За что сегодня увольняют: четыре самых распространенных сценария

Конечно, добавленное «сегодня» – это небольшая хитрость и где-то даже условность. На самом деле и сегодня, и вчера, и вполне вероятно, что завтра, увольняли и будут увольнять за одно и то же. Статистика, собранная проектом «Антирабство», показывает, что существует всего четыре типичных причины увольнения. О них и расскажу.

1. Профессиональное несоответствие

Теория. Встречается не так часто, но все же случается. Это те ситуации, когда человек объективно не тянет свои рабочие обязанности. Причем под «не тянет» в наше время подразумевается не то, что раньше. Сейчас все меняется быстро, цифровая турбулентность очень резко и стремительно корректирует правила и требования к конкретным профессиям. И человек, тянувший еще полгода назад, сегодня может оказаться полностью не у дел. Важно: вчерашние навыки не гарантия работы сегодня!

Практика. Понятие «профпригодность» сейчас воспринимается очень болезненно, практически все отрасли находятся в состоянии перелома. Если еще год назад человек был профпригоден, это вовсе не значит, что сегодня ситуация останется такой же. Особенно болезненно это для людей в возрасте старше 40-45 лет, которых подгоняет молодое поколение.

Классический пример из моей практики – случай с женщиной из отрасли, где такая ситуация вообще не ожидалась. В «Антирабство» пришла типичная представительница сферы финансов и бухгалтерии, главный бухгалтер небольшой компании. Точнее, фактически это была россыпь нескольких компаний малого бизнеса, объединенных одним учредителем. В какой-то момент случилось так, что поменялись форма отчетности и требования налоговой, а бухгалтер вовремя на это не отреагировала. Компания получила штраф, и собственник моментально поменял слушательницу наших курсов на человека, который владеет более современными системами, а затем и вовсе привязал все это дело к бухгалтерскому сервису «Кнопка». В общем, уволил старого сотрудника, сэкономив при этом практически треть на зарплате новому. Самая показательная история несоответствия компетенций и времени. При этом слушательница работала в своей компании бухгалтером шесть лет, и никаких проблем до тех пор не было. Она, конечно, была готова доучиться, но собственник прямо заявил, что тратить время на ее учебу он не собирается, поскольку на рынке полно специалистов, которые уже давно все знают и умеют.

Что можно сделать? Регулярно актуализируйте свои знания по профессии.

2. Корпоративные интриги и войны

Теория. Конкурентные сражения на работе дело обычное. Обычны и увольнения, если человек выступил «не на той стороне» или не выступая оказался в команде проигравших.

Практика. Была у нас в «Антирабстве» еще одна слушательница, которая работала в большой компании главой департамента по управлению недвижимостью. К корпоративной войне, которая велась между топ-менеджерами ее организации, как специалист она отношения не имела. Зато ее руководитель бился не на жизнь, а на смерть. За власть, функционал, деньги. И, к несчастью для нашей слушательницы, проиграл. Причем ушел в никуда, поэтому забрать с собой людей из прошлой компании не смог. Руководитель победившей стороны между тем честно сказал, что люди, которые работали в команде проигравшего, ему не очень нужны. Разве что в качестве исполнителей, но никак не глав департаментов.

Соответственно, наша слушательница получила извещение об увольнении. Конечно, сразу же с ее стороны пошли попытки доказать, что она нужна и незаменима. Тут ей корректно намекнули, что это не совсем так: научиться тому, что она делает, можно, и либо она передает свои знания в течение нескольких недель новому сотруднику, либо уходит с работы уже не по сокращению и без выплаты трех окладов.

Что можно сделать? Как ни странно, становиться самым настоящим незаменимым экспертом. Если ваши знания невозможно передать за условно две-три недели испытательного срока, с большой долей вероятности никто вас с работы не уберет ни при каком раскладе. И даже если вы вдруг будете уволены, то, выйдя на рынок трудоустройства, вы станете востребованы моментально.

3. Биохимия

Теория. Те самые случаи, когда работник по какой-то причине не сошелся характером с руководителем. Или даже не характером, а просто не сработался. Так часто случается, когда руководитель меняется. При отсутствии объективных причин недовольства происходит несовпадение на каком-то человеческом, биохимическом уровне.

Практика. Снова «женская» история: так уж получилось, что женщин к нам приходит больше. Ольга работала в фармацевтической компании в департаменте маркетинга. Много лет она подчинялась и напрямую отчитывалась головному офису в Германии, и все было замечательно. До тех пор, пока компания не решила изменить структуру и не поставила регионального руководителя. На позицию взяли девушку, назовем ее Светланой, и как-то сразу стало понятно, что Света Ольгу невзлюбила: почувствовала конкурента. Да и сама Ольга общий язык со Светой никак найти не могла: привыкла отчитываться глобально и внутренне не признавала Светлану как руководителя.

Возник очень сильный внутренний конфликт с обеих сторон, и это при том, что формально никак проблем на работе не было. Света начала травить Ольгу придирками, плохим отношением, стала настраивать против нее коллектив. А еще, понимая, что Ольга на хорошем счету у глобальных руководителей, и ее уход может породить ряд вопросов, Света заранее начала писать на Ольгу плохие отзывы в головной офис. Разбираться там никто особо не стал: тянул сотрудник до этого, а теперь не тянет – ну, бывает. Ольга, зная, что профессионал она хороший, не стала за место биться, а вышла на рынок и практически сразу получила несколько предложений от компаний, готовых взять ее с распростертыми объятиями. Когда Ольга пришла с заявлением об уходе, ее никто уже особо не ценил и удерживать не стал. Она и ее прежняя компания спокойно разошлись. Формально это, конечно, не увольнение, но реально человека вынудили уволиться.

Что можно сделать? Знать, чего вы стоите как профессионал, и всегда быть готовым к неожиданным поворотам. Подстелить себе соломку – правильное решение, потому что буквально все имеет свойство меняться в одночасье.

4. Отсутствие корпоративной лояльности

Теория. Здесь в частности подразумеваются походы на сторонние собеседования, негативные высказывания о своей компании, распространение информации, которая мешает ее работе, и прочее.

Практика. Еще одна классическая история. Слушатель, назовем его Кирилл, захотел на рынок посмотреть и, что называется, себя показать. Разместил резюме, закрыл его для текущей компании (есть такая функция на ведущих рекрутинговых ресурсах) и стал смотреть, что нынче по его специальности предлагают. Причем на 100% был уверен, что его компания об этом ничего не узнает.

К сожалению, Кирилл не учел, что HR-специалисты друг с другом дружат и часто общаются, так что HR-отдел его компании обо всем довольно быстро узнал. Кирилл был старшим менеджером по продажам в телекоме, и компания не хотела его ни убирать, ни замещать. Но до тех пор, пока не узнала, что Кирилл ходит на собеседования. Тогда среди его коллег нашли внутреннего кандидата, которого стали продвигать на место Кирилла: новый сотрудник был и лоялен, и платить ему можно было меньше. Кирилла же просто поставили в известность, что его должность переходит другому человеку, а он может быть свободен.

Естественно, наш герой не сразу понял, что произошло, и в чем причина. Начал выяснять, и частным образом где-то в кулуарах ему сказали, что причина в размещении резюме. Кирилл возмутился, сказал, что за это его ни сократить, ни уволить не могут, и уходить отказался. Тут компания пошла другим путем и просто подняла план продаж. Выполнить его было невозможно, потому что его сознательно подняли до совершенно нереалистичного уровня в изменившихся экономических условиях в стране. Кирилл посидел несколько месяцев на голом окладе да еще со штрафами – и в итоге ушел сам.

Что можно сделать? Не искать новую работу, если вы к ней не готовы.

И еще

Надо понимать, что под увольнением в России довольно часто понимается то, что человека не увольняют, а вынуждают уволиться. Во многом это вопрос чисто экономического характера. Уволить человека по Трудовому кодексу в нашей стране довольно сложно – надо создавать разные комиссии, а это все долго, сложно и муторно. Никто не хочет связываться с увольнениями «по уму», плюс существует неплохой такой риск получить судебный иск от человека, которого уволили.

Похожая история и с увольнением по соглашению сторон: этого не хотят, потому что надо будет выплатить три или четыре оклада. Что в итоге? Правильно – человека доводят до увольнения психологическим или каким-то другим давлением, и он уходит сам.

Правильно ли это? Конечно же, нет. Доводить работника до состояния, когда ему свет не мил, и он готов уйти вообще без зарплаты, главное, чтобы его больше не трогали – неправильно и вообще-то, по-хорошему, должно быть наказуемо. Но до сих пор увольнение «по собственному желанию» у нас встречается чаще всего и, видимо, изменить это мы сможем не скоро.


Об авторе

Алёна Владимирская – хедхантер, один из крупнейших экспертов в области рекрутинга, основатель проекта «Антирабство», где помогают людям, желающим преуспеть в карьере и выстроить равные рабочие отношения.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант по корп. финансам

2,3,4 - по сути все об одном.
Первый пункт - сомневаюсь, что влияет, по этой причине скорее либо не берут на работу, либо закрывают на нее глаза. После 45 увольняют по другим причинам.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Работать в компании, где вас хотят уволить - настоящая беда....

Нужно постоянно искать работу своей мечты (и не обязательно за большие деньги, для кого-то это спокойствие и комфорт.....)

Консультант по корп. финансам
Андрей Роговский пишет:
По каким?

Если это мне, то могу предположить: работе придается меньше значимости, сотрудника труднее эксплуатировать, снижается интенсивность работы.

Менеджер группы продуктов, Эстония

Слишком общие советы - "быть готовым ко всему", "заранее подстелить соломку"...

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

В первом кейсе-с увольнением бухгалтера-ответ на вопрос "Что можно сделать?" очевиден. Никогда и ни за что не работать в таких компаниях и с таким руководством. Если бухгалтер работала, справлялась в течении 6 лет (!) со своими обязанностями и подверглась увольнению без разговоров это как вообще? Тем более, что она готова учиться. Руководитель не учитывает соотношения достижений и провалов, общий баланс сотрудника.

Руководитель проекта, Москва

Собственно причины возможного увольнения не особенно важны. Трудовой рынок меняется очень быстро. В любой момент вы можете получить нового начальника, аттестацию по непонятным критериям, сокращения в компании, реорганизацию, изменение требований к специальности и так далее.

Это не важно. И если перспективы профессии как таковой прогнозируемы, то изменения компании извне или изменения отрасли/рынка со стороны государства - нет.

Например, за последние пару лет ликвидированы сотни банков. Могли сотрудники быть готовы к тому, что у их банков отнимут лицензии? Большинство нет, т.к. не тот уровень информированности. А вот могли ли они понимать перспективы сокращения рынка с горизонтов в 3 - 5 лет? Безусловно да.

Что делать? Для себя вывел 5 составляющих:

  • Постоянно совершенствоваться, учиться и развиваться. Не устаревать;
  • Заниматься собственным позиционированием на рынке - конференции, доклады, статьи. Пусть вы не "звезда", но HR будут интересоваться серьёзным кандидатом, а ваша деятельность - вам в плюс;
  • Постоянно следить за изменениями:
    • в компании. Смена начальника вашего Департамента автоматически переводит вас в зону риска. Но времени обычно много - несколько месяцев.
    • Постоянно следить за изменением отрасли и быть готовым перейти в смежную. На это у вас также много времени. Порядка 1 - 2 лет.
  • Желательно иметь второе место работы на 0,1 - 0,25 ставки. Идеально - профильное преподавание, профильные журналы и прочая интеллектуальная деятельность.
  • Чётко осознать, что квалификация и карьера - ваша собственность. С вами навсегда. А вот рабочее место - вещь временная. Изменились условия работы? Измените саму работу.


Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Андрей Панахов пишет:
Андрей Роговский пишет:
По каким?
Если это мне, то могу предположить: работе придается меньше значимости, сотрудника труднее эксплуатировать, снижается интенсивность работы.

Вот не соглашусь. Если человек постоянно совершенствуется, то работе он посвящает гораздо больше времени - дети выросли, в клубы по ночам не тянет, в декрет не собирается.Есть сотрудники, которые только после 45 и раскрываются полностью

Консультант по корп. финансам
Галина Чесаева пишет:
Вот не соглашусь. Если человек постоянно совершенствуется, то работе он посвящает гораздо больше времени - дети выросли, в клубы по ночам не тянет, в декрет не собирается.Есть сотрудники, которые только после 45 и раскрываются полностью

Я писал о тех компаниях, которые увольняют после 45, а не о тех, которые не увольняют.

Директор по правовым вопросам, Москва

Вот тут можно бесплатно проверить могут ли вас уволить

Рекламная ссылка удалена модератором.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.