Менеджеры отдыхают: результаты исследования Сообщества Executive

Право на отдых обеспечено законом, но законов отдыха еще никем не установлено. Их прописывает для себя каждый счастливый обладатель более или менее продолжительного отпуска. Executive провел специальный опрос по туризму и отдыху среди членов Сообщества, с помощью которого мы собрали опыт и предпочтения наших менеджеров. В исследовании приняли участие 2643 респондента, из которых 13,5% представляют топ-менеджмент российских и западных компаний, 40,8% - среднее звено и 45,7% - менеджеры, занимающие начальные позиции. На основании ответов участников опроса мы предлагаем своеобразный «портрет» российского профессионала вдали от рабочей рутины.

Результаты опроса оказались если и не предсказуемыми, то, по крайней мере, не слишком шокирующими. Например, несмотря на то, что в любой сезон в какой-нибудь точке нашей планеты обязательно царит жаркое лето и гостеприимные пляжи ждут любителей солнца и моря, отдыхать российские менеджеры предпочитают все-таки летом (71%). Так что вполне оправданно лето остается «сезоном отпусков», от которого традиционно не ждут эффективной работы и высоких результатов. А вот зимние горнолыжные курорты и кардинальная смена климата зимой привлекает только 33% опрошенных. При этом соотношение процентов по трем категориям менеджмента остается таким же, как и в общих результатах.

Предпочтения по сезонам среди различных категорий менеджмента

Почти половина респондентов выбирается на отдых дважды в год, что во многом объясняется уже ставшим привычным разбиением отпуска на составные части. Не так мало участников опроса может себе позволить и более регулярный отдых (16%), а вот 10% опрошенных отпуска не видит больше года.

Причем, как показывают результаты исследования, такие цифры никак не связаны с должностной иерархией респондентов - процентное соотношение по категориям менеджмента остается в целом без изменений. Однако характерно, что все-таки небольшое процентное преимущество среди респондентов, у которых есть возможность отдыхать более двух раз в год, имеют топ-менеджеры.

Частота отдыха среди различных категорий менеджмента

Летом хорошо и в России, а вот зимой - все-таки в Египте

Предпочтения участников опроса по сезонному выбору стран распределились следующим образом. Зимой и весной большинство респондентов выбирает в качестве места проведения отпуска жаркий Египет. А вот осенью страна пирамид уступает по предпочтениям Турции, заняв второе место. В качестве же летнего отдыха идеальной была признана… Россия, причем самые разные ее географические регионы - Кавказ, Алтай, Карелия, Камчатка, Байкал. Наша страна фигурирует и в трех остальных топ-10, заняв третье место в осеннем и зимнем рейтинге и шестое – в весеннем.

В летнюю десятку попали также курорты Крыма (Украина). Вообще, страны, вошедшие в рейтинг лучших мест для летнего отдыха, объединяет то, что практически все из них являются традиционными морскими курортами (Италия, Испания, Турция, Хорватия, Греция); исключение составили только названные многими участниками опроса скандинавские страны.

В зимний рейтинг, что вполне закономерно, вошли далекие жаркие страны (Таиланд, ОАЭ, страны Латинской Америки, Багамские острова, Гавайи) и признанные горнолыжные курорты (Швейцария, Австрия). А вот весной в предпочтениях преобладают красивые, традиционно-экскурсионные страны Европы: Франция, Чехия, Италия, Испания, Великобритания. Осенью, помимо бархатных сезонов на Кипре и в Греции, привлекательны те же европейские страны, которые вошли и в весенний рейтинг.

Топ-10 стран (с процентами) по сезонным предпочтениям участников опроса

Не только менеджеры…

В качестве дополнительной информации мы предлагаем сравнить данные, полученные в результате нашего исследования предпочтений менеджеров с результатами по всем категориям отдыхающих, независимо от их профессиональной принадлежности, составленными в ходе опросов топ-менеджеров более 600 туристических фирм Москвы. (Репрезентативные выборки составлены на основании базы данных ИС «БАНКО»).

Итак, десятка наиболее популярных стран в зимний период среди столичных отдыхающих выглядит следующим образом:

  1. Египет (25,6%)
  2. Таиланд (13,4%)
  3. ОАЭ (8,9%)
  4. Россия (6,3%)
  5. Франция (6,2%)
  6. Италия (4%)
  7. Финляндия (3,1%)
  8. Испания (3%)
  9. Чехия (2,9%)
  10. Турция (2,7%)

Совпадения очевидны по таким традиционно популярным в силу своего климата, а также соотношения цены и сервиса странам как Египет, Таиланд, Арабские Эмираты. Вошла в десятку общих предпочтений и Россия. В то же время, по данным туристических агентств, европейские горнолыжные курорты не пользуются большим спросом среди их клиентов, в то время как участники опроса среди менеджеров отдают им явное предпочтение. Кроме того, выбор менеджеров затрагивает отдаленные уголки планеты – страны Латинской Америки и тропические острова, которые также не вошли в топ-10 стран, путевки в которые наиболее востребованы по результатам продаж трэвл-агентов, что, скорее всего, объясняется относительно высокими ценами на отдых в далеких теплых краях.

Здесь вы можете ознакомиться со сводной таблицей зимних предпочтений по результатам исследования, проведенного E-xecutive, и данных туристических компаний.

Что касается летних предпочтений по данным столичных туристических агентств, то топ-10 распределился следующим образом:

  1. Турция (26,8%)
  2. Испания (9,9%)
  3. Египет (7,6%)
  4. Кипр (6,2%)
  5. Хорватия (6%)
  6. Россия (5,9%)
  7. Италия (5,7%)
  8. Тунис (5,3%)
  9. Греция (4,3%)
  10. Франция (3,9%)

Вполне логично, что в данном рейтинге лидирует Турция, так как, разумеется, больше всего путевок приобретается именно в эту страну, заменившую многим жителям нашей страны курорты Крыма и Кавказа. Менеджеры E-xecutive оказалась в этом смысле весьма патриотичны, отдав большинство своих голосов России, которая заняла в общих предпочтениях только пятое место, а Крым и совсем не попал в топ-10. Кроме того, менеджерам по душе летом нежаркие скандинавские страны, чего нельзя сказать об участниках опроса, проведенного среди туристических компаний. В десятку наиболее востребованных стран в летний период среди респондентов трэвл-агентств вошли также Египет, Кипр и Тунис – средней цены курорты, которые не были названы среди первых участниками менеджерского опроса. В то же время совпадения предпочтений пришлись на такие страны, как Испания, Италия, Хорватия, Франция, Греция.

Здесь вы можете ознакомиться со сводной таблицей летних предпочтений по результатам исследования, проведенного E-xecutive, и данных туристических компаний.

Пляж или экстрим?

Что касается предпочтений по видам отдыха, то исследование показало, что в 42% случаев менеджеры выбирают активное проведение отпуска, отдав всего 17% голосов за упорное получение роскошного загара путем неподвижного лежания под палящим солнцем. Однако любителей настоящего экстрима оказалось совсем немного – только 5% участников опроса готовы к сильным эмоциям и повышенному выбросу адреналина. Многие респонденты высказались за то, чтобы совмещать различные виды отдыха, в первую очередь экскурсионный с пляжным. Загар загаром, но в Испании жил Дали, в Египте загадывает неразрешимые загадки Сфинкс, а на Крите зародилась древнейшая цивилизация Средиземноморья…

Предпочтения по видам отдыха среди различных категорий менеджмента лишь в небольших долях разнятся с общими результатами ответов всех участников опроса.

Дорог ли отдых менеджера?

Сколько стоит один раз отдохнуть современному менеджеру? Исследование выявило такой интересный факт, что ни один участник опроса не рассчитывает на отдых на сумму менее $500. В пределах тысячи долларов планируют свой отпуск 34% участников опроса, чуть больше рассчитывают на сумму с верхним лимитом в $2000. Пятой части опрошенных по карману и более дорогой отдых – 22% не скупятся потратить на безоблачное времяпрепровождение более двух тысяч долларов. А вот 7% респондентов сочли, что цена их отдыха является строжайшей коммерческой тайной. Примечательно, что в процентном отношении отказались ответить на вопрос о сумме, потраченной на отпускные поездки, именно представители категории менеджмента ниже среднего звена. Самые крупные «инвестиции» в отдых приходятся, разумеется, на топ-менеджмент (40% данной категории), среди среднего звена солидные суммы готовы потратить 25%.

Интересно, что среди опрошенных, тратящих как минимум средств, так и самые значительные суммы, наиболее часто упоминаемой страной является Италия. То есть напрашивается вывод, что в стране – наследнице Римской империи - менеджеры любят отдыхать и по «эконом-классу» и на широкую ногу. Такая же ситуация, по результатам опроса, сложилась и в случае Испании и Франции. В пятерку стран, на отдых в которых менеджеры готовы потратить более $2000 попали также Таиланд и Великобритания. Наша страна фигурирует в пятерке наиболее «дешевых» мест отдыха, занимая 5 место по числу голосов среди респондентов, рассчитывающих на отдых в пределах $1000.

Вот как выглядят топ-5 стран, наиболее часто упомянутых участниками опроса, назвавшими суммы от $500 до $1000, от $1000 до $2000 и более $2000.

Где понравилось

Десятка стран, наиболее понравившихся участникам опроса, выглядит следующим образом:

  1. Италия (10%)
  2. Испания (9%)
  3. Франция (8,6%)
  4. Чехия (5,6%)
  5. Россия (5%)
  6. Турция (4,8%)
  7. Великобритания (4,7%)
  8. Таиланд (4,3%)
  9. Германия (3,4%)
  10. Греция (3%)

Таким образом, российским менеджерам больше всего пришелся по душе Старый Свет с его удивительной, но мягкой и понятной для нашего восприятия красотой. Из восточной экзотики участники опроса отметили только Таиланд, ну а европейско-азиатская Турция, видимо, продолжает покорять сердца отдыхающих сочетанием цены и сервиса. Не может не радовать, что Россия заняла в этом рейтинге совсем не последнее, пятое место.

Среди повторяющихся стран, за которые отдали голоса респонденты, стоит отметить также Египет, США, Голландию, Швейцарию, Украину, Китай, Венгрию, Индию, Португалию, Норвегию и Японию.

При этом в процентном отношении по категориям менеджмента топы отдали свои сердца и голоса Франции, поместив в первую пятерку также Таиланд, Великобританию, Россию и Грецию. Менеджеры среднего звена предпочитают отдыхать в Италии, Испании, Чехии, России и Турции (в порядке убывания предпочтений), что практически не отличается от ответов респондентов третьей категории, которые, однако, исключили из топ-5 Россию, но включили Великобританию.

Топ-5 стран, наиболее понравившихся топ-менеджерам, менеджерам среднего звена и менеджерам, занимающим начальные позиции

Отдельным вопросом исследования был выделен пункт об интересе менеджеров к туризму по России. Однако, как уже видно из предыдущих ответов, наша страна остается для своих жителей вполне популярным и любимым местом отдыха. Около 60% опрошенных однозначно ответили утвердительно о своем желании путешествовать по России, а не привлекает отдых в родных краях только 22% участников опроса. Процентное соотношение любителей российских просторов по трем категориям менеджмента не отличается от данных по всем участникам опроса.

Страна мечты

Несколько иначе выглядит рейтинг тех стран, куда российским менеджерам еще только хотелось бы попасть:

  1. Япония (10,5%)
  2. Австралия (10%)
  3. Бразилия (6%)
  4. Италия (5,1%)
  5. Франция (5%)
  6. Тропические острова (преимущественно, Мальдивы, Сейшелы, Гавайи) (4,4%)
  7. Великобритания (4,2%)
  8. Новая Зеландия (4,1%)
  9. США (4%)
  10. Мексика (3,9%)

При этом все три категории менеджеров оказались почти единодушны в своих мечтах относительно будущего туризма. На всех должностных уровнях в пятерки стран, где хотели бы отдохнуть участники опроса, попали Австралия (лидер в двух первых категориях) и Бразилия. Топы и среднее звено выразили активное желание посетить Новую Зеландию, а менеджеры среднего и младшего звена оказались солидарны в пристрастии к Мексике. Примечательно, что из топ-5 менеджеры высшего звена исключили Европу, включив еще Японию и Кубу, а вот остальные две категории еще не успели добраться до Франции и Италии.

Топ-5 dream places для топ-менеджмента, среднего звена и менеджеров, занимающих начальные позиции

По результатам опроса, к dream places можно также отнести Индию, Китай, ЮАР, Индонезию, Непал, Норвегию, Перу, Исландию, Ирландию и Чехию. Нескольких участников опроса влекут льды Антарктиды, и лишь совсем единицам не дает покоя слава Робинзона Крузо, и они грезят об отдыхе на необитаемых островах.

С «нашими» хорошо, но без «наших» еще лучше

Отдыхать участники опроса предпочитают в основном в компании друзей или родных. 8% респондентов условием своего окружения на отдыхе назвали отсутствие соотечественников. Хочется все-таки, выезжая за пределы своей страны, слышать другие языки и видеть непривычные лица… А ведь действительно, на многих курортах, таких как Турция, Испания, французское Средиземноморье, подчас может сложиться впечатление, что приехал отдохнуть в недалекий Крым или Сочи. Некоторые из опрошенных предпочитают ездить на отдых в одиночестве или в «тусовке по интересам». А кто-то не скрыл, что если уж ехать отдыхать, так с красивыми подругами – не женами.

Городской отдых

Поскольку отпуск, как показал опрос, у менеджеров случается не более двух раз в году, мы задались вопросом, а как отдыхают наши профессионалы в пределах городской черты, где проводят выходные и выдавшиеся среди бурной рабочей недели свободные вечера?

Результаты исследования выявили, что важнейшим из искусств для нас по-прежнему является кино – 70% опрошенных в свободное время посещают именно кинотеатры. Приобщение к синематографу обошло по голосам даже столь, казалось бы, любимое всеми менеджерами времяпрепровождение как посещение ресторанов. В пристрастии к гастрономическим изыскам призналось чуть более 66% участников опроса. Не чужды представители бизнеса и драматическому искусству – более половины респондентов регулярно посещают театры. Занятия спортом важны для 42% менеджеров, принявших участие в опросе, чуть меньше любят «тусоваться» по ночным клубам. Среди других ответов нередко фигурирует попытки выбраться на природу, не выезжая из города, – многие участники опроса предпочитают проводить свободное время в городских парках и лесной зоне.

Что касается предпочтений среди различных категорий менеджмента, то результаты опроса не выявили каких-либо ярких расхождений с общими данными. Несколько активнее практически по всем пунктам оказались менеджеры среднего звена, что, возможно, обусловлено оптимальным соотношением свободного времени и свободных средств для его проведения у данной категории.

Предпочтения по городскому отдыху среди различных категорий менеджмента

Конечно, вкусы и интересы у всех разные, и каждому нравится свой ресторан, спортклуб кинотеатр или театр. И это вполне нормально. Разная кухня, территориальное расположение, предоставляемые услуги, любимые актеры - все это сугубо индивидуально обусловливает выбор места проведения досуга. Однако некоторые названия ресторанов и кинотеатров неоднократно прозвучали в ответах участников опроса и потому заслуживают отдельного упоминания.

Среди ресторанов лидирует сеть японских ресторанов эконом-класса «Якитория» (около 3% от всех участников опроса). Недорогая японская кухня привлекает менеджеров и в сети «Планета суши» и ресторане «Гинотаки» (по 1% голосов). Популярными можно также назвать ресторан «Тинькофф» и, конечно, известный всей Москве своей пафосностью «Пушкинъ» .

Из кинотеатров наиболее популярным оказался «5 звезд», который назвали около 8% всех респондентов. С большим отставанием от оправдывающего свое название кинотеатра идут «Формула кино», «Пушкинский», «Атриум», «Кодак», «Ролан», «Колизей» и «Люксор» (от 2 до 4% голосов за каждый кинотеатр).

Заключение

В целом, по результатам исследования, можно сделать вывод, что отдых занимает в жизни менеджеров совсем не последнее место. Отпускные поездки тщательно планируются, при этом, по мере возможностей, отдыхающие не скупятся на проведение своего досуга. Туристическая география, уже освоенная, и особенно только желаемая, охватывает почти все уголки мира, от Байкала до Бразилии, от Антарктиды до Исландии. При этом тяга к новым, далеким и экзотическим странам просматривается у участников опроса, принадлежащих ко всем уровням менеджмента. Туризм, видимо, не признает должностных иерархий… С другой стороны, фигурирование в большом количестве ответов таких традиционных и относительно недорогих для отдыха стран, как Турция, Египет, Испания, Кипр, говорит о том, что далеко не все готовы покорять далекие части света, как в силу финансовых сложностей, так и в силу нехватки информации о туризме и отдыхе в экзотических и знакомых только по книгам и фильмам местам. И, может быть, это неплохо: ведь если человек увидел уже весь мир, не станет ли ему в нем скучно?

Со своей стороны, в рубрике Executive путешествует мы в своих рассказах будем ориентироваться именно на влекующие наших читателей страны, а также интересные места для городского отдыха. Какие они - мы теперь знаем.

Обработку статистических данных подготовила Екатерина Арутюнова, Executive

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.