банком из ТОП-10 (как я уже отмечал в предыдущей статье, увлечение электронными кассирами приобретает массовый характер). Поэтому, первым делом, необходимо оценить насколько текущий оклад операционистов окажется «в рынке» после добавления нового функционала. Сотрудники вскоре понимают, что в рамках проекта появляется возможность пройти бесплатное обучение, получить необходимый опыт и стать более востребованными специалистами.

Обозначенные выше риски приема суперподделок и недостач покрываются либо установкой систем видео-наблюдения, либо страхованием.

Что касается ограблений, то до настоящего момента - это проблема больше психологическая, чем реальная. По опыту 3 летней работы технологии в банке ТОП10 могу сказать, что таких прецедентов не возникало. Однако, понимая, что отсутствие доказательств - не есть доказательство отсутствия, предлагаю остановиться на вопросе поподробнее.

3. Безопасность. Несколько конкретных рекомендаций для снижения возможных рисков:

  • Застраховать наличность, размещаемую в устройствах (к тому же это требование ЦБ РФ).
  • Установить лимит на сумму выдаваемой и принимаемой за одну операцию наличности (как правило, 300 – 500 тыс. руб.).
  • Определить совместно со службой безопасности банка стоп-лист отделений, расположенных в криминогенных районах и, разумеется, исключить их из графика внедрения.
  • Провести инструктаж с сотрудниками фронта / направить памятку о порядке действий в «нестандартных случаях».
  • Установить камеры видео-наблюдения у каждого рабочего места операциониста, работающего с наличностью (прощай экономия бюджета), ну и еще кое-что, о чем знает СБ любого банка.

4. Размещение устройств. Сразу отмечу, что установка громоздких «железяк» под столы сотрудников задача не из легких. При этом надо понимать, что эти столы также будут утыканы счетчиками, детекторами банкнот и дозиметрами. Результат может получиться неожиданным - начиная от проблем с пожарной безопасностью и жалобами сотрудников на отсутствие тумбочек (на их место вам пришлось установить темпокассы), заканчивая испорченными колготками, или, например, провалившимся полом. Создавая сотрудникам «прокрустово ложе» не стоит рассчитывать на счастливые лица операционистов, отвечающих на вопрос «Ну и как вам новая технология?».

5. Инкассация и ночное хранение. Наличие ночного хранения скорее необходимое, чем желательное условие при внедрении ЭК. В случае его отсутствия отсутствии продолжительность рабочего дня операционистов, работающих с ЭК будет зависеть еще и от времени приезда инкассаторов, застрявших в пробке на Варшавском шоссе. Ночное хранение средств в самих электронных кассирах возможно, но требует дополнительного обсуждения.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.