7 проверенных способов сохранить мотивацию и начать действовать

Во времена больших потрясений возникает соблазн переждать происходящее. Люди непрерывно читают новости и соцсети, впадают в транс. Превращаются в пассивных наблюдателей. 

При этом запас времени для принятия решений, которого и в спокойные времена часто не хватало, теперь критично сужается. Бывает, что на вывод денег, закрытие одних проектов и запуск других есть всего ничего. Дни, максимум недели — и это если действовать сразу, немедленно. О чем и речь.

Как быть в тонусе, если хочется просто лечь на спину и смотреть в потолок? Откуда взяться драйву, если вообще непонятно чего будет дальше, но понятно уже, что ничего особенно хорошего? Как заряжать других? Тут самому бы просто дожить до завтра. 

Но если трезво смотреть на вещи, завтра все равно наступит. Только все придут в него с разными потерями, запасом положительного хода или в банкротствах. Речь не только о финансах. Деньги – всегда следствие. Ни одна компания, созданная с целью «просто заработать», не стала мировым лидером или сколько-нибудь заметным игроком даже на региональном уровне. 

Чтобы добиваться выдающихся результатов по сравнению с конкурентами, нужно опираться на что-то большее, чем простая меркантильность. Это справедливо и для процветающего рынка, и для падающего. Просто ставки другие, вместо «иксов» прибыли теперь речь идет о выживании. 

Надо разобраться в том, как действовать на личном максимуме в обстановке, которая провоцирует ничего вообще не делать. Вот несколько приемов, которые помогут перезагрузиться или натолкнут на собственные мысли о том, как ускориться. 

1. Режем косты

Первое, что делает антикризисный менеджмент — режет косты. То есть сокращает затраты (англ. – costs) так сильно, как это вообще возможно. 

Подход полностью применим и к личным финансам. Пора отказаться от лишних затрат, тем более регулярных. Самое опасное в сокращении доходов и прибыльности – даже не пересыхание денежного потока, а привычка исходить из старых калькуляций в новой ситуации. 

У этой темы есть еще один ракурс. Эмоциональные расходы тоже нужно сокращать. Потому что если раньше личный баланс позволял обслуживать токсичное общение, ненужные и неприятные дела, занятия, встречи, разговоры, навязанные обязательства, одолжения без отдачи и прочее, прочее — то сейчас на все это вас может просто не хватить. Буквально, физически. 

Поэтому вместо привычной вежливости стоит спокойно (или как получится) отказаться от всего, что вытягивает энергию. Оставьте минимум времени на изучение новостей, перестаньте изводить себя деструктивными мыслями и переживаниями. Выводы либо ложатся в основу действий, либо нет. Тут не о чем «размышлять». 

2. Маниакальный распорядок дня

На этот счет было много выступлений и публикаций в куда более спокойные времена. Известно, что узники и Робинзоны на порядок повышают свои шансы, если придерживаются как можно более жесткого режима.

Вставайте на час раньше, даже если нет никаких дел. Держите все в идеальном порядке, будто перед аудитом. Тут важен не сам порядок, хотя он тоже пригодится. Главное – в сохранении ритма. 

Когда человек бреется или делает маникюр во время землетрясения, он говорит сам себе — мне это пригодится, я еще поживу. Такое отношение можно сравнить с поведением страуса. Но выражение «прятать голову в песок» – просто миф. Попробуйте хотя бы лопату воткнуть в песок. Это не так просто сделать, какая уж там голова!

Суть в том, что устанавливая собственные регулярные таймеры, вы берете контроль в свои руки. У этого метода есть еще одна важная грань.

3. Маленькие победы

Когда большие успехи недоступны, начинает разваливаться личный энергетический баланс. Зачем вообще что-то делать и суетиться, когда планы все равно провалены? Так за крупными проектами кризис приходит в средние дела, потом в мелкие. Через какое-то время ничего уже нельзя сделать, да и незачем. 

Фиксация маленьких достижений перезапускает процесс. Безусловно, тщательно заправленная кровать не изменит курсы валют или развал логистики. Но вы начали день с успешных микродействий. Обрели положительную, позитивную инерцию. Так появляется энергия на более сложные задачи. 

Это действует похоже на швартовку судна. Сначала перекидывают тонкий линь (так называемую «выброску»), по нему перетягивают основной канат. Если начать сразу с бухты каната, ничего не получится. 

4. Разрешите себе ошибаться

Еще одно универсальное правило, которое во все времена лишним не было. Но сейчас просто обязательно признать наличие рисков и учесть их. Не в виде панических списков «Что если так, что если эдак». Как будет, так будет. 

В период шторма не время отвлекаться даже на грубые просчеты. Конечно, лучше действовать эффективно. Но ключевое слово тут «действовать». Тех, кто слишком долго выцеливает и прикидывает, просто смоет за борт. 

Важно понимать, что отсутствие хода — тоже ход. Детская тактика с закрыванием глаз не сделает вас невидимым для рисков и угроз. Придется решать все здесь и сейчас. 

5. Поменяйте личные KPI

Иногда на пожаре из горящего дома выносят что-то странное, ненужное. Подушку вместо документов, кресло вместо кота. Это одна из причин не допускать состояния аффекта. Сохраняя устаревшие личные ориентиры, сложно действовать адекватно в принципиально новых условиях. 

У каждого из нас были личные планы, какой-то вектор жизни. Инвестиционные проекты, накопления, учеба, большие покупки. Но это карта местности, которой больше не существует. Для жизни в новом, быстро меняющемся мире, нужны другие маяки. 

Лучше всего начать с маленьких радостей. Если вы живы, здоровы, на свободе, располагаете какими-то ресурсами и возможностью самостоятельно принимать решения — это уже неизмеримо больше, чем у многих других. Пользуйтесь своим преимуществом разумно. Для начала осознайте его.

Затем попробуйте помогать другим. Особенно удивит тех, кто раньше этого не делал. Парадокс в том, что дающая рука и сама тоже теплеет. Более того, настоящая бескорыстная благотворительность («благо творить», буквально) может оказаться одним из немногих сейчас источников энергии, силы, уверенности в себе. 

6. Меняйте стратегию

Та же мысль крупнее масштабом — пора менять стратегию. Серьезно, по-крупному. Замена поставщиков не создаст новый потребительский рынок. Счет в другом банке не устранит риски. Отсрочки по аренде не оживят экономику. Если бизнес трещит по швам, его нужно срочно реструктурировать или закрывать. 

Полумеры не помогут. Выживут только те компании, которые вместо изобретения обходных путей и практически контрабанды западных поставок быстро переориентируются на Азию, Китай, Ближний Восток. Аналогично по сбыту. 

Понятно, что жалко расставаться с достижениями, которые получены в результате долгих лет усилий и побед. Но операционную рентабельность не повесишь в рамочке на стену. 

То, что сейчас происходит на рынке — даже большая смена парадигмы, чем была во время легендарной «Перестройки». Странно на краю тектонических подвижек пытаться какими-то подпорками и костылями удержать прежние процессы. 

Неважно, какого масштаба деятельность вы вели. Теперь все снова нужно начинать с нуля, скорее даже из минуса.

7. Путешествуйте

Универсальное средство, хорошо знакомое тем, кто уже пробовал. Это легальный (пока) энергетический допинг, который открывает чакры потоком набегающего воздуха. Простая смена локации стряхивает морок и выводит из оцепенения. 

По большому счету даже неважно куда и как, надолго или навсегда. Эмиграция – другая большая тема. Можно просто сгонять на выходные куда-то, хоть в соседний город. Поездить по России. Снобы all inclusive подшучивают над внутренним туризмом, но у нас много уникальных самобытных мест. Настоящие путешественники из других стран мечтают посетить то, что россиянам гораздо ближе и доступнее. 

Если получится ездить много, часто, далеко — вы почувствуете, как расправляются плечи и взгляд наполняется уверенностью. Потому что главное отличие живого от неживого – в движении. И когда продвижение по многим другим осям затруднительно, нужно пользоваться хотя бы самым простым, географическим. 

Как это делаете вы? 

Вы наверняка знаете другие способы и подходы. Расскажите о них в комментариях, давайте соберем по возможности полный набор таких советов и рекомендаций. 

Люди разные, ситуации тоже. Пусть каждый найдет что-то подходящее. Должен найти, потому что без личной мотивации невозможно заниматься предпринимательством и жить насыщенной жизнью.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Много общих слов и никакой конкретики. Сначала меня резанула не только фраза "Режем косты", но и сам подход.

Оставьте минимум времени на изучение новостей, перестаньте изводить себя деструктивными мыслями и переживаниями. 

Новости надо чиать и быть в курсе событий. Но нельзя превращать это событие в типичный думскроллинг с бесконечным листаем ленты новостей и заходы на новостные сайты. 

Вроде все понятно, но как это сделать? И как найти баланс между необходимым уровнем? Тут намного интереснее было бы, если б автор рассказал про техники переключения. И тогда да, статья имела бы право называться как "Х проверенных способов сохранить мотивацию и начать действовать"

 
Менеджер, Волгоград

Делание вместо не делания - это и есть техника. Действие может быть любое, самое примитивное. В этом процессе важно переключать работу полушарий, чтобы раскачать взгляд на задачу под другим углом. Автор начал интересно, с конкретных задач, а ушёл в механику. Ну, это тоже способ получить своё собственное озарение.

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

Сижу и думаю - что со мной не так?.. Почему никуда не исчезает мотивация? Почему нет апатии и депрессии, о которой слышу вокруг? Знакомые пишут в личку: А как ты снимаешь тревогу и стресс?... - Работаю, б...ь, в поте лица, раньше 20-00 не выхожу из-за компа, и в выходные сижу до упора. Сейчас работы - просто невпроворот, ну реально же многое пошло в разнос или сломалось - чини-не-хочу! Нет, не хотят - сидят в "новостях" с головой, а потом перетирают вычитанную кашу в чатиках. 

Знакомого бизнесмана - владельца авторизованных сервисов по ремонту брендовых иномарок - месяц уговариваю связаться с китайцами и турками - поговорить насчет "левых" запчастей (кои у них есть, в потребных количествах, по цене в 5 раз ниже), но... - "А вдруг всё вернётся, и мы потеряем авторизацию из-за использования неофициальных запчастей?" - да ладно?!?!?!  Ну жди-жди, друг. Скоро до банкротства дождешься. Это очень характерный пример.

Менеджер, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:
"А вдруг всё вернётся, и мы потеряем авторизацию из-за использования неофициальных запчастей?"

В его словах есть здравый смысл. Судорожные движения сродни панике. 

Непрерывно смотреть новости нет нужды. Если вы предприниматель и понимаете, что такое стратегия, то давно бы уже поняли сущность происходящего. Некоторые бизнесы нужно без промедления продавать, пока они хоть что-то стоят. А главное, определить стратегию своего поведения. Для некоторых это будет именно ничего не делание. Чтобы иметь прибыльное дело, нужно оказаться в нужном месте в нужное время. Так что для кого-то дождаться нужного времени - самое правильное.

А пустое перемалывание ресурсов ради занятия лично я не приветствую.

Инженер, Томск

Люди непрерывно чистают новости и соцсети, впадают в транс

Не впадают.

Новости во время информационной войны слушать бессмысленно, лента соцсетей - это целиком ваша заслуга. Шокирует - это вы сами так сделали, переделайте чтобы не шокировало.

Действительно важные новости и так до вас дойдут. Военкомат принесет повестку, банкиры пришлют сообщение об изменении процентной ставки.

Дмитрий Чуркин пишет:

Сижу и думаю - что со мной не так?.. Почему никуда не исчезает мотивация? Почему нет апатии и депрессии, о которой слышу вокруг? Знакомые пишут в личку: А как ты снимаешь тревогу и стресс?... - Работаю, б...ь, в поте лица, раньше 20-00 не выхожу из-за компа, и в выходные сижу до упора. Сейчас работы - просто невпроворот, ну реально же многое пошло в разнос или сломалось - чини-не-хочу! Нет, не хотят - сидят в "новостях" с головой, а потом перетирают вычитанную кашу в чатиках. 

Полностью поддерживаю, займитесь делом. Если у вас не стоит вопрос физического выживания после сокращения расходов - начинайте работать на время "когда все закончится". Новый продукт, новый рынок, альтернативная технология - все это инвестиции в будущее.

Знаю компании, которые из кризиса 98-го вышли с принципиально новой линейкой продуктов и порвали рынок.

Консультант, Москва

Как это делаете вы? 

Вы наверняка знаете другие способы и подходы. Расскажите о них в комментариях, давайте соберем по возможности полный набор таких советов и рекомендаций. 

Роман, спасибо за статью! Мне очень понравился и сам посыл, и предалгаемые приёмы. Видно, что Вы их не выдумали, а взяли из собственной жизни.

Воспользуюсь приглашением продолжить и предложу две практики, которым пользуюсь сама:

  • STOP. Это аббревиатура четырёх слов-этапов на случай, когда что-то идёт не так.
    • Stop. Прямо физически или хотя бы ментально нужно сделать остановку. Перестать делать, то что делаешь, или думать о том, о чём думаешь.
    • Take a breath. Сделать вдох. Так, чтобы заметить, как воздух сначала наполняет всё тело, а потом спокойно выдохнуть. Это помогает "заземлиться" окончательно и перевести фокус внимания с внешних разражителей внутрь и в текущий момент. Можно несколько сделать вдохов-выдохов, пока окончательно не "остановишься".
    • Observe. Стань наблюдателем. Попробуй как бы выйти из своего тела, посмотри на себя и ситуацию со стороны. Так всегда гораздо больше и лучше видно :) В том числе альтернативы, возможности, а не только риски и барьеры.
    • Proceed in presence. Продолжай двигаться в нужном тебе направлении, не убегая в прошлое и будущее, делай своё дело в настоящем.
  • Представь в деталях, как начинаешь что-то делать и...делай без усилий. 
    • это такой приём, когда долго тянешь, откладываешь "на потом" задачу, которая кажется сложной и пр. Просто нужно начать представлять самого или саму себя выполняющего/ую откладываемую задачу. Мозг так устроен, что для него воображение и реальность почти равны друг другу. И если детально представить себе, как начинаешь что-то делать, то через небольшое время, как-то само собой всё и происходит. Возможно, это только у меня так? :)

Если кто-то решит попробовать и поделится своими результатами, а также расскажет о своих практиках личной эффективности, буду очень рада!

Главный инженер, Тольятти

Как быть в тонусе, если хочется просто лечь на спину и смотреть в потолок? Откуда взяться драйву, если вообще непонятно чего будет дальше, но понятно уже, что ничего особенно хорошего? Как заряжать других? Тут самому бы просто дожить до завтра. 

Озвучили проблему и предложили семь вариантов решения. 

  1. Сокращать коммуникации в кризис - спорное утверждение. Людям нужна поддержка и у людей можно узнать что-то нужное и важное – например, новые проблемы и предложить способы их решения. При этом открыв новую нишу. Сейчас появилась куча книг и курсов о том, как пережить кризис.
  2. Где взять силы на то, чтобы придерживаться маниакального распорядка дня? Особенно, если не соблюдали раньше.
  3. Где взять силы на то, чтобы фиксировать маленькие победы?
  4. Как разрешить себе ошибаться, если раньше не разрешали?
  5. Как не допустить состояниюе аффекта? Помогать другим? А как же "режем косты"? А вы уверены, что в шторм самое время поменять курс? Может сначала выбраться и осмотреться?
  6. Смена стратегии владельцу возможно добавит мотивации, а вот работникам вряд ли. "Итак тошно, а барин опять что-то придумал"
  7. Путешествия в плане мотивации единственный верный совет. Но во время стагнации. В кризис менять локацию может только Олег Тиньков, но он сначала компанию продал, так сказать путешествует налегке.

Один мудрый человек мне однажды сказал слова, которые ему сказал другой мудрый человек: "Во время спада нужно учиться, во время подъёма применять знания."

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.

В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.

Треть россиян регулярно уходят в «тихий отпуск»

Это отпуск без отрыва от работы, когда люди путешествуют, не отключаясь от своих деловых обязанностей и не оповещая об этом работодателя.

Зарплаты IT-директоров выросли более чем в 2 раза за 5 лет

При этом за последние годы зарплаты новичков в IT почти не растут, а по отдельным позициям наблюдается даже отрицательная динамика.