«Отложу на потом»: 10 работающих способов побороть прокрастинацию

О прокрастинации написаны сотни статей и десятки книг, и они продолжают появляться. Чтение статей и книг о прокрастинации – это тоже прокрастинация, если не проверять некоторые советы на себе. Я попробовал все нижеперечисленные способы сам и советую не откладывать борьбу с прокрастинацией, а выбрать любой и начать применять его. 

1. Сменить негативные формулировки на позитивные

Негативные формулировки заставляют бороться внутри с самим собой, а позитивные выносят эту борьбу наружу.

Что надо сделать:

  • Перестань себя ругать и давить обязательствами, а начать подбадривать.
  • Заменить слова «Я должен закончить…» на «Когда я могу начать?»
  • Заменить слова «Это очень большой и важный проект…» на «Я могу сделать один маленький шаг…»

Когда я сталкиваюсь с новой сложной задачей, которую никак не хочу выполнить, то говорю себе, что могу научиться чему-то новому, а учиться я люблю.

2. Включить здоровый пофигизм

Иногда нас останавливает излишний перфекционизм, который можно побороть только здоровым пофигизмом. Если что-то работает (выполняет свою функцию), плевать как оно выглядит. Вспомните старый анекдот: «Вам шашечки или ехать?».

Что надо сделать: когда начинаете задачу, не старайтесь выполнить ее идеально, главное – сделать минимальный рабочий вариант. Потом можно его улучшать, но иногда это лишнее.

Я обычно начинаю оформлять таблицы Excel еще до того, как заполнил все данные – и это тоже своего рода прокрастинация. Тогда ловлю себя на этом и говорю, что главное не красота, а функциональность, и продолжаю заполнять данные.

3. Увеличить награду

Нужно только начать, а для этого нужен дополнительный импульс. Это может быть не только награда, но и наказание, но награда лучше. Особенно дополнительный стимул в виде награды нужен, если задача очень неприятная.

Что надо сделать: пообещайте себе мороженое, пирожное, лишние 10 минут отдыха после задачи, дополнительные 30 минут в соцсетях, в любимой игре, перед телевизором…

Кода я берусь за большую сложную задачу, обычно обещаю себе, что больше ничего серьезного сегодня делать не буду.

4. Попросить о помощи

Часто прокрастинация – это недостаток знания или ступор перед более сложной, чем ожидалось, задачей. Самостоятельно его преодолеть тяжело и занимает много времени, а взгляд со стороны и простая подсказка быстрее подтолкнет к работе.

Что надо сделать: спросить коллег, близких, руководителя, с чего начать новую сложную задачу или как ее легче и быстрее закончить.

Когда я не могу закончить статью, то прошу помощи у жены. Она далека от тайм-менеджмента и написания статей, но своей житейской мудростью часто выводит меня из ступора и направляет в нужное русло.

5. Мотивировать себя результатом

Это особенность нашего организма: мы получаем больший заряд мотивации не тогда, когда достигли результат, а когда только предвкушаем достижение.

Представьте, что вы уже выполнили задачу. Что произошло? Что вы получили от выполнения?

Например, в конце рабочего дня сдаешь клиенту макет или план проекта руководителю, а тебя благодарят за оперативность, за то, что не тянул до последнего, немного критикуют за недочеты, но это нормально, у тебя еще осталось время, чтобы их исправить.

Этот прием у меня в крови. Я постоянно забегаю вперед еще не выполненной задачи: пишу статью – считаю лайки, начинаю проект по модернизации оборудования – представляю, как только что собранный шкаф управления устанавливают и подключают в цехе. Наверное, надо к психологу сходить. Представлю-ка я, что уже сходил.

6. Использовать метод кнута, пряника и покера

Это комплексный метод борьбы с прокрастинацией. Он позволяет визуализировать прокрастинацию и руками (через фишки) ее пощупать, а также учит оценивать размер задач, и выбирать способ прокрастинации.

Это модернизированный метод кнута и пряника (награды и наказания), который предложил Станислав Ярмолов в своем посте на habr.com. Суть метода в том, что выполняя приоритетные важные задачи, кладешь фишки на депозит, а когда прокрастинируешь, то расходуешь. Для начала покупаешь набор покерных фишек и вперед. Написал статью – положил 100 покерных фишек на баланс, просидел час в соцсетях – отдал 50 свежезаработанных фишек из банка. Как это называет автор «индульгенция» на прокрастинацию.

Я этим методом не пользовался, но в сети есть последователи. Вот их расценки для прокрастинации:

  • Потупить 10 минут в соцсетях: -5 фишек.
  • За каждую минуту опоздания с выходом из дома: -1 фишка.
  • Посмотреть одну серию сериала: -5 фишек.
  • Лечь на 30 минут позже: -5 фишек.
  • Поспать лишние 15 минут утром: -5 фишек.

На мой взгляд, курс несправедливый: 10 минут в соцсетях и 30-50 минут сериала стоят одинаково.

7. Найти контролирующего партнера

Обещания, которые мы даем самим себе, нарушить легче, чем обещания, которые мы даем другим людям. Контролирующий партнер – это человек, которому вы даете обещание что-то сделать или сделаешь вместе с ним.

Не можешь начать бегать – бегай с другом, который будет звонить и будить по утрам. Не идет проект – попроси коллегу раз в день узнавать, как у тебя продвигается работа.

Как-то мы соревновались с сыном в подтягиваниях, и оба набрали неплохую форму.

8. Действовать так, как если бы вы были...

У нас есть представления о себе, которым мы стараемся соответствовать, нужно лишь напомнить, что наше текущее поведение не соответствует тому, что мы о себе представляем. Не думайте, что когда-то станете великим писателем, руководителем, спортсменом, а думайте и действуйте так, как будто уже стали.

«Я спортсмен, поэтому я иду на тренировку». «Я ЗОЖник, поэтому я веду здоровый образ жизни». «Я писатель, поэтому я напишу эту главу до конца дня». «Я лучший руководитель, поэтому я выберу из этой сотни резюме достойные всего за пару часов».

Когда я не хочу что-то делать – ленюсь и прокрастинирую, то говорю себе, что человек, который пишет про тайм-менеджмент, не может прокрастинировать, и приступаю к задаче.

9. Поддаться прокрастинации

Та же история с импульсом. Нужно только начать – столкнуть камень с места, а катить его уже легче. Переключитесь на другую задачу, но только осознанно. Поставьте таймер на 5 минут и приберитесь на столе. Изучите новую функцию Word или Excel, которая поможет в работе.

Когда я не могу приступить к самой важной задаче на день, то делаю одну из последних по важности, но как водится самую легкую или понятную, а уже потом приступаю к той, что сложнее.

10. Составить подробный план

Главная причина прокрастинации – «слоны» – большие сложные задачи. Чтобы съесть, слона его нужно разделить на кусочки. На 100 маленьких кусочков.

Составьте план выполнения задачи из 10, 50 или даже 100 пунктов. Многое зависит от задачи, но в большинстве случаев достаточно мысленно представить, как будете выполнять задачу и записать все шаги. Иногда стоит сходить на место выполнения рабочего процесса, в цех или на стройплощадку.

Это один из моих любимых способов борьбы с прокрастинацией. Например, предстоит капитальный ремонт крупного узла. Как к нему приступить?

Начинаю составлять план: осмотреть, выявить детали, которые нуждаются в замене, проверить их наличие на складе, заказать детали, кто будет выполнять, когда, составить план ремонта, кто ответственный, кто согласующий, какой бюджет по времени, по деньгам, что может еще вылезти, нужны ли сварщики, токари, электрики, нужен ли проект, нужен ли чертеж и так далее и тому подобное.

Когда задачу разобрал на составляющие, выполнить ее намного легче, и как плюс – не забудешь какую-нибудь мелочь.

А какой способ по борьбе с прокрастинацией помогает вам? Расскажите в комментариях.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Псков

Когда-то,лет 30 назад, я дал совет 5-ти летнему мальчику,который сетовал на загруженность:"отложи на завтра..." На,что он серьезно ответил:" Я не привык откладывать на завтра то,что должен сделать сегодня!"

Главный инженер, Тольятти
Александр Федоров пишет:

Когда-то,лет 30 назад, я дал совет 5-ти летнему мальчику,который сетовал на загруженность:"отложи на завтра..." На,что он серьезно ответил:" Я не привык откладывать на завтра то,что должен сделать сегодня!"

Александр, заинтриговали. Что стало с мальчиком?

Аналитик, Москва

Я всегда применяю жёсткое расписание своей работы. Без поблажек. Это должно стать привычкой. Режим. План, как хотите называйте. Утром - 10 минут на планирование.

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:

Я всегда применяю жёсткое расписание своей работы. Без поблажек. Это должно стать привычкой. Режим. План, как хотите называйте. Утром - 10 минут на планирование.

Да, обычно работает. Это просто привычка делать вовремя. А все остальное - детали.

Если, как сказано в самом начале статьи, на тему прокрастинации написаны сотни статей и десятки книг (думаю, что во много раз больше), но проблема не решена, каждый может сделать свои выводы.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. Делай то, что нужно, когда нужно - и не забывая про всё прочее. В сутках 24 часа.

IT-менеджер, Красноярск

Может, не пытаться бороть прокрастинацию, а использовать ее потенциал? Начать с того, чтобы задать себе вопрос: "что бы вы хотели вместо всего этого?" Может, ответ на этот вопрос поможет вырваться из замкнутого круга и начать новую жизнь? 

А жены - да, они могут прерывать прокрастинации... 

IT-менеджер, Красноярск

Кстати, все ответы на эту тему есть в сказке Андерсена "Снежная королева". Можно взять эту сказку как модель и порассуждать. 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Антон Французов пишет:

Кстати, все ответы на эту тему есть в сказке Андерсена "Снежная королева". Можно взять эту сказку как модель и порассуждать. 

Тогда, мы вступаем в иную область -- духовную. Ибо, в оригинале есть то, что убрали из советской редакции. 

Антон Французов пишет:
А жены - да, они могут прерывать прокрастинации... 

И, эти тоже! Причём,  быстро и эффективно. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

В моем случае прокрастинация и срывы сроков это одно из следствий отсутствия навыка грамотно оценивать сроки выполнения задач. Немалую роль в этом играет планирование от конечной даты, когда тебе называют конечный срок выполнения проекта, но он не реальный, а ты пытаешься под него подстроиться. При этом, естественно, хочется выполнить работу быстрее, а в итоге задача затягивается, добавляются новые и вот ты уже сидишь по уши "в долгах".

Генеральный директор, Калининград

Пользуюсь правилом если не сделал, значит слабо хотел. Если хотел - то сделал. 

Пишу глобальные цели раз в год - больше их не смотрю целый год 

Пишу цели/планы по месяцам.

Каждый вечер проверяю задачи на завтра, их много. Выбираю те что обязательно надо сделать - планирую их желательно на утро. Остальные, если получиться. Некоторые задачи по дороге сами отваливаются...

Анализирую выполненные и невыполненные задачи. Те что невыполненные анализирую почему. Если большая - делаю подзадачи, если не сделал потому что "не успел" "забыл", значит слабо хотел. Может она не нужна? Если все ещё хочу переношу её на конкретный срок в календаре.

Если задача, которую планировал сделать сам не даётся мне, передаю задачу "специалисту"

Перепробовал кучу приложений, а итоге пользуюсь обычными заметками на телефоне.Работает.

Региональный менеджер, Москва

Ох уж этот капитализм.. раньше мне казалось, что голь на выдумку хитра только у бедных, а не у тех у кого деньги есть. В таких историях следует обратиться к научной психологии и не изобретать колесо, педали и велосипед заново. 
Все эти нагромождения народного винегрета в виде  каких-то выдуманных правил ну определённую отсрочку даст, но в целом просто подзарядит нерабочую схему: "

Потом, когда приходит крайний срок и отступать уже некуда, организм берёт ситуацию в свои руки и затапливает вены и артерии адреналином. Появляются силы что-то делать, энергия бьёт ключём и – всё успевается.

Беда такой схемы в том, что она – пожарная. С возрастом она будет работать всё хуже и когда-нибудь даст сбой. Причём, чем больше её пользовались, тем раньше она сломается. И дело не будет сделано.". Схема пожарная. 

Вепоятно, стоило бы пойти взрослым и логичным путём. Присмотреться к себе и сделать чекап здоровья, посмотреть высыпаешься ли, как питаешься и ключевой момент разобраться со страхом последствий. Не дочитал статью, но очень надеюсь, что там нет народного фольклора в виде "зоны комфорта".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.